Лист планирования презентации учителя
Общая цель создания представления проекта: ________________________________________
________________________________________________________________________________
Название презентации проекта учащихся
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Основные проблемы проекта, рассматриваемые в презентации: _________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Темы и список материалов, которые необходимо найти в Интернете: ____________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Перечень дополнительных ресурсов, которые Вы будете использовать (мультимедийные энциклопедии, учебники и др.): ____________________________________________________
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Для достижения поставленных задач презентация проекта может включать следующие слайды:
Название проекта: __________________________________________________________
Список основных исполнителей: _____________________________________________
_____________________________________________________________________________
Список коллег, преподающих другие предметы, которых желательно привлечь к работе над проектом: _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Краткое описание дидактических и методических целей проекта: __________________
_____________________________________________________________________________
Проблема, предлагаемая к разрешению в данном проекте: ________________________
_____________________________________________________________________________
Возможные темы самостоятельных исследований учащихся:______________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Этапы и ход работы по проекту:______________________________________________
Анализ эффективности предлагаемой методики работы: _________________________
Планируемые результаты: ___________________________________________________
Ссылки на информационные ресурсы и описание необходимых в работе веб-сайтов: __________________________________________________________________________
Используемая литература: ___________________________________________________
Другое: ___________________________________________________________________
Раздел «ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ»
Тема: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
Цели:
Образовательная: познакомить с понятием «творческий проект» и его основными элементами.
Развивающая: развивать инициативу, интерес к творческой деятельности.
Воспитательная: воспитывать толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.
Демонстрационный материал: слайд-фильм «Технология проектирования»; творческие проекты учащихся; таблица «Алгоритм выполнения проекта».
Раздаточный материал: рабочая тетрадь по проектированию.
Рекомендации к уроку.
На начальном этапе данной темы слово «проектирование» пугает учащихся, оно, по сути, очень напоминает известное «пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что», ведь школьники впервые знакомятся с вероятными решениями задач, когда критерий правильности не связан с соответствием какому-либо эталону. Поэтому очень важно на первом же уроке заинтересовать учащихся проектированием, вызвать у них мотив побуждения, объясняя значимость темы. Для этого можно использовать методы, которые формируют интерес к процессу проектирования:
- осуществляется демонстрация выполненных проектов и слайд-фильма «Технология проектирования», при этом акцентируется внимание на элементах творчества (достижение новизны, генерирование вариантов), выявляются сильные и слабые стороны представленных проектов, различие работ по сложности, трудоемкости и т. д.
-производится изложение — ознакомление с процедурой выполнения проектов, формами работы в классе и дома, информационным обеспечением проектирования (образцы технической документации, сборники творческих проектов, компьютерная поддержка и др.).
Затем следует остановиться на подробном разборе понятия «творческий проект» и его основных элементах. Далее, используя таблицу 1 «Алгоритм выполнения проекта», необходимо объяснить понятие «алгоритм» и его значение, чётко излагая основные этапы выполнения проекта.
Информация для учителя.
1. Творческий проект и его основные элементы.
Под творческим проектом обычно понимается учебно-познавательная, исследовательская, творческая, самостоятельно выполненная работа учащегося, связанная с решением какой-либо проблемы.
Учащийся является создателем проектируемой им вещи (объекта) с самого начала и до ее завершения, от идеи и до ее воспроизведения в материале (например: мебель, одежда, инструмент, предметы быта, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.). Качество выполнения проекта зависит от того, насколько прочны знания учащегося и приобретенные им навыки и умения в различных учебных дисциплинах.
Творческий проект состоит из двух частей:
Техническая документация - подробная технологическая разработка задуманного объекта, рабочие чертежи и расчеты экономической эффективности проекта.
-
Изготовление проекта - наглядно представленная система способов соединения и взаимодействия частей изделия, а также материал, из которого эти части изготовлены.
Варианты проектов могут быть самыми различными. Необязательно, чтобы весь проект (особенно сложный) выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена совместно несколькими одноклассниками, при этом работа каждого должна быть четко оговорена.
Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей, в котором форма соответствует назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще красива.
2. Алгоритм выполнения проекта.
Основной задачей выполнения проектов является усвоение алгоритма проектирования, который схож с деятельностью конструкторов, дизайнеров по созданию объектов, где процесс создания (проектирования) представляет собой определенную последовательность этапов деятельности.
Содержание основных этапов и их ступенчатость не являются догмой, но есть принятый стандарт, то есть последовательность проектирования, которая значительно облегчает работу учащегося и контроль учителя в процессе проектной деятельности.
Антиподы проектирования - спонтанные «озарения», не имеющие оснований, по принципу «сначала сделать, потом думать».
Этапы работы над проектом
Название этапа
|
Содержание работы
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
Подготовка
|
Определение темы и целей проекта
|
Обсуждают предмет с учителем, получают необходимую информацию. Устанавливают цели.
|
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей
|
Планирование
|
Определение источников информации
Определение способов сбора и анализа информации
Определение способа представления результатов
Установление процедуры и критериев оценки результатов
Распределение задач (обязанностей) между членами команды
|
Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.
|
Предлагает идеи, высказывает предположения, утверждает план.
|
Исследование
|
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения.
Проведение необходимых расчетов.
|
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.
|
Наблюдает, советует, консультирует, проверяет расчеты, косвенно руководит деятельностью учащихся
|
Результаты и/или выводы
|
Анализ информации. Формулирование выводов.
Подготовка отчета (бизнес-плана), презентации бизнес-плана
|
Анализируют информацию. Формулируют выводы. Готовят отчет и презентацию работы.
|
Наблюдает, советует, консультирует.
|
Представление работы
|
Форма представления результатов: отчет (бизнес-план, документ word) и презентация бизнес-плана.
|
Представляют свою работу, обсуждают и защищают ее.
|
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника процесса.
|
Оценка результатов
|
|
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения
|
Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.
|
Алгоритм выполнения проекта
Номер недели
|
Последовательность проектирования
|
Содержание
работы над проектом
|
Деятельность учащегося (выполнение проектных
заданий)
|
Деятельность учителя
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
I. Организационно-подготовительный этап
|
1-я
неделя
|
Творческий проект.
|
1. Организация проектной деятельности.
|
1. Слушает учителя, анализирует информацию.
|
1. Объясняет сущность проекта, алгоритм выполнения проекта.
|
|
Технология
|
2. Творческий
|
2. Составляет банк идей
|
2. Демонстрирует ви-
|
|
проектиро-
|
проект и его ос-
|
проектов
|
деоролик или слайд-
|
|
вания и соз-
|
новные элементы.
|
|
фильм «Творческий
|
|
дания мате-
|
3. Алгоритм вы-
|
|
проект», образцы
|
|
риальных
|
полнения проекта.
|
|
проектных изделий
|
|
объектов
|
4. Банк идей проектов
|
|
и оформленные на них документы. 3. Объясняет понятие и значение банка идей проектов
|
2-я
|
Выбор темы
|
1. Определение
|
1. Обсуждает проблемы
|
1. Предлагает банк
|
неделя
|
и обоснова-
|
потребности
|
с учителем.
|
идей проектов.
|
|
ние проекта
|
в данном проекте.
|
2. Определяет потреб-
|
2. Помогает осознать
|
|
|
2. Определение
|
ность в данном проекте.
|
проблему, выбрать
|
|
|
темы и формули-
|
3. Определяет тему
|
тему и обосновать
|
|
|
ровка обоснования
проекта.
3. Выполнение
эскиза проекта
|
и обосновывает выбор проекта.
4. Выполняет эскиз проекта
|
данный выбор
|
3-я
|
Исследова-
|
1. Исследование
|
1. Собирает информа-
|
Рекомендует источни-
|
неделя
|
ние проекта
|
эволюционного
|
цию, изучает и анализи-
|
ки литературы, сайты
|
|
|
развития проекти-
|
рует, готовит сообщение,
|
поисковой сети Ин-
|
|
|
руемого объекта.
|
доклад о фактах, влияю-
|
тернет для сбора ин-
|
|
|
2. Исследование
|
щих на состояние, разви-
|
формации и изучения.
|
|
|
проблем проекти-
|
тие данной проблемы;
|
Помогает выбрать
|
|
|
руемого объекта
|
готовит альманах с ре-
|
основную информа-
|
|
|
и поиск путей их
|
портажами с места
|
цию из первоисточни-
|
|
|
разрешения
|
событий.
2. Разрабатывает план мероприятий по решению проблемы проектируемого объекта
|
ка, анализировать её, формулировать выводы
|
4-я
|
Конструи-
|
Поиск альтерна-
|
1. Осуществляет поиск
|
Объясняет, раскрыва-
|
неделя
|
рование
|
тивных вариантов
|
альтернативных вариан
|
ет суть метода поиска
|
|
проекта
|
проекта
|
тов проекта, используя известные технологии.
2. Анализирует, обосновывает выбор наиболее рационального проекта.
3. Выполняет чертеж
проекта
|
альтернативных вариантов, помогает использовать их в практической работе. Консультирует при выполнении графической документации
|
|
|
11. Texнологический этап
|
|
5-я
|
Технология
|
1. Выбор материа-
|
1. Определяет выбор
|
Напоминает о конст-
|
неделя
|
изготовле-
|
лов, инструментов
|
материалов, инструмен-
|
рукционных материа-
|
|
ния проекта
|
и приспособлений.
|
тов и приспособлении
|
лах и их свойствах,
|
|
|
|
|
'
|
|
|
2. Составление
|
для реализации проекта.
|
помогает определиться
|
|
\
|
маршрутного лис-
|
2. Составляет техноло-
|
в выборе материалов,
|
|
|
та или технологи-
|
гическую карту на изго-
|
консультирует при со-
|
|
|
ческой карты
|
товление проектного изделия
|
ставлении технологической карты
|
6-я
|
Расчет себе-
|
1. Расчет матери-
|
Выполняет расчеты
|
Объясняет расчет себе-
|
неделя
|
стоимости
|
альных затрат.
|
|
стоимости изделия,
|
|
проекта
|
2. Расчет оплаты труда.
3.Амортизационные отчисления.
4. Расчет себестоимости изделия
|
|
консультирует, проверяет расчет
|
7-я
|
Изготовле-
|
Технология изго-
|
1. Контролирует со-
|
Наблюдает за приема-
|
неделя
|
ние проекта
|
товления проекта
|
блюдение технологиче-
|
ми работы и соблюде-
|
|
|
|
ской последовательности и технику безопасности.
2. Самостоятельно выполняет проектный образец изделия
|
нием техники безопасности. Проводит инструктажи
|
|
|
III. Заключительный этап
|
|
8-я
|
Конкурс
|
Оценка проектов
|
Оценивает представ-
|
Объясняет критерий
|
неделя
|
проектов
|
•
|
ленные изделия на конкурс
|
оценивания, наблюдает, подводит итоги
|
9-я
|
Защита про-
|
1. Устный отчет.
|
1. Представляет:
|
Слушает обучающего-
|
неделя
|
екта
|
2. Письменный
|
- техническую доку-
|
ся, проверяет докумен-
|
|
|
отчет.
|
ментацию;
|
ты, рассматривает из-
|
|
|
3. Демонстрация
|
- презентацию проекта.
|
делия, задает вопросы,
|
|
|
изделия
|
2. Демонстрирует
изделие.
3. Излагает суть найденного решения проблемы,
сопровождая аргумента
цию позиции слайдами,
видеофильмом.
4. Отвечает на вопросы
|
оценивает
|
|