Главная страница

Курсовая работа по теме: Формирование глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (онр) III


Скачать 1.29 Mb.
Название Курсовая работа по теме: Формирование глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (онр) III
страница 7/8
Дата 07.03.2016
Размер 1.29 Mb.
Тип Курсовая
1   2   3   4   5   6   7   8



Протокол исследования глагольной лексики.
Подгорин Денис 5,11 лет


№ пробы

№ приема

Обозначение приема

Вопросы и указания обследования

Перечень предъявленного материала

Результаты выполнения задания

Наблюдения за реакцией ребенка (поиск слова; время, затраченное на подготовку ответа и др.)



1

Называние действий

Скажи, кто что делает?

Картинки: лошадь, гусеница, птица, рыба, собака, повар, рыбак, строитель, врач, продавец, солдат, спортсмен, учитель.

3






1

Называние действий

Скажи, кто как подает голос?

Картинки: голубь, лягушка, медведь, ворона, мышка, собака, курица, воробей, кукушка, волк, петух, соловей.

2






1

Называние действий

Скажи, что делают ...? (пилой …)

Картинки: пила, игла, ручка, краски, утюг, ножницы, топор, карандаши, молоток, ложка, нож, расческа.

2

Что бы была пуговица, стол стоял



2

Подбор к названиям действий предметов.

Покажи, кто ...? (скачет, прыгает, ползет, летает, стирает, причесывается, моется, подметает, вяжет, рубит, моет, режет).

Картинки: лошадь, лягушка, гусеница, птица, мама стирает, девочка причесывается, мальчик моется, девочка подметает, бабушка вяжет, мальчик рубит дрова, девочка моет посуду, мама режет хлеб.

3






2

Подбор к названиям действий предметов.

Покажи, кто ...? (воркует, чирикает, кукарекает, воет, кудахчет, гогочет, крякает, квакает, каркает, пищит, рычит, мычит).

Картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышь, тигр, корова.

3






2

Подбор к названиям действий предметов, лиц

Покажи, кто ...? (варит, учит, работает, шьет, пашет, летает, лечит, продает).

Картинки: повар, рабочий, портниха, тракторист, летчик, врач, продавец.

4






2

Подбор к названиям действий предметов.

Покажи, чем ...? (пилят, шьют, гладят, режут, вытираются, рубят, рисуют, красят, подметают, причесывают, прибивают, копают).

Картинки: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата.


4






3

Нахождение общих названий, действий.

Я назову два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» - «цветы». Что делают? - «растут» (одно слово)»

Пары слов:

фрукты - овощи (что делают?)

кошка - собака (что делают?)

дождь - снег (что делают?)

сидит - стоит (кто?)

льется - журчит (что?)

шумит - дует (что?)

светит - греет (что?)

одевается - обувается (кто?)

растет – зеленеет (что?)


3






7

Подбор дополнения к глаголу

Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь

глаголы:

стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит;

картинки (на случай, если ребенок затрудняется).


2






8

Объяснение значения слова

Незнайка не знает много слов. Объясни Незнайке, что значат слова, которые я тебе назову

10 глаголов (идти, ползти, ехать, нести, вести, лезть, летать, тащить, торопиться, светить).


1






1

Называние действий

Скажи, что ты видишь на картинке?

Сюжетные картинки:

Мама шьет – Бабушка вяжет - Девочка вышивает.

Мама варит - Бабушка жарит – Бабушка печет.

Девочка моет – Бабушка купает - Мама стирает.


1






5

Нахождение антонимов

Скажи "наоборот": пришел — ушел; …

Картинки с изображением противоположных действий:

пришел — ушел, приехал — уехал, прилетел — улетел, прибежал — убежал, вскочилвыскочил, сел —встал, поднялопустил, прибилоторвал, испачкалвычистил, оделсяразделся, завязалразвязал.


1






1

называние действий

Заучить с ребенком двустишие: Я иду, иду, иду; громко песенку пою, а потом попросить ответить: как надо сказать, если мы идем с тобой вдвоем? Логопед подсказывает местоимения: мы, ты, он, она, вы.


Двустишие;

местоимения: мы, ты, он, она, вы.

4






2

Подбор к названиям действий картинок

Посмотри на картинки и ответить на вопросы: про кого можно сказать «идет»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «идут»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидят»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидит»?

комплекты парных картинок:

мальчик идет, дети идут, девочка сидит, девочки сидят.

4






10

Составление предложений

На лесной полянке Красная Шапочка разложила угощение для лесных жителей, рассмотрите картинки и догадайтесь, кто что съел.

Картинки:

орехи, капуста, мед, яблоки, зернышки; игрушечные лесные жители

3




16.

1

Называние действий

Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал.

Парные сюжетные картинки с изображением действий:

Этот пишет, а этот уже ...

Этот снимает, а этот уже ...

Этот вешает, а этот уже ...

Этот стирает, а этот уже ...

Этот режет, а этот уже ...

Этот пилит, а этот уже ...

Этот льет, а этот уже ...

Этот ест, а этот уже ...

Этот умывается, а этот уже ...

Этот моет, а этот уже ...


2

Не пишет

17.1

1

называние действий

На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается. Что делает эта девочка? А что делает эта девочка?. (В случае затруднений предлагаются выбрать правильную форму по вопросу «Девочка причесывает или причесывается?».)


Картинки с обозначением действий и предложения: Мальчик прячет. Мальчик прячется. Девочка причесывает. Девочка причесывается. Мальчик вытирает. Мальчик вытирается. Девочка одевает. Девочка одевается.)

4




17.2

2

Подбор к названиям действий предметов.

Дается следующая инструкция: «На этих картинках кто-то прячет, а кто-то прячется? Покажи, кто прячет. А кто прячется?»


4




18.

11

Исправление ошибок

Сейчас я буду называть тебе правильные и неправильные словосочетания, а ты слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно. После воспроизведения каждого словосочетания задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?», «Какое слово я сказала неправильно?».


словосочетания с правильным и неправильным употреблением приставок:

подлетела к дереву, выбежать в комнату, вколоть орех, зашел в дом, навязать рану, подкутать малыша, вышел из автобуса, заплыть к берегу, выпил молока, припел песню, подзвенел звонок, выбежал из леса, нашел в гараж, въехал из гаража, уехал до моста, отлетел через забор, занес в комнату, нагремел гром, слетела с головы, убрал игрушку.

2




19.1

1

называние действий

Сегодня мы будем вспоминать слова противоположного значения. Пристегнуть, а наоборот, (что сделать?) отстегнуть. Привязать, а сделать наоборот - значит, что сделать? …


Парные картинки действия с предметами и слова - глаголы с приставками противоположного значения:

приклеить – отклеить, привязать – отвязать, пригнуть – отогнуть, сгибать – разгибать, собирать – разбирать, наливать – выливать, входить – выходить, закрывать – открывать, привязать – отвязать, привинтить-отвинтить, приколоть-отколоть, присоединить-отсоединить, привезти-отвезти, придвинуть-отодвинуть.


2




19.2

2

Подбор к названиям действий картинок

Дается такая инструкция: «Покажи, где мальчик наливает воду. А где мальчик выливает воду?».

4




20.1

9

Подстановка слов в предложении

Экспериментатор показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначают приближение к чему-либо и удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения.

В случае затруднений повторяется первый пример словообразования.


парные картинки действия; глаголы:

подбежать-отбежать, подплыть-отплыть, подлететь-отлететь, подскочить-отскочить, подъехать-отъехать, подползти-отползти, подойти-отойти.

Предложения:

Самолет к башне … от башни…

Змея к ущелью … от ущелья … Мальчик к реке … от реки …

Лодка к берегу … от берега …

Машина к дому … от дома…

Мальчик к дереву … от дерева …



2

Подскочил-отскакал

20.2

2

Подбор к названиям действий картинок

Экспериментатор просит ребенка показать соответствующую картинку: «Где птичка отлетает от клетки?», «Где птичка подлетает к клетке?»


4




21.1

9

Подстановка слов в предложении

Экспериментатор предлагает посмотреть на первую картинку. «На этой картинке мальчик идет к мостику. А на этой картинке мальчик переходит через мост. А теперь ты сам попробуй сам подобрать слова, которые обозначают: кто-то движется через что-то, пересекает что-то». Ребенку предлагается дополнить предложения.


картинки и слова:

лететь-перелететь, ехать – переехать, идти-перейти, прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать.

Предложения:

Белка прыгает. Белка с дерева на дерево (что делает?) …

Ласточка летит. Ласточка с дерева на дерево (что делает?) …

Девочка бежала. Девочка через улицу (что сделала?)…

Саша плыл по реке. Саша через реку (что сделал?) …

3




21.2

2

Подбор к названиям действий картинок

Экспериментатор задает вопросы: «Где мальчик переходит мостик?», «Где мальчик идет к мостику?».

4




22.

1

называние действий

Если мальчик начал плакать, то говорят заплакал. А как сказать, если он начал свистеть?» И т.д.

Слова:

свистеть – засвистеть, кричать – закричать, бежать – побежать, плыть – поплыть, лететь – полететь.

2

Залетел

23.

1

называние действий

Если мальчик кончил печатать, то говорят допечатал.». Далее детям предлагается закончить предложения.

Слова:

ехал – доехал, бежал – добежал,, плыл – доплыл, летел – долетел, горела – догорела.

Предложения:

Велосипедист ехал к дому и, наконец, … Мальчик бежал к школе и, наконец, … Девочка плыла к берегу и, наконец, … Грач летел к гнезду и, наконец, … Свеча горела и, наконец, …


2

Приехал, прибежал, пригорела

24.1

1

называние действий

К слову уборка придумаем похожее слово. К слову Уборка ставится вопрос «Что?» А какое похожее слово отвечает на вопрос «Что делать?» - убирать. А теперь к слову друг придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос - Что делать?» И т.д.

Слова:

друг-дружить, завтрак-завтракать, обед-обедать, ужин-ужинать, крик-кричать, стук-стучать, плач-плакать, тоска-тосковать, горе-горевать, зима-зимовать, рыба-рыбачить.


2




24.2

1

называние действий

К слову желтый придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос «Что делать?» Желтый – это какой. А на вопрос Что делать? отвечает слово желтеть. А теперь постарайся придумать похожее слово к слову красный. Что делать? И т.д. В случае затруднений повторяется пример словообразования.


Слова:

красный-краснеть, молодой-молодеть, черный-чернеть, старый-стареть, зеленый-зеленеть, синий-синеть, белый-белеть.


2





Протокол исследования глагольной лексики.
Нурматова Чарасхон 6,2 лет


№ пробы

№ приема

Обозначение приема

Вопросы и указания обследования

Перечень предъявленного материала

Результаты выполнения задания

Наблюдения за реакцией ребенка (поиск слова; время, затраченное на подготовку ответа и др.)



1

Называние действий

Скажи, кто что делает?

Картинки: лошадь, гусеница, птица, рыба, собака, повар, рыбак, строитель, врач, продавец, солдат, спортсмен, учитель.

2

Неправильные окончания, гласные в слове.



1

Называние действий

Скажи, кто как подает голос?

Картинки: голубь, лягушка, медведь, ворона, мышка, собака, курица, воробей, кукушка, волк, петух, соловей.

1






1

Называние действий

Скажи, что делают ...? (пилой …)

Картинки: пила, игла, ручка, краски, утюг, ножницы, топор, карандаши, молоток, ложка, нож, расческа.

2






2

Подбор к названиям действий предметов.

Покажи, кто ...? (скачет, прыгает, ползет, летает, стирает, причесывается, моется, подметает, вяжет, рубит, моет, режет).

Картинки: лошадь, лягушка, гусеница, птица, мама стирает, девочка причесывается, мальчик моется, девочка подметает, бабушка вяжет, мальчик рубит дрова, девочка моет посуду, мама режет хлеб.

3






2

Подбор к названиям действий предметов.

Покажи, кто ...? (воркует, чирикает, кукарекает, воет, кудахчет, гогочет, крякает, квакает, каркает, пищит, рычит, мычит).

Картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышь, тигр, корова.

2






2

Подбор к названиям действий предметов, лиц

Покажи, кто ...? (варит, учит, работает, шьет, пашет, летает, лечит, продает).

Картинки: повар, рабочий, портниха, тракторист, летчик, врач, продавец.

3






2

Подбор к названиям действий предметов.

Покажи, чем ...? (пилят, шьют, гладят, режут, вытираются, рубят, рисуют, красят, подметают, причесывают, прибивают, копают).

Картинки: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата.


3






3

Нахождение общих названий, действий.

Я назову два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» - «цветы». Что делают? - «растут» (одно слово)»

Пары слов:

фрукты - овощи (что делают?)

кошка - собака (что делают?)

дождь - снег (что делают?)

сидит - стоит (кто?)

льется - журчит (что?)

шумит - дует (что?)

светит - греет (что?)

одевается - обувается (кто?)

растет – зеленеет (что?)


0

Только после показа картинок.



7

Подбор дополнения к глаголу

Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь

глаголы:

стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит;

картинки (на случай, если ребенок затрудняется).


0






8

Объяснение значения слова

Незнайка не знает много слов. Объясни Незнайке, что значат слова, которые я тебе назову

10 глаголов (идти, ползти, ехать, нести, вести, лезть, летать, тащить, торопиться, светить).


0






1

Называние действий

Скажи, что ты видишь на картинке?

Сюжетные картинки:

Мама шьет – Бабушка вяжет - Девочка вышивает.

Мама варит - Бабушка жарит – Бабушка печет.

Девочка моет – Бабушка купает - Мама стирает.


1






5

Нахождение антонимов

Скажи "наоборот": пришел — ушел; …

картинки с изображением противоположных действий:

пришел — ушел, приехал — уехал, прилетел — улетел, прибежал — убежал, вскочилвыскочил, сел —встал, поднялопустил, прибилоторвал, испачкалвычистил, оделсяразделся, завязалразвязал.


1






1

называние действий

Заучить с ребенком двустишие: Я иду, иду, иду; громко песенку пою, а потом попросить ответить: как надо сказать, если мы идем с тобой вдвоем? Логопед подсказывает местоимения: мы, ты, он, она, вы.


Двустишие;

местоимения: мы, ты, он, она, вы.

1






2

Подбор к названиям действий картинок

Посмотри на картинки и ответить на вопросы: про кого можно сказать «идет»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «идут»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидят»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидит»?

комплекты парных картинок:

мальчик идет, дети идут, девочка сидит, девочки сидят.

4






10

Составление предложений

На лесной полянке Красная Шапочка разложила угощение для лесных жителей, рассмотрите картинки и догадайтесь, кто что съел.

Картинки:

орехи, капуста, мед, яблоки, зернышки; игрушечные лесные жители

1




16.

1

Называние действий

Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал.

Парные сюжетные картинки с изображением действий:

Этот пишет, а этот уже ...

Этот снимает, а этот уже ...

Этот вешает, а этот уже ...

Этот стирает, а этот уже ...

Этот режет, а этот уже ...

Этот пилит, а этот уже ...

Этот льет, а этот уже ...

Этот ест, а этот уже ...

Этот умывается, а этот уже ...

Этот моет, а этот уже ...


2

Не пишет

17.1

1

называние действий

На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается. Что делает эта девочка? А что делает эта девочка?. (В случае затруднений предлагаются выбрать правильную форму по вопросу «Девочка причесывает или причесывается?».)


Картинки с обозначением действий и предложения: Мальчик прячет. Мальчик прячется. Девочка причесывает. Девочка причесывается. Мальчик вытирает. Мальчик вытирается. Девочка одевает. Девочка одевается.)

2




17.2

2

Подбор к названиям действий предметов.

Дается следующая инструкция: «На этих картинках кто-то прячет, а кто-то прячется? Покажи, кто прячет. А кто прячется?»


4




18.

11

Исправление ошибок

Сейчас я буду называть тебе правильные и неправильные словосочетания, а ты слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно. После воспроизведения каждого словосочетания задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?», «Какое слово я сказала неправильно?».


словосочетания с правильным и неправильным употреблением приставок:

подлетела к дереву, выбежать в комнату, вколоть орех, зашел в дом, навязать рану, подкутать малыша, вышел из автобуса, заплыть к берегу, выпил молока, припел песню, подзвенел звонок, выбежал из леса, нашел в гараж, въехал из гаража, уехал до моста, отлетел через забор, занес в комнату, нагремел гром, слетела с головы, убрал игрушку.

0




19.1

1

называние действий

Сегодня мы будем вспоминать слова противоположного значения. Пристегнуть, а наоборот, (что сделать?) отстегнуть. Привязать, а сделать наоборот - значит, что сделать? …


Парные картинки действия с предметами и слова - глаголы с приставками противоположного значения:

приклеить – отклеить, привязать – отвязать, пригнуть – отогнуть, сгибать – разгибать, собирать – разбирать, наливать – выливать, входить – выходить, закрывать – открывать, привязать – отвязать, привинтить-отвинтить, приколоть-отколоть, присоединить-отсоединить, привезти-отвезти, придвинуть-отодвинуть.


1




19.2

2

Подбор к названиям действий картинок

Дается такая инструкция: «Покажи, где мальчик наливает воду. А где мальчик выливает воду?».

4




20.1

9

Подстановка слов в предложении

Экспериментатор показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначают приближение к чему-либо и удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения.

В случае затруднений повторяется первый пример словообразования.


парные картинки действия; глаголы:

подбежать-отбежать, подплыть-отплыть, подлететь-отлететь, подскочить-отскочить, подъехать-отъехать, подползти-отползти, подойти-отойти.

Предложения:

Самолет к башне … от башни…

Змея к ущелью … от ущелья … Мальчик к реке … от реки …

Лодка к берегу … от берега …

Машина к дому … от дома…

Мальчик к дереву … от дерева …



1




20.2

2

Подбор к названиям действий картинок

Экспериментатор просит ребенка показать соответствующую картинку: «Где птичка отлетает от клетки?», «Где птичка подлетает к клетке?»


3




21.1

9

Подстановка слов в предложении

Экспериментатор предлагает посмотреть на первую картинку. «На этой картинке мальчик идет к мостику. А на этой картинке мальчик переходит через мост. А теперь ты сам попробуй сам подобрать слова, которые обозначают: кто-то движется через что-то, пересекает что-то». Ребенку предлагается дополнить предложения.


картинки и слова:

лететь-перелететь, ехать – переехать, идти-перейти, прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать.

Предложения:

Белка прыгает. Белка с дерева на дерево (что делает?) …

Ласточка летит. Ласточка с дерева на дерево (что делает?) …

Девочка бежала. Девочка через улицу (что сделала?)…

Саша плыл по реке. Саша через реку (что сделал?) …

0

Отказ от работы

Повтор слов

21.2

2

Подбор к названиям действий картинок

Экспериментатор задает вопросы: «Где мальчик переходит мостик?», «Где мальчик идет к мостику?».

3




22.

1

называние действий

Если мальчик начал плакать, то говорят заплакал. А как сказать, если он начал свистеть?» И т.д.

Слова:

свистеть – засвистеть, кричать – закричать, бежать – побежать, плыть – поплыть, лететь – полететь.

0

Повтор слов

23.

1

называние действий

Если мальчик кончил печатать, то говорят допечатал.». Далее детям предлагается закончить предложения.

Слова:

ехал – доехал, бежал – добежал,, плыл – доплыл, летел – долетел, горела – догорела.

Предложения:

Велосипедист ехал к дому и, наконец, … Мальчик бежал к школе и, наконец, … Девочка плыла к берегу и, наконец, … Грач летел к гнезду и, наконец, … Свеча горела и, наконец, …


4




24.1

1

называние действий

К слову уборка придумаем похожее слово. К слову Уборка ставится вопрос «Что?» А какое похожее слово отвечает на вопрос «Что делать?» - убирать. А теперь к слову друг придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос - Что делать?» И т.д.

Слова:

друг-дружить, завтрак-завтракать, обед-обедать, ужин-ужинать, крик-кричать, стук-стучать, плач-плакать, тоска-тосковать, горе-горевать, зима-зимовать, рыба-рыбачить.


1




24.2

1

называние действий

К слову желтый придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос «Что делать?» Желтый – это какой. А на вопрос Что делать? отвечает слово желтеть. А теперь постарайся придумать похожее слово к слову красный. Что делать? И т.д. В случае затруднений повторяется пример словообразования.


Слова:

красный-краснеть, молодой-молодеть, черный-чернеть, старый-стареть, зеленый-зеленеть, синий-синеть, белый-белеть.


0





Протокол исследования глагольной лексики.
Гаджимамедова Хушнуда 6 лет


№ пробы

№ приема

Обозначение приема

Вопросы и указания обследования

Перечень предъявленного материала

Результаты выполнения задания

Наблюдения за реакцией ребенка (поиск слова; время, затраченное на подготовку ответа и др.)



1

Называние действий

Скажи, кто что делает?

Картинки: лошадь, гусеница, птица, рыба, собака, повар, рыбак, строитель, врач, продавец, солдат, спортсмен, учитель.

2






1

Называние действий

Скажи, кто как подает голос?

Картинки: голубь, лягушка, медведь, ворона, мышка, собака, курица, воробей, кукушка, волк, петух, соловей.

2






1

Называние действий

Скажи, что делают ...? (пилой …)

Картинки: пила, игла, ручка, краски, утюг, ножницы, топор, карандаши, молоток, ложка, нож, расческа.

3






2

Подбор к названиям действий предметов.

Покажи, кто ...? (скачет, прыгает, ползет, летает, стирает, причесывается, моется, подметает, вяжет, рубит, моет, режет).

Картинки: лошадь, лягушка, гусеница, птица, мама стирает, девочка причесывается, мальчик моется, девочка подметает, бабушка вяжет, мальчик рубит дрова, девочка моет посуду, мама режет хлеб.

4






2

Подбор к названиям действий предметов.

Покажи, кто ...? (воркует, чирикает, кукарекает, воет, кудахчет, гогочет, крякает, квакает, каркает, пищит, рычит, мычит).

Картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышь, тигр, корова.

3






2

Подбор к названиям действий предметов, лиц

Покажи, кто ...? (варит, учит, работает, шьет, пашет, летает, лечит, продает).

Картинки: повар, рабочий, портниха, тракторист, летчик, врач, продавец.

4






2

Подбор к названиям действий предметов.

Покажи, чем ...? (пилят, шьют, гладят, режут, вытираются, рубят, рисуют, красят, подметают, причесывают, прибивают, копают).

Картинки: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата.


3






3

Нахождение общих названий, действий.

Я назову два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» - «цветы». Что делают? - «растут» (одно слово)»

Пары слов:

фрукты - овощи (что делают?)

кошка - собака (что делают?)

дождь - снег (что делают?)

сидит - стоит (кто?)

льется - журчит (что?)

шумит - дует (что?)

светит - греет (что?)

одевается - обувается (кто?)

растет – зеленеет (что?)


2






7

Подбор дополнения к глаголу

Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь

глаголы:

стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит;

картинки (на случай, если ребенок затрудняется).


1






8

Объяснение значения слова

Незнайка не знает много слов. Объясни Незнайке, что значат слова, которые я тебе назову

10 глаголов (идти, ползти, ехать, нести, вести, лезть, летать, тащить, торопиться, светить).


0

Жестами, ехать на машине, т.е. синтагматические связи



1\2

Называние действий\показ картинки

Скажи, что ты видишь на картинке? (Если ребенок не справляется): Покажи, где мама стирает, …

Сюжетные картинки:

Мама шьет – Бабушка вяжет - Девочка вышивает.

Мама варит - Бабушка жарит – Бабушка печет.

Девочка моет – Бабушка купает - Мама стирает.


1\2






5

Нахождение антонимов

Скажи "наоборот": пришел — ушел; …

картинки с изображением противоположных действий:

пришел — ушел, приехал — уехал, прилетел — улетел, прибежал — убежал, вскочилвыскочил, сел —встал, поднялопустил, прибилоторвал, испачкалвычистил, оделсяразделся, завязалразвязал.


2

Прибежал-выбежал



1

называние действий

Заучить с ребенком двустишие: Я иду, иду, иду; громко песенку пою, а потом попросить ответить: как надо сказать, если мы идем с тобой вдвоем? Логопед подсказывает местоимения: мы, ты, он, она, вы.


Двустишие;

местоимения: мы, ты, он, она, вы.

3






2

Подбор к названиям действий картинок

Посмотри на картинки и ответить на вопросы: про кого можно сказать «идет»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «идут»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидят»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидит»?

комплекты парных картинок:

мальчик идет, дети идут, девочка сидит, девочки сидят.

4






10

Составление предложений

На лесной полянке Красная Шапочка разложила угощение для лесных жителей, рассмотрите картинки и догадайтесь, кто что съел.

Картинки:

орехи, капуста, мед, яблоки, зернышки; игрушечные лесные жители

3




16.

1

Называние действий

Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал.

Парные сюжетные картинки с изображением действий:

Этот пишет, а этот уже ...

Этот снимает, а этот уже ...

Этот вешает, а этот уже ...

Этот стирает, а этот уже ...

Этот режет, а этот уже ...

Этот пилит, а этот уже ...

Этот льет, а этот уже ...

Этот ест, а этот уже ...

Этот умывается, а этот уже ...

Этот моет, а этот уже ...


2

Не пишет

17.1

1

называние действий

На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается. Что делает эта девочка? А что делает эта девочка?. (В случае затруднений предлагаются выбрать правильную форму по вопросу «Девочка причесывает или причесывается?».)


Картинки с обозначением действий и предложения: Мальчик прячет. Мальчик прячется. Девочка причесывает. Девочка причесывается. Мальчик вытирает. Мальчик вытирается. Девочка одевает. Девочка одевается.)

3




17.2

2

Подбор к названиям действий предметов.

Дается следующая инструкция: «На этих картинках кто-то прячет, а кто-то прячется? Покажи, кто прячет. А кто прячется?»


4




18.

11

Исправление ошибок

Сейчас я буду называть тебе правильные и неправильные словосочетания, а ты слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно. После воспроизведения каждого словосочетания задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?», «Какое слово я сказала неправильно?».


словосочетания с правильным и неправильным употреблением приставок:

подлетела к дереву, выбежать в комнату, вколоть орех, зашел в дом, навязать рану, подкутать малыша, вышел из автобуса, заплыть к берегу, выпил молока, припел песню, подзвенел звонок, выбежал из леса, нашел в гараж, въехал из гаража, уехал до моста, отлетел через забор, занес в комнату, нагремел гром, слетела с головы, убрал игрушку.

1




19.1

1

называние действий

Сегодня мы будем вспоминать слова противоположного значения. Пристегнуть, а наоборот, (что сделать?) отстегнуть. Привязать, а сделать наоборот - значит, что сделать? …


Парные картинки действия с предметами и слова - глаголы с приставками противоположного значения:

приклеить – отклеить, привязать – отвязать, пригнуть – отогнуть, сгибать – разгибать, собирать – разбирать, наливать – выливать, входить – выходить, закрывать – открывать, привязать – отвязать, привинтить-отвинтить, приколоть-отколоть, присоединить-отсоединить, привезти-отвезти, придвинуть-отодвинуть.


2

По инерции говорит приклеить-отклеить, наливать-отливать.

19.2

2

Подбор к названиям действий картинок

Дается такая инструкция: «Покажи, где мальчик наливает воду. А где мальчик выливает воду?».

4




20.1

9

Подстановка слов в предложении

Экспериментатор показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначают приближение к чему-либо и удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения.

В случае затруднений повторяется первый пример словообразования.


парные картинки действия; глаголы:

подбежать-отбежать, подплыть-отплыть, подлететь-отлететь, подскочить-отскочить, подъехать-отъехать, подползти-отползти, подойти-отойти.

Предложения:

Самолет к башне … от башни…

Змея к ущелью … от ущелья … Мальчик к реке … от реки …

Лодка к берегу … от берега …

Машина к дому … от дома…

Мальчик к дереву … от дерева …


2

Подъехала-уехала

Самолёт залетал

20.2

2

Подбор к названиям действий картинок

Экспериментатор просит ребенка показать соответствующую картинку: «Где птичка отлетает от клетки?», «Где птичка подлетает к клетке?»


4




21.1

9

Подстановка слов в предложении

Экспериментатор предлагает посмотреть на первую картинку. «На этой картинке мальчик идет к мостику. А на этой картинке мальчик переходит через мост. А теперь ты сам попробуй сам подобрать слова, которые обозначают: кто-то движется через что-то, пересекает что-то». Ребенку предлагается дополнить предложения.


картинки и слова:

лететь-перелететь, ехать – переехать, идти-перейти, прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать.

Предложения:

Белка прыгает. Белка с дерева на дерево (что делает?) …

Ласточка летит. Ласточка с дерева на дерево (что делает?) …

Девочка бежала. Девочка через улицу (что сделала?)…

Саша плыл по реке. Саша через реку (что сделал?) …

2




21.2

2

Подбор к названиям действий картинок

Экспериментатор задает вопросы: «Где мальчик переходит мостик?», «Где мальчик идет к мостику?».

3




22.

1

называние действий

Если мальчик начал плакать, то говорят заплакал. А как сказать, если он начал свистеть?» И т.д.

Слова:

свистеть – засвистеть, кричать – закричать, бежать – побежать, плыть – поплыть, лететь – полететь.

2

Забежал, заплыл

23.

1

называние действий

Если мальчик кончил печатать, то говорят допечатал.». Далее детям предлагается закончить предложения.

Слова:

ехал – доехал, бежал – добежал,, плыл – доплыл, летел – долетел, горела – догорела.

Предложения:

Велосипедист ехал к дому и, наконец, … Мальчик бежал к школе и, наконец, … Девочка плыла к берегу и, наконец, … Грач летел к гнезду и, наконец, … Свеча горела и, наконец, …


4




24.1

1

называние действий

К слову уборка придумаем похожее слово. К слову Уборка ставится вопрос «Что?» А какое похожее слово отвечает на вопрос «Что делать?» - убирать. А теперь к слову друг придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос - Что делать?» И т.д.

Слова:

друг-дружить, завтрак-завтракать, обед-обедать, ужин-ужинать, крик-кричать, стук-стучать, плач-плакать, тоска-тосковать, горе-горевать, зима-зимовать, рыба-рыбачить.


2




24.2

1

называние действий

К слову желтый придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос «Что делать?» Желтый – это какой. А на вопрос Что делать? отвечает слово желтеть. А теперь постарайся придумать похожее слово к слову красный. Что делать? И т.д. В случае затруднений повторяется пример словообразования.


Слова:

красный-краснеть, молодой-молодеть, черный-чернеть, старый-стареть, зеленый-зеленеть, синий-синеть, белый-белеть.


3





Протокол исследования глагольной лексики.
Сарипов Ильнур 6,2 лет


№ пробы

№ приема

Обозначение приема

Вопросы и указания обследования

Перечень предъявленного материала

Результаты выполнения задания

Наблюдения за реакцией ребенка (поиск слова; время, затраченное на подготовку ответа и др.)



1

Называние действий

Скажи, кто что делает?

Картинки: лошадь, гусеница, птица, рыба, собака, повар, рыбак, строитель, врач, продавец, солдат, спортсмен, учитель.

3






1

Называние действий

Скажи, кто как подает голос?

Картинки: голубь, лягушка, медведь, ворона, мышка, собака, курица, воробей, кукушка, волк, петух, соловей.

1






1

Называние действий

Скажи, что делают ...? (пилой …)

Картинки: пила, игла, ручка, краски, утюг, ножницы, топор, карандаши, молоток, ложка, нож, расческа.

4






2

Подбор к названиям действий предметов.

Покажи, кто ...? (скачет, прыгает, ползет, летает, стирает, причесывается, моется, подметает, вяжет, рубит, моет, режет).

Картинки: лошадь, лягушка, гусеница, птица, мама стирает, девочка причесывается, мальчик моется, девочка подметает, бабушка вяжет, мальчик рубит дрова, девочка моет посуду, мама режет хлеб.

4






2

Подбор к названиям действий предметов.

Покажи, кто ...? (воркует, чирикает, кукарекает, воет, кудахчет, гогочет, крякает, квакает, каркает, пищит, рычит, мычит).

Картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышь, тигр, корова.

3






2

Подбор к названиям действий предметов, лиц

Покажи, кто ...? (варит, учит, работает, шьет, пашет, летает, лечит, продает).

Картинки: повар, рабочий, портниха, тракторист, летчик, врач, продавец.

4






2

Подбор к названиям действий предметов.

Покажи, чем ...? (пилят, шьют, гладят, режут, вытираются, рубят, рисуют, красят, подметают, причесывают, прибивают, копают).

Картинки: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата.


3






3

Нахождение общих названий, действий.

Я назову два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» - «цветы». Что делают? - «растут» (одно слово)»

Пары слов:

фрукты - овощи (что делают?)

кошка - собака (что делают?)

дождь - снег (что делают?)

сидит - стоит (кто?)

льется - журчит (что?)

шумит - дует (что?)

светит - греет (что?)

одевается - обувается (кто?)

растет – зеленеет (что?)


2






7

Подбор дополнения к глаголу

Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь

глаголы:

стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит;

картинки (на случай, если ребенок затрудняется).


2






8

Объяснение значения слова

Незнайка не знает много слов. Объясни Незнайке, что значат слова, которые я тебе назову

10 глаголов (идти, ползти, ехать, нести, вести, лезть, летать, тащить, торопиться, светить).


1

Нести сумку, т.е. синтагматические связи



1\2

Называние действий\показ картинки

Скажи, что ты видишь на картинке? (Если ребенок не справляется): Покажи, где мама стирает, …

Сюжетные картинки:

Мама шьет – Бабушка вяжет - Девочка вышивает.

Мама варит - Бабушка жарит – Бабушка печет.

Девочка моет – Бабушка купает - Мама стирает.


2






5

Нахождение антонимов

Скажи "наоборот": пришел — ушел; …

картинки с изображением противоположных действий:

пришел — ушел, приехал — уехал, прилетел — улетел, прибежал — убежал, вскочилвыскочил, сел —встал, поднялопустил, прибилоторвал, испачкалвычистил, оделсяразделся, завязалразвязал.


1

Приехал-не приехал



1

называние действий

Заучить с ребенком двустишие: Я иду, иду, иду; громко песенку пою, а потом попросить ответить: как надо сказать, если мы идем с тобой вдвоем? Логопед подсказывает местоимения: мы, ты, он, она, вы.


Двустишие;

местоимения: мы, ты, он, она, вы.

3






2

Подбор к названиям действий картинок

Посмотри на картинки и ответить на вопросы: про кого можно сказать «идет»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «идут»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидят»? (Показать картинку.) Про кого можно сказать «сидит»?

комплекты парных картинок:

мальчик идет, дети идут, девочка сидит, девочки сидят.

4






10

Составление предложений

На лесной полянке Красная Шапочка разложила угощение для лесных жителей, рассмотрите картинки и догадайтесь, кто что съел.

Картинки:

орехи, капуста, мед, яблоки, зернышки; игрушечные лесные жители

4




16.

1

Называние действий

Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал.

Парные сюжетные картинки с изображением действий:

Этот пишет, а этот уже ...

Этот снимает, а этот уже ...

Этот вешает, а этот уже ...

Этот стирает, а этот уже ...

Этот режет, а этот уже ...

Этот пилит, а этот уже ...

Этот льет, а этот уже ...

Этот ест, а этот уже ...

Этот умывается, а этот уже ...

Этот моет, а этот уже ...


2

Не пишет

17.1

1

называние действий

На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается. Что делает эта девочка? А что делает эта девочка?. (В случае затруднений предлагаются выбрать правильную форму по вопросу «Девочка причесывает или причесывается?».)


Картинки с обозначением действий и предложения: Мальчик прячет. Мальчик прячется. Девочка причесывает. Девочка причесывается. Мальчик вытирает. Мальчик вытирается. Девочка одевает. Девочка одевается.)

3




17.2

2

Подбор к названиям действий предметов.

Дается следующая инструкция: «На этих картинках кто-то прячет, а кто-то прячется? Покажи, кто прячет. А кто прячется?»


4




18.

11

Исправление ошибок

Сейчас я буду называть тебе правильные и неправильные словосочетания, а ты слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно. После воспроизведения каждого словосочетания задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?», «Какое слово я сказала неправильно?».


словосочетания с правильным и неправильным употреблением приставок:

подлетела к дереву, выбежать в комнату, вколоть орех, зашел в дом, навязать рану, подкутать малыша, вышел из автобуса, заплыть к берегу, выпил молока, припел песню, подзвенел звонок, выбежал из леса, нашел в гараж, въехал из гаража, уехал до моста, отлетел через забор, занес в комнату, нагремел гром, слетела с головы, убрал игрушку.

2




19.1

1

называние действий

Сегодня мы будем вспоминать слова противоположного значения. Пристегнуть, а наоборот, (что сделать?) отстегнуть. Привязать, а сделать наоборот - значит, что сделать? …


Парные картинки действия с предметами и слова - глаголы с приставками противоположного значения:

приклеить – отклеить, привязать – отвязать, пригнуть – отогнуть, сгибать – разгибать, собирать – разбирать, наливать – выливать, входить – выходить, закрывать – открывать, привязать – отвязать, привинтить-отвинтить, приколоть-отколоть, присоединить-отсоединить, привезти-отвезти, придвинуть-отодвинуть.


2

приклеить-не приклеить

19.2

2

Подбор к названиям действий картинок

Дается такая инструкция: «Покажи, где мальчик наливает воду. А где мальчик выливает воду?».

4




20.1

9

Подстановка слов в предложении

Экспериментатор показывает первую картинку и называет предложение «Птичка подлетает (приближается) к клетке». Затем показывает вторую картинку. «А на этой картинке, наоборот, птичка отлетает (удаляется) от клетки». А теперь ты сам попробуй придумать слова, которые обозначают приближение к чему-либо и удаление от чего-либо». Далее предлагается следующая пара картинок, и ребенка просят дополнить предложения.

В случае затруднений повторяется первый пример словообразования.


парные картинки действия; глаголы:

подбежать-отбежать, подплыть-отплыть, подлететь-отлететь, подскочить-отскочить, подъехать-отъехать, подползти-отползти, подойти-отойти.

Предложения:

Самолет к башне … от башни…

Змея к ущелью … от ущелья … Мальчик к реке … от реки …

Лодка к берегу … от берега …

Машина к дому … от дома…

Мальчик к дереву … от дерева …


2

Змея доползала -използала

20.2

2

Подбор к названиям действий картинок

Экспериментатор просит ребенка показать соответствующую картинку: «Где птичка отлетает от клетки?», «Где птичка подлетает к клетке?»


3




21.1

9

Подстановка слов в предложении

Экспериментатор предлагает посмотреть на первую картинку. «На этой картинке мальчик идет к мостику. А на этой картинке мальчик переходит через мост. А теперь ты сам попробуй сам подобрать слова, которые обозначают: кто-то движется через что-то, пересекает что-то». Ребенку предлагается дополнить предложения.


картинки и слова:

лететь-перелететь, ехать – переехать, идти-перейти, прыгнуть-перепрыгнуть, плыть-переплыть, бежать-перебежать.

Предложения:

Белка прыгает. Белка с дерева на дерево (что делает?) …

Ласточка летит. Ласточка с дерева на дерево (что делает?) …

Девочка бежала. Девочка через улицу (что сделала?)…

Саша плыл по реке. Саша через реку (что сделал?) …

3




21.2

2

Подбор к названиям действий картинок

Экспериментатор задает вопросы: «Где мальчик переходит мостик?», «Где мальчик идет к мостику?».

3




22.

1

называние действий

Если мальчик начал плакать, то говорят заплакал. А как сказать, если он начал свистеть?» И т.д.

Слова:

свистеть – засвистеть, кричать – закричать, бежать – побежать, плыть – поплыть, лететь – полететь.

2

Свистнул крикнул

23.

1

называние действий

Если мальчик кончил печатать, то говорят допечатал.». Далее детям предлагается закончить предложения.

Слова:

ехал – доехал, бежал – добежал,, плыл – доплыл, летел – долетел, горела – догорела.

Предложения:

Велосипедист ехал к дому и, наконец, … Мальчик бежал к школе и, наконец, … Девочка плыла к берегу и, наконец, … Грач летел к гнезду и, наконец, … Свеча горела и, наконец, …


3




24.1

1

называние действий

К слову уборка придумаем похожее слово. К слову Уборка ставится вопрос «Что?» А какое похожее слово отвечает на вопрос «Что делать?» - убирать. А теперь к слову друг придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос - Что делать?» И т.д.

Слова:

друг-дружить, завтрак-завтракать, обед-обедать, ужин-ужинать, крик-кричать, стук-стучать, плач-плакать, тоска-тосковать, горе-горевать, зима-зимовать, рыба-рыбачить.


1




24.2

1

называние действий

К слову желтый придумаем похожее слово, которое отвечает на вопрос «Что делать?» Желтый – это какой. А на вопрос Что делать? отвечает слово желтеть. А теперь постарайся придумать похожее слово к слову красный. Что делать? И т.д. В случае затруднений повторяется пример словообразования.


Слова:

красный-краснеть, молодой-молодеть, черный-чернеть, старый-стареть, зеленый-зеленеть, синий-синеть, белый-белеть.


2





Приложение 2

1   2   3   4   5   6   7   8