Цель: выявить возможности словоизменения глаголов по лицам.
Объект исследования: экспрессивная речь.
Прием исследования: называние действий.
Материал для исследования: двустишие; местоимения.
Заучить с ребенком двустишие, например: Я иду, иду, иду; громко песенку пою, а потом попросить ответить: как надо сказать, если мы идем с тобой вдвоем? Логопед подсказывает местоимения: мы, ты, он, она, вы.
Проба № 14. Обследование умения понимать глаголы в единственном и множественном числе. (Ефименкова Л.Н. [6])
Цель: выявить возможности словоизменения глаголов по числу.
Объект исследования: импрессивная речь.
Материал для исследования: комплекты парных картинок, где мальчик идет, дети идут, девочка сидит, девочки сидят и т. д.
Прием исследования: подбор к названиям действий тех предметов или лиц, которые могут выполнять это действие.
Картинки раздаются каждому ребенку парами. Нужно рассмотреть картинки и ответить на вопросы: про кого можно сказать «идет»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «идут»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидят»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидит»? (Показать картинку.) И т. д.
Проба № 15. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. (Ефименкова Л.Н. [6])
Цель: обследовать умение согласовывать глагол прошедшего времени с существительным в роде и числе.
Объект исследования: экспрессивная речь.
Материал для исследования: предметные картинки, изображающие орехи, капусту, мед, яблоки, зернышки; игрушечные лесные жители.
Прием исследования: составление предложений.
Детям раздаются предметные картинки. Логопед говорит: «На лесной полянке Красная Шапочка разложила угощение для лесных жителей, рассмотрите картинки и догадайтесь, кто что съел».
Проба № 16. Дифференциация и образование глаголов совершенного и несовершенного вида. (Архипова, Е.Ф., [1])
Материал для исследования: парные сюжетные картинки с изображением действий: в стадии выполнения и в стадии завершения действия.
Объект исследования: экспрессивная речь.
Прием исследования: называние действий.
Инструкция: «Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал».
# Этот пишет, а этот уже ...
# Этот снимает, а этот уже ...
# Этот вешает, а этот уже ...
# Этот стирает, а этот уже ...
# Этот режет, а этот уже ...
# Этот пилит, а этот уже ...
# Этот льет, а этот уже ...
# Этот ест, а этот уже ...
# Этот умывается, а этот уже ...
# Этот моет, а этот уже ...
Словообразование:
Проба № 17. Образование возвратных глаголов. (Серебрякова Н.В. [16])
Цель: исследовать понимание и употребление возвратных глаголов
Материал для исследования: картинки с обозначением действий и предложения (Мальчик прячет. Мальчик прячется. Девочка причесывает. Девочка причесывается. Мальчик вытирает. Мальчик вытирается. Девочка одевает. Девочка одевается.).
Проба № 17.1. Объект исследования: экспрессивная речь.
Прием исследования: называние действий.
Процедура и инструкция. Перед ребенком раскладываются парные картинки, например, «девочка причесывает» и «девочка причесывается». Дается следующая инструкция: «На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается. Что делает эта девочка? А что делает эта девочка?». В случае затруднений предлагаются выбрать правильную форму по вопросу «Девочка причесывает или причесывается?».
Проба № 17.2. Объект исследования: импрессивная речь.
Прием исследования: подбор к названиям действий тех предметов или лиц, которые могут выполнять это действие.
Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает ребенку парные картинки. Например, «мальчик прячет» и «мальчик прячется». Дается следующая инструкция: «На этих картинках кто-то прячет, а кто-то прячется? Покажи, кто прячет. А кто прячется?»
Проба № 18. Верификация словосочетаний с приставочными глаголами. (по методике Н.В.Серебряковой)
Цель: выявить возможности дифференциации приставочных глаголов.
Материал исследования: словосочетания с правильным и неправильным употреблением приставок в глаголах (подлетела к дереву, выбежать в комнату, вколоть орех, зашел в дом, навязать рану, подкутать малыша, вышел из автобуса, заплыть к берегу, выпил молока, припел песню, подзвенел звонок, выбежал из леса, нашел в гараж, въехал из гаража, уехал до моста, отлетел через забор, занес в комнату, нагремел гром, слетела с головы, убрал игрушку).
Объект исследования: дифференциация приставочных глаголов.
Прием исследования: исправление ошибок.
Процедура и инструкция. Экспериментатор дает ребенку следующую инструцию: «Сейчас я буду называть тебе правильные и неправильные словосочетания, а ты слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно». После воспроизведения каждого словосочетания задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?», «Какое слово я сказала неправильно?».
Проба № 19. Образование приставочных глаголов противоположного значения. (по методике Н.В.Серебряковой)
Цель: выявить возможности дифференциации и образования приставочных глаголов противоположного значения.
Материал исследования: парные картинки действия с предметами и слова - глаголы с приставками противоположного значения: приклеить – отклеить, привязать – отвязать, пригнуть – отогнуть, сгибать – разгибать, собирать – разбирать, наливать – выливать, входить – выходить, закрывать – открывать, привязать – отвязать, привинтить-отвинтить, приколоть-отколоть, присоединить-отсоединить, привезти-отвезти, придвинуть-отодвинуть.
Проба № 19.1. Объект исследования: экспрессивная речь.
Прием исследования: называние действий.
Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: « Сегодня мы будем вспоминать слова противоположного значения. Пристегнуть, а наоборот, (что сделать?) отстегнуть. Привязать, а сделать наоборот - значит, что сделать? …
Проба № 19.2. Объект исследования: импрессивная речь.
Прием исследования: подбор к названиям действий картинок.
Процедура и инструкция. Ребенку предъявляются 2 картинки (или действия с предметом) и предлагается показать соответствующую картинку. Дается, например, такая инструкция: «Покажи, где мальчик наливает воду. А где мальчик выливает воду?».
Проба № 20. Образование глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего-либо. (по методике Н.В.Серебряковой)
Цель: выявить возможности дифференциации и образования приставочных глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего-либо.
Материал исследования: парные картинки действия; глаголы с приставками противоположного значения, обозначающие приближение или удаление (подбежать-отбежать, подплыть-отплыть, подлететь-отлететь, подскочить-отскочить, подъехать-отъехать, подползти-отползти, подойти-отойти).
Проба № 20.1. Объект исследования: экспрессивная речь.
Прием исследования: подстановка слов в предложении.
Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании. Ребенку предлагаются картинки, например, «Птичка подлетает к клетке» и «Птичка отлетает от клетки». Экспериментатор показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначают приближение к чему-либо и удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения по содержанию картинок:
§ Самолет к башне … от башни…
§ Змея к ущелью … от ущелья …
§ Мальчик к реке … от реки …
§ Лодка к берегу … от берега …
§ Машина к дому … от дома…
§ Мальчик к дереву … от дерева …
В случае затруднений повторяется первый пример словообразования.
Проба № 20.2. Объект исследования: импрессивная речь.
Прием исследования: подбор к названиям действий картинок.
Ребенку предлагается пара картинок, например: «Птичка подлетает к клетке» и «Птичка отлетает от клетки». Экспериментатор просит ребенка показать соответствующую картинку: «Где птичка отлетает от клетки?», «Где птичка подлетает к клетке?»
Проба № 21. Исследование образования глаголов со значением пересечения пространства или предмета. (по методике Н.В.Серебряковой)
Цель: выявить возможности дифференциации и образования приставочных глаголов со значением пересечения пространства или предмета.
Материал исследования: картинки и слова (лететь-перелететь, ехать – переехать, идти-перейти, прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать).
Проба № 21.1. Объект исследования: экспрессивная речь.
Прием исследования: подстановка слов в предложении.
Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании. Ребенку предлагается пара картинок, например, «Мальчик идет к мостику», «Мальчик переходит мостик». Экспериментатор предлагает посмотреть на первую картинку. «На этой картинке мальчик идет к мостику. А на этой картинке мальчик переходит через мост. А теперь ты сам попробуй сам подобрать слова, которые обозначают: кто-то движется через что-то, пересекает что-то». Ребенку предлагается дополнить следующие предложения:
§ Белка прыгает. Белка с дерева на дерево (что делает?) …
§ Ласточка летит. Ласточка с дерева на дерево (что делает?) …
§ Девочка бежала. Девочка через улицу (что сделала?)…
§ Саша плыл по реке. Саша через реку (что сделал?) …
Проба № 21.2. Объект исследования: импрессивная речь.
Прием исследования: подбор к названиям действий картинок.
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается пара картинок, например, «Мальчик идет к мостику», «Мальчик переходит мостик». Экспериментатор задает вопросы: «Где мальчик переходит мостик?», «Где мальчик идет к мостику?». Далее предлагаются следующие пары картинок и задаются аналогичные вопросы.
Проба № 22. Исследование образования глаголов со значением начала действия. (по методике Н.В.Серебряковой)
Цель: выявить возможности дифференциации и образования приставочных глаголов со значением начала действия.
Материал исследования: слова: свистеть – засвистеть, кричать – закричать, бежать – побежать, плыть – поплыть, лететь – полететь.
Объект исследования: экспрессивная речь.
Прием исследования: называние действий.
Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Если мальчик начал плакать, то говорят заплакал. А как сказать, если он начал свистеть?» И т.д.
Проба № 23. Исследование образования глаголов со значением конца действия. (по методике Н.В.Серебряковой)
Цель: выявить возможности дифференциации и образования приставочных глаголов со значением конца действия.
Материал исследования: слова: ехал – доехал, бежал – добежал,, плыл – доплыл, летел – долетел, горела – догорела; парные картинки.
Объект исследования: экспрессивная речь.
Прием исследования: подстановка слов в предложении.
Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Если мальчик кончил печатать, то говорят допечатал.». Далее детям предлагается закончить предложение. «Велосипедист ехал к дому и, наконец, … Мальчик бежал к школе и, наконец, … Девочка плыла к берегу и, наконец, … Грач летел к гнезду и, наконец, … Свеча горела и, наконец, …».
Проба № 24. Образование глаголов от других частей речи. (по методике Н.В.Серебряковой)
Цель: выявить возможности образования глаголов от других частей речи.
Объект исследования: экспрессивная речь.
Прием исследования: называние действий.
Проба № 24.1. Исследование словообразования глаголов от имен существительных
Материалом исследования являются слова: друг-дружить, завтрак-завтракать, обед-обедать, ужин-ужинать, крик-кричать, стук-стучать, плач-плакать, тоска-тосковать, горе-горевать, зима-зимовать, рыба-рыбачить.
Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «К слову уборка придумаем похожее слово. К слову Уборка ставится вопрос «Что?» А какое похожее слово отвечает на вопрос «Что делать?» - убирать. А теперь к слову друг придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос - Что делать?» И т.д.
Проба № 24.2 Исследование словообразования глаголов от прилагательных
Материал исследования – слова: красный-краснеть, молодой-молодеть, черный-чернеть, старый-стареть, зеленый-зеленеть, синий-синеть, белый-белеть.
Процедура и инструкция. Вначале дается образец словообразования на одном примере. «К слову желтый придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос «Что делать?» Желтый – это какой. А на вопрос Что делать? отвечает слово желтеть. А теперь постарайся придумать похожее слово к слову красный. Что делать? И т.д. В случае затруднений повторяется пример словообразования.
Для количественной и качественной оценки выполнения заданий мы предлагаем использовать систему баллов, предложенную в работе Архиповой Е.Ф. и условную норму равную 4 баллам [1].
Критерии оценки:
4 балла (высокий уровень) - все задания выполнены правильно.
3 балла (уровень выше среднего) - задания выполнены в пределах 75%.
2 балла (средний уровень) - задания выполнены в пределах 50%.
1 балл (уровень ниже среднего) - задания выполнены в пределах 25% - 50%
0 баллов (низкий уровень) - задания не выполнены.
|