|
Курсовая работа по теме: Формирование глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (онр) III
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Курганский государственный университет
Кафедра КП
КУРСОВАЯ РАБОТА
По теме: Формирование глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
Студент группы ПСЗ 455с Еремина Г.В
Проверил преподаватель
Курган
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста
-
закономерности развития лексической стороны речи в онтогенезе
психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ОНР III уровня
особенности развития глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня
Глава II. Методика организации экспериментальной работы по выявлению и формированию глагольной лексики на занятиях по развитию речи у старших дошкольников с ОНР III уровня
2.1 методика изучения уровня сформированности глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня
2.2 анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3 содержание логопедической работы по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня на занятиях по развитию речи
Заключение
Приложение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Не смотря на то, что вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, проблемы изучения общих и специфических особенностей формирования глагольной лексики у детей с нормальным и нарушенным развитием, а также определения дифференцированных приёмов её коррекции разработаны в логопедии недостаточно и требуют специального рассмотрения.
Целью исследования является изучение состояния проблемы формирования глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1) изучив и проанализировав специальную психолого-педагогическую, лингвистическую, логопедическую и методическую литературу по проблеме исследования охарактеризовать особенности формирования глагольной лексики;
3) через анализ литературных источников определить содержание логопедической работы по диагностике уровня сформированности глагольной лексики в экспрессивной и импрессивной речи у детей дошкольного возраста;
4) провести экспериментальное исследование и сравнительный анализ состояния глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи и их сверстников с нормальным речевым развитием;
5) Через анализ литературных источников определить содержание коррекционно-логопедической работы, направленной на преодоление недостатков глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: глагольная лексика и нарушение ее формирования у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет исследования: процесс формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста.
Анализируя работы многих авторов можно заметить, что ведущее положение в системе языка занимает предикативная лексика. Именно предикату отводится центральная роль в организации синтаксических единиц, которые являются основой последующей коммуникации (Ю.Д. Апресян, Л.М. Васильев, В.В. Виноградов, Г.А. Золотова, Ю.А. Левицкий, А.А. Потебня, А.А. Шахматов). [9] Ядром предикативной лексики являются глаголы, организующие в определённую систему другие части речи. В синтаксисе предикат является сказуемым. Глагол-сказуемое представляет собой структурный член предложения, который образует смысловую связь с подлежащим.
Л.С. Выгодский, А.А. Леонтьев рассматривали овладение предикативной лексикой как феномен психического состояния человека.
Была выдвинута теория о предикативном характере внутренней речи и на ее основе проанализирован механизм речепорождения. В психолингвистических моделях (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Г.А. Волкова и др.) лексико-грамматическая организация речевого высказывания рассматривается как сложное структурное образование, основанное на слиянии актов номинации и предикации и связанное с когнитивным развитием ребёнка.
Г.А. Волкова: «Предикат — это основа фразы и основа внутренней речи».
Не смотря на такое повышенное внимание к предикату, исследования особенностей формирования глагольного словаря на сегодняшний день являются актуальными. И. А. Чистякова [46] пишет, что: « особенности формирования глагольного словаря у ребенка в разные возрастные периоды изучены недостаточно». Специальных исследований, посвященных изучению глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи в настоящее время недостаточно.
Нарушение в овладении глагольной лексикой существенно затрудняет общение, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой.
На сегодняшний день количество детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности с общим недоразвитием речи III уровня.
По данным Р.Е. Левиной дети с третьим уровнем речевого развития характеризуются наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В частности лексико-грамматическое недоразвитие касается глагольного словаря.
Жукова Н.С., Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, Л.Ф. Спирова в своих работах указывают на ограниченность их глагольного словаря в активном и пассивном плане, а так же на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам.
В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. И в этих работах можно найти информацию об особенностях формирования глагольной лексики. В монографии А.Н.Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева, Н.Х.Швачкина, В.И.Бельтюкова и др. подробно описано становление речи у детей начиная с самого раннего детства.
Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Например, А.Н. Гвоздев подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи (в том числе и глаголов), структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию по формированию речи.
Жукова Н. С. [8] составила схему системного развития нормальной детской речи, используя материал книги А.Н. Гвоздева « Вопросы детской речи» (1961г). В ней имеется интересный материал по формированию глагольного словаря у детей с нормальным речевым развитием от рождения до 7 лет.
Тихеева Е.И. [32] описывает этапы становления речи в первый год жизни. Подробно характеризует гуление, лепет, а так же этап появления первых слов глагольного словаря.
Шашкина Г. Р. [50] развитие глагольного словаря рассматривает в разделе «развитие лексико-грамматической стороны речи», в котором отражено, развитие словаря и грамматического строя в онтогенезе, составленного по материалам А. Н. Гвоздева из книги «Вопросы изучения детской речи» (М., 1961).
Лямина Г.М. [21] рассматривает особенности усвоения глаголов в процессе речевого общения со 2-й младшей группы до 6 лет. Так же описываются наблюдения за употреблениями глаголов вне занятий.
|
|
|