Тема: «Комнатные растения»
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять). Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза. Автоматизация звука [р] в предложении.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук, ориентировки на плоскости, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Комнатные растения (выставка), фишки для звукового анализа, игрушка – Домовёнок Кузя, разрезные картинки (по количеству детей) .
Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений, составление словосочетаний: две традесканции, пять кактусов, три герани и т. п. Работа над сложноподчинёнными предложениями со словами для того чтобы на индивидуальных занятиях. Разучивание упражнения «Наши алые цветки».
Ход занятия
1. Оргмомент
Л-д: Придумано кем-то Просто и мудро
При встречи здороваться:- Доброе утро.
Дети: - Доброе утро! -
Солнцу и птицам.
- Доброе утро! -
- Улыбчивым лицам.
- И каждый становится
Добрым, доверчивым… .
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Л-д: Сегодня к нам в гости пришёл Домовёнок Кузя он предлагает нам совершить путешествие в страну комнатных растений.
2. Упр. «Закончи предложение». (Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы.)
А начнём мы наше путешествие с игры «Закончи предложение».
Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ со слов для того чтобы.
-Комнатные растения необходимо поливать…
1-…. для того, чтобы они не завяли.
-Листья на комнатных растениях нужно протирать…
2-…. для того, чтобы они могли дышать.
-Комнатным растениям нужен солнечный свет…
3-… для того, чтобы они могли хорошо расти.
-Комнатные растения нужны человеку…
4-… для того чтобы украшать его дом.
-А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…
5-… для того чтобы очищать воздух.
-Комнатные растения нужно удобрять…
6-… для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми.
(Кузя задаёт детям вопросы.)
Назовите своё любимое комнатное растение. Почему оно вам нравится больше других?
Ответы детей.
3. Игра «Два-пять» (совершенствование грамматического строя речи.)
(Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями.)
Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.
Ответы детей.
1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.
2-й- У меня две герани и пять гераней.
3-й- У меня две традесканции и пять традесканций
4-й- У меня две бегонии и пять бегоний.
5-й-У меня две фиалки и пять фиалок
6-й-У меня две камнеломки и пять камнеломок.
Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание.
4. Упр. «Угадай слово» (Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза)
А сейчас мы с Домовёнком хотим посмотреть, сумеете ли вы найти растение по первому и последнему звуку.
Вопросы задаёт логопед.
Угадайте, какое комнатное растение мы задумали, если в нём первый звук [к], последний [с]? (Кактус.) А слово, в котором первый звук [б'], последний - [я]? (Бегония.) А в этом слове первый звук [к], последний - [а]? (Камнеломка.)
А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки [л, и, ф, а, к, а. ] Какое слово можно из них составить? (Фиалка). Обозначьте это слово кружочками.
Дети обозначают слово символами.
Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько гласных?
Ответы детей.
Вы хорошо выполнили задание, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слова на слоги. Я назову первый слог, а вы дополните слово: ге… .(рань, тра…. (десканция). Сколько слогов в этих словах?
Ответы детей.
5. Физминутка «Наши алые цветки». (Развитие координации речи с движением)
Домовёнок приглашает вас на зарядку
Проговаривание хором с имитацией движений.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Плавно поднимаем руки вверх.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Качание руками влево-вправо.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Присели, спрятались.
Головой качают,
Движение головой влево – вправо.
Тихо засыпают.
6. Упр. «Божья коровка». (Автоматизация звука [р] в предложении.)
Домовёнок пришёл не с пустыми руками, он принёс чудесную божью коровку, предлагает вам поиграть с ней. Вы будите рассказывать, что она делает. Следите за правильным произнесением звука [р].
Ответы детей.
1-й- Божья коровка сидит на горшке с геранью.
2-й-Божья коровка летает над геранью.
3-й-Божья коровка спряталась под листок герани.
4-й-Божья коровка летает вокруг герани.
5-й-Божья коровка сидит около герани.
6-й-Божья коровка спряталась за горшок с геранью.
Ребята у меня произошла неприятность, он нёс в подарок маме - цветы, которые вырастил сам, но подул ветер, и они рассыпались на части, помогите их собрать.
7. Упр. «Собери цветок для мамы». (Ориентировка на плоскости.)
Давайте соберем цветы, для мамы домовёнка Кузи:
Дети проговаривают свои действия.
-Я кладу стебелёк….
8. Окончание занятия.
Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. А чтобы вы запомнили о нашей встречи, я хочу подарить вам «волшебные цветы» (раздаёт детям цветы)
Тема: «Рыбы. Водоем».
Цели:1. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, расширять и уточнять представления детей о живой природе родного края: о речных и озерных рыбах.
2. Развивать речь, учить наблюдать, анализировать и делать выводы; закреплять умение сравнивать, развивать глазомер.
3. Упражнять в умении рифмовать слова.
4. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, развивать эмоциональную сферу детей.
Словарная работа: река: течет, журчит, плывет, шумит; рыбы: сом, карась, окунь, щука.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением рыб; на каждого ребенка лист с изображение рыб, карандаши.
Ход занятия:
I часть
Наш край богат растительным и животным миром. Это значит что у нас много разных деревьев, кустарников, ягод, грибов. А еще у нас есть реки, водоемы и водохранилища.
-Что такое водоемы?
(ответы детей)
Отгадайте загадку:
«У родителей и деток
вся одежда из монеток».
«В воде жива, а на суше мертва».
-Кто это? Как вы догадались?
-Как вы думаете, о чем или о ком мы будем говорить сегодня?
(о рыбах)
-Мы поговорим и расширим наше представление о рыбах, живущих в реках.
-Может кто-то из вас знает, какие рыбы обитают в нашей реке?
(ответы детей)
Рассматривание: иллюстрации с изображением рыб: карп, карась, толстолобик, окунь, щука, налим, красноперка и др.
-Посмотрите какое разнообразие рыб мы имеем. Давайте рассмотрим их, скажем, как они называются.
-А теперь поиграем в игру «Какая рыбка уплыла? »
-Чем все рыбы похожи?
(есть плавники, голова, глаза, хвост)
-Дети, все рыбы очень интересны и уникальны, но какой же одинаковый признак есть у всех рыб, что их объединяет?
(они живут в воде, тело покрыто чешуей, есть жабры)
-Чем рыб мы можем отличить от зверей?
(ответы детей)
Д/и «Кто лишний? »
-Рыба живое существо?
-Почему вы так думаете? Докажите.
(рыбы плавают в воде, двигаются, дышат, кушают и т. д.)
-Детеныши рыб появляются из. ? (из икры)
-Они называются? (мальки)
-Почему так они называются? (потому что маленькие, крошечные)
-А кто знает, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит?
Физкультминутка
«Рыбки»
Как в аквариуме нашем рыбки золотые пляшут.
они весело резвятся в чистой, тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке,
то помашут плавником, то закружатся кругами.
II часть
-На что похожа рыбка?
(на листочек, на ложку, на овал. Картинки помогают сделать детям выбор)
-А теперь, дети, выполним вот такое задание на листочках: соедините карандашом фигуру геометрическую и рыбку, которая на нее похожа.
(самостоятельная работа детей)
-Как вы думаете, чему мы с вами научились у рыб? (плавать)
-Какую пользу приносят рыбы нашему организму? (она полезная и вкусная)
-Поиграем в игру «Правильно скажи»
Суп из рыбы (рыбный)
Котлета из рыбы (рыбная)
Пирог из рыбы (рыбный)
III часть
А теперь мы проверим, кто хорошо запомнил рыб, живущих в нашем крае. Картинки помогут найти ответ.
1. Хвостом виляет зубаста, а не лает (щука)
2. На дне, зарывшимся в ил и грязь, от щуки прячется (карась)
3. Не человек, не зверь, а с усами. (сом)
4. Сидят рыбаки, стерегут поплавки. Рыбак Корней поймал трех. (окуней)
Итог:
-О ком мы сегодня говорили? Зачем нужна рыба? Надо ли беречь рыб и почему?
"Откуда хлеб пришел".
Цели: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Хлеб”, ввести в речь детей фразу “хлебобулочные изделия”, слово “лелеют”. Закрепить и расширить знания детей о труде людей, живущих на селе. Развитие навыка словообразования, звукового и слогового анализа, навыка чтения предложений.
Развитие зрительного и слухового внимания, фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Материал: магнитная доска, магнитные и картонные кружки красного и синего цвета, предметные картинки с изображением снопа, тарелки с кашей, кукурузы, пшеницы, ржи, овса, колоска, мешка, пирожка, рожка, грузовика, хлеба, булочки, пряника, бублика, сушки, ватрушки, рогалика, пирожного; карточки с предложениями для чтения в форме колосков, ваза для колосков, картонные квадраты синего, красного, зеленного, желтого цвета.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Сядет тот, кто правильно назовет предмет и выделит 1 звук. (На столах лежат предметные картинки с изображением сушки, баранки, батона хлеба, пряника, булочки, ватрушки, пирожка, рогалика).
2. Упражнение “Со словами мы играем, их на слоги разделяем”. Деление слов на слоги, каждый прохлопывает название своей картинки. У кого было самое длинное слово? Почему? А у кого -- самое короткое? Почему?
3. Беседа о том, откуда хлеб берется.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как можно, одним словом назвать все эти предметы? (Хлебобулочные изделия)
- Откуда берутся хлебобулочные изделия? (Ответы детей).
- Кто знает, как выращивают хлеб? (Ответы детей).
Чтение стихотворения:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
- Ребята, как вы понимаете значения слова “лелеют”? Что это такое “лелеют”? (Выращивают, ухаживают, растят). О чем говорится в стихотворении? (Ответы).
- Помните, у нас была тема “Весенние сельскохозяйственные работы”? Мы говорили о том, как весной готовят землю к посеву, как сеют зерна. Как это происходит? (Ответы).
Эти росточки все лето растут, стебельки крепнут, появляются колоски, к концу лета созревают зерна в колосках.
Вот послушайте, что дальше происходит, чтение стихотворения В.Степанова “Слышен летом до заката…”.
Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
По дороге пыль клубится.
Едет в кузове пшеница,
Кукуруза едет, рожь…
Урожай у нас хорош.
Убран хлеб, и тихо стало,
Мелют мельницы зерно.
- Что люди делают, когда урожай поспел? (Убирают).
- Куда его везут? (На элеватор),
- Что получается из зерна? (Мука)
- А из муки что делают? (Тесто)
- Что делают из теста? (Пекут хлеб)
Вот так приходит к нам хлеб.
4. Что еще можно сделать из зерна? Что вы ели сегодня утром? Какая была сегодня каша?
Игра: “Какая каша?” Как она называлась бы, если была из риса? (Из пшена, из гречи, из манки, из пшеницы, из кукурузы…)
5. Пальчиковая гимнастика “Каша”
Каша в поле росла,} Поднять руки вверх, пошевелить пальчиками.
К нам в тарелку пришла.} “Пошагать” пальчиками обеих рук по столу.
Всех друзей угостим, } “Помешать” указательным пальце левой руки по правой ладошке.
Птичке-невеличке,} Загибать пальчики
Зайцу и лисичке, } на обеих руках
Кошке и матрешке -} на каждое название друга.
Всем дадим по ложке.} Разжать пальчики на обеих руках.
6. Сейчас игра: “Внимательные ушки”. Вам нужно быть очень внимательными, запомнить слоговые ряды, которые я назову и повторить после меня.
СА –ша -са, су –шу -су, со –шо -со, сы –ши -сы.
Ша –са -ша, шу –су -шу, шо –со –шо, ши –сы-ши.
Жа- за -жа, за –жа -за, жо –зо -жо, зу -жу -зу.
7. Зрительная гимнастика. Ребята, сейчас отдыхалочка для глаз. Следите только глазками за движением колоска.
Ослик ходит, выбирает, что сначала съесть, не знает.
Наверху созрела слива, а внизу растет крапива.
Слева – свекла, справа – брюква, слева – тыква,
Справа – клюква, снизу свежая трава.
Сверху – сочная ботва, закружилась голова,
Кружится в глазах листва. Выбрать ничего не смог
И без сил на землю лег.
8. Звуковой анализ слова РОЖЬ. Дети индивидуально выкладывают звуковую схему слова рожь. Один ребенок выполняет задание у доски. После все вместе проверяют и называют последовательность звуков.
9. Координация речи с движением:
Ветерок спросил, пролетая: дети бегут за другом по кругу на носочках, руки на поясе.
- Отчего ты, рожь, золотая? меняют направление бега.
А в ответ колоски шелестят: останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.
- Золотые руки растят! два наклона к носочкам.
Почему руки, которые растят хлеб, называют золотыми? (Они ловкие, умелые, трудолюбивые).
10. Игра “Урожай”. Посмотрите, какой у меня сноп. Он состоит из колосков.
Урожай собрать пора,
Не зевайте, детвора,
Колоски вы получите,
Предложения прочтите!
Сейчас каждый достанет из вазы один колосок и прочтет, что написано на колоске.
Чтение предложений: Вот сноп. Кашу дадим коту. Вот каша. Тут мука. Это каша. Каша из манки. У Саши сушки. У Даши снопы.
11. Игра “Разноцветные квадраты”.
Детям раздаются картинки с изображением снопа, тарелки с кашей, кукурузы, пшеницы, пирожного, ржи, овса, колоска, мешка, пирожка, грузовика. Они должны разложить свои картинки на разноцветные квадраты. На красный квадрат слова со звуком [с], на зеленый – со звуком [з], на желтый со звуком [ж], на синий со звуком [ш].
12. О чем мы сегодня говорили? Какие задания выполняли? Какое задание тебе больше всего понравилось? Что было трудным? Что самым интересным? Мне понравились вы … за внимательность, … за старание, … за правильные ответы, … за усидчивость и т.д.
Тема: Лето
Цели: расширить и уточнить знания детей о временах года. Обогащать и активизировать словарь по лексическим темам: «Лето», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомые». Учить составлять связный рассказ с опорой на схему, картину. Закрепить употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе в составе именных словосочетаний. Закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Развивать координацию движений. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование и материалы: картинки по временам года; карточки для игры «Чего много летом?»; картинка с изображением леса; картинки с изображениями диких животных с детенышами; картинки с изображением насекомых (стрекоза, комар, жук, муравей и т. д.); игра «Чей домик?»; картинки с изображениями домиков белки, медведя, зайца, пчелы, муравья, мыши, птиц; картинки с изображением лесных ягод; картинки для рассказа (солнышко, трава, цветы, грибы, ягоды, листья, птицы, лес).
Ход занятия.
Логопед: (загадывает загадку):
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою
Я реки согреваю.
«Купайтесь» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … (Лето)
- Да, ребята, мы с вами сегодня будем говорить о лете.
Логопед: Выставляет большие картинки и говорит:
- Ребята, а вы любите лето?
- За что вы любите лето?
- Почему вам нравится лето?
Дети: (Отвечают на заданные вопросы)
Логопед: - А теперь поиграем.
Игра «Чего (кого) много летом?»
Логопед: Выставляет картинки и спрашивает:
- Чего (кого) много летом?
Дети: (Отвечают на заданные вопросы):
Летом много цветов, грибов, бабочек, листочков, дождей и т. д.
Логопед: - Назовите летние месяцы.
- Назовите первый месяц лета, последний.
Дети: (Отвечают на заданные вопросы):
Сенсорное развитие. Формирование представлений о смене времен года. Выставляются картинки с временами года.
Логопед: - Скоро придет жаркое …
Дети: (Отвечают - лето)
Логопед: - А потом наступит прохладная …
Дети: (Отвечают - осень)
Логопед: - А после осени наступит холодная …
Дети: (Отвечают - зима)
Логопед: - А после зимы наступит теплая …
Дети: (Отвечают - весна)
Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»
Логопед: Называет природные явления, дети должны образовать словосочетания с прилагательным «летний» согласовав его с существительным в роде, числе.
- Но скоро наступит лето, и будет:
- День какой?
- Дождь какой?
- Солнце какое?
- Утро какое?
- Вечер какой?
- Закат какой?
- Небо какое?
- Дни какие?
- Вечера какие? и т. д.
Дети: (Отвечают – например: день – летний и т. д.)
Логопед: - Хорошо летом. Давайте мы с вами пойдем, прогуляемся по летнему лесу. …
Физкультминутка
Логопед: читает Дети выполняют упражнения: стихотворение и показывает движения
По дороге мы идем. шагают;
Путь далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень. садятся;
Мы под дубом посидим,
Мы под дубом полежим. ложатся;
Полежим, отдохнем,
Потом дальше пойдем встают и идут дальше.
Логопед: (показывает картинку и говорит):
- Вот мы и в лесу.
- Каких животных мы можем встретить в лесу?
- Как называются эти животные?
- Кто заботится о диких животных?
Дети: (Отвечают – например: животные в лесу – дикие. Кто заботится? – Никто, они сами добывают себе пищу, сами строят жилища, заботятся о своих детенышах.)
Дидактическая игра
«Закончи предложения названиями детенышей»
Логопед: задает вопросы: Дети отвечают:
- У волчицы появились…? - волчата;
- У медведицы родилось двое …? - медвежат;
- У белки появился один …? - бельчонок;
- У зайчихи родилось трое …? - зайчат;
- У лисы появилось двое …? - лисят;
- У ежика родились …? - ежата.
Работа над звуковой стороной речи.
Логопед: - А еще в лесу летом можно встретить много насекомых. Повторите чистоговорки:
- За – за – за, вот порхает стрекоза.
- Ры – ры – ры, прилетели комары.
- Чок – чок – чок, по листу ползет жучок.
- Вей – вей – вей, прибежал к нам муравей.
Дети: (Повторяют)
Логопед: задает вопросы: Дети отвечают:
- Кто из насекомых летает? - комары;
- А кто из насекомых ползает? - муравьи;
- А какие насекомые прыгают? - кузнечик.
Дидактическая игра
«Чей домик?»
Логопед: - Как хорошо летом: тепло, ярко светит солнышко, можно долго гулять. Вот и лесные жители обрадовались теплому летнему дню и вышли из своих домиков погулять.
- Держите картинки лесных жителей.
(Раздает детям картинки с изображениями лесных жителей)
- Но вот большая туча закрыла солнышко, загремел гром, пошел сильный дождь.
- Помогите лесным жителям найти свои домики.
(Раскладывает на столе картинки с изображением домиков)
- Кто изображен на твоей картинке?
- Где живет …?
- Кто живет в норке?
- Кто живет в дупле?
Дети: (Отвечают)
Логопед: - Ребята, вставайте, пойдем дальше гулять по лесу.
Физкультминутка
Логопед: читает стихотворение и показывает движения: Дети выполняют упражнения:
Мы по лесу шли, шли. идут;
Землянику нашли. садятся, сидят;
Сели, съели и дальше пошли. встают, идут дальше;
Мы по лесу шли, шли. идут;
И малину нашли. наклоняются;
Присядем на полянке садятся.
И песенку споем.
Образование родительного падежа
Логопед: - Мы ходили в лес и набрали ягод.
(Выставляет картинки с изображениями ягод: земляники, черники, брусники, клюквы, малины, ежевики и т. д.)
Логопед: спрашивает: Дети отвечают:
- Ягоды, какие? - ароматные, душистые, сладкие, вкусные;
- Мама сварила варенье из малины.
Какое варенье получилось? - малиновое;
- Джем из земляники. Какой джем? - земляничный;
- Сироп из черники. Какой сироп? - черничный;
- Повидло из ежевики. Какое повидло? - ежевичное;
- Компот из брусники. Какой компот? - брусничный;
- Сок из клюквы. Какой сок? - клюквенный.
Логопед: - Ребята, хорошо мы с вами погуляли в лесу. А теперь давайте вместе сочиним рассказ о нашей прогулке.
Чтение деформированного рассказа с опорой на предметные картинки.
Логопед: Читает рассказ «Летом в лесу».
Наступило лето. Очень ярко светит … (солнышко). На лесной полянке растет зеленая … (травка) и лесные … (цветы). В тени деревьев появилось много … (грибов). На кустах созрели … (ягоды). На деревьях много зеленых … (листьев). В лесу весело щебечут … (птицы). Хорошо летом в … (лесу).
Дети: (Называют слово соответственно смыслу прочитанного предложения).
|