Главная страница

Уроков по теме: «Изготовление игрушки- собачки» Система целей к урокам: Триединая дидактическая цель: Образовательный аспект


Скачать 209.54 Kb.
Название Уроков по теме: «Изготовление игрушки- собачки» Система целей к урокам: Триединая дидактическая цель: Образовательный аспект
Дата 16.02.2016
Размер 209.54 Kb.
Тип Урок

Развернутая модель уроков по теме:

« Изготовление игрушки- собачки»
Система целей к урокам:
Триединая дидактическая цель:


  • Образовательный аспект

-обобщить и систематизировать знания о видах древесины , формирование навыков овладения основными приемами строгания, пиления, сверления;


  • Воспитательный аспект

-создание условий для воспитания мотивов труда, добросовестного отношения к труду, вкуса, усидчивости, самостоятельности, нравственных качеств;


  • Развивающий аспект

- создать условия для абстрактного мышления (умения применять полученные знания на практике),творческих способностей, операционно-контрольных умений;

- оценивать результаты выполненной работы;

  • развитие воли и самостоятельности(развитие инициативы, уверенности в своих силах; настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; умения владеть собой; выдержка, самообладание; умений действовать самостоятельно)

Типы уроков:


    • изучение нового материала

    • формирование умений и навыков

    • закрепление и развитие знаний, умений и навыков.


Метод обучения:
Объяснительно- иллюстративный: ученик знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучение темы, как их достичь,

то есть его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в нужный момент воспроизвести.


Процесс обучения в виде модели:

ПР


! ! ! !



КРО

Н З




НЗ- начальные знания

ПР- промежуточные результаты(или задачи) и пути их достижения

КРО- конечный результат обучения
Виды деятельности учителя (в рамках личностно-ориентированного обучения):

  • Использование субъектного опыта ученика:

    • выявление этого опыта путем постановки вопросов;

    • организация обмена содержанием субъектного опыта между учениками;

    • поддержка учителем наиболее правильных версий по обсуждаемой проблеме;

    • выстраивание на их основе нового материала;

    • обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке.

  • Применение разнообразного дидактического материала:

  • использование разных источников сообщения информации;

  • инициирование выполнения учениками заданий проблемных, внутренне неоднородных;

  • стимулирование учащихся к выбору материала в соответствии с их личными потребностями (выбор типа игрушки);

  • применение индивидуальных опорных карт, плакатов, технологических карт.

  • Характер педагогического общения на уроке:

  • уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, не зависимо от уровня его успеваемости;

  • обращение к ученику по имени;

  • беседа с учеником не с высока, а глаза в глаза;

  • поддержка учеников улыбкой.

  • Активизация способов учебной работы:

  • стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной работы;

  • обсуждение наиболее рациональных способов;

  • выявление наиболее личностно-значимых способов сложившихся у учеников;

  • оценивание не только результата, но и процесса выполнения задания.

  • Проявление гибкости учителя в работе на уроке:

  • организация атмосферы включенности каждого ученика в работу класса;

  • предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения заданий на уроке;

  • создание условий позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным (не боясь ошибиться, получить плохую отметку- использование памятки самооценки);

  • проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика (не прерывает радостные восклицания, спокойный разговор по поводу обсуждаемой темы, снимает негативные реакции);

  • оказание помощи детям не успевающим за темпом работы класса, испытывающим неудовлетворенность оценкой их работы.



Средства активизации учения, используемые на уроках:

    • Показатели сформированности познавательного интереса:

  • интеллектуальная активность;

  • эмоциональная активность;

  • волевая активность;

  • стремление уч-ся участвовать в деятельности.



Для этого: ученик должен понимать целесообразность изучаемого материала;

учитель должен создавать следующие условия:

  • связывать новый материал с ранее изученным, разнообразить учебный труд,

  • оценивать деятельность уч-ся,

  • создавать эмоциональную атмосферу на уроке.

    • Организуя познавательную деятельность уч-ся обращается внимание на соотношение между активными и пассивными видами работы, на соответствие видов работы уровню подготовленности уч-ся.

    • Средства активизации учения:

      • поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию;

      • способствовать сокращению времени и объема готовых знаний и стимулированию самостоятельной учебно-профессиональной деятельности;

      • обеспечивать формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развития волевой сферы по достижению учебно-познавательной цели, самооценку действий;

      • предоставить возможность для коллективного делового общения; способствовать созданию внутреннего комфорта.

    • Организация самостоятельной работы(СР), как ведущего средства активизации учения и достижения ТДЦ урока.

Требования к СР:

  • Наличие конкретных цели и задания;

  • Четкая форма выражения результата;

  • Определение формы проверки СР

  • Обязательность выполнения каждым учеником, получившим задание;

  • Соответствие содержания СР и ТДЦ урока;

  • Содержание и методический аппарат должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной активности(репродуктивном, конструктивном, творческом);

  • Задания должны быть индивидуализированы для обеспечения выполнения СР всеми уч-ся.


Модель №1

(изучение нового материала)



№ этапа

Дидактическая задача этапа

Содержание этапа

1.Организационный

этап.


Подготовить уч-ся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указание на то, что уч-ся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

Взаимные приветствия учителя и уч-ся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния столярной мастерской, подготовленности уч-ся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность, психологическая организация внимания

2.Этап усвоения новых знаний.

Дать учащимся конкретное представление о строгании, строгальных инструментах, конструкциях стругов, правильной хватки инструментов и распределения усилия, контроля за качеством, правилах безопасной работы; на основе приобретаемых знаний выработать умения и навыки обработки древесины строгальными инструментами.

  1. Обычное объяснение у доски(с мелом, наглядностью);

  2. Повторное объяснение по красочному плакату(опорная карта №1»СТРОГАНИЕ»)

  3. Краткое обозрение по плакату

  4. Индивидуальная работа учащихся над персональными опорными картами.




3.Этап закрепления нового материала.

Закрепление полученных знаний и умений.

Выполнение практической работы: изготовление заготовки , используя технологическую карту

( п. 1-6)

Форма работы- индивидуальная.

4.Этап проверки понимания уч-ся нового материала.

Проверка глубины, понимания уч-ся нового материала.

Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем.

Фронтальный контроль усвоения материала по опорной карте: все уч-ся воспроизводят изученный материал, используя опорную карту.

Памятка для самооценки:

Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:

  • Я много работал на уроке и отлично понял материал; знаю, для чего и какими инструментами применяется строгание заготовок. Могу объяснить, по каким признакам можно судить о правильности установки резца. Сумею прострогать изделие до линии разметки.-5 баллов;

  • Я хорошо понял материал; умею правильно пользоваться контрольными инструментами, верно распределять усилие рук при строгании.-4 балла;

  • Я хорошо понял только правила техники безопасности при строгании. Усвоил правильную хватку рубанка. Наверное, я не смогу прострогать заготовку до линии разметки.-3 балла.

  • Я понял, что во время работы надо очищать строгальные инструменты при помощи деревянного клина, но мне надо заново читать учебник и опорную карту, чтобы придать заготовке форму и размеры, а т.ж. получить ровную поверхность.-2балла

5. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

Самостоятельная работа дома: опорный конспект+ учебник + помощь родителей.
Памятка учащемуся:

  • Вспомни объяснение учителя, используя опорную и технологическую карту;

  • Прочти заданный материал по книге;

  • Сопоставь прочитанное с картой ;

  • Расскажи материл учебника с помощью

карты(кодирование-декодирование);

  • Запомни наизусть содержание карты как опору рассказа;

  • Воспроизведи письменно и сравни с образцом.




Модель №2

(формирование умений и навыков )



№ этапа

Дидактическая задача этапа

Содержание этапа

1.Организационный

этап.


Подготовить уч-ся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указание на то, что уч-ся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

Взаимные приветствия учителя и уч-ся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния столярной мастерской, подготовленности уч-ся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность, психологическая организация внимания

2.Этап всесторонней

проверки домашнего

задания.

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми уч-ся,

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях,

совершенствуя при этом знания и умения.

Выясняется степень усвоения на дом материала;

определяются типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидируются обнаруженные недочеты.

Повторение: обобщение и систематизация

знаний по теме «строгание»по опорным индивидуальным картам и плакату ( опорная карта №1»СТРОГАНИЕ»)

Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем :

    • Самооценка

    • Оценка учителя




3.Этап усвоения новых знаний.

Дать учащимся конкретное представление о пилении, пилах , видах пил , правильной хватки инструментов и распределения усилия, контроля за качеством, правилах безопасной работы; на основе приобретаемых знаний выработать умения и навыки обработки древесины пилами.

  1. Обычное объяснение у доски(с мелом, наглядностью);

  2. Повторное объяснение по красочному плакату(опорная карта №2 «Пиление»)

  3. Краткое обозрение по плакату

  4. Индивидуальная работа учащихся над персональными опорными картами.

3.Этап закрепления нового материала.

Закрепление полученных знаний и умений.

Выполнение практической работы: выпиливание детали по контуру, используя технологическую карту( п. 7-8)

Форма работы- индивидуальная.

4.Этап проверки понимания уч-ся нового материала.

Проверка глубины, понимания уч-ся нового материала.

Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем.

Фронтальный контроль усвоения материала по опорной карте: все уч-ся воспроизводят изученный материал, используя опорную карту.

Памятка для самооценки:

Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:

  • Я много работал на уроке и отлично понял материал; знаю, для чего и какими инструментами применяется пиление. Могу объяснить, что повышает точность распиловки; что такое поперечное, продольное, смешанное пиление.-5 баллов;

  • Я хорошо понял материал; умею правильно пользоваться пилами.-4 балла;

  • Я хорошо понял только правила техники безопасности при пилении. Запомнил виды пил. Наверное, я не смогу точно пропилить по черте разметки.-3 балла.

  • Я понял, что закреплять заготовку необходимо надежно, но мне надо заново читать учебник и опорную карту, чтобы точно по линии разметки распилить заготовку.-2балла

5. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

Самостоятельная работа дома: опорный конспект+ учебник + помощь родителей.
Памятка учащемуся:

  • Вспомни объяснение учителя, используя опорную и технологическую карту;

  • Прочти заданный материал по книге;

  • Сопоставь прочитанное с картой ;

  • Расскажи материл учебника с помощью

карты(кодирование-декодирование);

  • Запомни наизусть содержание карты как опору рассказа;

  • Воспроизведи письменно и сравни с образцом.




Модель №3

(формирование умений и навыков )



№ этапа

Дидактическая задача этапа

Содержание этапа

1.Организационный

этап.


Подготовить уч-ся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указание на то, что уч-ся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

Взаимные приветствия учителя и уч-ся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния столярной мастерской, подготовленности уч-ся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность, психологическая организация внимания

2.Этап всесторонней

проверки домашнего

задания.

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми уч-ся,

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы Взнаниях,совершенствуя при этом знания и умени

Выясняется степень усвоения на дом материала;

определяются типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидируются обнаруженные недочеты.

Повторение: обобщение и систематизация

знаний по теме «Пиление»по опорным индивидуальным картам и плокату ( опорная карта №2 «Пиление»)

Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем:

    • Самооценка

    • Оценка учителя




3.Этап усвоения новых знаний.

Дать учащимся конкретное представление о сверлении глухих и сквозных отверстий, о видах сверл, об инструментах для сверления , приемах сверления, правилах безопасной работы; на основе приобретаемых знаний выработать умения и навыки сверления отверстий.

  1. Обычное объяснение у доски(с мелом, наглядностью);

  2. Повторное объяснение по красочному плакату(опорная карта №3 «Сверление»)

  3. Краткое обозрение по плакату

  4. Индивидуальная работа учащихся над персональными опорными картами.

3.Этап закрепления нового материала.

Закрепление полученных знаний и умений.

Выполнение практической работы: изготовление детали, используя технологическую карту (п. 9-14)

Форма работы- индивидуальная.


4.Этап проверки понимания уч-ся нового материала.


Проверка
глубины, понимания уч-ся нового материала.


Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем.

Фронтальный контроль усвоения материала по опорной карте: все уч-ся воспроизводят изученный материал, используя опорную карту.

Памятка для самооценки:

Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:

  • Я много работал на уроке и отлично понял материал; знаю, для чего и какими инструментами применяется пиление. Могу объяснить, что повышает точность распиловки; что такое поперечное, продольное, смешанное пиление.-5 баллов;

  • Я хорошо понял материал; умею правильно пользоваться пилами.-4 балла;

  • Я хорошо понял только правила техники безопасности при пилении. Запомнил виды пил. Наверное, я не смогу точно пропилить по черте разметки.-3 балла.

  • Я понял, что закреплять заготовку необходимо надежно, но мне надо заново читать учебник и опорную карту, чтобы точно по линии разметки распилить заготовку.-2балла

5. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

Самостоятельная работа дома: опорный конспект+ учебник + помощь родителей.
Памятка учащемуся:

  • Вспомни объяснение учителя, используя опорную и технологическую карту;

  • Прочти заданный материал по книге;

  • Сопоставь прочитанное с картой ;

  • Расскажи материл учебника с помощью

карты(кодирование-декодирование);

  • Запомни наизусть содержание карты как опору рассказа;

  • Воспроизведи письменно и сравни с образцом.




Модель №4

(закрепление и развитие знаний, умений и навыков)


№ этапа

Дидактическая задача этапа

Содержание этапа

1.Организационный

этап.


Подготовить уч-ся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указание на то, что уч-ся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

Взаимные приветствия учителя и уч-ся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния столярной мастерской, подготовленности уч-ся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность, психологическая организация внимания

2.Этап закрепления

ранее изученного материала.

Закрепление полученных знаний и умений.

1)Выясняется степень усвоения материала;

определяются типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидируются обнаруженные недочеты.

Повторение: обобщение и систематизация

знаний по теме «Строгание»,«Пиление», «Сверление» по опорным индивидуальным картам и плакатам (опорные карты №1,№2,№3) Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем, взаимоконтроль.

    • Самооценка

    • Оценка в группе

    • Оценка учителя

2) Выполнение практической работы: сборка детали и покрытие лаком, используя технологическую карту (п. 15-17)

Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем, взаимоконтроль.

    • Самооценка

    • Оценка в группе

    • Оценка учителя


5.






Памятка учащемуся

при выполнении домашнего задания:


  • Вспомни объяснение учителя,

используя опорную и технологическую карту;


  • Прочти заданный материал по книге;




  • Сопоставь прочитанное с картой;




  • Расскажи материл учебника с помощью

карты (кодирование-декодирование);


  • Запомни наизусть содержание карты как опору рассказа;



  • Воспроизведи письменно и сравни с образцом.


Памятка учащемуся для самооценки:
Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:



  • Я много работал на уроке и отлично понял материал; знаю, для чего и какими инструментами применяется строгание заготовок. Могу объяснить, по каким признакам можно судить о правильности установки резца. Сумею прострогать изделие до линии разметки - 5 баллов;



  • Я хорошо понял материал; умею правильно пользоваться контрольными инструментами, верно распределять усилие рук при строгании- 4 балла;



  • Я хорошо понял только правила техники безопасности при строгании. Усвоил правильную хватку рубанка. Наверное, я не смогу прострогать заготовку до линии разметки- 3 балла;



  • Я понял, что во время работы надо очищать строгальные инструменты при помощи деревянного клина, но мне надо заново читать учебник и опорную карту, чтобы придать заготовке форму и размеры, а т.ж. получить ровную поверхность- 2балла.


Лист оценки результата работы

(самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя)



Элемент знаний

Активность

в группе

Результат




  • Строгание

  • Пиление

  • Сверление

Помощь товарищу.

Возможность воспроизвести ответ после обсуждения в группе.

Самооценка

Оценка в группе

Оценка учителя

Оценка в группе

Средняя оценка

Оценка учителя

Итоговая оценка






















Элемент знаний

Активность

в группе

Результат


Практическая работа:

  • сборка готовых деталей;

  • проверка качества изделия.

Помощь товарищу.

Возможность

определить качество изделия после обсуждения в группе.

Самооценка

Оценка в группе

Оценка учителя

Оценка в группе

Средняя оценка

Оценка учителя

Итоговая оценка






















Список литературы.
1. Платонов К. К.

“Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности.”

2. Иващенко Ф. И.

“Труд и развитие личности школьника.”

3. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю.

“Психологический справочник учителя.”