проведения учебного проекта
|
1 (Плохо)
|
2 (Слабо)
|
3 (Хорошо)
|
4 (Отлично)
|
Связь с учебной программой и учебным планом
|
Проект не связан с действующей школьной программой и учебным планом.
|
Проект в некоторой степени связан с программой и учебным планом; его внедрение возможно только за счет внеклассной работы.
|
Проект связан с программой и учебным планом по предмету, но для его проведения придется использовать резерв времени.
|
Проект полностью ориентирован на действующую программу
и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.
|
Содержание проекта
|
Нет логической последовательности в
изложении материала, были допущены ошибки.
Отсутствуют самостоятельные
исследования учащихся.
Нет деятельности учащихся, связанной с умениями находить, описывать и суммировать информацию. Намеченные цели и темы обучения расплывчаты и плохо поддержаны вопросами темы учебной программы. Цели обучения не соответствуют
образовательным минимумам. Учебный проект не поддерживает обучение разных типов учащихся.
|
Материал проекта дается более или менее логично, но не понятны отдельные вопросы. Самостоятельные исследования учащихся не затрагивают основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте требует от учащихся умений находить, описывать и суммировать информацию, при этом творческий подход минимален. Намеченные цели и темы обучения расплывчаты и плохо поддержаны основополагающими
вопросами и вопросами темы учебной программы.
Цели обучения не соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект не поддерживает обучение разных типов учащихся.
|
Материал изложен логично, между его частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования учащихся частично иллюстрируют
основополагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте заставляет учащихся анализировать и использовать информацию, решать проблемы и делать выводы. Намеченные цели и темы обучения изложены и частично поддержаны
основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы.
Некоторые цели обучения
соответствуют образовательным минимумам. Учебный проект минимально поддерживает разноуровневое обучение.
|
Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели и темы обучения ясно изложены, хорошо определены и
поддержаны основополагающими
вопросами и вопросами темы учебной программы. Цели обучения соответствуют
образовательным минимумам. Учебный проект поддерживает разноуровневое обучение.
|
Соблюдение авторских прав
|
Материалы проекта созданы с нарушением авторских прав
|
Материалы проекта включают ссылки на некоторые первоисточники, оформленные с соблюдением авторских прав.
|
Материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав.
|
Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав. Авторы проекта продумали защиту своих прав на создаваемые в рамках проекта электронные публикации.
|
Оригинальность
|
Проект выполнен, главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации.
|
Проект выполнен на основе большой коллекции материалов и идей, заимствованных из разных
источников информации.
|
Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации.
|
Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и
проанализированным
материалам, использованием
широкого спектра первоисточников.
|
Мультимедийные средства
|
Использование видео, аудио, компьютерной анимации практически отсутствует и/или дается в отрыве от содержания.
|
В материалах проекта
используется довольно много элементов мультимедиа, однако это осуществляется
несистематично.
|
В материалах проекта элементы мультимедиа представлены очень
широко, и их использование всегда педагогически оправдано.
|
Материалы проекта богаты
оригинальными элементами
мультимедиа, усиливающими
содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов
|
Использование педагогических технологий
|
При разработке проекта авторы ориентировались на традиционные методы обучения и передачу знаний от учителя к учащемуся.
|
В проекте использованы отдельные элементы новых педагогических технологий, учащимся предлагается работа по группам.
|
В проекте широко используются новые педагогические технологии, преобладает групповая деятельность учащихся, большой акцент делается на самостоятельное исследование и поиск информации.
|
Проект полностью сориентирован на личностно- ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.
|
Работа в группе
|
Роли между участниками проекта распределены не были, коллективная деятельность практически не осуществлялась, некоторые члены группы вообще не работали над проектом.
|
Большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно.
|
Большинство членов группы внесли свой вклад в работу группы.
|
Работу над проектом в равной мере осуществляли все члены группы.
Графический
|
Графический дизайн
|
Графическим иллюстрациям уделено слишком большое внимание, мешающее
восприятию содержания
проекта.
|
Графические и мультимедийные компоненты не отвлекают от содержания, но выполнены не всегда корректно - отсутствует гармония, пропорции, нет четкой графической концепции и общего стиля.
|
Элементы дизайна и содержания взаимодополняют и усиливают друг друга.
|
Элементы дизайна и содержание представляют собой педагогически обоснованное единство, усиливающее общее впечатление от материалов презентации и развивающее учащихся.
|
Оценивание успеваемости учащихся
|
Инструменты оценивания
намеченных целей обучения не включены.
|
Инструменты оценивания
намеченных целей обучения не включены, или учащиеся не в состоянии их правильно оценить. Связь между целями обучения и оцениванием качества усвоения материала не ясна. Инструменты оценивания содержат только общие критерии.
|
Включены инструменты для оценивания почти всех намеченных целей обучения. Прослеживается некоторая связь между целями обучения и оцениванием качества усвоения материала. Инструменты оценивания содержат некоторые тематические критерии, которые могут быть непонятны учащимся.
|
Включены инструменты для оценивания всех намеченных целей обучения. Связь между целями обучения и
оцениванием качества усвоения материала четко видна. Инструменты оценивания содержат конкретные тематические критерии, служащие отправными точками для обучения.
|
Организация применения проекта в школе
|
Описание учебного проекта непонятно, не ясно, каким образом он будет внедряться в учебный процесс. Компоненты учебного
проекта не завершены.
Учебный проект невозможно реализовать в урочной деятельности.
|
Описанию учебного проекта не хватает ясности, он не отображает последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта либо не завершены, либо недостаточно детализированы. Учебный проект можно реализовывать только в собственном классе учителя.
|
Описание учебного проекта отображает последовательность
мероприятий по его внедрению, но некоторые аспекты непонятны. Компоненты учебного проекта являются завершенными, но недостаточно детализированными, чтобы их эффективно использовать. Учебный проект можно реализовывать в разноуровневом обучении.
|
Описание учебного проекта отображает четкую последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования. Учебный проект легко модифицировать и реализовывать в разноуровневом обучении.
|
План работы по проекту в школе
Подготовительный этап
|
Что необходимо
Кто отвечает
|
Сроки выполнения
|
Обсудить с родителями учащихся вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр., составить список родителей, желающих оказать какую-либо помощь.
|
|
|
Составить список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, лабораторное оборудование, диктофон и пр.).
|
|
|
Составить план-график использования компьютерного класса (в том числе запланировать вечер для презентации работ учащихся), библиотеки/медиатеки.
|
|
|
Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта.
|
|
|
При необходимости провести подготовительные занятия со школьниками - участниками проекта.
|
|
|
Пригласить на презентацию проекта представителей школьной редколлегии и районной прессы, поместить статью об учебном проекте в школьной газете.
|
|
|
Купить или получить необходимые принадлежности для практических занятий.
|
|
|
Определить порядок хранения файлов учащихся на школьном компьютере и доступа к ним.
|
|
|
Другое:
|
|
|
Процесс обучения
|
Что необходимо
Кто отвечает
|
Сроки выполнения
|
Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ.
|
|
|
Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе.
|
|
|
Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта.
|
|
|
Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности.
|
|
|
Сфотографировать учащихся во время работы по проекту, пригласить школьную прессу для освещения работы над проектом.
|
|
|
Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей).
|
|
|
Выставить отметки по результатам учебной работы.
|
|
|
Другое:
|
|
|
Заключительный этап
|
Что необходимо Кто отвечает
|
Сроки
|
Удалить ненужные файлы со школьного компьютера.
|
|
|
Вернуть оборудование, книги.
|
|
|
Организовать презентацию итогов проекта для руководства школы, школьного совета или спонсоров.
|
|
|
Наградить отличившихся учеников грамотами.
|
|
|
Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт.
|
|
|
Другое:
|
|
|
Что еще необходимо включить в план проведения проекта:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Описание учебно- методического плана
Автор УМП
|
Фамилия, Имя, Отчество автора
|
|
Регион, в котором находится школа
|
|
Город, в котором находится школа
|
|
Номер и/или название школы
|
|
Обзор УМП
|
Название УМП:
|
|
Вопросы, сформулированные в рамках учебного курса
|
|
Основополагающий вопрос:
|
|
|
Вопросы темы учебной программы
|
|
Аннотация УМП
|
Данный УМП предназначен для использования в школьном курсе технологии 8 класса по теме: «Творческий проект»
Школьники изучают понятия: анализ изделия, эскиз изделия. В процессе изучения учатся применять на практике полученные знания по информатике:
выполнения ряда тренировочных упражнений.
-
создания творческих работ в виде
презентации (составление технической документации)
создания публикации «Куда катится клубочек»(история создания нити, их использование в современном производстве, современная технология производства).
Буклет «Реклама изделия»
|
Предметные области
|
|
Технология
|
Иностранный язык
|
Физика
|
Экономика
|
Литература
|
Основы правоведения
|
Русский язык
|
Математика
|
География
|
Музыка
|
Физкультура
|
Химия
|
Основы бизнеса
|
Биология
|
Астрономия
|
История и граждановедение
|
Другое
|
Мировая художественная культура
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
Категории (Выберите категорию, на которую нацелен УМП)
|
дошкольное образование
|
10–11 класс
|
начальная школа
|
факультативные занятия
|
5–7 класс
|
дополнительное образование
|
8–9 класс
|
другое
|
Государственные стандарты/образовательный минимум
|
Умение разработки технологической карты, знание алгоритма выполнения проекта
|
Цели и результаты обучения
|
Сформировать понятие «творческий проект», представления о последовательности выполнение проекта, о этапах выполнения проекта и требованиям к ним.
Сформировать приемы учебной работы по использованию ИКТ.
Привить навыки поиска информации в различных источниках.
|
Методические рекомендации
|
При объяснении темы (демонстрация учительской презентации) использовать учебник и примеры работ учащихся. Подготовить как можно больше разнообразных дидактических материалов.
|
Затрачиваемое на обучение время (приблизительно)
|
16 академических часов (по 40 минут) в классе.
|
Необходимые предварительные знания и умения
|
Понятия эскиз, технологическая карта,
Примеры работы на компьютере
Уметь работать в интернет сетях
|
Программно-техническое обеспечение
|
Техническое обеспечение
|
Web-камера
|
CD проигрыватель
|
Видеокамера
|
Компьютер (-ы)
|
Принтер
|
Видеомагнитофон
|
Цифровая камера
|
Сканер
|
Проекционная система
|
DVD проигрыватель
|
Телевизор
|
Другое:
|
Доступ к Интернету
|
Видео_конференц_оборудование
|
Программное обеспечение
|
СУБД/электронные таблицы
|
Программы обработки изображений
|
Издательские программы
|
Web_браузер
|
Программы электронной почты
|
Программы работы с мультимедиа
|
Мультимедийные энциклопедии
|
Программы разработки Web_сайтов
|
Текстовые процессоры
|
Другое:
|
Печатные материалы
|
Технология 8 под ред. Симоненко А.Д.
|
Другие принадлежности
|
Программы для общеобразовательных школ.
|
Интернет ресурсы
|
|
Другое
|
|
Рекомендации по дифференциации обучения
|
|
|
Для учащегося, со средними способностями
|
Необходима подготовка точных инструкций
|
Для способного учащегося
|
Разработка заданий для поисково-исследовательской работы
|
Оценка деятельности учащегося
|
Разработка критериев, процедур и инструментов оценки успеваемости учащегося. Контроль может проводиться по результатам выполнения практических и итоговых работ.
|
Ключевые слова
|
Творческий проект, себестоимость, технологическая карта, реклама.
|
Лист планирования содержания учебного плана
Раздел «Творческий проект»
и этапов его проведения
Продумывание учителем темы проекта
_______________________________________________________________________________
Выбор возрастной категории учащихся
_______________________________________________________________________________
Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы
______________________________________________________________________________
Формулирование дидактических целей проекта
_______________________________________________________________________________
Формулирование методических задач
______________________________________________________________________________
Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
_______________________________________________________________________________
(Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.)
Выдвижение гипотез решения проблем
______________________________________________________________________________
(Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования "Почему поют птицы?».)
Определение творческого названия проекта
_______________________________________________________________________________
(Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта.)
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
_____________________________________________________________________________
(Учащиеся делятся на мини-группы по 4–6 человек, или выполняют индивидуально определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов - в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др.)
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
______________________________________________________________________________
Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
_____________________________________________________________________________
(Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования - в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии. Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации..)
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
____________________________________________________________________________
Учитель консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом обсуждения. Для младших возможно планирование ролей в группе учителем заранее. Задания каждого участника должны вести к ответу на вопрос. "Если мы перестанем сжигать мусор на помойках, то кислотность осадков снизится на 50 %. Задача: узнать, верно ли это".
Самостоятельная работа групп
_______________________________________________________________________________
Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
_______________________________________________________________________________
Форма презентации, доклад на 3–4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований.
Защита полученных результатов и выводов
___________________________________________________________________________________
(Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе Критериев оценивания.)
Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.
Творческий проект.
Выполнение проекта - одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.
Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению под проблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
целеполаганию и планированию деятельности;
самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
презентации (самоопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования; поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
-
выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Основные требования, предъявляемые к учебным проектам:
Наличие значимой проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения (например, исследование забытых народных промыслов, исторических архитектурных памятников культуры, техники и предметов быта и т. п.).
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнёрами по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий и т. п.).
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:
выявление проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);
выдвижение гипотез, их решение;
обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
обсуждение способов оформления конечных результатов (црезентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
С понятием «учебный проект» тесно взаимосвязано понятие «метод проектов».
Метод учебного проекта - это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Интегрированные творческие проекты.
Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате чего у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.
Началом такого сотрудничества является создание информативных данных «Банк интегрированных творческих проектов». Особенность состоит в следующем: на уроке технологии изготавливают то или иное изделие как проект, на другом - осуществляют его защиту (или следует декоративное украшение на уроке изобразительного искусства, а затем идёт защита).
Возможен другой вариант: на уроке технологии проводят исследовательскую работу по определенной теме проекта, технологическое проектирование в рабочей тетради, оформляют в виде презентации в программе Microsoft Power Point.
Предлагаем варианты некоторых интегрированных проектов, которые выполняются учащимися под руководством учителей технологии, изобразительного искусства, истории, литературы.
Банк идей проектов
№ п/п
|
Тема проекта
|
Защита
|
1
|
«Мережка» как один из древних видов рукоделия
Изделие- Салфетка.
|
Представление в виде презентации в программе Microsoft Power Point
|
2
|
Бюллетень- «Куда клубочек катится»
|
Представление в виде презентации в программе Microsoft Power Point
|
3
|
«Природа - как она богата»
Изготовление игрушек животного мира
|
Представление в виде презентации в программе Microsoft Power Point Демонстрация на уроках биологии, изо-
|
4
|
«Наши старые игрушеки»
Изготовление игрушек, предметов быта
|
Представление в виде презентации в программе Microsoft Power Point Составление эскизов, орнаментов, декоративная роспись на уроках ИЗО,
|
ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
темы «Творческий проект», III учебная четверть
|
Тема раздела
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
1
|
2
|
ДР
|
СР
|
ПР
|
Творческий проект
|
1. Технология проектирования и создания материальных объектов.
2. Выбор темы и обоснование проекта
3. Планирование самостоятельной деятельности
4. Планирование содержание презентации
5 Описание структуры проекта
|
1
1
|
1
1
1
|
1
1
1
|
Исследование проекта
|
6. Работа с первоисточниками.
7. Исследование проекта и его реконструкция
8.. Поиск альтернативных вариантов
9. Выбор оптимального варианта проекта.
10. Выбор материалов.
11. Список использованных материалов при создании проекта.
|
1
1
1
|
1
1
|
1
1
|
Конструирование проекта
|
12. Графическая документация
|
|
1
|
1
|
Технология выполнения проекта
|
8. Обобщение материала.
9. Технологическая документация
10. Оформление презентации.
11. Подготовка презентации к защите
|
1
|
1
|
1
1
1
|
Изготовление проекта
|
12. Резание деталей проекта.
Зачистка деталей проекта.
Сборка изделия.
Отделка изделия
|
|
|
2
|
Расчет себестоимости проекта
|
13. Расчет себестоимости проекта
|
|
|
1
|
Реклама
|
14. Реклама проекта
|
|
|
1
|
Конкурс проектов
|
15. Конкурс проектов.
Подведение итогов конкурса
|
|
|
2
|
Защита проекта
|
16. Презентация проекта
|
|
|
1
|
|
Всего
|
|
7
|
16
|
|