|
Уроков по теме: «Изготовление игрушки- собачки» Система целей к урокам: Триединая дидактическая цель: Образовательный аспект
Развернутая модель уроков по теме:
« Изготовление игрушки- собачки»
Система целей к урокам:
Триединая дидактическая цель:
-обобщить и систематизировать знания о видах древесины , формирование навыков овладения основными приемами строгания, пиления, сверления;
-создание условий для воспитания мотивов труда, добросовестного отношения к труду, вкуса, усидчивости, самостоятельности, нравственных качеств;
- создать условия для абстрактного мышления (умения применять полученные знания на практике),творческих способностей, операционно-контрольных умений;
- оценивать результаты выполненной работы;
развитие воли и самостоятельности(развитие инициативы, уверенности в своих силах; настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; умения владеть собой; выдержка, самообладание; умений действовать самостоятельно)
Типы уроков:
изучение нового материала
формирование умений и навыков
закрепление и развитие знаний, умений и навыков.
Метод обучения:
Объяснительно- иллюстративный: ученик знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучение темы, как их достичь,
то есть его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в нужный момент воспроизвести.
Процесс обучения в виде модели:
ПР
! ! ! !
КРО
Н З
НЗ- начальные знания
ПР- промежуточные результаты(или задачи) и пути их достижения
КРО- конечный результат обучения
Виды деятельности учителя (в рамках личностно-ориентированного обучения):
-
Использование субъектного опыта ученика:
выявление этого опыта путем постановки вопросов;
-
организация обмена содержанием субъектного опыта между учениками;
поддержка учителем наиболее правильных версий по обсуждаемой проблеме;
выстраивание на их основе нового материала;
обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке.
Применение разнообразного дидактического материала:
использование разных источников сообщения информации;
инициирование выполнения учениками заданий проблемных, внутренне неоднородных;
стимулирование учащихся к выбору материала в соответствии с их личными потребностями (выбор типа игрушки);
применение индивидуальных опорных карт, плакатов, технологических карт.
Характер педагогического общения на уроке:
уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, не зависимо от уровня его успеваемости;
обращение к ученику по имени;
беседа с учеником не с высока, а глаза в глаза;
поддержка учеников улыбкой.
Активизация способов учебной работы:
стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной работы;
обсуждение наиболее рациональных способов;
выявление наиболее личностно-значимых способов сложившихся у учеников;
оценивание не только результата, но и процесса выполнения задания.
Проявление гибкости учителя в работе на уроке:
организация атмосферы включенности каждого ученика в работу класса;
-
предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения заданий на уроке;
создание условий позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным (не боясь ошибиться, получить плохую отметку- использование памятки самооценки);
проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика (не прерывает радостные восклицания, спокойный разговор по поводу обсуждаемой темы, снимает негативные реакции);
оказание помощи детям не успевающим за темпом работы класса, испытывающим неудовлетворенность оценкой их работы.
Средства активизации учения, используемые на уроках:
Показатели сформированности познавательного интереса:
интеллектуальная активность;
эмоциональная активность;
волевая активность;
стремление уч-ся участвовать в деятельности.
Для этого: ученик должен понимать целесообразность изучаемого материала;
учитель должен создавать следующие условия:
связывать новый материал с ранее изученным, разнообразить учебный труд,
оценивать деятельность уч-ся,
создавать эмоциональную атмосферу на уроке.
Организуя познавательную деятельность уч-ся обращается внимание на соотношение между активными и пассивными видами работы, на соответствие видов работы уровню подготовленности уч-ся.
-
Средства активизации учения:
поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию;
способствовать сокращению времени и объема готовых знаний и стимулированию самостоятельной учебно-профессиональной деятельности;
обеспечивать формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развития волевой сферы по достижению учебно-познавательной цели, самооценку действий;
-
предоставить возможность для коллективного делового общения; способствовать созданию внутреннего комфорта.
Организация самостоятельной работы(СР), как ведущего средства активизации учения и достижения ТДЦ урока.
Требования к СР:
Наличие конкретных цели и задания;
Четкая форма выражения результата;
Определение формы проверки СР
Обязательность выполнения каждым учеником, получившим задание;
Соответствие содержания СР и ТДЦ урока;
Содержание и методический аппарат должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной активности(репродуктивном, конструктивном, творческом);
Задания должны быть индивидуализированы для обеспечения выполнения СР всеми уч-ся.
Модель №1
(изучение нового материала)
№ этапа
|
Дидактическая задача этапа
|
Содержание этапа
|
1.Организационный
этап.
|
Подготовить уч-ся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указание на то, что уч-ся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.
|
Взаимные приветствия учителя и уч-ся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния столярной мастерской, подготовленности уч-ся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность, психологическая организация внимания
|
2.Этап усвоения новых знаний.
|
Дать учащимся конкретное представление о строгании, строгальных инструментах, конструкциях стругов, правильной хватки инструментов и распределения усилия, контроля за качеством, правилах безопасной работы; на основе приобретаемых знаний выработать умения и навыки обработки древесины строгальными инструментами.
|
Обычное объяснение у доски(с мелом, наглядностью);
Повторное объяснение по красочному плакату(опорная карта №1»СТРОГАНИЕ»)
Краткое обозрение по плакату
Индивидуальная работа учащихся над персональными опорными картами.
|
3.Этап закрепления нового материала.
|
Закрепление полученных знаний и умений.
|
Выполнение практической работы: изготовление заготовки , используя технологическую карту
( п. 1-6)
Форма работы- индивидуальная.
|
4.Этап проверки понимания уч-ся нового материала.
|
Проверка глубины, понимания уч-ся нового материала.
|
Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем.
Фронтальный контроль усвоения материала по опорной карте: все уч-ся воспроизводят изученный материал, используя опорную карту.
Памятка для самооценки:
Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:
Я много работал на уроке и отлично понял материал; знаю, для чего и какими инструментами применяется строгание заготовок. Могу объяснить, по каким признакам можно судить о правильности установки резца. Сумею прострогать изделие до линии разметки.-5 баллов;
Я хорошо понял материал; умею правильно пользоваться контрольными инструментами, верно распределять усилие рук при строгании.-4 балла;
Я хорошо понял только правила техники безопасности при строгании. Усвоил правильную хватку рубанка. Наверное, я не смогу прострогать заготовку до линии разметки.-3 балла.
Я понял, что во время работы надо очищать строгальные инструменты при помощи деревянного клина, но мне надо заново читать учебник и опорную карту, чтобы придать заготовке форму и размеры, а т.ж. получить ровную поверхность.-2балла
|
5. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
Сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.
|
Самостоятельная работа дома: опорный конспект+ учебник + помощь родителей.
Памятка учащемуся:
Вспомни объяснение учителя, используя опорную и технологическую карту;
Прочти заданный материал по книге;
Сопоставь прочитанное с картой ;
Расскажи материл учебника с помощью
карты(кодирование-декодирование);
Запомни наизусть содержание карты как опору рассказа;
Воспроизведи письменно и сравни с образцом.
|
Модель №2
(формирование умений и навыков )
№ этапа
|
Дидактическая задача этапа
|
Содержание этапа
|
1.Организационный
этап.
|
Подготовить уч-ся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указание на то, что уч-ся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.
|
Взаимные приветствия учителя и уч-ся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния столярной мастерской, подготовленности уч-ся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность, психологическая организация внимания
|
2.Этап всесторонней
проверки домашнего
задания.
|
Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми уч-ся,
Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях,
совершенствуя при этом знания и умения.
|
Выясняется степень усвоения на дом материала;
определяются типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидируются обнаруженные недочеты.
Повторение: обобщение и систематизация
знаний по теме «строгание»по опорным индивидуальным картам и плакату ( опорная карта №1»СТРОГАНИЕ»)
Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем :
Самооценка
Оценка учителя
|
3.Этап усвоения новых знаний.
|
Дать учащимся конкретное представление о пилении, пилах , видах пил , правильной хватки инструментов и распределения усилия, контроля за качеством, правилах безопасной работы; на основе приобретаемых знаний выработать умения и навыки обработки древесины пилами.
|
Обычное объяснение у доски(с мелом, наглядностью);
Повторное объяснение по красочному плакату(опорная карта №2 «Пиление»)
Краткое обозрение по плакату
Индивидуальная работа учащихся над персональными опорными картами.
|
3.Этап закрепления нового материала.
|
Закрепление полученных знаний и умений.
|
Выполнение практической работы: выпиливание детали по контуру, используя технологическую карту( п. 7-8)
Форма работы- индивидуальная.
|
4.Этап проверки понимания уч-ся нового материала.
|
Проверка глубины, понимания уч-ся нового материала.
|
Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем.
Фронтальный контроль усвоения материала по опорной карте: все уч-ся воспроизводят изученный материал, используя опорную карту.
Памятка для самооценки:
Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:
Я много работал на уроке и отлично понял материал; знаю, для чего и какими инструментами применяется пиление. Могу объяснить, что повышает точность распиловки; что такое поперечное, продольное, смешанное пиление.-5 баллов;
Я хорошо понял материал; умею правильно пользоваться пилами.-4 балла;
Я хорошо понял только правила техники безопасности при пилении. Запомнил виды пил. Наверное, я не смогу точно пропилить по черте разметки.-3 балла.
-
Я понял, что закреплять заготовку необходимо надежно, но мне надо заново читать учебник и опорную карту, чтобы точно по линии разметки распилить заготовку.-2балла
|
5. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
Сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.
|
Самостоятельная работа дома: опорный конспект+ учебник + помощь родителей.
Памятка учащемуся:
Вспомни объяснение учителя, используя опорную и технологическую карту;
Прочти заданный материал по книге;
Сопоставь прочитанное с картой ;
Расскажи материл учебника с помощью
карты(кодирование-декодирование);
Запомни наизусть содержание карты как опору рассказа;
Воспроизведи письменно и сравни с образцом.
|
Модель №3
(формирование умений и навыков )
№ этапа
|
Дидактическая задача этапа
|
Содержание этапа
|
1.Организационный
этап.
|
Подготовить уч-ся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указание на то, что уч-ся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.
|
Взаимные приветствия учителя и уч-ся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния столярной мастерской, подготовленности уч-ся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность, психологическая организация внимания
|
2.Этап всесторонней
проверки домашнего
задания.
|
Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми уч-ся,
Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы Взнаниях,совершенствуя при этом знания и умени
|
Выясняется степень усвоения на дом материала;
определяются типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидируются обнаруженные недочеты.
Повторение: обобщение и систематизация
знаний по теме «Пиление»по опорным индивидуальным картам и плокату ( опорная карта №2 «Пиление»)
Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем:
Самооценка
Оценка учителя
|
3.Этап усвоения новых знаний.
|
Дать учащимся конкретное представление о сверлении глухих и сквозных отверстий, о видах сверл, об инструментах для сверления , приемах сверления, правилах безопасной работы; на основе приобретаемых знаний выработать умения и навыки сверления отверстий.
|
Обычное объяснение у доски(с мелом, наглядностью);
Повторное объяснение по красочному плакату(опорная карта №3 «Сверление»)
Краткое обозрение по плакату
Индивидуальная работа учащихся над персональными опорными картами.
|
3.Этап закрепления нового материала.
|
Закрепление полученных знаний и умений.
|
Выполнение практической работы: изготовление детали, используя технологическую карту (п. 9-14)
Форма работы- индивидуальная.
|
4.Этап проверки понимания уч-ся нового материала.
|
Проверка
глубины, понимания уч-ся нового материала.
|
Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем.
Фронтальный контроль усвоения материала по опорной карте: все уч-ся воспроизводят изученный материал, используя опорную карту.
Памятка для самооценки:
Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:
Я много работал на уроке и отлично понял материал; знаю, для чего и какими инструментами применяется пиление. Могу объяснить, что повышает точность распиловки; что такое поперечное, продольное, смешанное пиление.-5 баллов;
Я хорошо понял материал; умею правильно пользоваться пилами.-4 балла;
Я хорошо понял только правила техники безопасности при пилении. Запомнил виды пил. Наверное, я не смогу точно пропилить по черте разметки.-3 балла.
Я понял, что закреплять заготовку необходимо надежно, но мне надо заново читать учебник и опорную карту, чтобы точно по линии разметки распилить заготовку.-2балла
|
5. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
|
Сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.
|
Самостоятельная работа дома: опорный конспект+ учебник + помощь родителей.
Памятка учащемуся:
Вспомни объяснение учителя, используя опорную и технологическую карту;
Прочти заданный материал по книге;
Сопоставь прочитанное с картой ;
Расскажи материл учебника с помощью
карты(кодирование-декодирование);
Запомни наизусть содержание карты как опору рассказа;
Воспроизведи письменно и сравни с образцом.
|
Модель №4
(закрепление и развитие знаний, умений и навыков)
№ этапа
|
Дидактическая задача этапа
|
Содержание этапа
|
1.Организационный
этап.
|
Подготовить уч-ся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указание на то, что уч-ся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.
|
Взаимные приветствия учителя и уч-ся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния столярной мастерской, подготовленности уч-ся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность, психологическая организация внимания
|
2.Этап закрепления
ранее изученного материала.
|
Закрепление полученных знаний и умений.
|
1)Выясняется степень усвоения материала;
определяются типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидируются обнаруженные недочеты.
Повторение: обобщение и систематизация
знаний по теме «Строгание»,«Пиление», «Сверление» по опорным индивидуальным картам и плакатам (опорные карты №1,№2,№3) Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем, взаимоконтроль.
Самооценка
Оценка в группе
Оценка учителя
2) Выполнение практической работы: сборка детали и покрытие лаком, используя технологическую карту (п. 15-17)
Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем, взаимоконтроль.
Самооценка
Оценка в группе
Оценка учителя
|
5.
|
|
|
Памятка учащемуся
при выполнении домашнего задания:
Вспомни объяснение учителя,
используя опорную и технологическую карту;
Прочти заданный материал по книге;
Сопоставь прочитанное с картой;
Расскажи материл учебника с помощью
карты (кодирование-декодирование);
Запомни наизусть содержание карты как опору рассказа;
Воспроизведи письменно и сравни с образцом.
Памятка учащемуся для самооценки:
Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:
Я много работал на уроке и отлично понял материал; знаю, для чего и какими инструментами применяется строгание заготовок. Могу объяснить, по каким признакам можно судить о правильности установки резца. Сумею прострогать изделие до линии разметки - 5 баллов;
Я хорошо понял материал; умею правильно пользоваться контрольными инструментами, верно распределять усилие рук при строгании- 4 балла;
Я хорошо понял только правила техники безопасности при строгании. Усвоил правильную хватку рубанка. Наверное, я не смогу прострогать заготовку до линии разметки- 3 балла;
Я понял, что во время работы надо очищать строгальные инструменты при помощи деревянного клина, но мне надо заново читать учебник и опорную карту, чтобы придать заготовке форму и размеры, а т.ж. получить ровную поверхность- 2балла.
Лист оценки результата работы
(самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя)
Элемент знаний
|
Активность
в группе
|
Результат
|
Строгание
Пиление
Сверление
|
Помощь товарищу.
Возможность воспроизвести ответ после обсуждения в группе.
|
Самооценка
|
Оценка в группе
|
Оценка учителя
|
Оценка в группе
|
Средняя оценка
|
Оценка учителя
|
Итоговая оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
Элемент знаний
|
Активность
в группе
|
Результат
|
Практическая работа:
сборка готовых деталей;
проверка качества изделия.
|
Помощь товарищу.
Возможность
определить качество изделия после обсуждения в группе.
|
Самооценка
|
Оценка в группе
|
Оценка учителя
|
Оценка в группе
|
Средняя оценка
|
Оценка учителя
|
Итоговая оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы.
1. Платонов К. К.
“Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности.”
2. Иващенко Ф. И.
“Труд и развитие личности школьника.”
3. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю.
“Психологический справочник учителя.”
|
|
|