Протокол исследования глагольной лексики.
Подгорин Денис 5,11 лет
№ пробы
|
№ приема
|
Обозначение приема
|
Вопросы и указания обследования
|
Перечень предъявленного материала
|
Результаты выполнения задания
|
Наблюдения за реакцией ребенка (поиск слова; время, затраченное на подготовку ответа и др.)
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, кто что делает?
|
Картинки: лошадь, гусеница, птица, рыба, собака, повар, рыбак, строитель, врач, продавец, солдат, спортсмен, учитель.
|
3
|
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, кто как подает голос?
|
Картинки: голубь, лягушка, медведь, ворона, мышка, собака, курица, воробей, кукушка, волк, петух, соловей.
|
2
|
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, что делают ...? (пилой …)
|
Картинки: пила, игла, ручка, краски, утюг, ножницы, топор, карандаши, молоток, ложка, нож, расческа.
|
2
|
Что бы была пуговица, стол стоял
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Покажи, кто ...? (скачет, прыгает, ползет, летает, стирает, причесывается, моется, подметает, вяжет, рубит, моет, режет).
|
Картинки: лошадь, лягушка, гусеница, птица, мама стирает, девочка причесывается, мальчик моется, девочка подметает, бабушка вяжет, мальчик рубит дрова, девочка моет посуду, мама режет хлеб.
|
3
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Покажи, кто ...? (воркует, чирикает, кукарекает, воет, кудахчет, гогочет, крякает, квакает, каркает, пищит, рычит, мычит).
|
Картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышь, тигр, корова.
|
3
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов, лиц
|
Покажи, кто ...? (варит, учит, работает, шьет, пашет, летает, лечит, продает).
|
Картинки: повар, рабочий, портниха, тракторист, летчик, врач, продавец.
|
4
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Покажи, чем ...? (пилят, шьют, гладят, режут, вытираются, рубят, рисуют, красят, подметают, причесывают, прибивают, копают).
|
Картинки: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата.
|
4
|
|
|
3
|
Нахождение общих названий, действий.
|
Я назову два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» - «цветы». Что делают? - «растут» (одно слово)»
|
Пары слов:
фрукты - овощи (что делают?)
кошка - собака (что делают?)
дождь - снег (что делают?)
сидит - стоит (кто?)
льется - журчит (что?)
шумит - дует (что?)
светит - греет (что?)
одевается - обувается (кто?)
растет – зеленеет (что?)
|
3
|
|
|
7
|
Подбор дополнения к глаголу
|
Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь
|
глаголы:
стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит;
картинки (на случай, если ребенок затрудняется).
|
2
|
|
|
8
|
Объяснение значения слова
|
Незнайка не знает много слов. Объясни Незнайке, что значат слова, которые я тебе назову
|
10 глаголов (идти, ползти, ехать, нести, вести, лезть, летать, тащить, торопиться, светить).
|
1
|
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, что ты видишь на картинке?
|
Сюжетные картинки:
Мама шьет – Бабушка вяжет - Девочка вышивает.
Мама варит - Бабушка жарит – Бабушка печет.
Девочка моет – Бабушка купает - Мама стирает.
|
1
|
|
|
5
|
Нахождение антонимов
|
Скажи "наоборот": пришел — ушел; …
|
Картинки с изображением противоположных действий:
пришел — ушел, приехал — уехал, прилетел — улетел, прибежал — убежал, вскочил — выскочил, сел —встал, поднял — опустил, прибил — оторвал, испачкал — вычистил, оделся — разделся, завязал — развязал.
|
1
|
|
|
1
|
называние действий
|
Заучить с ребенком двустишие: Я иду, иду, иду; громко песенку пою, а потом попросить ответить: как надо сказать, если мы идем с тобой вдвоем? Логопед подсказывает местоимения: мы, ты, он, она, вы.
|
Двустишие;
местоимения: мы, ты, он, она, вы.
|
4
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Посмотри на картинки и ответить на вопросы: про кого можно сказать «идет»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «идут»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидят»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидит»?
|
комплекты парных картинок:
мальчик идет, дети идут, девочка сидит, девочки сидят.
|
4
|
|
|
10
|
Составление предложений
|
На лесной полянке Красная Шапочка разложила угощение для лесных жителей, рассмотрите картинки и догадайтесь, кто что съел.
|
Картинки:
орехи, капуста, мед, яблоки, зернышки; игрушечные лесные жители
|
3
|
|
16.
|
1
|
Называние действий
|
Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал.
|
Парные сюжетные картинки с изображением действий:
Этот пишет, а этот уже ...
Этот снимает, а этот уже ...
Этот вешает, а этот уже ...
Этот стирает, а этот уже ...
Этот режет, а этот уже ...
Этот пилит, а этот уже ...
Этот льет, а этот уже ...
Этот ест, а этот уже ...
Этот умывается, а этот уже ...
Этот моет, а этот уже ...
|
2
|
Не пишет
|
17.1
|
1
|
называние действий
|
На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается. Что делает эта девочка? А что делает эта девочка?. (В случае затруднений предлагаются выбрать правильную форму по вопросу «Девочка причесывает или причесывается?».)
|
Картинки с обозначением действий и предложения: Мальчик прячет. Мальчик прячется. Девочка причесывает. Девочка причесывается. Мальчик вытирает. Мальчик вытирается. Девочка одевает. Девочка одевается.)
|
4
|
|
17.2
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Дается следующая инструкция: «На этих картинках кто-то прячет, а кто-то прячется? Покажи, кто прячет. А кто прячется?»
|
4
|
|
18.
|
11
|
Исправление ошибок
|
Сейчас я буду называть тебе правильные и неправильные словосочетания, а ты слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно. После воспроизведения каждого словосочетания задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?», «Какое слово я сказала неправильно?».
|
словосочетания с правильным и неправильным употреблением приставок:
подлетела к дереву, выбежать в комнату, вколоть орех, зашел в дом, навязать рану, подкутать малыша, вышел из автобуса, заплыть к берегу, выпил молока, припел песню, подзвенел звонок, выбежал из леса, нашел в гараж, въехал из гаража, уехал до моста, отлетел через забор, занес в комнату, нагремел гром, слетела с головы, убрал игрушку.
|
2
|
|
19.1
|
1
|
называние действий
|
Сегодня мы будем вспоминать слова противоположного значения. Пристегнуть, а наоборот, (что сделать?) отстегнуть. Привязать, а сделать наоборот - значит, что сделать? …
|
Парные картинки действия с предметами и слова - глаголы с приставками противоположного значения:
приклеить – отклеить, привязать – отвязать, пригнуть – отогнуть, сгибать – разгибать, собирать – разбирать, наливать – выливать, входить – выходить, закрывать – открывать, привязать – отвязать, привинтить-отвинтить, приколоть-отколоть, присоединить-отсоединить, привезти-отвезти, придвинуть-отодвинуть.
|
2
|
|
19.2
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Дается такая инструкция: «Покажи, где мальчик наливает воду. А где мальчик выливает воду?».
|
4
|
|
20.1
|
9
|
Подстановка слов в предложении
|
Экспериментатор показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначают приближение к чему-либо и удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения.
В случае затруднений повторяется первый пример словообразования.
|
парные картинки действия; глаголы:
подбежать-отбежать, подплыть-отплыть, подлететь-отлететь, подскочить-отскочить, подъехать-отъехать, подползти-отползти, подойти-отойти.
Предложения:
Самолет к башне … от башни…
Змея к ущелью … от ущелья … Мальчик к реке … от реки …
Лодка к берегу … от берега …
Машина к дому … от дома…
Мальчик к дереву … от дерева …
|
2
|
Подскочил-отскакал
|
20.2
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Экспериментатор просит ребенка показать соответствующую картинку: «Где птичка отлетает от клетки?», «Где птичка подлетает к клетке?»
|
4
|
|
21.1
|
9
|
Подстановка слов в предложении
|
Экспериментатор предлагает посмотреть на первую картинку. «На этой картинке мальчик идет к мостику. А на этой картинке мальчик переходит через мост. А теперь ты сам попробуй сам подобрать слова, которые обозначают: кто-то движется через что-то, пересекает что-то». Ребенку предлагается дополнить предложения.
|
картинки и слова:
лететь-перелететь, ехать – переехать, идти-перейти, прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать.
Предложения:
Белка прыгает. Белка с дерева на дерево (что делает?) …
Ласточка летит. Ласточка с дерева на дерево (что делает?) …
Девочка бежала. Девочка через улицу (что сделала?)…
Саша плыл по реке. Саша через реку (что сделал?) …
|
3
|
|
21.2
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Экспериментатор задает вопросы: «Где мальчик переходит мостик?», «Где мальчик идет к мостику?».
|
4
|
|
22.
|
1
|
называние действий
|
Если мальчик начал плакать, то говорят заплакал. А как сказать, если он начал свистеть?» И т.д.
|
Слова:
свистеть – засвистеть, кричать – закричать, бежать – побежать, плыть – поплыть, лететь – полететь.
|
2
|
Залетел
|
23.
|
1
|
называние действий
|
Если мальчик кончил печатать, то говорят допечатал.». Далее детям предлагается закончить предложения.
|
Слова:
ехал – доехал, бежал – добежал,, плыл – доплыл, летел – долетел, горела – догорела.
Предложения:
Велосипедист ехал к дому и, наконец, … Мальчик бежал к школе и, наконец, … Девочка плыла к берегу и, наконец, … Грач летел к гнезду и, наконец, … Свеча горела и, наконец, …
|
2
|
Приехал, прибежал, пригорела
|
24.1
|
1
|
называние действий
|
К слову уборка придумаем похожее слово. К слову Уборка ставится вопрос «Что?» А какое похожее слово отвечает на вопрос «Что делать?» - убирать. А теперь к слову друг придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос - Что делать?» И т.д.
|
Слова:
друг-дружить, завтрак-завтракать, обед-обедать, ужин-ужинать, крик-кричать, стук-стучать, плач-плакать, тоска-тосковать, горе-горевать, зима-зимовать, рыба-рыбачить.
|
2
|
|
24.2
|
1
|
называние действий
|
К слову желтый придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос «Что делать?» Желтый – это какой. А на вопрос Что делать? отвечает слово желтеть. А теперь постарайся придумать похожее слово к слову красный. Что делать? И т.д. В случае затруднений повторяется пример словообразования.
|
Слова:
красный-краснеть, молодой-молодеть, черный-чернеть, старый-стареть, зеленый-зеленеть, синий-синеть, белый-белеть.
|
2
|
|
Протокол исследования глагольной лексики.
Нурматова Чарасхон 6,2 лет
№ пробы
|
№ приема
|
Обозначение приема
|
Вопросы и указания обследования
|
Перечень предъявленного материала
|
Результаты выполнения задания
|
Наблюдения за реакцией ребенка (поиск слова; время, затраченное на подготовку ответа и др.)
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, кто что делает?
|
Картинки: лошадь, гусеница, птица, рыба, собака, повар, рыбак, строитель, врач, продавец, солдат, спортсмен, учитель.
|
2
|
Неправильные окончания, гласные в слове.
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, кто как подает голос?
|
Картинки: голубь, лягушка, медведь, ворона, мышка, собака, курица, воробей, кукушка, волк, петух, соловей.
|
1
|
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, что делают ...? (пилой …)
|
Картинки: пила, игла, ручка, краски, утюг, ножницы, топор, карандаши, молоток, ложка, нож, расческа.
|
2
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Покажи, кто ...? (скачет, прыгает, ползет, летает, стирает, причесывается, моется, подметает, вяжет, рубит, моет, режет).
|
Картинки: лошадь, лягушка, гусеница, птица, мама стирает, девочка причесывается, мальчик моется, девочка подметает, бабушка вяжет, мальчик рубит дрова, девочка моет посуду, мама режет хлеб.
|
3
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Покажи, кто ...? (воркует, чирикает, кукарекает, воет, кудахчет, гогочет, крякает, квакает, каркает, пищит, рычит, мычит).
|
Картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышь, тигр, корова.
|
2
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов, лиц
|
Покажи, кто ...? (варит, учит, работает, шьет, пашет, летает, лечит, продает).
|
Картинки: повар, рабочий, портниха, тракторист, летчик, врач, продавец.
|
3
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Покажи, чем ...? (пилят, шьют, гладят, режут, вытираются, рубят, рисуют, красят, подметают, причесывают, прибивают, копают).
|
Картинки: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата.
|
3
|
|
|
3
|
Нахождение общих названий, действий.
|
Я назову два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» - «цветы». Что делают? - «растут» (одно слово)»
|
Пары слов:
фрукты - овощи (что делают?)
кошка - собака (что делают?)
дождь - снег (что делают?)
сидит - стоит (кто?)
льется - журчит (что?)
шумит - дует (что?)
светит - греет (что?)
одевается - обувается (кто?)
растет – зеленеет (что?)
|
0
|
Только после показа картинок.
|
|
7
|
Подбор дополнения к глаголу
|
Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь
|
глаголы:
стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит;
картинки (на случай, если ребенок затрудняется).
|
0
|
|
|
8
|
Объяснение значения слова
|
Незнайка не знает много слов. Объясни Незнайке, что значат слова, которые я тебе назову
|
10 глаголов (идти, ползти, ехать, нести, вести, лезть, летать, тащить, торопиться, светить).
|
0
|
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, что ты видишь на картинке?
|
Сюжетные картинки:
Мама шьет – Бабушка вяжет - Девочка вышивает.
Мама варит - Бабушка жарит – Бабушка печет.
Девочка моет – Бабушка купает - Мама стирает.
|
1
|
|
|
5
|
Нахождение антонимов
|
Скажи "наоборот": пришел — ушел; …
|
картинки с изображением противоположных действий:
пришел — ушел, приехал — уехал, прилетел — улетел, прибежал — убежал, вскочил — выскочил, сел —встал, поднял — опустил, прибил — оторвал, испачкал — вычистил, оделся — разделся, завязал — развязал.
|
1
|
|
|
1
|
называние действий
|
Заучить с ребенком двустишие: Я иду, иду, иду; громко песенку пою, а потом попросить ответить: как надо сказать, если мы идем с тобой вдвоем? Логопед подсказывает местоимения: мы, ты, он, она, вы.
|
Двустишие;
местоимения: мы, ты, он, она, вы.
|
1
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Посмотри на картинки и ответить на вопросы: про кого можно сказать «идет»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «идут»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидят»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидит»?
|
комплекты парных картинок:
мальчик идет, дети идут, девочка сидит, девочки сидят.
|
4
|
|
|
10
|
Составление предложений
|
На лесной полянке Красная Шапочка разложила угощение для лесных жителей, рассмотрите картинки и догадайтесь, кто что съел.
|
Картинки:
орехи, капуста, мед, яблоки, зернышки; игрушечные лесные жители
|
1
|
|
16.
|
1
|
Называние действий
|
Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал.
|
Парные сюжетные картинки с изображением действий:
Этот пишет, а этот уже ...
Этот снимает, а этот уже ...
Этот вешает, а этот уже ...
Этот стирает, а этот уже ...
Этот режет, а этот уже ...
Этот пилит, а этот уже ...
Этот льет, а этот уже ...
Этот ест, а этот уже ...
Этот умывается, а этот уже ...
Этот моет, а этот уже ...
|
2
|
Не пишет
|
17.1
|
1
|
называние действий
|
На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается. Что делает эта девочка? А что делает эта девочка?. (В случае затруднений предлагаются выбрать правильную форму по вопросу «Девочка причесывает или причесывается?».)
|
Картинки с обозначением действий и предложения: Мальчик прячет. Мальчик прячется. Девочка причесывает. Девочка причесывается. Мальчик вытирает. Мальчик вытирается. Девочка одевает. Девочка одевается.)
|
2
|
|
17.2
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Дается следующая инструкция: «На этих картинках кто-то прячет, а кто-то прячется? Покажи, кто прячет. А кто прячется?»
|
4
|
|
18.
|
11
|
Исправление ошибок
|
Сейчас я буду называть тебе правильные и неправильные словосочетания, а ты слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно. После воспроизведения каждого словосочетания задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?», «Какое слово я сказала неправильно?».
|
словосочетания с правильным и неправильным употреблением приставок:
подлетела к дереву, выбежать в комнату, вколоть орех, зашел в дом, навязать рану, подкутать малыша, вышел из автобуса, заплыть к берегу, выпил молока, припел песню, подзвенел звонок, выбежал из леса, нашел в гараж, въехал из гаража, уехал до моста, отлетел через забор, занес в комнату, нагремел гром, слетела с головы, убрал игрушку.
|
0
|
|
19.1
|
1
|
называние действий
|
Сегодня мы будем вспоминать слова противоположного значения. Пристегнуть, а наоборот, (что сделать?) отстегнуть. Привязать, а сделать наоборот - значит, что сделать? …
|
Парные картинки действия с предметами и слова - глаголы с приставками противоположного значения:
приклеить – отклеить, привязать – отвязать, пригнуть – отогнуть, сгибать – разгибать, собирать – разбирать, наливать – выливать, входить – выходить, закрывать – открывать, привязать – отвязать, привинтить-отвинтить, приколоть-отколоть, присоединить-отсоединить, привезти-отвезти, придвинуть-отодвинуть.
|
1
|
|
19.2
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Дается такая инструкция: «Покажи, где мальчик наливает воду. А где мальчик выливает воду?».
|
4
|
|
20.1
|
9
|
Подстановка слов в предложении
|
Экспериментатор показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначают приближение к чему-либо и удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения.
В случае затруднений повторяется первый пример словообразования.
|
парные картинки действия; глаголы:
подбежать-отбежать, подплыть-отплыть, подлететь-отлететь, подскочить-отскочить, подъехать-отъехать, подползти-отползти, подойти-отойти.
Предложения:
Самолет к башне … от башни…
Змея к ущелью … от ущелья … Мальчик к реке … от реки …
Лодка к берегу … от берега …
Машина к дому … от дома…
Мальчик к дереву … от дерева …
|
1
|
|
20.2
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Экспериментатор просит ребенка показать соответствующую картинку: «Где птичка отлетает от клетки?», «Где птичка подлетает к клетке?»
|
3
|
|
21.1
|
9
|
Подстановка слов в предложении
|
Экспериментатор предлагает посмотреть на первую картинку. «На этой картинке мальчик идет к мостику. А на этой картинке мальчик переходит через мост. А теперь ты сам попробуй сам подобрать слова, которые обозначают: кто-то движется через что-то, пересекает что-то». Ребенку предлагается дополнить предложения.
|
картинки и слова:
лететь-перелететь, ехать – переехать, идти-перейти, прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать.
Предложения:
Белка прыгает. Белка с дерева на дерево (что делает?) …
Ласточка летит. Ласточка с дерева на дерево (что делает?) …
Девочка бежала. Девочка через улицу (что сделала?)…
Саша плыл по реке. Саша через реку (что сделал?) …
|
0
|
Отказ от работы
Повтор слов
|
21.2
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Экспериментатор задает вопросы: «Где мальчик переходит мостик?», «Где мальчик идет к мостику?».
|
3
|
|
22.
|
1
|
называние действий
|
Если мальчик начал плакать, то говорят заплакал. А как сказать, если он начал свистеть?» И т.д.
|
Слова:
свистеть – засвистеть, кричать – закричать, бежать – побежать, плыть – поплыть, лететь – полететь.
|
0
|
Повтор слов
|
23.
|
1
|
называние действий
|
Если мальчик кончил печатать, то говорят допечатал.». Далее детям предлагается закончить предложения.
|
Слова:
ехал – доехал, бежал – добежал,, плыл – доплыл, летел – долетел, горела – догорела.
Предложения:
Велосипедист ехал к дому и, наконец, … Мальчик бежал к школе и, наконец, … Девочка плыла к берегу и, наконец, … Грач летел к гнезду и, наконец, … Свеча горела и, наконец, …
|
4
|
|
24.1
|
1
|
называние действий
|
К слову уборка придумаем похожее слово. К слову Уборка ставится вопрос «Что?» А какое похожее слово отвечает на вопрос «Что делать?» - убирать. А теперь к слову друг придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос - Что делать?» И т.д.
|
Слова:
друг-дружить, завтрак-завтракать, обед-обедать, ужин-ужинать, крик-кричать, стук-стучать, плач-плакать, тоска-тосковать, горе-горевать, зима-зимовать, рыба-рыбачить.
|
1
|
|
24.2
|
1
|
называние действий
|
К слову желтый придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос «Что делать?» Желтый – это какой. А на вопрос Что делать? отвечает слово желтеть. А теперь постарайся придумать похожее слово к слову красный. Что делать? И т.д. В случае затруднений повторяется пример словообразования.
|
Слова:
красный-краснеть, молодой-молодеть, черный-чернеть, старый-стареть, зеленый-зеленеть, синий-синеть, белый-белеть.
|
0
|
|
Протокол исследования глагольной лексики.
Гаджимамедова Хушнуда 6 лет
№ пробы
|
№ приема
|
Обозначение приема
|
Вопросы и указания обследования
|
Перечень предъявленного материала
|
Результаты выполнения задания
|
Наблюдения за реакцией ребенка (поиск слова; время, затраченное на подготовку ответа и др.)
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, кто что делает?
|
Картинки: лошадь, гусеница, птица, рыба, собака, повар, рыбак, строитель, врач, продавец, солдат, спортсмен, учитель.
|
2
|
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, кто как подает голос?
|
Картинки: голубь, лягушка, медведь, ворона, мышка, собака, курица, воробей, кукушка, волк, петух, соловей.
|
2
|
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, что делают ...? (пилой …)
|
Картинки: пила, игла, ручка, краски, утюг, ножницы, топор, карандаши, молоток, ложка, нож, расческа.
|
3
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Покажи, кто ...? (скачет, прыгает, ползет, летает, стирает, причесывается, моется, подметает, вяжет, рубит, моет, режет).
|
Картинки: лошадь, лягушка, гусеница, птица, мама стирает, девочка причесывается, мальчик моется, девочка подметает, бабушка вяжет, мальчик рубит дрова, девочка моет посуду, мама режет хлеб.
|
4
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Покажи, кто ...? (воркует, чирикает, кукарекает, воет, кудахчет, гогочет, крякает, квакает, каркает, пищит, рычит, мычит).
|
Картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышь, тигр, корова.
|
3
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов, лиц
|
Покажи, кто ...? (варит, учит, работает, шьет, пашет, летает, лечит, продает).
|
Картинки: повар, рабочий, портниха, тракторист, летчик, врач, продавец.
|
4
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Покажи, чем ...? (пилят, шьют, гладят, режут, вытираются, рубят, рисуют, красят, подметают, причесывают, прибивают, копают).
|
Картинки: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата.
|
3
|
|
|
3
|
Нахождение общих названий, действий.
|
Я назову два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» - «цветы». Что делают? - «растут» (одно слово)»
|
Пары слов:
фрукты - овощи (что делают?)
кошка - собака (что делают?)
дождь - снег (что делают?)
сидит - стоит (кто?)
льется - журчит (что?)
шумит - дует (что?)
светит - греет (что?)
одевается - обувается (кто?)
растет – зеленеет (что?)
|
2
|
|
|
7
|
Подбор дополнения к глаголу
|
Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь
|
глаголы:
стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит;
картинки (на случай, если ребенок затрудняется).
|
1
|
|
|
8
|
Объяснение значения слова
|
Незнайка не знает много слов. Объясни Незнайке, что значат слова, которые я тебе назову
|
10 глаголов (идти, ползти, ехать, нести, вести, лезть, летать, тащить, торопиться, светить).
|
0
|
Жестами, ехать на машине, т.е. синтагматические связи
|
|
1\2
|
Называние действий\показ картинки
|
Скажи, что ты видишь на картинке? (Если ребенок не справляется): Покажи, где мама стирает, …
|
Сюжетные картинки:
Мама шьет – Бабушка вяжет - Девочка вышивает.
Мама варит - Бабушка жарит – Бабушка печет.
Девочка моет – Бабушка купает - Мама стирает.
|
1\2
|
|
|
5
|
Нахождение антонимов
|
Скажи "наоборот": пришел — ушел; …
|
картинки с изображением противоположных действий:
пришел — ушел, приехал — уехал, прилетел — улетел, прибежал — убежал, вскочил — выскочил, сел —встал, поднял — опустил, прибил — оторвал, испачкал — вычистил, оделся — разделся, завязал — развязал.
|
2
|
Прибежал-выбежал
|
|
1
|
называние действий
|
Заучить с ребенком двустишие: Я иду, иду, иду; громко песенку пою, а потом попросить ответить: как надо сказать, если мы идем с тобой вдвоем? Логопед подсказывает местоимения: мы, ты, он, она, вы.
|
Двустишие;
местоимения: мы, ты, он, она, вы.
|
3
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Посмотри на картинки и ответить на вопросы: про кого можно сказать «идет»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «идут»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидят»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидит»?
|
комплекты парных картинок:
мальчик идет, дети идут, девочка сидит, девочки сидят.
|
4
|
|
|
10
|
Составление предложений
|
На лесной полянке Красная Шапочка разложила угощение для лесных жителей, рассмотрите картинки и догадайтесь, кто что съел.
|
Картинки:
орехи, капуста, мед, яблоки, зернышки; игрушечные лесные жители
|
3
|
|
16.
|
1
|
Называние действий
|
Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал.
|
Парные сюжетные картинки с изображением действий:
Этот пишет, а этот уже ...
Этот снимает, а этот уже ...
Этот вешает, а этот уже ...
Этот стирает, а этот уже ...
Этот режет, а этот уже ...
Этот пилит, а этот уже ...
Этот льет, а этот уже ...
Этот ест, а этот уже ...
Этот умывается, а этот уже ...
Этот моет, а этот уже ...
|
2
|
Не пишет
|
17.1
|
1
|
называние действий
|
На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается. Что делает эта девочка? А что делает эта девочка?. (В случае затруднений предлагаются выбрать правильную форму по вопросу «Девочка причесывает или причесывается?».)
|
Картинки с обозначением действий и предложения: Мальчик прячет. Мальчик прячется. Девочка причесывает. Девочка причесывается. Мальчик вытирает. Мальчик вытирается. Девочка одевает. Девочка одевается.)
|
3
|
|
17.2
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Дается следующая инструкция: «На этих картинках кто-то прячет, а кто-то прячется? Покажи, кто прячет. А кто прячется?»
|
4
|
|
18.
|
11
|
Исправление ошибок
|
Сейчас я буду называть тебе правильные и неправильные словосочетания, а ты слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно. После воспроизведения каждого словосочетания задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?», «Какое слово я сказала неправильно?».
|
словосочетания с правильным и неправильным употреблением приставок:
подлетела к дереву, выбежать в комнату, вколоть орех, зашел в дом, навязать рану, подкутать малыша, вышел из автобуса, заплыть к берегу, выпил молока, припел песню, подзвенел звонок, выбежал из леса, нашел в гараж, въехал из гаража, уехал до моста, отлетел через забор, занес в комнату, нагремел гром, слетела с головы, убрал игрушку.
|
1
|
|
19.1
|
1
|
называние действий
|
Сегодня мы будем вспоминать слова противоположного значения. Пристегнуть, а наоборот, (что сделать?) отстегнуть. Привязать, а сделать наоборот - значит, что сделать? …
|
Парные картинки действия с предметами и слова - глаголы с приставками противоположного значения:
приклеить – отклеить, привязать – отвязать, пригнуть – отогнуть, сгибать – разгибать, собирать – разбирать, наливать – выливать, входить – выходить, закрывать – открывать, привязать – отвязать, привинтить-отвинтить, приколоть-отколоть, присоединить-отсоединить, привезти-отвезти, придвинуть-отодвинуть.
|
2
|
По инерции говорит приклеить-отклеить, наливать-отливать.
|
19.2
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Дается такая инструкция: «Покажи, где мальчик наливает воду. А где мальчик выливает воду?».
|
4
|
|
20.1
|
9
|
Подстановка слов в предложении
|
Экспериментатор показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначают приближение к чему-либо и удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения.
В случае затруднений повторяется первый пример словообразования.
|
парные картинки действия; глаголы:
подбежать-отбежать, подплыть-отплыть, подлететь-отлететь, подскочить-отскочить, подъехать-отъехать, подползти-отползти, подойти-отойти.
Предложения:
Самолет к башне … от башни…
Змея к ущелью … от ущелья … Мальчик к реке … от реки …
Лодка к берегу … от берега …
Машина к дому … от дома…
Мальчик к дереву … от дерева …
|
2
|
Подъехала-уехала
Самолёт залетал
|
20.2
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Экспериментатор просит ребенка показать соответствующую картинку: «Где птичка отлетает от клетки?», «Где птичка подлетает к клетке?»
|
4
|
|
21.1
|
9
|
Подстановка слов в предложении
|
Экспериментатор предлагает посмотреть на первую картинку. «На этой картинке мальчик идет к мостику. А на этой картинке мальчик переходит через мост. А теперь ты сам попробуй сам подобрать слова, которые обозначают: кто-то движется через что-то, пересекает что-то». Ребенку предлагается дополнить предложения.
|
картинки и слова:
лететь-перелететь, ехать – переехать, идти-перейти, прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать.
Предложения:
Белка прыгает. Белка с дерева на дерево (что делает?) …
Ласточка летит. Ласточка с дерева на дерево (что делает?) …
Девочка бежала. Девочка через улицу (что сделала?)…
Саша плыл по реке. Саша через реку (что сделал?) …
|
2
|
|
21.2
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Экспериментатор задает вопросы: «Где мальчик переходит мостик?», «Где мальчик идет к мостику?».
|
3
|
|
22.
|
1
|
называние действий
|
Если мальчик начал плакать, то говорят заплакал. А как сказать, если он начал свистеть?» И т.д.
|
Слова:
свистеть – засвистеть, кричать – закричать, бежать – побежать, плыть – поплыть, лететь – полететь.
|
2
|
Забежал, заплыл
|
23.
|
1
|
называние действий
|
Если мальчик кончил печатать, то говорят допечатал.». Далее детям предлагается закончить предложения.
|
Слова:
ехал – доехал, бежал – добежал,, плыл – доплыл, летел – долетел, горела – догорела.
Предложения:
Велосипедист ехал к дому и, наконец, … Мальчик бежал к школе и, наконец, … Девочка плыла к берегу и, наконец, … Грач летел к гнезду и, наконец, … Свеча горела и, наконец, …
|
4
|
|
24.1
|
1
|
называние действий
|
К слову уборка придумаем похожее слово. К слову Уборка ставится вопрос «Что?» А какое похожее слово отвечает на вопрос «Что делать?» - убирать. А теперь к слову друг придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос - Что делать?» И т.д.
|
Слова:
друг-дружить, завтрак-завтракать, обед-обедать, ужин-ужинать, крик-кричать, стук-стучать, плач-плакать, тоска-тосковать, горе-горевать, зима-зимовать, рыба-рыбачить.
|
2
|
|
24.2
|
1
|
называние действий
|
К слову желтый придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос «Что делать?» Желтый – это какой. А на вопрос Что делать? отвечает слово желтеть. А теперь постарайся придумать похожее слово к слову красный. Что делать? И т.д. В случае затруднений повторяется пример словообразования.
|
Слова:
красный-краснеть, молодой-молодеть, черный-чернеть, старый-стареть, зеленый-зеленеть, синий-синеть, белый-белеть.
|
3
|
|
Протокол исследования глагольной лексики.
Сарипов Ильнур 6,2 лет
№ пробы
|
№ приема
|
Обозначение приема
|
Вопросы и указания обследования
|
Перечень предъявленного материала
|
Результаты выполнения задания
|
Наблюдения за реакцией ребенка (поиск слова; время, затраченное на подготовку ответа и др.)
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, кто что делает?
|
Картинки: лошадь, гусеница, птица, рыба, собака, повар, рыбак, строитель, врач, продавец, солдат, спортсмен, учитель.
|
3
|
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, кто как подает голос?
|
Картинки: голубь, лягушка, медведь, ворона, мышка, собака, курица, воробей, кукушка, волк, петух, соловей.
|
1
|
|
|
1
|
Называние действий
|
Скажи, что делают ...? (пилой …)
|
Картинки: пила, игла, ручка, краски, утюг, ножницы, топор, карандаши, молоток, ложка, нож, расческа.
|
4
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Покажи, кто ...? (скачет, прыгает, ползет, летает, стирает, причесывается, моется, подметает, вяжет, рубит, моет, режет).
|
Картинки: лошадь, лягушка, гусеница, птица, мама стирает, девочка причесывается, мальчик моется, девочка подметает, бабушка вяжет, мальчик рубит дрова, девочка моет посуду, мама режет хлеб.
|
4
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Покажи, кто ...? (воркует, чирикает, кукарекает, воет, кудахчет, гогочет, крякает, квакает, каркает, пищит, рычит, мычит).
|
Картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышь, тигр, корова.
|
3
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов, лиц
|
Покажи, кто ...? (варит, учит, работает, шьет, пашет, летает, лечит, продает).
|
Картинки: повар, рабочий, портниха, тракторист, летчик, врач, продавец.
|
4
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Покажи, чем ...? (пилят, шьют, гладят, режут, вытираются, рубят, рисуют, красят, подметают, причесывают, прибивают, копают).
|
Картинки: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата.
|
3
|
|
|
3
|
Нахождение общих названий, действий.
|
Я назову два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» - «цветы». Что делают? - «растут» (одно слово)»
|
Пары слов:
фрукты - овощи (что делают?)
кошка - собака (что делают?)
дождь - снег (что делают?)
сидит - стоит (кто?)
льется - журчит (что?)
шумит - дует (что?)
светит - греет (что?)
одевается - обувается (кто?)
растет – зеленеет (что?)
|
2
|
|
|
7
|
Подбор дополнения к глаголу
|
Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь
|
глаголы:
стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит;
картинки (на случай, если ребенок затрудняется).
|
2
|
|
|
8
|
Объяснение значения слова
|
Незнайка не знает много слов. Объясни Незнайке, что значат слова, которые я тебе назову
|
10 глаголов (идти, ползти, ехать, нести, вести, лезть, летать, тащить, торопиться, светить).
|
1
|
Нести сумку, т.е. синтагматические связи
|
|
1\2
|
Называние действий\показ картинки
|
Скажи, что ты видишь на картинке? (Если ребенок не справляется): Покажи, где мама стирает, …
|
Сюжетные картинки:
Мама шьет – Бабушка вяжет - Девочка вышивает.
Мама варит - Бабушка жарит – Бабушка печет.
Девочка моет – Бабушка купает - Мама стирает.
|
2
|
|
|
5
|
Нахождение антонимов
|
Скажи "наоборот": пришел — ушел; …
|
картинки с изображением противоположных действий:
пришел — ушел, приехал — уехал, прилетел — улетел, прибежал — убежал, вскочил — выскочил, сел —встал, поднял — опустил, прибил — оторвал, испачкал — вычистил, оделся — разделся, завязал — развязал.
|
1
|
Приехал-не приехал
|
|
1
|
называние действий
|
Заучить с ребенком двустишие: Я иду, иду, иду; громко песенку пою, а потом попросить ответить: как надо сказать, если мы идем с тобой вдвоем? Логопед подсказывает местоимения: мы, ты, он, она, вы.
|
Двустишие;
местоимения: мы, ты, он, она, вы.
|
3
|
|
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Посмотри на картинки и ответить на вопросы: про кого можно сказать «идет»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «идут»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидят»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидит»?
|
комплекты парных картинок:
мальчик идет, дети идут, девочка сидит, девочки сидят.
|
4
|
|
|
10
|
Составление предложений
|
На лесной полянке Красная Шапочка разложила угощение для лесных жителей, рассмотрите картинки и догадайтесь, кто что съел.
|
Картинки:
орехи, капуста, мед, яблоки, зернышки; игрушечные лесные жители
|
4
|
|
16.
|
1
|
Называние действий
|
Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал.
|
Парные сюжетные картинки с изображением действий:
Этот пишет, а этот уже ...
Этот снимает, а этот уже ...
Этот вешает, а этот уже ...
Этот стирает, а этот уже ...
Этот режет, а этот уже ...
Этот пилит, а этот уже ...
Этот льет, а этот уже ...
Этот ест, а этот уже ...
Этот умывается, а этот уже ...
Этот моет, а этот уже ...
|
2
|
Не пишет
|
17.1
|
1
|
называние действий
|
На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается. Что делает эта девочка? А что делает эта девочка?. (В случае затруднений предлагаются выбрать правильную форму по вопросу «Девочка причесывает или причесывается?».)
|
Картинки с обозначением действий и предложения: Мальчик прячет. Мальчик прячется. Девочка причесывает. Девочка причесывается. Мальчик вытирает. Мальчик вытирается. Девочка одевает. Девочка одевается.)
|
3
|
|
17.2
|
2
|
Подбор к названиям действий предметов.
|
Дается следующая инструкция: «На этих картинках кто-то прячет, а кто-то прячется? Покажи, кто прячет. А кто прячется?»
|
4
|
|
18.
|
11
|
Исправление ошибок
|
Сейчас я буду называть тебе правильные и неправильные словосочетания, а ты слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно. После воспроизведения каждого словосочетания задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?», «Какое слово я сказала неправильно?».
|
словосочетания с правильным и неправильным употреблением приставок:
подлетела к дереву, выбежать в комнату, вколоть орех, зашел в дом, навязать рану, подкутать малыша, вышел из автобуса, заплыть к берегу, выпил молока, припел песню, подзвенел звонок, выбежал из леса, нашел в гараж, въехал из гаража, уехал до моста, отлетел через забор, занес в комнату, нагремел гром, слетела с головы, убрал игрушку.
|
2
|
|
19.1
|
1
|
называние действий
|
Сегодня мы будем вспоминать слова противоположного значения. Пристегнуть, а наоборот, (что сделать?) отстегнуть. Привязать, а сделать наоборот - значит, что сделать? …
|
Парные картинки действия с предметами и слова - глаголы с приставками противоположного значения:
приклеить – отклеить, привязать – отвязать, пригнуть – отогнуть, сгибать – разгибать, собирать – разбирать, наливать – выливать, входить – выходить, закрывать – открывать, привязать – отвязать, привинтить-отвинтить, приколоть-отколоть, присоединить-отсоединить, привезти-отвезти, придвинуть-отодвинуть.
|
2
|
приклеить-не приклеить
|
19.2
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Дается такая инструкция: «Покажи, где мальчик наливает воду. А где мальчик выливает воду?».
|
4
|
|
20.1
|
9
|
Подстановка слов в предложении
|
Экспериментатор показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначают приближение к чему-либо и удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения.
В случае затруднений повторяется первый пример словообразования.
|
парные картинки действия; глаголы:
подбежать-отбежать, подплыть-отплыть, подлететь-отлететь, подскочить-отскочить, подъехать-отъехать, подползти-отползти, подойти-отойти.
Предложения:
Самолет к башне … от башни…
Змея к ущелью … от ущелья … Мальчик к реке … от реки …
Лодка к берегу … от берега …
Машина к дому … от дома…
Мальчик к дереву … от дерева …
|
2
|
Змея доползала -използала
|
20.2
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Экспериментатор просит ребенка показать соответствующую картинку: «Где птичка отлетает от клетки?», «Где птичка подлетает к клетке?»
|
3
|
|
21.1
|
9
|
Подстановка слов в предложении
|
Экспериментатор предлагает посмотреть на первую картинку. «На этой картинке мальчик идет к мостику. А на этой картинке мальчик переходит через мост. А теперь ты сам попробуй сам подобрать слова, которые обозначают: кто-то движется через что-то, пересекает что-то». Ребенку предлагается дополнить предложения.
|
картинки и слова:
лететь-перелететь, ехать – переехать, идти-перейти, прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать.
Предложения:
Белка прыгает. Белка с дерева на дерево (что делает?) …
Ласточка летит. Ласточка с дерева на дерево (что делает?) …
Девочка бежала. Девочка через улицу (что сделала?)…
Саша плыл по реке. Саша через реку (что сделал?) …
|
3
|
|
21.2
|
2
|
Подбор к названиям действий картинок
|
Экспериментатор задает вопросы: «Где мальчик переходит мостик?», «Где мальчик идет к мостику?».
|
3
|
|
22.
|
1
|
называние действий
|
Если мальчик начал плакать, то говорят заплакал. А как сказать, если он начал свистеть?» И т.д.
|
Слова:
свистеть – засвистеть, кричать – закричать, бежать – побежать, плыть – поплыть, лететь – полететь.
|
2
|
Свистнул крикнул
|
23.
|
1
|
называние действий
|
Если мальчик кончил печатать, то говорят допечатал.». Далее детям предлагается закончить предложения.
|
Слова:
ехал – доехал, бежал – добежал,, плыл – доплыл, летел – долетел, горела – догорела.
Предложения:
Велосипедист ехал к дому и, наконец, … Мальчик бежал к школе и, наконец, … Девочка плыла к берегу и, наконец, … Грач летел к гнезду и, наконец, … Свеча горела и, наконец, …
|
3
|
|
24.1
|
1
|
называние действий
|
К слову уборка придумаем похожее слово. К слову Уборка ставится вопрос «Что?» А какое похожее слово отвечает на вопрос «Что делать?» - убирать. А теперь к слову друг придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос - Что делать?» И т.д.
|
Слова:
друг-дружить, завтрак-завтракать, обед-обедать, ужин-ужинать, крик-кричать, стук-стучать, плач-плакать, тоска-тосковать, горе-горевать, зима-зимовать, рыба-рыбачить.
|
1
|
|
24.2
|
1
|
называние действий
|
К слову желтый придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос «Что делать?» Желтый – это какой. А на вопрос Что делать? отвечает слово желтеть. А теперь постарайся придумать похожее слово к слову красный. Что делать? И т.д. В случае затруднений повторяется пример словообразования.
|
Слова:
красный-краснеть, молодой-молодеть, черный-чернеть, старый-стареть, зеленый-зеленеть, синий-синеть, белый-белеть.
|
2
|
|
Приложение 2
|