Главная страница

Курсовая работа по теме: Формирование глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (онр) III


Скачать 1.29 Mb.
Название Курсовая работа по теме: Формирование глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (онр) III
страница 8/8
Дата 07.03.2016
Размер 1.29 Mb.
Тип Курсовая
1   2   3   4   5   6   7   8
Игры и задания для формирования глагольной лексики

Дидактические игры и задания


  1. Логопед называет слова и предлагает детям плавать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «липшее». «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; ненавидеть, презирать, наказывать; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил; налил, насорил, вылил; подбежал, вошел, подошел.

  1. Закончить предложение и назвать слова — «неприятели».

Продавец продает, а покупатель ...

Друзья часто ссорятся, но легко ...

Легко заболеть, но трудно ...

Воспитатель спрашивает, а дети ...

Утром дети приходят в детский сад, а вечером...

Сначала гостей встречают, а потом ...

При встрече здороваются, а при расставании ...

Вечером ложатся в кровать, а утром ...

  1. К данным словам придумать слова-«неприятели».

Войти , говорить , взял , нашел , забыл , уронил , насорил , ложиться , одеваться , мириться , опускать , помогать , смеяться , залетать , закрывать, включить, входить, хвалить, заснуть,разрешить.

  1. Объясни, чем отличаются слова, подбери картинки, придумай предложения с этими словами:

Шить — вязать, класть — ставить, строить — чинить, мыть — стирать, чистить — подметать, нести — везти, лежать — спать, лежать — стоять, рисовать — раскрашивать.

  1. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть — (раздеть), поднять — (опустить), бросить — (поймать), спрятать — (найти), положить — (убрать), дать — (взять), купить — (продать), налить — (вылить).

  1. Объяснить значение слов-глаголов.

Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:

а) показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики;

б) припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия, например, шить — пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника;

в) с целью актуализации припоминания событий ребенок может вспомнить мысленно (про себя), а на бумаге фиксировать каждую ситуацию палочкой или схематичным рисунком.

  1. Назвать другие действия, которые входят в состав исходного, или назвать, какие действия «помогают» этому действию.

Шить — брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.

Прыгать — желать, разгоняться, толкнуться, вытягивать ноги, лететь, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать.

  1. Добавить одно общее слово к двум словам.

Дерево, цветы — что делают?

Сидит, стоит — кто?

Кошка, собака — что делают?

Льется, журчит — что?

Тарелка, кружка — что делают?

Шумит, дует — что?

Дождь, снег —- что делают?

Растет, зеленеет что?

  1. Игра «Кто как передвигается?»

Логопед показывает картинки, изображающие животных, дети определяют их и называют, как они передвигаются.

Лошадь — скачет, змея — ползает, птица — летает, рыба — плавает, лягушка — прыгает.

  1. «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко.

Собака грызет кость.

Корова жует сено.

Курица клюет зерно.

  1. «Кто как голос подает?»

Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает,

воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает,

петух кукарекает, сова ухает, овца блеет,

курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит,

гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет,

утка крякает, медведь рычит, собака лает.

  1. «Когда человек ест?»

Логопед спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (Зав

  1. «Кто что умеет делать?»

Логопед предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.

Учитель учит, доктор лечит, повар варит (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит, художник рисует, парикмахер стрижет, чертежник чертит, плотник рубит топором, пилит, стругает, строитель строит дома, шофер водит машину, продавец продает, покупатель покупает, портной шьет.

  1. «Что какие звуки издает?» Дверь — скрипит, ветер — свистит, машина — гудит, дождь — шумит, листья — шелестят, ручеек — журчит, гром — грохочет, бумага — шуршит, град - стучит. На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие, дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.

Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.

Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.

Примерные карточки лото.

описание: image054.jpg

описание: image056.jpg

описание: image058.jpg

описание: image060.jpg

  1. К названиям животных подобрать и записать слова, которые отвечают на вопросы: «Как голос подает?», «Как двигается?», «Как ест?».

Например: кошка мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лазает, лакает.

Собака лает, рычит, бежит, прыгает, кусает, бросается, грызет.

  1. Подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос «что делает?», к названиям животных.

Курица кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется.

Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, скачет, грызет.

Кошка царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется.

  1. Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» (по теме «Осень»: ранняя, поздняя).

Солнце (что делает?) ...

трава ...

облака ..,

листья ..,

дождь ..,

птицы ..,

ветер ..,

деревья ...

  1. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», "Что делают?» по теме «Зима».

Снег (что делает?) ветер..,

снежинки .., птицы ..,

мороз .., люди ..,

иней .., дети ..,

узоры ...

  1. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» по теме «Весна» (ранняя, поздняя).

птицы .., трава .., деревья .., сады .., яблони .., дети ...

Солнце (что делает?) ..,

снег ..,

сосульки ..,

ручьи ..,

почки ..,

листья ..,

  1. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» по теме «Лето».

Солнце (что делает?) .., птицы ..,

облака .., фрукты, овощи ..,

трава .., дети ..,

листья .., вода в реке ...

При выполнении задания используется картинка «Лето».
Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

мыла — вымыла, вешает — повесила,

умывается — умылся рисует — нарисовал

одевается — оделся прячется — спрятался

гладит — погладила стирает — постирала

рисует — нарисовал пишет — написал

поливает — полил ловит — поймал

чинит — починил красит — покрасил

рубил — срубил догоняет — догнал

убирает — убрал строит — построил

описание: image074.jpg

описание: image076.jpg

описание: image078.jpg

2. Игра «Чем отличаются слова?»

Логопед просит детей показать на картинках, кто умывает — умывается, обувает — обувается, купает — купается, качает — качается, прячет — прячется, одевает — одевается, причесывает — причесывается, вытирает — вытирается.

описание: image080.jpg

Делается вывод: умывается, знается, прячется, причесывается, обучается, качается, вытирается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (СЯ)

С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.

3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

а) В импрессивной речи.

Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку. Речевой материал:

входит — выходит, подлетает — отлетает, подходит — отходит, влетает — вылетает, переходит — перебегает, наливает — выливает, залезает — слезает.

Аналогичным образом проводится игра в лото.

У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.

б) В экспрессивной речи.

Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

4. Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам:

в клетку...(влетает),

из клетки...(вылетает),

через дорогу...(переходит),

от дерева...(отходит),

к дому...(подъезжает),

в стакан...(наливает),

из стакана...(выливает),

на дерево...(влезает),

с дерева...(слезает).

5. Найти общую часть в словах (по картинкам).

Переходит — перебегает

Наливает — выливает

описание: image082.jpg

описание: image084.jpg

Подходит — подбегает; подходит — уходит

описание: image086.jpg

Подлетает — отлетает

описание: image088.jpg
Приемы и методы, представленные в работах С. В. Зориной, Т. Б. Филичевой, С. Н. Каховской, Е. Ф. Соботович и др. авторов.

  1. Игра «Убираем урожай» (развитие семантического поля).

Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному. Морковь, свеклу, репу, редис дергают.

Огурцы, помидоры, горох срывают.

Картофель выкапывают.

Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?

Дети составляют предложения типа: Морковь дергают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу дергают. И т. д.

  1. Игра «Огород» (развитие семантического поля).

Логопед предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает: «Лена, что ты сажаешь?» (Я сажаю огурцы.) «Ира, что ты посадила?» (Я посадила редис.) «Вова, что ты посадишь?» (Я посажу капусту) и т. д.

  1. Игра «Кто подберет больше слов?» (развитие семантического поля).

Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

— Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

— Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

— Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)

— Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)

— Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

— Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)

— Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

  1. Игра «Умная стрелка» (закрепление согласования глагола и существительного в числе).

Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, и подвижная стрелка, закрепленная в центре круга. На круге различные сюжетные картинки, изображающие действия.

Логопед называет действие (копает, рисует, играют, строят, умывается, причесывается и т. д.). Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают предложение по ней (Дети строят башни. Дети играют в футбол. Мальчик рисует дом. Девочка причесывается расческой. И т. д.).

  1. Составление предложений по опорным словам. Запись графической схемы предложения.

а) По теме «Транспорт»:

Машина, ехать дорога.

Самолет, небо, летит, высоко.

Большой, корабль, волны, плывет.

Шоссе, по, автомобиль, мчится.

Магазин, около, мотоцикл, остановился.

Едет, тропинка, велосипедист.

б) По теме «Зима»:

Дети, снеговик, слепили.

Дети, санки, на, катаются.

Снежки, мальчики, играют.

Земля, покрыть, снег.

Снежинки, падать, тихо.

в) По теме «Весна»:

Греет, солнце, ярче.

Деревьях, на, почки, появляются. Окном, за, тает, снег.

Капает, крыш, с, капель.

Солнце, на, тают, сосульки.


1   2   3   4   5   6   7   8