|
«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»
«Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста как залог успешного обучения в школе»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский.
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню знаний, умений и навыков дошкольников, поступающих в школу. Некоторые авторы (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, Е.Я. Панько, Е.Е. Кравцова) выделяют ряд компонентов готовности к школьному обучению. Однако основных компонентов готовности к обучению грамоте авторами обобщенно не выделяется.
Мы, изучая проблему подготовки детей с общим недоразвитием речи к обучению грамоте в психологической, педагогической и методической литературе, определили, что готовность к школьному обучению – это интегральная характеристика развития ребенка, включающая определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, развитие координации движений и зрительно-моторной координации.
На основе указанных компонентов психологической готовности, мы выделили ряд предпосылок успешного обучения грамоте, среди которых важнейшее значение приобретают:
Правильное звукопроизношение.
Фонематический слух (восприятие, представление)
Звуковой, слоговой и языковой анализ и синтез.
4. Мелкая моторика и зрительно-моторная координация.
Для успешного овладения грамотой ребенок дошкольного возраста должен располагать целым комплексом предпосылок, которые должны быть сформированы до начала обучения в школе.
В МДОУ № 231 у дошкольников с общим недоразвитием речи встречаются недостатки произношения, которые сопровождаются недоразвитием звукового анализа, вследствие недостаточной сформированности фонематических обобщений и представлений, а также лексико-грамматические нарушения речи, нарушения слоговой структуры слова. Также у этих детей отмечается недоразвитие зрительно-моторной координации, в частности зрительного восприятия и мелкой моторики пальцев рук, которое проявляется в среднем или слабом мышечном контроле за движениями руки, недостаточном ориентирование на плоскости, что в дальнейшем может отразиться на почерке ребенка, в моторной неловкости и недостаточной сформированности движений и малой их координированности, особенно мелких мышц руки.
Зрительно - пространственное восприятие, зрительная память и зрительно-моторные координации – значимые и взаимосвязанные компоненты функционального развития ребенка. Именно нарушения зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти являются главной причиной трудностей формирования навыков чтения письма, которые характерны для значительной части детей.
Зрительно-моторные координации – показатель развития интегративных функций. У ребенка может быть хорошо развито зрительное восприятие и отлично развиты двигательные функции, но при этом может страдать их взаимосвязь, взаимодействие, координация того, что видит глаз и одновременно делает рука. Эта способность к глазодвигательным (зрительно-моторным) координациям определяет успешность и эффективность формирования навыка письма.
Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
При письме особенно важно, не столько овладеть отдельными умениями, сколько сформировать весь комплекс готовности ребенка к письму:
сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки;
умение управлять своими руками;
умение управлять своими пальцами и обратить особое внимание на подготовку руки к письму, т.е. учить восприятию и письму печатных и письменных букв;
познакомить с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв, с основными элементами букв.
Мы убедились в том, что если ребенок к семи годам научится в игровой форме управлять своими руками и пальцами, воспринимать образ печатных и письменных букв, находить их в различных текстах и овладеет написанием основных элементов букв, то этого будет достаточно для дальнейшего обучения письму в школе на материале всего алфавита.
Над данной проблемой работали такие известные педагоги как: Н.А. Федосова, Н. Баренцева, А. Роговин, Цвынтарный В.В., Е. Карельская, Е.А. Нефедова, О.В. Уварова и др.
На основе опытов работы вышеперечисленных педагогов, мы составили и разработали систему упражнений, позволяющих каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к обучению письму, начиная с раннего возраста.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста особое внимание, мы уделяем сенсорному воспитанию детей. Начинаем свою работу с пальчиковой гимнастики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
В работе используем основной принцип дидактики: от простого – к сложному.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить не только в условиях детского сада, но дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, проговаривая движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать свое внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз» и т.д.
Пальчиковая гимнастика способствует увеличению подвижности пальцев рук, развитию их силы и гибкости, снижает физическую усталость и моральное напряжение во время занятий.
Также пальчиковую гимнастику можно использовать при автоматизации правильного звукопроизношения, подбирая стихи, в которых изучаемый звук часто встречается.
Конечно, наша работа с детьми не ограничивается только пальчиковой гимнастикой. Также мы добавляли упражнения по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша. И, конечно же, используем в своей работе “чудесный куб” для вкладывания в отверстия различных фигур. Большое внимание уделяем на развитие навыков самообслуживание в повседневной жизни ребенка: одевание раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание и расшнуровывание. Для этого используем дидактические игры: “Оденем куклу на прогулку”, “Зашнуруй сапожок” и др. Эти упражнения способствуют укреплению и развитию руки, координации движения.
Для подготовки руки к письму предлагаем детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку). Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.
Знакомить с гигиеническими правилами письма мы начинаем детей со старшей группы в следующей последовательности: посадка; положение листа тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева направо.
Выполняя с детьми различные упражнения по подготовке к письму, постоянно наблюдаем за соблюдением гигиенических правил письма. Ведь соблюдение гигиенических правил письма поможет детям в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Детям старшей группы предлагаем задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К таким заданиям относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например: плетение ковриков из бумажных полос). Дети складывали пополам лист бумаги, делали ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезали тонкие полоски бумаги другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплетали их между надрезов основной части коврика, предварительно рассмотрев образец и показ.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии “Сделаем бусы”. Наш дети разрезали прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них они скручивали в виде бусины, конец бумаги проклеивали. Готовые бусины нанизывали на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. e. качеств, необходимых для письма.
Со старшей группы вводим еще один очень важный раздел для успешного овладения письма – развитие графических навыков. На индивидуальных занятиях, в тетрадях в крупную клетку дети выполняли различные задания: рисовали простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках.
В подготовительной группе продолжаем свою работу по подготовке руки к письму. Продолжаем с детьми закреплять навыки самообслуживания.
И, конечно же, большое внимание уделяем развитию графических навыков. Продолжаем учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы); учим штриховать и раскрашивать рисунки с помощью цветных карандашей. Проводим с детьми графические диктанты, например: “Одна клеточка вверх, одна клеточка вниз, одна клеточка направо” и т.д. Используем такие задания, как “Дорисуй картинку”, “Нарисуй такую же картинку”, “Нарисуй такую же фигуру”. Применяем на занятиях по развитию речи такой вид деятельности, как заучивание и инсценировка стихотворений с помощью рук.
На основе проделанной работы, можем сделать следующий вывод: дети научились управлять своими руками, пальцами. Они не испытывают страха перед пишущим предметом, держат уверенно и ручку и карандаш.
Результаты проведенной диагностики для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук свидетельствуют, что 85% детей готовы к овладению письмом. У них сформированы внимание и контроль за собственными действиями, скоординированы движения руки и глаза, развито умение анализировать образец. Практика показывает, что при систематической совместной работе учителя – логопед и педагога у детей, в основном, уже в дошкольном образовательном учреждении мелкая моторика пальцев рук достаточна.
Литература:
1. Алексеевская Н.А. Озорной карандаш. – М.: Лист, 1998 г.
2. Безруких М.М., Филлипова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики. – М.: Дрофа, 2000 г.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 2000 г.
4. Голубкина Т.С. «Чему научит клеточка», 2005 г. Москва. Мозаика – Синтез.
5. Зиганов М.А. Учимся читать и считать: Готовим ребёнка к школе. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997 г.
6. Нефедова Е.А. Уварова О.В. «Готовимся к школе».
7. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития дошкольников». Москва, 2004 г.
|
|
|