ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специальных исследований, посвященных изучению глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи в настоящее время недостаточно.
Ценность данной работы в том, что мы составили методику исследования именно глагольной лексики у дошкольников с ОНР III уровня.
Проанализировав литературу мы пришли к следующим выводам:
1. Необходимо исследовать сам глагольный словарь, но не столько его количественный уровень сколько его понимание и умение им пользоваться, владеет ли ребенок близкими по смыслу глаголами, выполняет ли задания на подбор антонимов и синонимов.
2. Исследовать уровень сформированности грамматических форм глаголов, то есть словоизменение и словообразование, а именно: согласование глагола с другими частями речи, префиксальное образование глаголов, различение вида, соблюдение формальных условий при образовании нового слова, образование глаголов от других частей речи (т.к. здесь наблюдаются наиболее частые ошибки у детей с ОНР III уровня).
Проведя констатирующий эксперимент, мы выявили уровень сформированности глагольной лексики у 5 детей с ОНР III уровня.
Отмечается бедность активного глагольного словаря и средний и ниже среднего уровни активного владения глагольной лексикой. Уровень же владения пассивной глагольной лексикой выше среднего и близок, а иногда и соответствует условной норме. Возможности словообразования глаголов у детей с общим недоразвитием речи отстают от условной нормы. Недостаточность в овладении семантическим аспектом, который вносится при употреблении префикса или постфикса при словообразовании глаголов носит стойкий характер. То есть дошкольники с ОНР не чувствуют того тонкого различия, которое вносится различными по значению приставками, суффиксами, что существенно влияет на развитие речи в целом. Подтверждением этому служат замещения в употреблении продуктивных словообразовательных моделей менее продуктивными, замена менее частотных аффиксов на более частотные, употребление несоответствующего глагола, или повторение производящего глагола без изменения.
Ошибки на словоизменение глаголов выявлялись в основном у детей с ОНР III уровня на фоне билингвизма.
В ходе логопедической работы с дошкольниками с ОНР III уровня необходимо с помощью упражнений в игровой форме расширять объём словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности; уточнять значения глаголов; формировать семантическую структуру слова в единстве основных его компонентов; организовывать семантические поля, лексические системы вокруг глаголов; активизировать словарь, совершенствовать процессы поиска глагола, перевода его из пассивного в активный словарь; овладевать формами словоизменения и способами словообразования, навыками анализа морфологического состава слова.
Список литературы
Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. (Ст. I разновозрастная группа). Кн. Для воспитателя детского сада. М., 1987. –206с.
Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. Автореферат дис. к.п.н. С. - П.,2002.
Дефектология №5, 2004, с.50, 51 С.Н. Коновалова.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985
Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи //Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1961. с. 103-111.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990.- 239с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.,Филичева Т.Б. «Логопедия» Екатеринбкрг.2004
Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М.,1992. –220с.
Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1987.
Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - С. 26-34.
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений устной речи у детей. М, 2004.
Лалаева Р.И. О психолингвистическом анализе речевой готовности к овладению грамотой и орфографией у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием // Матер. науч. –теор. межвуз. конф. – СПб.,2001
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М., 1965. 245с.
Логопедия: Учеб. для студ. Дефектол.фак. пед. высш. Учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 680с.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. / Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: изд. «союз» 2005. – 192 с. Логопедия. Методическое пособие. Кн.5, Р.Е. Левина. – М.: 2004.
Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000.
Межиковская М.Б. , Скрипченко М.П. Логопедические занятия в специализированных детских садах: Пособие для групп с общим недоразвитием речи.- Ташкент, 1989.-136с.
Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. -М.,1991.-204с.
Нарушение речи у дошкольников / сост. Р.Л. Белова-давид, Б.М. Гриншпун. - М., 1969. – 215с.
Никашина Н.А. Педагогическое изучение недостатков речи детей // Дефектология 1969. №4; с.21-36.
Основы теории и практики логопедии/ под ред.Р.Е. Левиной. –1968. – с.31-54.
Поваляева М.А. Справочник логопеда – Ростов на Дону. ФЕНИКС,2002.
Сахарный Л.В. Психолингвистические аспекты теории словообразования. Учеб. пособие. Л. 1985. –971с.
Смирнова Т.Н. Формирование глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи. http://www.docme.ru/doc/18822/smirnova-t.n.-formirovanie-glagol._nogo-slovarya-u-detej-...
Соботович Е.Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей: Автореф.дис. …докт. пед. наук. М., 1984.-449с.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 198. – 124 с.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. – М: Гном и Д. – 2001.-107 с.
Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. –СПб., 1994.
Туманова Т.В. Нарушения словообразования в устной и письменной речи. М.-2005
Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы: Психофизиологические механизмы внутренней речи. М.,1979.-248с.
Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников / Дети с проблемами в развитии НОУ «СОЮЗ».№1.-2004.-с.5-7.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М.,1999.
Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 1996.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду// Дефектология. – 1985. -№6. –с.55-62.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада. /№ 3, 1986, №№ 1, 4, 1987.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие.-М.,2004.
Цейтлин С.Н. Детская речь: -инновация формообразования и словообразования: (На материале современного русского языка). Автореф. дис. …докт. пед.наук. Л., 1986.-32с.
ЧистяковаИ.А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников6 Книга для логопедов. Воспитателей и родителей.- СПб.: КАРО, 2005.- 96с.
-
Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у детей, страдающих моторной алалией //Патология речи. Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. Т.406.- М.1971. С. 83-110.
Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи.-М.,1990.
Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. -Л. 1974-428с.
Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях недостатками речи. М., 1997.
Приложение 1
Протокол исследования глагольной лексики.
Гаус Лидия 6,1 лет
№ пробы
|
№ приема
|
Обозначение приема
|
Вопросы и указания обследования
|
Перечень предъявленного материала
|
Результаты выполнения задания
|
Наблюдения за реакцией ребенка (поиск слова; время, затраченное на подготовку ответа и др.)
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, кто что делает?
|
Картинки: лошадь, гусеница, птица, рыба, собака, повар, рыбак, строитель, врач, продавец, солдат, спортсмен, учитель.
|
3
|
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, кто как подает голос?
|
Картинки: голубь, лягушка, медведь, ворона, мышка, собака, курица, воробей, кукушка, волк, петух, соловей.
|
2
|
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, что делают ...? (пилой …)
|
Картинки: пила, игла, ручка, краски, утюг, ножницы, топор, карандаши, молоток, ложка, нож, расческа.
|
3
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Покажи, кто ...? (скачет, прыгает, ползет, летает, стирает, причесывается, моется, подметает, вяжет, рубит, моет, режет).
|
Картинки: лошадь, лягушка, гусеница, птица, мама стирает, девочка причесывается, мальчик моется, девочка подметает, бабушка вяжет, мальчик рубит дрова, девочка моет посуду, мама режет хлеб.
|
4
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Покажи, кто ...? (воркует, чирикает, кукарекает, воет, кудахчет, гогочет, крякает, квакает, каркает, пищит, рычит, мычит).
|
Картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышь, тигр, корова.
|
3
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов, лиц
|
Покажи, кто ...? (варит, учит, работает, шьет, пашет, летает, лечит, продает).
|
Картинки: повар, рабочий, портниха, тракторист, летчик, врач, продавец.
|
4
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Покажи, чем ...? (пилят, шьют, гладят, режут, вытираются, рубят, рисуют, красят, подметают, причесывают, прибивают, копают).
|
Картинки: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата.
|
4
|
|
|
3
|
Нахождение общих названий, действий.
|
Я назову два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» - «цветы». Что делают? - «растут» (одно слово)»
|
Пары слов:
фрукты - овощи (что делают?)
кошка - собака (что делают?)
дождь - снег (что делают?)
сидит - стоит (кто?)
льется - журчит (что?)
шумит - дует (что?)
светит - греет (что?)
одевается - обувается (кто?)
растет – зеленеет (что?)
|
3
|
|
|
7
|
Подбор дополнения к глаголу
|
Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь
|
глаголы:
стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит;
картинки (на случай, если ребенок затрудняется).
|
2
|
|
|
8
|
Объяснение значения слова
|
Незнайка не знает много слов. Объясни Незнайке, что значат слова, которые я тебе назову
|
10 глаголов (идти, ползти, ехать, нести, вести, лезть, летать, тащить, торопиться, светить).
|
2
|
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, что ты видишь на картинке?
|
Сюжетные картинки:
Мама шьет – Бабушка вяжет - Девочка вышивает.
Мама варит - Бабушка жарит – Бабушка печет.
Девочка моет – Бабушка купает - Мама стирает.
|
2
|
|
|
5
|
Нахождение антонимов
|
Скажи "наоборот": пришел — ушел; …
|
картинки с изображением противоположных действий:
пришел — ушел, приехал — уехал, прилетел — улетел, прибежал — убежал, вскочил — выскочил, сел —встал, поднял — опустил, прибил — оторвал, испачкал — вычистил, оделся — разделся, завязал — развязал.
|
3
|
|
|
1
|
называние действий
|
Заучить с ребенком двустишие: Я иду, иду, иду; громко песенку пою, а потом попросить ответить: как надо сказать, если мы идем с тобой вдвоем? Логопед подсказывает местоимения: мы, ты, он, она, вы.
|
Двустишие;
местоимения: мы, ты, он, она, вы.
|
4
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Посмотри на картинки и ответить на вопросы: про кого можно сказать «идет»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «идут»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидят»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидит»?
|
комплекты парных картинок:
мальчик идет, дети идут, девочка сидит, девочки сидят.
|
4
|
|
|
10
|
Составление предложений
|
На лесной полянке Красная Шапочка разложила угощение для лесных жителей, рассмотрите картинки и догадайтесь, кто что съел.
|
Картинки:
орехи, капуста, мед, яблоки, зернышки; игрушечные лесные жители
|
4
|
|
16.
|
1
|
Называние действий
|
Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал.
|
Парные сюжетные картинки с изображением действий:
Этот пишет, а этот уже ...
Этот снимает, а этот уже ...
Этот вешает, а этот уже ...
Этот стирает, а этот уже ...
Этот режет, а этот уже ...
Этот пилит, а этот уже ...
Этот льет, а этот уже ...
Этот ест, а этот уже ...
Этот умывается, а этот уже ...
Этот моет, а этот уже ...
|
2
|
Не пишет
|
17.1
|
1
|
называние действий
|
На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается. Что делает эта девочка? А что делает эта девочка?. (В случае затруднений предлагаются выбрать правильную форму по вопросу «Девочка причесывает или причесывается?».)
|
Картинки с обозначением действий и предложения: Мальчик прячет. Мальчик прячется. Девочка причесывает. Девочка причесывается. Мальчик вытирает. Мальчик вытирается. Девочка одевает. Девочка одевается.)
|
4
|
|
17.2
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Дается следующая инструкция: «На этих картинках кто-то прячет, а кто-то прячется? Покажи, кто прячет. А кто прячется?»
|
4
|
|
18.
|
11
|
Исправление ошибок
|
Сейчас я буду называть тебе правильные и неправильные словосочетания, а ты слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно. После воспроизведения каждого словосочетания задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?», «Какое слово я сказала неправильно?».
|
словосочетания с правильным и неправильным употреблением приставок:
подлетела к дереву, выбежать в комнату, вколоть орех, зашел в дом, навязать рану, подкутать малыша, вышел из автобуса, заплыть к берегу, выпил молока, припел песню, подзвенел звонок, выбежал из леса, нашел в гараж, въехал из гаража, уехал до моста, отлетел через забор, занес в комнату, нагремел гром, слетела с головы, убрал игрушку.
|
2
|
|
19.1
|
1
|
называние действий
|
Сегодня мы будем вспоминать слова противоположного значения. Пристегнуть, а наоборот, (что сделать?) отстегнуть. Привязать, а сделать наоборот - значит, что сделать? …
|
Парные картинки действия с предметами и слова - глаголы с приставками противоположного значения:
приклеить – отклеить, привязать – отвязать, пригнуть – отогнуть, сгибать – разгибать, собирать – разбирать, наливать – выливать, входить – выходить, закрывать – открывать, привязать – отвязать, привинтить-отвинтить, приколоть-отколоть, присоединить-отсоединить, привезти-отвезти, придвинуть-отодвинуть.
|
3
|
|
19.2
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Дается такая инструкция: «Покажи, где мальчик наливает воду. А где мальчик выливает воду?».
|
4
|
|
20.1
|
9
|
Подстановка слов в предложении
|
Экспериментатор показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначают приближение к чему-либо и удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения.
В случае затруднений повторяется первый пример словообразования.
|
парные картинки действия; глаголы:
подбежать-отбежать, подплыть-отплыть, подлететь-отлететь, подскочить-отскочить, подъехать-отъехать, подползти-отползти, подойти-отойти.
Предложения:
Самолет к башне … от башни…
Змея к ущелью … от ущелья … Мальчик к реке … от реки …
Лодка к берегу … от берега …
Машина к дому … от дома…
Мальчик к дереву … от дерева …
|
2
|
Подъехала-уехала
|
20.2
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Экспериментатор просит ребенка показать соответствующую картинку: «Где птичка отлетает от клетки?», «Где птичка подлетает к клетке?»
|
4
|
|
21.1
|
9
|
Подстановка слов в предложении
|
Экспериментатор предлагает посмотреть на первую картинку. «На этой картинке мальчик идет к мостику. А на этой картинке мальчик переходит через мост. А теперь ты сам попробуй сам подобрать слова, которые обозначают: кто-то движется через что-то, пересекает что-то». Ребенку предлагается дополнить предложения.
|
картинки и слова:
лететь-перелететь, ехать – переехать, идти-перейти, прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать.
Предложения:
Белка прыгает. Белка с дерева на дерево (что делает?) …
Ласточка летит. Ласточка с дерева на дерево (что делает?) …
Девочка бежала. Девочка через улицу (что сделала?)…
Саша плыл по реке. Саша через реку (что сделал?) …
|
3
|
|
21.2
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Экспериментатор задает вопросы: «Где мальчик переходит мостик?», «Где мальчик идет к мостику?».
|
4
|
|
22.
|
1
|
называние действий
|
Если мальчик начал плакать, то говорят заплакал. А как сказать, если он начал свистеть?» И т.д.
|
Слова:
свистеть – засвистеть, кричать – закричать, бежать – побежать, плыть – поплыть, лететь – полететь.
|
3
|
|
23.
|
1
|
называние действий
|
Если мальчик кончил печатать, то говорят допечатал.». Далее детям предлагается закончить предложения.
|
Слова:
ехал – доехал, бежал – добежал,, плыл – доплыл, летел – долетел, горела – догорела.
Предложения:
Велосипедист ехал к дому и, наконец, … Мальчик бежал к школе и, наконец, … Девочка плыла к берегу и, наконец, … Грач летел к гнезду и, наконец, … Свеча горела и, наконец, …
|
4
|
|
24.1
|
1
|
называние действий
|
К слову уборка придумаем похожее слово. К слову Уборка ставится вопрос «Что?» А какое похожее слово отвечает на вопрос «Что делать?» - убирать. А теперь к слову друг придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос - Что делать?» И т.д.
|
Слова:
друг-дружить, завтрак-завтракать, обед-обедать, ужин-ужинать, крик-кричать, стук-стучать, плач-плакать, тоска-тосковать, горе-горевать, зима-зимовать, рыба-рыбачить.
|
3
|
|
24.2
|
1
|
называние действий
|
К слову желтый придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос «Что делать?» Желтый – это какой. А на вопрос Что делать? отвечает слово желтеть. А теперь постарайся придумать похожее слово к слову красный. Что делать? И т.д. В случае затруднений повторяется пример словообразования.
|
Слова:
красный-краснеть, молодой-молодеть, черный-чернеть, старый-стареть, зеленый-зеленеть, синий-синеть, белый-белеть.
|
3
|
|
|