Главная страница

Конспект занятия по художественной литературе (развитию речи), тема занятия "Прекрасная страна слов" Автор: Давыдова Светлана Алексеевна Программное содержание


Скачать 1.09 Mb.
Название Конспект занятия по художественной литературе (развитию речи), тема занятия "Прекрасная страна слов" Автор: Давыдова Светлана Алексеевна Программное содержание
страница 2/6
Давыдова Светлана Алексеевна
Дата 19.03.2016
Размер 1.09 Mb.
Тип Конспект
1   2   3   4   5   6
ТЕМА: “ ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.
Цель:- расширение и активизация словаря.

Задачи: - образовывать множественное число существительных;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-

ласкательными суффиксами;

- учить образовывать относительные прилагательные;

- закрепление понимания и практическое употребление в речи

предлогов;

- закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”

- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч.

Ход занятия:


1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,

начиная с большего.)

В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и

средними пальцами по столу.)

За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с

большого.)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

2. Введение в тему. Игра “Прогулка в лес”. (Картинка с изобр. леса.)

Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.

Собираемся в лес. “Кого ты увидишь в лесу?” или “Что ты увидишь в лесу?”

Дети отвечают: “Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды”.

Называем грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.

Называем лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, голубика, ежевика, земляника.

3. Игра “Большой- маленький”

Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка

Дерево- деревце куст- кустик

Лист- листочек птица- птичка

Цветок- цветочек ветка- веточка.

4. Игра “Один- много”

Гриб- грибы ягода- ягоды

Дерево- деревья куст- кусты

Лист- листья птица- птицы

Цветок- цветы ветка- ветки

Сук- сучья ствол- стволы.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”
Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)
(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)
(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)
(Скачут стоя, “срывают” грибы.)
(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

6. Игра “Что приготовим?”.

Из грибов- грибной суп

Из малины- малиновое варенье

Из черники- черничное варенье

Из земляники- земляничное варенье

Из клюквы- клюквенное варенье

Из брусники- брусничное варенье

7. Игра “Что это?”(закончить предложение и повторить его полностью).

Береза, осина, дуб – это…(деревья).

Орешник, шиповник, сирень – это…(кусты).

Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).

Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).

Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).

Кукушка, сова, орел – это…(птицы).

Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).
8. Игра “Мозаика” (из 6 треугольников выложить гриб).
9. Игра “Кто, где, откуда” (ответы на вопросы по картинке).

Где гусеница? И т.п.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Ответить на вопрос.

На поляне у дубка крот увидел два грибка,

А подальше, у осин, он нашел ещё один.

Кто ответить мне готов, сколько крот нашел грибков?
ТЕМА: “ ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.
Цель: - развитие связной речи.

Задачи: - учить образовывать существительные род. падежа;

- учить образовывать относительные прилагательные;

- закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”;

- обучение пересказу;

- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.
Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч.

Ход занятия:
1. Орг. момент. Игра “Подскажи словечко”.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).
Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,

Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).
Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали заметных.

Собирай не мешкай, это… (сыроежки).

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,

начиная с большего.)

В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и

средними пальцами по столу.)

За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с

большого.)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем. (обе руки “идут” указательными и

средними пальцами по столу.)
2. Игра “Чего в лесу много?” (составление предложений)

Например: “В лесу много грибов. В лесу растут грибы”.

Гриб- грибы - много грибов ягода- ягоды –много ягод

Дерево- деревья - много деревьев куст- кусты – много кустов

Лист- листья- много листьев опенок - опята – много опят

Цветок- цветы- много цветов ветка- ветки – много веток.
3. Игра “Что приготовим?” (по картинкам)
Я приготовлю из грибов грибной суп.

Я сварю из малины малиновое варенье.

Я сварю из черники черничное варенье.

Я сварю из земляники земляничное варенье.

Я сделаю из клюквы клюквенный морс.

Я сварю из брусники брусничное варенье. И т.п.

4. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)
(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)
(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)
(Скачут стоя, “срывают” грибы.)
(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)
5. Обучение пересказу. Я.Тайц “По грибы”.

Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:

- Ну–ка, кто больше наберет!

Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:

- Бабушка, давай меняться лукошками!

- Давай!

Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:

- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!

Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:

- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.

В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?

- Куда пошли Надя с бабушкой?

- Зачем они пошли в лес?

- Что сказал дедушка, провожая их в лес?

- Что они делали в лесу?

- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?

- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?

- Что сказал дедушка, когда они вернулись?

- Что сказала Надя?

Повторное чтение.

Пересказы детей.

Анализ рассказов.

6. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Ответить на вопрос.

Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,

Две лисички, боровик и зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?
Тема: «Обувь»
Орг. Момент

Повернитесь лицом друг другу. Улыбнитесь друг другу. Повернитесь к доске. Протяните руки вперед ладошками вверх Опустите руки.
Чтобы работа наша спорилась:
- упражнения на дыхание,

- упражнения на разминку пальцев, ушных раковин, кончика носа.
Сообщение темы

Бойко шлёпаем по лужам.

Станет солнышко сиять –

Нам под вешалкой стоять.

(Резиновые сапоги)


Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу,

Днём – домой.

(Валенки)


Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью.

(Башмаки)


Сшили их из чёрной кожи,

В них теперь ходить мы можем.

И по слякотной дороге –

Не промокнут наши ноги.

(Сапоги)


На улицу не ходим

Ни летом, ни зимой.

Зато без – нас ни шагу,

Когда придешь домой.

(Тапки)


Если дождик —

мы не тужим, —

Бойко шлепаем по лужам.

(Галоши)


Что у человека под ногами, когда он идет по дороге?

(Подошва)







Обувь. Виды обуви.
Работа над словом и предложением

- Где продают обувь?

- Кто работает в магазине?

- Где шьют обувь?

- Кто покупает обувь?

- Какая обувь бывает? И когда ее носим? Узнаем – закончите фразу.
Продолжи фразу: .

Женщины носят … .

Мужчины носят … .

Из резины сделаны … .

Из кожи сделаны … .
Игра «Скажи ласково».

Резиновые сапоги - сапожки кожаные ботинки - ботиночки

Теплые валенки – валеночки домашние тапки – тапочки

Женские туфли – туфельки спортивные кроссовки – кроссовочки

Игра «Скажи наоборот»

Надевать кожаные ботинки – снимать

Завязывать спортивные кеды – развязывать

Застегивать детские сапожки – расстегивать

старые мужские туфли - новые

грязные резиновые сапоги – чистые

Что можно делать с обувью?
- носить, чистить, мыть, сушить, протирать, надевать, снимать, переодевать, хранить, беречь. Игра «Кто больше запомнил».
4. Физминутка – динамическая
5. Работа над текстом
Новые туфли.
Папа подарил Светлане новые туфли. Они были сделаны из кожи. Очень красивые, лакированные, коричневого цвета. Света была рада. Она пошла в них в школу.
Света берегла туфли. Она их носила аккуратно. Вытирала влажной тряпочкой. Наносила защищающий крем от влаги.
Она знала – туфли делали много мастеров. Один мастер кроил туфли из кожи. Другие пришивали подошву, прибивали каблуки. Мастерам помогали машины.
Света решила, когда она вырастит, она обязательно пойдет учиться на обувщика. Пойдет работать на обувную фабрику. Будет делать красивые модные туфли для девочек.

Пересказ .

6.Итог урока

Тема: "Игрушки"
Цель: закрепить обобщающее слово «игрушки», уточнить наименование и предназначение игрушек.
Задачи:

активизировать словарь по теме;

учить образовывать относительные прилагательные;

согласование количественных числительных 1, 2, 3, 4, 5 и существительных;

упражнять в употреблении родительного падежа единственного числа существительных;

развивать слуховое и произвольное внимание;

совершенствовать слоговую структуру слова;

развивать мелкую моторику пальцев рук;

воспитывать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии;

воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Оборудование:

воздушные шары, мозаика, цветные карандаши;

игрушки и предметные картинки с изображением игрушек.
Ход занятия
I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.
- Ребята, а вы хотите отправиться в удивительное путешествие? Сегодня мы полетим в волшебную страну. А кто мне скажет, на чем можно летать? Но мы с вами полетим на большом круглом воздушном шаре, а поможет нам в этом считалочка.
1, 2, 3, 4, 5 (дети загибают пальчики по-одному)

На лужок пойду гулять (руки опустили)

Красный шарик захвачу (показывают «шарик» руками)

Нитку крепко закручу (левая рука сжата в кулак, правая «закручивает»)

И начну считать (опять показывают ладони)

1, 2, 3, 4, 5 (по очереди загибают пальчики)

Как сочту до десяти (показывают все пальцы)

Крикну шарику: «Лети!» (поднимают руки вверх)
II. Объявление темы занятия.
1. - Вот мы и попали с вами в волшебную страну. А как же называется эта страна? Давайте прочтем на воротах. (Приложение)

- Нет названия. Наверно необходимо выполнить задание.

На экране картинка с наложенными друг на друга картинками. (Приложение)

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, и скажите, что вы видите на экране? Какие предметы изображены?

Дети называют предметы.

- Что мы делаем с этими предметами?

- А каким общим словом можно назвать все эти предметы?

На экране появляется название страны «Игрушки». (Приложение)

- Давайте прочитаем название страны, в которую мы прилетели. Дети читают.

- Вот оказывается, в какую страну мы попали. В этой стране мы узнаем много интересного об игрушках.
2. Ребята, я хочу, чтобы вы меня внимательно послушали.
Какие ты любишь игрушки?

Вот кубики, кукла, юла.

А вот надувная лягушка

Лежит на полу у стола.

Мне нравится плюшевый мишка,

И серый задумчивый слон,

Ещё длинноухий зайчишка

Хотя и трусливенький он.
- Какие игрушки были названы? Кого вы запомнили?

Дети называют, а логопед выставляет на фланелеграф картинки.

- Ребята, сколько игрушек вы видите? (Перечисляют.)

- А теперь я прошу вас закрыть глаза (логопед убирает одну игрушку).

- Посмотрите, что изменилось? Чего нет?

- Молодцы!
3. Выставляются игрушки – машинка, кукла, мяч.

- Что это? (Это мячик.)

- Это мячик. Какой он по цвету? (Мячик красный.)

- Какой он по форме? (Мячик круглый.)

- Какой мячик на ощупь? Потрогайте его. (Мячик гладкий.)

- Посмотрите как хорошо он прыгает. А что вы будете с ним делать?

- Будем играть.

- Будем катать.

- Будем бросать.

- Будем ловить.
4. Физкультурная минутка

Чуть ударишь этот мячик (ударяем правой рукой)

Начинает он скакать (ударяем левой рукой)

Скачет, скачет, скачет, скачет (прыжки на одной ноге, потом на другой)

И не хочет перестать (прыжки на двух ногах)
- Что это? (Это кукла.)

- Давайте рассмотрим куклу. Какая она по размеру? (Кукла большая.)

- Еще, какая кукла? (Кукла красивая.)

- Что вы будете с ней делать
- Будем играть.

- Будем кормить.

- Будем укладывать спать.

- Будем одевать.

- Будем раздевать.

- Будем качать.
- Что это? (Это машинка.)

- А что мы с ней будем делать?
- Будем играть.

- Будем нагружать.

- Будем разгружать.

- Будем ремонтировать.

- Будем возить.
5. Игра «Четвертый лишний».
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний»
Выставляются предметные картинки (Приложение):

машинка, юла, кубики, капуста;

мяч, пирамидка, кукла, яблоко.
- Назовите в каждом ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор (лишняя картинка убирается).

- Найдите и назовите картинки, названия которые начинаются на гласную букву, согласный звук. (Приложение)

- Разделите слово на слоги. Сколько слогов?

- Молодцы!
6. Физкультурная минутка.

Топай, Мишка, хлопай, Мишка.

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперед, вниз.

Улыбайся и садись.

8. - Вы все любите играть с игрушками, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки. А игрушки делаю на фабрике игрушек. На фабрике есть различные цеха. И в каждом цехе изготавливают игрушки из разных материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидки – из дерева, машину – из пластмассы или железа. А потом художники специальными красками раскрашивают игрушки.
- Посмотрите игрушки и назовите их.

- Определите материал, из которого она сделана.
- Составьте словосочетания:

Мяч из резины – резиновый мяч.

Кукла из резины – резиновая кукла.

Танк из железа – железный танк.

Пирамидка из дерева – деревянная пирамидка.

Мишка из плюша – плюшевый мишка.

Кукла из соломы – соломенная кукла.

Машинка из бумаги – бумажная машинка.
9. Упражнение на развитие мелкой моторики.
- У Тани было много игрушек: и большой красный мяч, и мягкий плюшевый мишка, и резиновая кукла, и деревянная пирамидка с разноцветными кольцами. Но больше всех игрушек Таня любила пластмассовую мозаику. Из разноцветных кнопочек она собирала разные узоры. Больше всего Таня любила собирать из мозаики цветы.
- Какие игрушки были у Тани?

- Какую игрушку Таня любила больше всех?

- Что любила собирать из мозаики Таня?

- Мы тоже попробуем собрать с вами Цветок. Слушайте и делайте:

Возьмите 1 желтую кнопку, поставьте ее по середине.

Возьмите 6 красных кнопок, поставьте их вокруг.

Возьмите 5 зеленых кнопок, сделайте стебелек.

Возьмите 1 зеленую кнопку, сделайте листок.
- Молодцы! Какие красивые цветы у нас получились!
10. Итог занятия.
Ребята, как интересно и весело мы провели время в стране Игрушек, но настало время возвращаться обратно. Давайте откроем вот этот волшебный сундучок, что же в нем?
Открывают, а в нем воздушные шарики.
- Возьмите себе по одному шарику и полетим обратно.
Звучит музыка. (Приложение)
- 1, 2, 3 – крикну шарику «Лети!»
- Вот мы с вами и вернулись из волшебной страны.
- О чем же мы сегодня говорили?
- А для чего они нам нужны?
- А как нужно относится к ним, можно ли ломать, бросать, разбрасывать по классу?
- Правильно! Я знаю, что в вашем классе есть игрушки, и вы их бережете, чтобы они еще долго служили вам.
- На этом наше занятие закончено. До свидания!


1   2   3   4   5   6