|
Декоративно-прикладное творчество, как средство нравственно-эстетического воспитания школьников
«Декоративно-прикладное творчество, как средство нравственно-эстетического воспитания школьников»
Мы часто ищем сложности вещей,
Где истина лежит совсем простая.
С. Щипачев
Введение
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. В связи с введением новых ФГОСов изменились цели образования, разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе.
Проблема эстетического воспитания — непреходяще актуальная проблема, так как каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку свои, новые требования, или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности. Входя составной и неотъемлемой частью в систему общего воспитания человека как направленного формирования общей модели его отношения к миру, эстетическое воспитание выступает его последним, «собирающим» и завершающим элементом, придающим законченность всей системе. От него зависит духовная наполненность деятельности ребёнка, отношение к своему труду и труду других людей, умение видеть художественные ценности, анализировать и давать им оценку.
Работая над изучением вопроса эстетического воспитания, я старался решить ряд педагогических задач:
1. Определить педагогические условия формирования эстетической культуры учащихся;
2. Разработать содержание элементов декоративно-прикладного творчества на уроках технологии;
3. Разработать дидактический материал, способствующий формированию нравственно-эстетической и технологической культуры.
Воспитание духовно-нравственных, эстетических начал личности – важнейшая задача педагогики. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьников состоит в том, чтобы помогать продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Актуальность опыта
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей учащегося, на его подготовку к жизни.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Комплексный подход к постановке образовательного процесса является на современном этапе развития школы методологическим принципом организации ее работы, важнейшим условием всестороннего развития личности школьников. Это практическая задача нашего времени, определяющая важность и необходимость постоянного совершенствования таких важнейших составных аспектов всестороннего развития личности, как эстетическое и трудовое воспитание. Существенное значение в реализации единства эстетического и трудового воспитания школьников, в их духовном развитии имеют занятия техническим и декоративно-прикладным творчеством.
Работа по изготовлению моделей и изделий декоративно-прикладного творчества воспитывает у школьников трудолюбие, настойчивость в достижении намеченной цели, способствует формированию характера.
Ведущая педагогическая идея опыта
Творческая деятельность учащихся направлена на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является совершенствование развития творческих способностей детей на уроках декоративно-прикладного творчества.
Цель: развитие способностей детей через творческие задания.
Достижение цели я вижу через осуществление следующих задач:
1) овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;
2) ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства и народного искусства «резьба по дереву», «выпиливание лобзиком», «роспись по дереву», «чеканка по металлу» и др.;
3) развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;
4) воспитание интереса и любви к искусству. Я пытаюсь использовать различные подходы в работе: индивидуальный, дифференцированный, групповой и др.
Диапазон опыта
Опыт работы реализуется через систему уроков технологии в 5 – 8 классах, внеклассную работу, участие в олимпиадах (районных, областных)
Теоретическая база опыта
Основу накопленной теоретической базы составляют работы ведущих специалистов в этой области. При изучении данного вопроса мною была использована методическая литература по теории нравственного воспитания школьников (Лихачев Д.Б., Рукавицын М.М.). Знакомилась с материалами Института философии Российской Академии Наук «Современные концепции эстетического воспитания», со статьёй доцента кафедры педагогики детства Санкт-Петербургской академии Пановой Н.В. «Теория и практика личностно-ориентированного эстетического, нравственного воспитания младших школьников в семье и школе». Изучала опыт учителей, размещённый на сайте «Открытый урок», обсуждала его на районном методическом объединении учителей района. Вела наблюдение за деятельностью учащихся в процессе выполнения ими практических работ творческого характера.
Педагогика определяет нравственное, эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Приобщение к миру прекрасного начинаю со знакомства с работами мастеров декоративно-прикладного искусства. Это вызывает непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность, являющееся основой мотива к деятельности. С целью формирования более устойчивого мотива знакомлю мальчиков с работами, которые были выполнены старшими ребятами. Так на наглядном примере формируется потребность в деятельности. На таких уроках учащиеся эмоционально развиваются. Формирование эстетического восприятия, нравственных и художественных способностей, продолжается при выполнении творческих проектов. Процесс нравственного воспитания учащихся, с точки зрения его личностной направленности, будет эффективным, если: реализовать концепцию личностно-ориентированного эстетического, нравственного воспитания. Единицей личностно-ориентированного эстетического воспитания школьников является воспитательная задача, под которой понимается осмысленная педагогическая ситуация, обеспечивающая достижение цели воспитания. В качестве компонентов личностно-ориентированного воспитания выступают: формирование и развитие эстетического восприятия, эстетической оценки, творческого воображения. Вместе взятые они обеспечивают возможность реализации конечной цели – формирование воспитанности ребенка, проявленной в процессе творческой деятельности.
Основные положения сущности нравственного воспитания.
Существует множество определений понятия "нравственное воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделить основные положения, говорящие о его сущности:
• это процесс целенаправленного воздействия.
• это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
• это формирование вкусов и идеалов личности.
• развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
В современных условиях выдвигаются следующие задачи эстетического, нравственного воспитания:
1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.
3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
4. Развивать художественно-творческие способности детей.
Основная задача нравственного воспитания состоит в формировании творческого отношения к действительности. Моя работа как учителя по личностно-ориентированному нравственному воспитанию школьников опирается на вариативное использование методов, приемов и форм личностно-ориентированного эстетического воспитания, вовлечение взрослых в процесс формирования эстетической, нравственной воспитанности школьников, пробуждение у детей активной позиции в восприятии красоты окружающего мира.
Методы и приемы личностно-ориентированного воспитания школьников наряду с традиционными (объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемно-поисковый; исследовательский) методами включают:
• методы решения учебных художественно-творческих задач;
• методы вживания в эстетический объект;
• уроки, основанные на имитации организации творческой деятельности (урок-путешествие по выставке, урок-народный промысел, урок-фольклорный праздник и т.п.);
• уроки, опирающиеся на вымышленные сказочные ситуации.
Мне как учителю технологии необходимо знать и учитывать в своей работе с учащимися особенности эстетического, нравственного воспитания:
• рассказывая о прекрасном акцентировать внимание на чувствах, а не на содержании.
• эстетическое чувство связывать с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические упражнения по сенсорному воспитанию детей.
• ребенок подражателен, поэтому нужно давать только положительные примеры для подражания.
Диагностика эстетической, нравственной воспитанности.
Диагностику можно провести методом наблюдения. Я провожу наблюдение по эмоциональным проявлениям, познавательной активности и волевым проявлениям ребёнка. Показателями эмоционального проявления являются отзывчивость, радость, волнение, восхищение. Показатели волевых проявлений: сосредоточенность внимания, слабая отвлекаемость, стремление к завершению учебных действий.
Показатели познавательной активности: вопросы мальчиков, обращённые ко мне; стремление узнать разные технологии обработки материалов.
Не менее значимый метод диагностики нравственной воспитанности – беседа. В ходе беседы можно выявить причины пониженной познавательной активности или других проявлений.
Развитие декоративно-прикладного, технического творчества в учебной и внеклассной деятельности, а также в кружковой работе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования исследовали В.А. Горский, Б.М. Игошев, Д.М. Комский, Ю.С. Столяров. Содержательный смысл народного искусства представлен в трудах искусствоведов А.Н.Афанасьева, А.В.Бакушинского, Г.К.Вагнера, В.М.Василенко, В.С.Воронова, Б.А.Рыбакова, А.Б.Салтыкова. Разнообразные аспекты народного, декоративно-прикладного творчества раскрыты в работах И.Я.Богуславской, Т.М.Разиной, А.К.Чекалова и др. Особое место в решении обозначенной проблемы занимают труды искусствоведа М.А. Некрасовой, ею определено место декоративно-прикладного искусства в культуре, раскрыты законы его развития, выявлена система понятий, связанных со спецификой народного искусства.
На основе теоретического анализа литературы, изучения современного состояния исследований технологического образования, собственного опыта работы в школе была определена проблема, выявлены и сформулированы противоречия между объективно существующими потребностями общества в разносторонне подготовленном учителе, способном осуществлять руководство декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников и реальным содержанием профессиональной готовности учителя технологии; между имеющимися потенциальными возможностями профессиональной подготовки к руководству декоративно-прикладным и техническим творчеством школьников и недостаточной разработанностью психолого-педагогических, организационно-управленческих и содержательных сторон такого рода педагогического образования.
В своей педагогической деятельности реализую элементы концепции:
поэтапного формирования умственных действий Н.Ф.Талызиной, А.Г.Гальперина;
развивающего обучения Л.В.Занкова;
проблемного обучения М.И.Махмутова;
«Метод проектов» Чечеля;
технология научного исследования Т.А. Файна, Н.Ю.Шеленкова, А. Савенкова;
проблемно-поисковую методику Кулева, Ключниковой и др.
Разнообразные формы работы обеспечивают «погружение» в предмет, что повышает качество знаний, применение их в практической деятельности.
Содержание форм работы определено с учетом:
возрастных особенностей учащихся, особенностей их умственного развития и интересов;
-
связи с программным материалом по предмету;
изучением народного декоративно-прикладного творчества
Новизна опыта.
Новизна исследования заключается в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности детей к занятию техническим и декоративно-прикладным творчеством во взрослой жизни
Приоритетной задачей является создание условий для обеспечения развития школьников с учетом их способностей и образовательных потребностей и воспитание будущего гражданина России в лучших традициях русской культуры.
Вместе с тем пока остается слабо исследованным огромный пласт народного декоративно-прикладного искусства. До конца не раскрыт его педагогический потенциал, нет должного теоретического обоснования условий его использования для развития учащихся и, в частности, подростков – наиболее сложной в воспитательном плане возрастной группы школьников, не вычленены и не раскрыты все возможные области развития в процессе художественно-технологической деятельности, отсутствуют методические рекомендации по приобщению учащихся к народному декоративно-прикладному искусству.
Технология опыта.
Самостоятельная проектная, исследовательская деятельность учащихся рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. При этом знание дается не как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или иным жизненным материалом. Учащиеся попадают в ситуацию, когда они сами овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, направляемого учителем. Каждый учащийся школы имеет возможность заниматься декоративно-прикладным творчеством через участие в работе программы по декоративно-прикладному творчеству. В ходе работы в данном обществе стараюсь формировать навыки по овладению элементам декоративно-прикладного искусства, развивать нравственное, эстетическое воспитание учащихся.
Методологической основой исследования являются положения закона диалектического развития личности и формирования профессиональных качеств; положения психологии и педагогики о развитии творческой личности; теория деятельности, культуры личности; интегрированный подход к формированию содержания образовательной области технология; проектный подход; моделирование образовательных процессов; теория решения конструкторских задач.
|
|
|