Главная страница

Методическая разработка Проектный метод обучения с использованием информационных технологии в неделимых классах технология 8-11 классы


Скачать 1.08 Mb.
Название Методическая разработка Проектный метод обучения с использованием информационных технологии в неделимых классах технология 8-11 классы
страница 2/9
Дата 11.02.2016
Размер 1.08 Mb.
Тип Методическая разработка
1   2   3   4   5   6   7   8   9



Требования к содержанию и организации

проведения учебного проекта








1 (Плохо)

2 (Слабо)

3 (Хорошо)

4 (Отлично)

Связь с учебной программой и учебным планом

Проект не связан с действующей школьной программой и учебным планом.

Проект в некоторой степени связан с программой и учебным планом; его внедрение возможно только за счет внеклассной работы.

Проект связан с программой и учебным планом по предмету, но для его проведения придется использовать резерв времени.

Проект полностью ориентирован на действующую программу

и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.

Содержание проекта

Нет логической последовательности в

изложении материала, были допущены ошибки.

Отсутствуют самостоятельные

исследования учащихся.

Нет деятельности учащихся, связанной с умениями находить, описывать и суммировать информацию. Намеченные цели и темы обучения расплывчаты и плохо поддержаны вопросами темы учебной программы. Цели обучения не соответствуют

образовательным минимумам. Учебный проект не поддерживает обучение разных типов учащихся.

Материал проекта дается более или менее логично, но не понятны отдельные вопросы. Самостоятельные исследования учащихся не затрагивают основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте требует от учащихся умений находить, описывать и суммировать информацию, при этом творческий подход минимален. Намеченные цели и темы обучения расплывчаты и плохо поддержаны основополагающими

вопросами и вопросами темы учебной программы.

Цели обучения не соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект не поддерживает обучение разных типов учащихся.

Материал изложен логично, между его частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют

основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте заставляет учащихся анализировать и использовать информацию, решать проблемы и делать выводы. Намеченные цели и темы обучения изложены и частично поддержаны

основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы.

Некоторые цели обучения

соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект минимально поддерживает разноуровневое обучение.

Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели и темы обучения ясно изложены, хорошо определены и

поддержаны основополагающими

вопросами и вопросами темы учебной программы. Цели обучения соответствуют

образовательным минимумам. Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение.


Соблюдение авторских прав

Материалы проекта созданы с нарушением авторских прав

Материалы проекта включают ссылки на некоторые первоисточники, оформленные с соблюдением авторских прав.

Материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав.

Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав. Авторы проекта продумали защиту своих прав на создаваемые в рамках проекта электронные публикации.

Оригинальность

Проект выполнен, главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации.

Проект выполнен на основе большой коллекции материалов и идей, заимствованных из разных

источников информации.

Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации.

Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и

проанализированным

материалам, использованием

широкого спектра первоисточников.

Мультимедийные средства

Использование видео, аудио, компьютерной анимации практически отсутствует и/или дается в отрыве от содержания.

В материалах проекта

используется довольно много элементов мультимедиа, однако это осуществляется

несистематично.

В материалах проекта элементы мультимедиа представлены очень

широко, и их использование всегда педагогически оправдано.

Материалы проекта богаты

оригинальными элементами

мультимедиа, усиливающими

содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов

Использование педагогических технологий

При разработке проекта авторы ориентировались на традиционные методы обучения и передачу знаний от учителя к учащемуся.

В проекте использованы отдельные элементы новых педагогических технологий, учащимся предлагается работа по группам.

В проекте широко используются новые педагогические технологии, преобладает групповая деятельность учащихся, большой акцент делается на самостоятельное исследование и поиск информации.

Проект полностью сориентирован на личностно- ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.

Работа в группе

Роли между участниками проекта распределены не были, коллективная деятельность практически не осуществлялась, некоторые члены группы вообще не работали над проектом.


Большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно.

Большинство членов группы внесли свой вклад в работу группы.

Работу над проектом в равной мере осуществляли все члены группы.

Графический

Графический дизайн

Графическим иллюстрациям уделено слишком большое внимание, мешающее

восприятию содержания

проекта.

Графические и мультимедийные компоненты не отвлекают от содержания, но выполнены не всегда корректно - отсутствует гармония, пропорции, нет четкой графической концепции и общего стиля.

Элементы дизайна и содержания взаимодополняют и усиливают друг друга.

Элементы дизайна и содержание представляют собой педагогически обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от материалов презентации и развивающее учащихся.

Оценивание успеваемости учащихся

Инструменты оценивания

намеченных целей обучения не включены.

Инструменты оценивания

намеченных целей обучения не включены, или учащиеся не в состоянии их правильно оценить. Связь между целями обучения и оцениванием качества усвоения материала не ясна. Инструменты оценивания содержат только общие критерии.

Включены инструменты для оценивания почти всех намеченных целей обучения. Прослеживается некоторая связь между целями обучения и оцениванием качества усвоения материала. Инструменты оценивания содержат некоторые тематические критерии, которые могут быть непонятны учащимся.

Включены инструменты для оценивания всех намеченных целей обучения. Связь между целями обучения и

оцениванием качества усвоения материала четко видна. Инструменты оценивания содержат конкретные тематические критерии, служащие отправными точками для обучения.

Организация применения проекта в школе

Описание учебного проекта непонятно, не ясно, каким образом он будет внедряться в учебный процесс. Компоненты учебного

проекта не завершены.

Учебный проект невозможно реализовать в урочной деятельности.

Описанию учебного проекта не хватает ясности, он не отображает последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта либо не завершены, либо недостаточно детализированы. Учебный проект можно реализовывать только в собственном классе учителя.

Описание учебного проекта отображает последовательность

мероприятий по его внедрению, но некоторые аспекты непонятны. Компоненты учебного проекта являются завершенными, но недостаточно детализированными, чтобы их эффективно использовать. Учебный проект можно реализовывать в разноуровневом обучении.

Описание учебного проекта отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования. Учебный проект легко модифицировать и реализовывать в разноуровневом обучении.



План работы по проекту в школе


Подготовительный этап

Что необходимо

Кто отвечает

Сроки выполнения

Обсудить с родителями учащихся вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр., составить список родителей, желающих оказать какую-либо помощь.







Составить список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, лабораторное оборудование, диктофон и пр.).







Составить план-график использования компьютерного класса (в том числе запланировать вечер для презентации работ учащихся), библиотеки/медиатеки.







Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта.







При необходимости провести подготовительные занятия со школьниками - участниками проекта.







Пригласить на презентацию проекта представителей школьной редколлегии и районной прессы, поместить статью об учебном проекте в школьной газете.







Купить или получить необходимые принадлежности для практических занятий.







Определить порядок хранения файлов учащихся на школьном компьютере и доступа к ним.







Другое:










Процесс обучения

Что необходимо

Кто отвечает

Сроки выполнения

Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ.







Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе.







Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта.







Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности.







Сфотографировать учащихся во время работы по проекту, пригласить школьную прессу для освещения работы над проектом.







Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей).







Выставить отметки по результатам учебной работы.







Другое:









Заключительный этап

Что необходимо Кто отвечает

Сроки

Удалить ненужные файлы со школьного компьютера.







Вернуть оборудование, книги.







Организовать презентацию итогов проекта для руководства школы, школьного совета или спонсоров.







Наградить отличившихся учеников грамотами.







Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт.







Другое:









Что еще необходимо включить в план проведения проекта:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Описание учебно- методического плана

Автор УМП

Фамилия, Имя, Отчество автора




Регион, в котором находится школа




Город, в котором находится школа




Номер и/или название школы







Обзор УМП

Название УМП:




Вопросы, сформулированные в рамках учебного курса




Основополагающий вопрос:







Вопросы темы учебной программы




Аннотация УМП

Данный УМП предназначен для использования в школьном курсе технологии 8 класса по теме: «Творческий проект»

Школьники изучают понятия: анализ изделия, эскиз изделия. В процессе изучения учатся применять на практике полученные знания по информатике:

  • выполнения ряда тренировочных упражнений.

  • создания творческих работ в виде

    1. презентации (составление технической документации)

    2. создания публикации «Куда катится клубочек»(история создания нити, их использование в современном производстве, современная технология производства).

    3. Буклет «Реклама изделия»

Предметные области




Технология

Иностранный язык

Физика

Экономика

Литература

Основы правоведения

Русский язык

Математика

География

Музыка

Физкультура

Химия

Основы бизнеса

Биология

Астрономия

История и граждановедение

Другое

Мировая художественная культура

Основы безопасности жизнедеятельности

Категории (Выберите категорию, на которую нацелен УМП)

дошкольное образование

10–11 класс

начальная школа

факультативные занятия

5–7 класс

дополнительное образование

8–9 класс

другое

Государственные стандарты/образовательный минимум

Умение разработки технологической карты, знание алгоритма выполнения проекта

Цели и результаты обучения




  • Сформировать понятие «творческий проект», представления о последовательности выполнение проекта, о этапах выполнения проекта и требованиям к ним.

  • Сформировать приемы учебной работы по использованию ИКТ.

  • Привить навыки поиска информации в различных источниках.
Методические рекомендации

При объяснении темы (демонстрация учительской презентации) использовать учебник и примеры работ учащихся. Подготовить как можно больше разнообразных дидактических материалов.

Затрачиваемое на обучение время (приблизительно)

16 академических часов (по 40 минут) в классе.

Необходимые предварительные знания и умения

Понятия эскиз, технологическая карта,

Примеры работы на компьютере

Уметь работать в интернет сетях

Программно-техническое обеспечение

Техническое обеспечение

Web-камера

CD проигрыватель

Видеокамера

Компьютер (-ы)

Принтер

Видеомагнитофон

Цифровая камера

Сканер

Проекционная система

DVD проигрыватель

Телевизор

Другое:

Доступ к Интернету

Видео_конференц_оборудование

Программное обеспечение

СУБД/электронные таблицы

Программы обработки изображений

Издательские программы

Web_браузер

Программы электронной почты

Программы работы с мультимедиа

Мультимедийные энциклопедии

Программы разработки Web_сайтов

Текстовые процессоры

Другое:

Печатные материалы

Технология 8 под ред. Симоненко А.Д.

Другие принадлежности

Программы для общеобразовательных школ.

Интернет ресурсы



Другое






Рекомендации по дифференциации обучения







Для учащегося, со средними способностями

Необходима подготовка точных инструкций

Для способного учащегося

Разработка заданий для поисково-исследовательской работы

Оценка деятельности учащегося

Разработка критериев, процедур и инструментов оценки успеваемости учащегося. Контроль может проводиться по результатам выполнения практических и итоговых работ.

Ключевые слова

Творческий проект, себестоимость, технологическая карта, реклама.

Лист планирования содержания учебного плана

Раздел «Творческий проект»

и этапов его проведения
Продумывание учителем темы проекта

_______________________________________________________________________________
Выбор возрастной категории учащихся

_______________________________________________________________________________
Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

______________________________________________________________________________

Формулирование дидактических целей проекта

_______________________________________________________________________________
Формулирование методических задач

______________________________________________________________________________
Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

_______________________________________________________________________________

(Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.)
Выдвижение гипотез решения проблем

______________________________________________________________________________

(Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования "Почему поют птицы?».)
Определение творческого названия проекта

_______________________________________________________________________________

(Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта.)
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

_____________________________________________________________________________

(Учащиеся делятся на мини-группы по 4–6 человек, или выполняют индивидуально определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов - в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др.)
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

______________________________________________________________________________

Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

_____________________________________________________________________________

(Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования - в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии. Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации..)
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

____________________________________________________________________________

Учитель консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом обсуждения. Для младших возможно планирование ролей в группе учителем заранее. Задания каждого участника должны вести к ответу на вопрос. "Если мы перестанем сжигать мусор на помойках, то кислотность осадков снизится на 50 %. Задача: узнать, верно ли это".
Самостоятельная работа групп

_______________________________________________________________________________

Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

_______________________________________________________________________________

Форма презентации, доклад на 3–4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований.
Защита полученных результатов и выводов

___________________________________________________________________________________

(Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе Критериев оценивания.)
Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Творческий проект.

Выполнение проекта - одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению под проблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

  • целеполаганию и планированию деятельности;

  • самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);

  • презентации (самоопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

  • умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования; поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;

  • практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

  • выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Основные требования, предъявляемые к учебным проектам:

  1. Наличие значимой проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения (например, исследование забытых народных промыслов, исторических архитектурных памятников культуры, техники и предметов быта и т. п.).

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнёрами по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий и т. п.).

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:




  • выявление проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);

  • выдвижение гипотез, их решение;

  • обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

  • обсуждение способов оформления конечных результатов (црезентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

С понятием «учебный проект» тесно взаимосвязано понятие «метод проектов».

Метод учебного проекта - это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Интегрированные творческие проекты.

Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате чего у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.

Началом такого сотрудничества является создание информативных данных «Банк интегрированных творческих проектов». Особенность состоит в следующем: на уроке технологии изготавливают то или иное изделие как проект, на другом - осуществляют его защиту (или следует декоративное украшение на уроке изобразительного искусства, а затем идёт защита).

Возможен другой вариант: на уроке технологии проводят исследовательскую работу по определенной теме проекта, технологическое проектирование в рабочей тетради, оформляют в виде презентации в программе Microsoft Power Point.

Предлагаем варианты некоторых интегрированных проектов, которые выполняются учащимися под руководством учителей технологии, изобразительного искусства, истории, литературы.

Банк идей проектов

№ п/п

Тема проекта

Защита

1

«Мережка» как один из древних видов рукоделия

Изделие- Салфетка.

Представление в виде презентации в программе Microsoft Power Point

2

Бюллетень- «Куда клубочек катится»

Представление в виде презентации в программе Microsoft Power Point

3

«Природа - как она богата»

Изготовление игрушек животного мира

Представление в виде презентации в программе Microsoft Power Point Демонстрация на уроках биологии, изо-

4

«Наши старые игрушеки»

Изготовление игрушек, предметов быта


Представление в виде презентации в программе Microsoft Power Point Составление эскизов, орнаментов, декоративная роспись на уроках ИЗО,




ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

темы «Творческий проект», III учебная четверть

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

1

2

ДР

СР

ПР

Творческий проект

1. Технология проектирования и создания материальных объектов.

2. Выбор темы и обоснование проекта

3. Планирование самостоятельной деятельности

4. Планирование содержание презентации

5 Описание структуры проекта

1

1


1
1
1


1

1

1

Исследование проекта

6. Работа с первоисточниками.

7. Исследование проекта и его реконструкция

8.. Поиск альтернативных вариантов

9. Выбор оптимального варианта проекта.

10. Выбор материалов.

11. Список использованных материалов при создании проекта.

1

1

1



1

1

1
1

Конструирование проекта

12. Графическая документация





1

1

Технология выполнения проекта

8. Обобщение материала.

9. Технологическая документация

10. Оформление презентации.

11. Подготовка презентации к защите

1

1

1

1

1

Изготовление проекта

12. Резание деталей проекта.

Зачистка деталей проекта.

Сборка изделия.

Отделка изделия







2

Расчет себестоимости проекта

13. Расчет себестоимости проекта







1

Реклама

14. Реклама проекта







1

Конкурс проектов

15. Конкурс проектов.

Подведение итогов конкурса







2

Защита проекта

16. Презентация проекта







1




Всего




7

16


1   2   3   4   5   6   7   8   9