Формулируя цель и задачи проекта, следует исходить из типологии проекта, возрастных возможностей учащихся, сроком выполнения работы. Следует принять во внимание, что большинство проектов являются смешанными по типу. Опорные слова, которые помогут сформулировать цель и задачи. (Использовать в одном проекте нужно не все, а только те, что подходят по теме проекта
|
исследовательский
|
информационный
|
творческий
|
практико-ориентированный
|
цель
|
- узнать как…
- что будет, если …
- выяснить, определить как зависит…
- экспериментально доказать…
- сравнить…
- изучить как влияет…
|
- собрать и обобщить сведения о….
- собрать и проанализировать информацию по….
- подготовить обзор литературных (или др.) источников по вопросу…
- изучить хронологию (правления, наиболее важных событий, научных открытий и т.д.)
|
- разработать и провести …
- поставить спектакль….
- организовать выставку…
- подготовить и провести праздник …
- подготовить к изданию школьный альманах…
- организовать ярмарку…
- провести конкурс…
|
- разработать и создать модель, макет, словарь…
- подготовить компьютерную презентацию к уроку
- создать гербарное (или др.) дидактическое пособие к уроку…
- создать в школьном дворе клумбу….
- озеленить школу…
|
Задачи (план работы над проектом)
|
1.Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.
2. Провести исследования….
3. Обработать и проанализировать полученные результаты…
4. Представить результаты исследований в виде (таблиц, схем, …)
5. Сделать выводы (отвечающие поставленной цели)
6. Подготовить проект к защите…
|
1. Определить источники информации
2. Выбрать из различных источников необходимые сведения
3. определить форму представления полученной информации (таблицы, словарь, доклад, тезисы, компьютерная презентация)
4. Оформить собранную информацию в соответствующем видео-
информационном виде
|
1.Определить участников проекта, распределить обязанности, наметить сроки.
2. Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.
3. Определить место проведения мероприятия и необходимое оборудование
4. Разработать сценарий.
5. Провести необходимую организационную работу
6. Провести репетиции
7. Подготовить декорации, костюмы
8.Ппровести мероприятие
|
1. Определить вид и форму конечного результата (макет, модель, книга, стенд, клумба и т.д.)
2. Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу
3. Определить необходимый материал для выполнения проекта.
4. Если проект групповой – распределить обязанности.
5. Наметить план, последовательность деятельности (составить чертеж, подготовить детали, найти информацию, подготовить схему-рисунок, подготовить, высадить рассаду, собрать модель….)
6. Провести испытание (презентацию, уроки с использованием …)
|
Раздел «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТА»
Тема: РАБОТА С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ
Цели:
Образовательная: познакомить со структурой, методами исследования проекта.
Развивающая: формировать навыки и умения работы с первоисточниками и текстом.
Воспитательная: воспитывать толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.
Демонстрационный материал: библиографические указатели, тематические и алфавитные картотеки.
Раздаточный материал: первоисточники, цветные закладки, памятки «Методы работы с источниками».
Рекомендации к уроку.
Любое исследование начинается с поиска необходимой информации, литературы и работы с первоисточниками, поэтому для формирования исследовательских умений у учащихся необходимо показать им приемы работы с библиографическими указателями и текстом. Начать урок можно с беседы, затем совместно с учащимися составить план деятельности исследования. На усмотрение учителя план может быть простым или сложным. Затем сакцен-тировать внимание на работу с первоисточниками и перейти к практической работе.
Результатом деятельности может быть составленный библиографический указатель, доклад, описание объекта с приложением рисунков, иллюстраций, схем и т. д.
Информация для учителя.
Создание и производство новых изделий, если в них нет общественной потребности, обходятся дорого с экономической точки зрения. Выходит, проектировщику надо определить потребности в совершенствовании изделия. Однако где их искать? Говорят, что все новое -хорошо забытое старое. В этом мудром высказывании явно есть доля истины.
Множество существующих в реальном мире вещей прошли довольно длинный путь эволюционного развития.
Достаточно составить, например, такой ряд: палочка на песке, резак на бересте, графит, мел, кисточка, гусиное перо, стальное перо, перьевая авторучка, шариковая авторучка, фломастер - чтобы убедиться, что конструкции пишущего узла менялись под воздействием новых потребностей.
Как видите, со временем меняются не только конструкции обектов, но и внешний вид. Мы легко определяем «возраст» предметов: вот вещь старинная, вот вещь старая, вот устаревшая, вот современная, а вот ультрасовременная! Как мы это делаем?
Мы как бы помещаем мысленно исследуемый предмет в разные исторические среды и смотрим, приживется он там или нет. Электронные часы и ходики, приемник и музыкальный центр, шифоньер и современная стенка принадлежат разным эпохам развития предметного мира, здесь мы не ошибаемся, так как знаем, что со сменой исторической эпохи меняется и стиль предметной среды.
Составьте аналогичный ряд, что предшествовало следующему изделию:
машина - .
Без дополнительной информации трудно это сделать, поэтому любое проектирование начинается с исследования объекта, а для этого необходимо составить план деятельности :
1. Поиск информации.
Библиографический поиск.
Поиск информации с помощью приема «Закладки».
2. Работа с первоисточниками.
Составление плана для доклада.
Подготовка доклада для устного сообщения.
3. Исследование проекта.
Анализ проекта (результаты наблюдения, экскурсии, эксперимента).
Анкетирование, интервью «Ваше мнение».
4. Выводы.
Обобщение результатов.
Предложения по устранению проблем.
Скажите, с чего же нужно начать, если мы не знаем, когда и где появился этот предмет, почему и как он выглядел? Правильно, с поиска информагцт.
Нашли необходимую нам литературу. И что с ней делать дальше? То есть необходима работа с первоисточниками?
Выписали из книг всю необходимую информацию. А что же делать с изделием, которое хотим сделать, но воспроизвести его по качеству лучше, чем существует в данный момент, как нам кажется? Конечно, его надо исследовать - это третий пункт плана.
-Исследовали проект. Что делать с результатами? Верно, необходимо подвести итоги работы, то есть сделать какие-то выводы.
Запишите этот план в тетрадь. А теперь давайте рассмотрим его подробнее.
Существуют различные приемы работы с литературой (первоисточниками), текстом, которые являются основой любого исследования, но мы рассмотрим только те, которые будем использовать в своей работе:
1. Библиографический поиск. Владение методикой просмотра алфавитного, предметного, тематического каталогов и умение составлять библиографический список по теме, создавать свою библиографическую картотеку являются основой культуры интеллектуального труда старшеклассника. Для школьника среднего звена достаточно умения составлять список
литературы.
Прием «Закладки». Перед чтением заготовить большое количество бумаги, желательно разноцветной. Прочесть текст, сделать заметки на закладках или закладки заменить на таблицу.
Прием «Самое главное». Прочитать текст (раздел, главу), выразить содержание текста только одним словом, самое главное - одной фразой. Главное - то, без чего текст лишен смысла («изюминки»).
Составление плана изучаемого сюжета научного или прикладного сообщения.
Текст разбивается на части, каждая из которых озаглавливается. Эти заголовки составляют план текста. План может быть простым (I. II.III) и сложным (с подпунктами).
Конспектирование текста книги или документа. Это краткое изложение, запись содержания текста книги, статьи. Конспектируя, можно своими словами передать мысли автора. Установлено, что из двух позиций конспектирующего - от первого лица, то есть от себя, и от третьего лица, то есть от автора печатной работы, - предпочтительнее первая.
Доклад - один из видов монологической речи, публичное развёрнутое официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных. Может быть устным или письменным.
Практическая работа «Поиск информации».
Составление библиографического указателя. Поиск информации приемом «Закладки». Работа с текстом: составление плана, конспектирование.
Домашнее задание. Подготовить доклад.
Перечень имен файлов
Приведенный ниже перечень поможет Вам вести учет имен файлов.
Описание проекта: ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Перечень используемых ресурсов: _______________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Презентация исследования учащегося: ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Критерии оценивания презентации исследования учащегося: ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Публикация учащегося: ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Критерии оценивания публикации учащегося: ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Методические рекомендации: ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Представление проекта учителем (буклет или презентация): ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Веб-сайт проекта: ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дополнительные материалы для учащихся по проекту: ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дополнительные материалы для учителя: ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Домашнее задание для учащегося: ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Задание для самостоятельной работы учащегося:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
"Визитная карточка" проекта: ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Тема: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЕКТА И ЕГО РЕКОНСТРУКЦИЯ
Цели:
Образовательная: отработать навыки аналитического мышления.
Развивающая: формировать исследовательские умения, практические и общеученые навыки.
Воспитательная: воспитывать толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.
Демонстрационный материал: эскизы, иллюстрации проектируемых объектов, изделия проектируемых объектов.
Раздаточный материал: таблица «Анализ изделия».
Рекомендации к уроку.
Начать урок следует с отчетных выступлений учащихся по проекту.
Вторая часть урока направлена на исследование проекта (от его потребности до реконструкции). Анализируя свой проект, школьники выступают в роли потребителя и оценивают его достоинства и недостатки. Как правило, достоинства изделия учащиеся определяют быстро, а выявление недостатков всегда вызывает затруднение. Для решения этой проблемы, можно использовать таблицу «Анализ изделия», которая позволяет рассматривать предмет в четырех соприкасающихся сферах: предметный мир, производство, эксплуатация и торговля.
Особенное внимание необходимо уделить реконструкции объекта, его проектным изменениям с целью улучшения качества. Именно в проектировании желательно добиться -от учащихся чаще использовать высказывания, начинающиеся со слов: «Я так считаю...», «Я предлагаю, потому что...», «Мне кажется, что..,». Следует учитывать и то, что активный язык подростков скуден, что мешает им не только свободно выражать свои мысли, но и полно воспринимать, точно понимать речь учителя, поэтому возникает необходимость помогать им правильно формулировать свои мысли, учить анализировать свою деятельность.
Информация для учителя.
Следующий этап проектной деятельности - это исследование проекта от его потребности до усовершенствования конструкции. Поэтому нам необходимо знать:
Что представлял собой проектируемый объект ранее и какова причина его возникновения?
Какие недостатки он имеет с учетом современных требований?
Что можно сделать, чтобы устранить эти недостатки?
Как выглядел проектируемый объект первоначально, вы уже знаете из первоисточников и прослушанных докладов одноклассников, а какие он имеет недостатки с учетом современных требований, предстоит выяснить сегодня на уроке, а затем с учетом результатов проведенного вами интервью внести предложения по его реконструкции.
Практическая работа «Анализ проектируемого изделия и его реконструкция».
Выполнение анализа проекта и внесение предложений по устранению недостатков. Заполнение схемы реконструкции по результатам исследования.
Задание 1. Используя схему «Анализ изделия», оцените достоинства и недостатки вашего изделия и сделайте соответствующие записи.
Домашнее задание.
Оформить на отдельных листах и вложить в папку «Технологическая документация»:
результаты интервью «Ваше мнение»;
таблицу «Анализ проектируемого изделия»;
схему «Предложения по разрешению проблем».
Выполнить аккуратно на отдельном листочке эскиз 2 (после реконструкции).
Раздел «КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОЕКТА»
Тема: ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВАРИАНТОВ
Цел и:
Образовательная: познакомить с понятием «конструирование». '
Развивающая: развивать аналитическое мышление.
Воспитательная: воспитывать толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, итщиативность и творческое отношение к делу.
Демонстрационный материал: презентация «Конструирование».
Раздаточный материал: таблицы «Метод морфологического анализа», «Метод фокальных объектов»,
Рекомендации к уроку.
-
Конструирование является главной частью проектирования и творческого проекта, в ходе которого необходимо создать альтернативные варианты для своего проекта. Поэтому начать тему лучше с раскрытия понятий «конструирование», «альтернатива», «конкурент», «конкурентоспособность», связывая данные понятия с проектами учащихся. Далее перейти к подробному объяснению методов конструирования: метода морфологического анализа или метода фокальных объектов (на усмотрение учителя).
|
Изделие
|
«Нож»
|
,
|
Признаки
|
|
Альтернативные варианть
|
|
Материал лезвия
|
Металл
|
Пластмасса
|
Кость
|
Материал рукоятки
|
Древесина
|
Кость
|
Пластмасса
|
Форма лезвия
|
Круглое
|
Треугольное
|
Удлиненный прямоугольник
|
Безопасность хранения
|
Лезвие открыто
|
Лезвие в чехле
|
Лезвие в рукоятке
|
Дополнительные функции
|
Распиливает твердые тела
|
Открывает металлические пробки
|
Выворачивает шурупы
|
Способ соединения
|
Клепки
|
Гвозди
|
Клей
|
В этой таблице для изделия «Нож» выделено 6 признаков. Если из каждой строки таблицы взять по одному варианту, то получим некоторую конструкцию ножа. Сочетание вариантов, где в каждой паре первая цифра означает номер строки, а вторая - номер столбца, представляет, например, следующую конструкцию ножа:
1-1 - лезвие из металла;
2-3 - рукоятка пластмассовая;
3-3 - форма лезвия - удлиненный прямоугольник;
4-2 - лезвие в чехле и т. д.
Из рассмотренного примера видно, что суть метода заключается в построении таблицы различных альтернативных вариантов (так называемой морфологической таблицы) и выборе из получаемых комбинаций наилучшего решения.
2. Метод фокальных объектов.
Одним из достаточно эффективных методов конструирования изделия является метод фокальных объектов, автором которого является Ч. Вайтинг (США). Этот метод используют тогда, когда необходимо улучшить, модернизировать какой-либо технический объект. Свое название этот метод получил потому, что совершенствуемый объект ставится в центр внимания, в фокус. Суть метода заключается в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получают необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию. Например, необходимо усовершенствовать или разработать новую конструкцию детского стульчика. Выбираем наугад из любой книги, журнала, газеты несколько случайных слов (можно даже сделать это, закрыв глаза и ткнув наугад пальцем в страницу несколько раз). Допустим, что после выбора мы имеем слова «стол», «утюг», «машина», «кошка». Теперь нужно составить для данных предметов перечень их свойств и определить те из них, которые могут быть присоединены к фокальному объекту. Этот процесс можно осуществить, используя схему:
Анализ свойств случайных объектов позволяет выделять из них как полезные, так и бесполезные для совершенствуемого объекта. В данном случае вариантом решения могут быть:
Складной деревянный стульчик.
Стульчик с колесиками.
Стульчик, обитый мягким мехом.
Необязательно, чтобы все выбранные объекты как-то подходили к изобретаемому предмету, но, используя этот метод, можно получить большое количество самых разнообразных вариантов, после обсуждения которых выбирается оптимальный.
Практическая работа «Поиск альтернативных вариантов».
Вариант 1. Конструирование методом морфологического анализа. Вариант 2. Конструирование методом фокальных объектов.
Домашнее задание.
Оформить на отдельном листе «Альтернативные варианты проекта» и вложить в папку «Технологическая документация»:
1-й вариант -эскиз 2;
2-й вариант - эскиз 3;
3-й вариант - эскизы 4-5.
Составить краткое описание объекта (каждого варианта) и указать достоинства и недостатки.
Тема: ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ПРОЕКТА
Цели:
Образовательная: познакомить с понятием «конструирование».
Развивающая: развивать аналитическое мышление.
Воспитательная: воспитывать толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.
Демонстрационный материал: альтернативные объекты изделий.
Раздаточный материал: таблица «Выбор оптимального варианта».
Рекомендации к уроку.
Урок следует начать с анализа альтернативных вариантов на объектах изделий или эскизах, подводя учащихся с помощью наводящих вопросов к выбору оптимального варианта проекта. Учитывая, что школьники испытывают затруднение в правильном выборе, можно использовать таблицу, которая поможет им оценить уровень своих возможностей.
Результатом данной работы должен быть технический рисунок одного из вариантов изделия с аргументацией выбора и ссылкой на свои возможности.
Информация для учителя.
Выбор оптимального варианта проекта.
При разработке конструкции изделия решают следующие конструкторские задачи: анализируют образцы изделий, определяют наилучший вариант, выбирают материалы и выполняют чертежи. На предыдущем уроке, используя различные методы конструирования, получили альтернативные варианты проекта. Теперь же внимательно посмотрите на них, сравните
с эскизом 2 (после реконструкции) и выберите, на ваш взгляд, оптимальный вариант с учетом ваших возможностей.
Практическая работа «Выбор оптимального варианта проекта».
Описание выбранного варианта, обоснование выбора, выполнение технического рисунка.
Домашнее задание.
Оформить таблицу «Выбор оптимального варианта проекта» с описанием и техническим рисунком.
Вложить оформленные листы в папку «Технологическая документация».
Принести чертежные инструменты и альбомный лист.
Те м а: ГРАФИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Цели:
Образовательная: отработать навыки черчения.
Развивающая: развивать обще трудовые и политехнические умения.
Воспитательная: воспитывать добросовестное отношение к труду.
Демонстрационный материал: проектные изделия и чертежи, графическая документация, таблица «Линии чертежа».
Раздаточный материал: чертежные принадлежности.
Рекомендации к уроку.
Урок следует начать с беседы, предложив учащимся дать краткое описание нескольких предметов, после чего подвести к мысли, что для изготовления изделия описание его словами недостаточно. Затем напомнить, какие документы относятся к графическим и что они собой представляют. После чего можно перейти к объяснению основных правил оформления и построения чертежа на доске, акцентируя внимание на расположение чертежа на листе и толщину линий, а также на приемы работы с чертежными инструментами.
Информация для учителя.
Посмотрите внимательно на это изделие и попробуйте дать краткое его описание:
Сколько деталей в этом изделии?
Какую они имеют форму?
Как они соединены между собой?
Из какого материала изготовлено изделие? Отдельные детали?
Можно ли, используя эту информацию, выполнить точно такое же изделие?
Почему?
Как видите, любое изделие можно описать словами, однако этого недостаточно для того, чтобы его изготовить. Необходимо иметь технический рисунок, эскиз или чертеж изделия с указанием всех необходимых размеров и материала, из которого его нужно изготовить. Такие изображения будущего изделия называют графической документацией.
Технический рисунок - это объемное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размеров и материала.
Эскиз - это плоское изображение детали от руки с указанием размеров. На эскизе S3 означает, что толщина детали равна 3 мм.
Чертежом называют изображение изделия, начерченное с помощью чертежных инструментов с указанием его размеров, наименования, масштаба и материала.
Рамка. Каждый чертеж должен иметь рамку, которая ограничивает его поле. Ее проводят сверху, справа и снизу на расстоянии 5 мм от края бумаги. С левой стороны на расстоянии 20 мм от края эту полосу оставляют для подшивки чертежей в альбом.
Основная надпись. На чертежах в правом нижнем углу помещается основная надпись чертежа: наименование изделия или детали, материал и масштаб изображения. Далее определяют центр рабочего поля чертежа и от него ведут построение изображения. Вначале проводят оси симметрии, строят тонкими линиями прямоугольник, соответствующий общей форме детали. После этого размечают изображения призматических элементов детали. Наносят размеры элементов и габаритные (то есть наибольшие по длине и высоте) размеры детали, указывают ее толщину.
Обводят чертеж линиями, установленными стандартом.
Практическая работа «Выполнение чертежа проекта».
Домашнее задание.
Обвести чертеж по линейке основной линией.
Работа в MS PowerPoint
Рекомендации по уменьшению размеров файлов и изображений
-
При работе с MS Publisher либо в MS PowerPoint сохраните ваш документ в формате страниц web-сайта – с расширением (.html) и перенесите полученный сайт в новое место на диске. Это даст Вам возможность уменьшить размер папки, в которой будет размещен Ваш УМП.
Последовательно откройте папки и просмотрите свойства каждого Вашего документа, презентации или папки с Web-сайтом (для этого необходимо выделить файл и щелкнуть правой клавишей мыши, затем выбрать из меню команду Свойства или просмотреть характеристики файлов с помощью программы Проводник (Windows Explorer) в режиме Таблица).
Если Вы обнаружите в папке документ MS Word, размер которого больше, чем 1Мб, то необходимо либо удалить или изменить изображения, вставленные в документ.
Если Вы обнаружите в папке презентацию, размер которой также намного больше, чем 1Мб, то необходимо либо удалить, либо изменить изображения, музыкальные или видеофрагменты, которые содержаться в презентации.
|