|
Конспект занятия по художественной литературе (развитию речи), тема занятия "Прекрасная страна слов" Автор: Давыдова Светлана Алексеевна Программное содержание
Конспект занятия по художественной литературе (развитию речи), тема занятия "Прекрасная страна слов"
Автор: Давыдова Светлана Алексеевна
Программное содержание:
Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игры. Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания. Побуждать использовать в речи больше прилагательных, эпитетов, сравнений. Совершенствовать умение правильно использовать в речи существительные в родительном падеже. Продолжать формировать умение четко произносить слова, сочетать слова с движениями пальцев рук.
Разучить с детьми скороговорку.
Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.
Развивать воображение, словотворчество.
Оборудование:
Костюм феи; аудиозаписи: шум моря, фрагмент композиции «Утро» Э. Грига, песни «Облака, белогривые лошадки», «Улыбка», сборник классической музыки; картонное «солнце», поднимающееся на веревочке, панно с изображением неба, облаков, моря; вырезанные из картона «облака» разной формы, корзинка, небольшие камешки по числу детей, кисти, гуашь, «неразливайки» с водой.
Ход занятия:
Под музыку входит Фея (воспитатель).
Фея: - Здравствуйте, мои милые! Я Фея из страны Слов! Те, кто попадают в мою страну, немного меняются. Хотите узнать как? Тогда я приглашаю вас к себе в гости. Принимаете приглашение? Путешествие мы совершим с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. (Звучит композиция «Утро» Э. Грига). Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Но что это? (На фоне панно с небом, морем и облаками восходит «солнце», поднимающееся на веревочке).
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это солнце!
- Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. Прикоснитесь к своим щекам. Вы видите, что солнце золотое. Как еще можно сказать о солнышке, какое оно, с чем его можно сравнить? (Ответы детей).
- Давайте поиграем с солнышком. (Проводится пальчиковая гимнастика. Дети встают в круг).
Пальчиковая гимнастика "Солнышко"
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки
(Шевелят пальцами обеих рук).
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(Делают хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем
(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
- Молодцы! А сейчас взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем? Каким оно бывает? (Ответы детей). Прекрасно! А теперь отдохните, на облака посмотрите. (Звучит песня «Облака, белогривые лошадки»).
Как быстро по небу бегут облака!
Похоже одно на конька-горбунка,
Другое – на мчащееся авто,
А третье похоже не знаю на что!
- А как вы думаете, на что похоже это облако? Это облако похоже на рыбку. А вот это облако? Это облако похоже на цветок. Возьмите в руки маленькие облачка и внимательно на них посмотрите. Проведите пальчиком по контуру своего облачка. Пофантазируйте, на что они похожи. Скажите нам вслух. Вот так: «Мое облако похоже на …». (Ответы детей.) Какие замечательные слова вы придумали! От них мир стал добрей, а значит и прекрасней. А вы знаете, что слова можно найти везде?
Я слова найду везде –
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Сыграем в слово!
- Найдите слова на небе. Теперь найдите слова на земле. (Ответы детей.) Какие интересные слова вы нашли!
(Звучит шум моря.) - Дети, послушайте, что это за шум? Да, это море. Оно очень красиво. А что за птицы летают над водой? Что они высматривают в волнах? Это чайки ловят рыбу. Послушайте про них скороговорку.
Чайка за рыбкой в море ныряла
Да выныривала
Выныривала, да ныряла.
Давайте повторим эту скороговорку медленно хором. А теперь попробуйте произнести быстрее. А теперь по одному. (Дети по одному произносят скороговорку. Фея раздает им за это камешки.) - Поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. Чуть позже ваши камешки превратятся в волшебные, а сейчас положите их на стол и послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а подсказывайте мне словечки.
Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка).
Если это рыба – у нее … (улыба).
Если это рыбина – у нее … (улыбина).
Если это рыбища – у нее … (улыбища).
Вот какие веселые, улыбчивые рыбы обитают в нашем море. (Фея берет в руки корзинку.)
Дует легкий ветерок.
У меня есть кузовок.
В нем прекрасные слова –
Слова любви, слова добра.
Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Ну-ка, добавьте их в мой кузовок. (Дети передают корзинку друг другу и называют слова.) Пусть же эти замечательные слова всегда будут с нами. Выпустим их. (Фея с детьми «рассыпает содержимое корзинки» вокруг.) Пусть разлетятся эти слова по нашему саду и по всему миру.
А сейчас давайте поиграем. Возьмите в руки свои камешки и пройдите на коврик.
Динамическая пауза "Если нравится тебе, то делай так"
Если нравится тебе, то делай так
(хлопок ладонью по камешку в руке, поднятой к левому уху)
Если нравится тебе, то делай так
(то же к правому уху)
Если нравится тебе, то делай так
(два притопа ногами)
Если нравится тебе, то делай так
(наклоны вперед-назад, руки сложены на груди)
Если нравится тебе, то делай так
(присесть, два раза постучать камешком о пол)
Если нравится тебе, то делай так
(положить камень на пол, перепрыгнуть через него вперед-назад)
Если нравится тебе, то делай так
(махи руками перед собой вверх-вниз).
А теперь пришло время заняться нашими камешками и превратить их в волшебные. Возьмите в руки кисти и нарисуйте на своем камне что-нибудь доброе. Подумайте, что это могло бы быть. Может солнышко, а может цветок, а может веселый зверек. Ваши рисунки превратят камешки в волшебные. Подарите их своим друзьям или родным, и вы увидите, как их лица озарятся улыбками. (Дети рисуют.)
Какие разнообразные и чудесные рисунки у вас получились. Молодцы, ребята!
Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться. Закройте глаза. (Звучит музыка.) Вот мы и дома. Откройте глаза. Вам понравилось путешествие в страну слов? Как вы думаете, вы изменились? (Ответы детей.)
Теперь вы знаете, друзья,
Что есть чудесная страна.
Где тропинка и лесок,
Над морем легкий ветерок,
Чайки, небо надо мною –
Все прекрасное, родное.
Перед расставанием я хочу пожелать вам, что бы вы радовали себя и окружающих прекрасными добрыми словами. (Фея прощается и уходит.)
Тема: «Золотая осень».
Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осенью» с помощью разнообразных методов заучивания.
Задачи: закрепить характерные приметы осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворение; развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь, воображение; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: экскурсии на природу, наблюдение, рассматривание иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы.
Оборудование: птичка, 2 разрезные картинки о осени, тарелочки с фишками на каждого ребенка, мяч, картинки-схемы для заучивания стихотворения, фонограмма: Бетховен «К Элизе», П.Чуковский «Октябрь» из цикла «Времена года», трель птицы, трель птенцов.
Ход занятия.
- Ребята, кому я кину мяч, тот постарается ответить на вопрос: когда это бывает?
1. День стал короче, ночь длиннее?
2. Листья пожелтели?
3. Птицы улетели в теплые края?
4. Солнце уже греет не так?
5. Деревья готовятся к зиме?
6. Моросит холодный дождик?
7. Стало холоднее?
8. Люди одеваются теплее?
9. Темнеет быстрее?
10. Дует холодный ветер?
- Молодцы. Какое это время года? (осень)
-А скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья осенью?
(листопад)
- Сейчас мы с вами превратимся в листочки. Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели.
(под музыкальное сопровождение – Бетховен «К Элизе»)
- Закружились.
( кружимся на ковре, я рассыпаю фрагменты картинок)
- Ветер затих, листочки опали. Ребята осенний ветер расколол две картинки на мелкие кусочки. Давайте соберем их и посмотрим, что получится.
(дети берут по одному фрагменту и идут за столы, составлять картинки)
- Что получилось? (осень)
- Перед вами картинки, непростые, волшебные, в которых спрятались слова об осени. Придумайте красивые слова об осени. Какая она? Как вы ее представляете?
( печальная, золотая, хмурая, красивая, дождливая, ненастная, пасмурная…)
- Молодцы.
(звучит фонограмма трели птицы)
- Ой, кто это?
(Ищу, откуда идет трель, нахожу птичку)
- Ребята, к нам в гости прилетела птичка. Птичка, почему ты такая грустная, что случилось?
(наклоняюсь к ней)
- Да? Ребята, птичка просит помочь ей: осенний ветер унес ее птенцов. Он ей их вернет, если она выучит вот это стихотворение. Она не знает, как его учить. Давайте ей поможем.
(беру у птички стихотворение)
- Стихотворение называется «Осенью». Написал его Алексей Плещеев. Послушайте, я его прочитаю.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах
Только зеленеет
Озимь на поля
- О чем это стихотворение? (об осени)
- А что вы почувствовали, когда я прочитала стихотворение? Как я его читала?
(грустно, печально)
- А чтобы его было легче учить, нам помогут картинки
(открываю картинки)
- Ребята, птичка не понимает, что означает «и глядят уныло голые кусты». Помогите ей.
( деревья печальные, потому что опали листья)
- А что такое «озимь»?
(поля, которые засеяли на зиму зерном, пшеницей)
- Молодцы.
- Теперь повторим стихотворение. У вас на столах стоят тарелочки с фишками. С каждым предложением, картинкой берете по одной фишке и кладете ее на стол. Покажем птичке, сколько предложений в этом стихотворении.
(проговариваем)
- Все убираем. Птичка, что ты говоришь? Ты неправа, дети выучат стихотворение. Правда?
- Встаем, сделаем зарядку.
(делаем соответствующие движения под это стихотворение, под музыку Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года»)
- Садимся на свои места.
- А теперь еще поиграем с этим стихотворением. Я начинаю говорить фразу, а вы ее заканчивайте.
( повторяем это стихотворение)
- Умнички. Похлопайте себе.
- Вот видишь птичка, как много способов есть запомнить стихотворение.
- Ребята, птичка сказала, что вы без меня не сможете выучить стихотворение. Докажем ей, что сами сможете.
- Машенька. Ты будешь воспитателем. Показывай картинки, а девочки встанут и будут рассказывать.
(девочки рассказывают)
- А теперь воспитателем будет Паша, а мальчики будут рассказывать.
(мальчики рассказывают)
- Ну что, птичка, видишь, какие дети молодцы, они все выучили. А ты?
- Да. Птичка говорит нам спасибо.
(звучит фонограмма трели птенцов)
- Ой, слушайте, что это? Ребята, мы помогли птичке: освободили птенцов. Ей пора домой к своим деткам.
( подхожу к окну и выпускаю птичку)
- До свидания, птичка.
- Ребята, понравилось стихотворение?
- Как оно называется?
- Кто его написал?
- Давайте еще раз его повторим.
- Вы сегодня великолепно занимались. Похлопайте себе. Спасибо! Наше занятие закончено.
"Путешествие в осенний лес"
Цели и задачи:
Дидактические:
Систематизирование словаря дошкольников по теме: “Деревья”.
Обогащение словаря. Усвоение грамматического строя речи.
Формирование связной речи.
Формирование слоговой структуры сложных слов.
Коррекционные:
Развитие артикуляционной моторики.
Развитие мелкой моторики, произвольного внимания и зрительной памяти.
Коррекция речевого выдоха на основе дыхательных упражнений.
Воспитательные:
Воспитание мотивации к обучению на материале дидактических игр и игр-упражнений.
Развитие самооценки и самоконтроля за речью на материале закрепления речевых навыков и умений.
Оборудование: зеркала, листья деревьев, картина с листьями в условиях наложения.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие в осенний лес, (читает стихотворение):
Мы пойдем в осенний лес,
много он таит чудес.
Будем весело играть
и листочки собирать.
Чтобы попасть в лес.
Нужно перейти речку.
II. Развитие артикуляционной моторики
Логопед: Садитесь к зеркалу. Сейчас каждый из вас построит для себя “мост”, чтобы перейти через речку. Опустите кончик языка за нижние зубы: он лежит ровно и спокойно. Я буду считать из скольких брёвен он состоит), взрослый считает от 1 до 4 (6), ребёнок удерживает язык в положении “мост”). Молодцы!
Упражнение повторить 4–5 раз.
III. Развитие мелкой моторики, координации слова с движением
Логопед: Вот мы и в лесу. Давайте поиграем. Пусть каждый из вас превратиться в листочек. (Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения)
Листья падают, кружатся,
Листья под ноги ложатся,
Под ногами шелестят,
Тихо шепчут: “Листопад!”
– Какие красивые листочки! (Обращается к ребенку.) Ты, с какого дерева, листочек?
Ребёнок: Я с березы. Я березовый лист.
Логопед: А ты, с какого дерева листочек?
Ребенок: Я с клена. Я кленовый лист.
И т.д. Взрослый обращается к каждому ребенку, следя чтобы ответы не повторялись.
IV. Упражнение на дыхание
Логопед: А теперь найдите на дорожке тот лист, который вы назвали), те берут в руки листочки). Подуйте на свой листочек, чтобы он сам опустился вниз. Как называется такое явление в природе?
Дети: Листопад.
Логопед: Давайте соберем это слово с помощью ладошек.
Дети: Листья – Падают – Листопад (2–3 раза.)
Логопед: Ой, ребята, посмотрите внимательно, после листопада все листья перемешались и непонятно, где какой (выставляется картина, где листья изображены в условиях наложения). Ну-ка, найдите каждый свой лист, обведите его, чтобы все увидели.
Дети выполняют задание.
V. Обогащение словаря. Усвоение грамматического строя речи
Логопед: Ребята, придумайте предложение со словом листочек.
Предполагаемые ответы детей:
Листочек кружится.
Листочек летит.
Листочек падает на землю и так далее.
VI. Развитие психических процессов
Логопед: А сейчас пусть каждый из вас соберет красивый осенний букет из одинаковых листьев. Мы украсим ими группу. Какой ты соберешь букет? (Спрашивает каждого ребенка.)
Дети:
Я соберу березовый букет
Я соберу липовый букет
Я соберу кленовый букет
Я соберу каштановый букет и так далее.
Дети собирают букеты.
Логопед: А теперь пора возвращаться домой. Закройте глаза: 1, 2, 3, 4, 5, в садик нам пора опять.
VII. Подведение итогов. Оценка работы детей
Логопед: Вот мы снова в детском саду. Поставьте свои красивые букеты в вазы. Вспомните, чем мы сегодня занимались. Что нового вы узнали?
Тема: «Овощи»
Цель: Уточнение и расширение знаний по теме «Овощи»
Задачи:1. Продолжить знакомство с овощами, формировать понятие овощи, фрукты, группировать по способу их употребления. Способствовать развитию зрительного восприятия, мыслительных процессов; пространственной ориентировки. Воспитывать интерес к занятиям, уважение к сельскохозяйственному труду.
Оборудование: иллюстрации: овощи, фрукты; муляжи овощей и фруктов; д/и «Вкладыши»; д/игра «Проложи дорожку»; фасоль; картинки: овощи, кастрюля, салатница, аудиозапись музыки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем отгадывать загадки, играть, узнаем много нового и интересного.
Пройдет на свое место тот, кто отгадает загадку.
Загадки:
Круглая, а не месяц, Летом - в огороде
Жёлтая, а не масло Красный, красный толстячок
С хвостом, а не мышь. Солнцу выставил бочок.
(репа) Ты ищи его на грядке,
Он играть не любит в прятки.
(помидор)
Свежие, зелёные
А зимою - в бочке
Крепкие, солёные. (огурцы)
Сидит девица в темнице, Без окон, без дверей,
Коса на улице. Полна горница людей.
(морковь) (огурец)
Сто одёжек, а все без застёжек.
(капуста)
Сидит дед, во сто шуб одет. Сверху зелено, Я важный и сочный,
Кто его раздевает- внизу красно, У меня красные щёчки
слезы проливает. В землю вросло. . (помидор)
(лук) (свекла)
За кудрявый хохолок
меня из норки приволок.
на ощупь - гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая.
(морковь)
Пройти и сесть на то место, где лежит картинка твоей отгадки.
( На столах разложены иллюстрации овощей)
Сообщение темы занятия.
Ребята, кто скажет, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети: Сегодня мы будем говорить об овощах.
Где растут овощи?
Дети: Овощи растут на грядках.
Ребята! К нам в гости пришёл Незнайка и принёс конверт с заданиями. Он сам не может справиться с ними, давайте поможем ему.
Дети: Поможем!
II. Работа по теме.
1. Д/ игра «Четвёртый лишний».
Ребята, определите какая картинка лишняя.
Морковь, свекла, огурец, яблоко
Кабачок, редька, капуста, груша.
Редис, помидор, малина, картофель
Почему? Где растут овощи?
Дети: Лишнее яблоко ( груша, малина), потому что оно- фрукт (ягода), а остальные – овощи. Фрукты растут на деревьях в саду, а овощи на грядках.
2. Д/ игра «Вкладыши».
: Подберите по форме, цвету недостающие части овощей. Назовите овощ, цвет, форму, геометрическую фигуру.
Дети: Это помидор он красного цвета имеет круглую форму, вставил геометрическую фигуру прямоугольник.
Релаксация (звучит спокойная музыка).
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Все чудесно расслабляется…
-Хорошо нам отдыхать!..
Но пора уже вставать…
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза
И встать.
-Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!
3. Игра «Собери все предметы».
Ребята, Незнайка нёс овощи в корзинке и уронил. Помогите Незнайке собрать все овощи.
( Овощи разложены в игровом уголке группы, надо найти и собрать их. Среди овощей - фрукты.)
Дети под музыку собирают овощи и подходят к педагогу. Прежде, чем положить их в корзинку, каждый объясняет свой выбор:
- Я собрал морковь, свеклу, потому, что это – овощи.
Где ты нашёл овощ?
Дети: Я нашёл морковь на ковре. ( под стулом, возле, между…)
Почему не всё собрали?
Дети: Мы не собрали яблоко, грушу, апельсин, потому, что это – фрукты.
4. Группировка предметов по назначению.
На магнитной доске – иллюстрации овощей, картинка с изображением кастрюли, салатницы.
Ребята отберите овощи, из которых вы сварите суп и овощи, из которых можно сделать салат.
Дети делятся на две группы. Первая отбирает овощи на суп, вторая – на салат.
Объясните свой выбор.
Дети:
- Из капусты, помидор, огурцов, редиса можно сделать салат. Их можно есть в сыром виде.
- Из капусты, картофеля, моркови, свеклы можно сварить борщ.
Зрительная гимнастика.
Дети совершают глазами движения в соответствии с текстом.
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху назрела слива,
А внизу растёт крапива,
Слева - свекла, справа- клюква,
Снизу - свежая трава,
Сверху - сочная ботва.
Закружилась голова.
Кружится в глазах листва (выполняют круговые движения глазами).
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слёг (закрывают глаза)
5. Д/игра «Проложи дорожку».
На пособие изображены справа- морковь, яблоко, свекла. Слева – капуста, кабачок, груша.
Соедините дорожкой из фасоли овощи.
Дети соединяют дорожкой, выкладывая её из фасоли слева направо, овощи.
III. Итог.
Д/игра «Чудесный мешочек».
Назовите овощ и опишите его, скажите, где растет.
Дети: Морковь - оранжевая, форма- конус, вкусная, сладкая. Растёт на грядке в огороде.
Ребята, у Незнайки задания закончились и он очень доволен тем, как мы выполнили все его задания. Молодцы! Он вам предлагает попробовать вкусный витаминный салат из моркови.
Тема «Фрукты»
Этот плод продолговатый
Витаминами богатый.
Его варят, его сушат,
Называется он … (Груша)
|
Хоть и кислый он,
В чай положим мы… (Лимон)
|
Само с кулачок,
Круглый бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко)
|
Он с оранжевою кожей,
Что на солнышко похожа.
А под кожей – дольки,
Посчитаем, сколько?
Дольку каждому дадим,
Всё по долечке съедим. (Апельсин)
|
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Сливы)
|
Среди листьев изумрудных
Зреет много гроздей чудных.
Они из ягод состоят,
У них чудесный аромат,
И мы зовем их… (Виноград)
|
Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка!» - скажу. (Яблоко)
|
Желтый-желтый,
Длинный, гладкий.
А очистишь –
Сладкий-сладкий.
Он нам жарким югом дан,
И зовут его… (Банан)
|
1. Развитие мелкой моторики
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод — полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть —
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять...
Снова буду собирать. И. Лопухина
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик — самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.
Апельсин
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежат,
Эта долька — для ужат,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда.
Разбегайтесь кто куда!
2. Мимические упражнения
Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.
Сладкое яблоко.
Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.
3. Упражнения для мышц шеи. Развитие дыхания
Вдох носом — повернуть голову влево.
Увидели очень большое яблоко.
Выдох ртом с произношением звука о-о-о.
Повернуть голову направо.
Какая огромная груша!
Вдох носом, выдох ртом.
4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц
Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».
5, Упражнения для губ и щек
Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть об; щеки.
Спрячем сливу за щеку.
Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
Круглая виноградинка.
Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Банан.
Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
6. Упражнения для языка
Язычок пролезает через щель в заборе в сад.
«Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
Колья забора острые — вот такие.
Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «колышком» потом
Потянем тонким острием.
Язычок-листок прикрыл яблочка бочок.
Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу. Качели. В саду мы увидели качели.
На качелях я качаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимаюсь, опускаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув его изо рта.
Чашечка.
Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в Димину — сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»
7. Развитие речевого дыхания и голоса
Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы).
Вдох через нос, выдох ртом.
Сбор урожая.
Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция — стоять прямо. Поднять руки — вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох.
Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»
Маша и Даша в саду.
Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ап!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
Разговоры фруктов.
Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят Скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пту-пты». Яблоки падают на траву: « Бам-бом-бум!»
8. Психогимнастика. Пластические этюды
Изобразить действия садовника: как он копает ямки, сажает плодовые деревья, белит стволы деревьев, делает обрезку, опрыскивает деревья и т. д.
Уборка урожая.
Имитация действий: как вы ставите лестницу, срываете яблоки, складываете в ящики, грузите ящики в машину, везете в магазин.
Образные перевоплощения
Представить себя фруктовым деревом со спелыми наливными яблоками: «Я самое спелое, сладкое, большое!»
Представить себя земляникой на солнечной полянке: «Я самая вкусная, я самая сладкая ягода!»
|
|
|