|
Методическая разработка Проектный метод обучения с использованием информационных технологии в неделимых классах технология 8-11 классы
Методическая разработка
Проектный метод обучения с использованием информационных технологии в неделимых классах ТЕХНОЛОГИЯ 8-11 КЛАССЫ
Представленная система уроков для учащихся 8-11 классов раскрывает алгоритм работы учащихся на уроках технологии в неделимых классах по выполнению творческого проекта с использованием информационных технологии
2011
Муниципальное казенное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 с.п. «Село Пивань» Комсомольского района Хабаровского края
Технология. 8-11 неделимые классы. Проектная деятельность на уроках - планирование, методические рекомендации, рабочая тетрадь для учащихся авт -сост. Е.В.Мельник.
Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета.
Развитие исследовательских умений и интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся возможно в ходе разработки проектных заданий, предусмотренных в структурной модели инвариантного (базисного) содержания образовательной области «Технология»
Организация проектной деятельности с и спользованием информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе на уроках технологии в неделимых классах позволяет заинтересовать учащихся в получении знаний, раскрыть их творческий потенциал, помочь им реализовать свои замыслы и проверить возможности.
Представленная система уроков для учащихся 8-11 классов раскрывает алгоритм работы учащихся по выполнению творческого проекта с использованием информационных технологии. Планирование, рекомендации к урокам, рабочая тетрадь по проектированию, справочный материал, помогут педагогу в организации проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологии в дельности на уроках технологии.
ВВЕДЕНИЕ
Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить - значит трудиться.
В. Гюго
Проектный метод обучения технологии - это интегрированный вид деятельности по созданию изделий, имеющих личную и общественную значимость. Организация проектной деятельности учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся, помогает создать положительную мотивацию для самообразования. При выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку.
Успешность проектной деятельности на уроках технологии в неделимых классах полностью зависит от учителя, его умения планировать занятия с учетом имеющихся возможностей школы, умения организовать и стимулировать познавательную работу учащихся, его творческих возможностей и использования современных технологий.
В данном методическом пособии раскрываются основные вопросы, связанные с формированием у учащихся необходимых знаний и умений, предусмотренных стандартом общего образования по технологии, в результате изучения данного предмета в 8-11 классах (Симоненко, В. Д. Технология. 8,10-11 кл.: учебник. М.: Вентана-Граф, 2010).
Представленная система уроков является универсальной для неделимых 8-11 классов, так как раскрывает весь алгоритм организации работы учащихся по выполнению творческого проекта с использованием информационных технологии: выбор темы, работа с первоисточниками, анализ изделия, выбор материалов для изготовления изделия, расчет себестоимости, составление плана работы, оформление технологической документации в программе Microsoft Power Point, презентация и защита проекта. А также разработка дополнительных материалов выполненных в программе Microsoft Publisher в виде буклета или бюллетеня в рамках исследуемой темы.
В разработке представлены методические рекомендации для учителя по теме «Проектный метод обучения с использованием информационных технологии в неделимых классах», рассчитанное на 16 часов (IV учебная четверть). Даются рекомендации к отдельным разделам тем - все это поможет сделать организацию проектной деятельности учащихся на уроках технологии творческой и эффективной.
Значительно облегчит проектную деятельность учащихся, разработанная в соответствии с алгоритмом рабочая тетрадь по проектированию и созданию презентации Microsoft Power Point.
Каждый этап работы, представленный в тетради, имеет необходимые таблицы, схемы, пояснения для выполнения заданий, что значительно облегчает учебную деятельность для учителя и ученика. В конце тетради есть зачетный лист - своего рода сводная ведомость, куда переносятся все оценки за каждый этап работы. В итоге проектная деятельность с помощью рабочей тетради дает возможность не только систематически, но и объективно оценить творческую деятельность ребенка, самостоятельную работу и выполнение домашнего задания, а также зафиксировать весь текущий процесс работы над проектом, что облегчает впоследствии грамотное и последовательное оформление презентации Microsoft Power Point. Кроме того, способствует формированию у школьников представления о логической ступенчатости проектной деятельности и работе в программе Microsoft Power Point.
.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Проектный метод обучения является сердцевиной методики технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную и общественную значимость. Теория и практика проектного подхода показывают, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся. Кроме того, создается положительная мотивация для самообразования. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.
Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология»
Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.
В стандарте общего образования по технологии при изучении предмета в 5-11 классах отводится 16 часов на освоение темы «Творческие проект» в IV учебной четверти. Организация выставки работ учащихся в конце четверти привлечет много внимания, позволит выбрать и проанализировать ученические работы для участия в районных городских конкурсах творческих проектов. Рекомендации по применению ИКТ на практике к каждому уроку полностью раскрывают специфику изучения раздела «Творческие проекты» учебника «Технология» под редакцией В. Д. Симоненко.
Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя – он уже не основной источник знаний, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя – подобрать средства обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать ПК в учебных целях.
Проектно-исследовательская деятельность - образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). Таким образом, понятия «проектное обучение», «учебная проектная деятельность» «проектно-исследовательская деятельность» взаимосвязаны, и являются компонентами проектного обучения.
Проекты классифицируются по содержанию:
- Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы. Это может быть учебное пособие для школы, макеты моделей и т.д.
- Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
- Натуралистический и описательный - творческая работа, направленная на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Может иметь элемент научной новизны. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.
- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.
- Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
- Ролевой проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
Использование ИКТ в проектно – исследовательской деятельности позволяет:
повысить мотивацию учебной деятельности;
-
привлечь школьников к процессу активного получения и применения знаний;
использовать широкую базу информационных источников;
сделать проекты более полными, всесторонними, наглядными и яркими;
научить планированию собственной деятельности и оценке её результатов.
Работа над учебными проектами и формирование исследовательских навыков средствами ИКТ способствует развитию компетенций гражданина XXI века: ответственности, адаптивности, творческой активности и любознательности, информационной культуры, коммуникативных умений, направленности на саморазвитие и сотрудничество.
|
|
|