|
Религии Санкт-Петербурга
Религии Санкт-Петербурга
(Материал для проведения классных часов по программе Толерантность)
Когда гоним тоской неугомонной,
Войдешь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души,-
Невольно в ней твое потонет горе
И чувствуешь, что дух твои вдруг влился
Таинственно в свое родное море
И за одно с ним рвется в небеса…
1. Санкт-Петербург изначально создавался, как территория открытого культурного пространства, сосредоточение многих религий. Но перед тем, как углубиться в рассмотрение религиозных течений, представленных в нашем городе, давайте на минутку обратимся к самому главному своду законов Российской Федерации – к ее Конституции и посмотрим, что же в ней говорится о вопросах религии?
Действующая с 1993 года Конституция России определяет Российскую Федерацию как светское государство. Конституция гарантирует гражданам России «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений».
Государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. В свою очередь, религиозные объединения не должны вмешиваться в дела государства. Они не могут быть составной частью государственных органов и учреждений, в том числе таких, как государственные школы, университеты, больницы, дошкольные учреждения.
Конституция гарантирует равноправие религий и религиозных объединений, которые не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповедания и убеждений нейтрально, т.е. не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.
Светский характер государства не означает, что оно не взаимодействует с религиозными организациями. Государство издает законы, обеспечивающие претворение в жизнь свободы вероисповеданий, и устанавливает ответственность за ее нарушение, оскорбление религиозных чувств граждан. Поскольку деятельность религиозных объединений должна быть законной, они должны иметь устав и быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Итак, мы выяснили, что все россияне, имеют равные права, вне зависимости от того, какую религию они исповедуют. Это очень важно, особенно для Санкт-Петербурга – многонационального и поликультурного города.
Облик нашего города складывался три с небольшим столетия и все основные мировые религии оставили в нем свой след. Прежде всего, это связано с этническим составом горожан, особенно до революции, когда и были, в основном, возведены все культовые сооружения в центре города. Даже сейчас, многие фамилии коренных питерцев звучат иностранно для русского уха. Так и есть: многие петербуржцы - потомки тех, кто когда-то приехал из дальних или близких краев в столицу богатейшей Российской Империи в поисках лучшей доли, да так и остался там жить. Иммиграционное законодательство того времени было крайне либерально: регистрация тоже существовала, но порядок её был уведомительным. Лицу, вновь прибывшему в город, чтобы остаться в рамках закона и получить все права на трудоустройство, достаточно было отправить письмо в полицейский участок с приложением копии контракта о найме жилья или письма от хозяина того дома, где оно, это лицо, поселилось. В религиозном плане также наблюдалась большая свобода и терпимость.
Россия была страной многонациональной, русские же цари, сами в значительной степени немецких кровей, терпимо относились к свободе вероисповедания иноземцев и собственных граждан, тем более, что российская элита в послепетровские времена была в значительной мере перемешана с иностранцами. По понятным причинам, основной религией в Санкт-Петербурге было и остается православие.
С первых лет строительства Петербурга здесь стали закладывать православные храмы, привозить сюда чудотворные иконы — «Всех Скорбящих Радость», Казанскую икону Божией Матери и др. В новой столице начали формироваться новые религиозные традиции — в частности, традиция возводить храмы в честь военных побед и посвящать их тому святому, в день памяти которого была одержана победа (Сампсониевский собор в честь победы в Полтавской битве в 1709 г., Пантелеймоновская церковь в честь битвы при Гангуте в 1714 г. и др.). Церкви стали именовать также в честь небесных покровителей города и правящих монархов (Петропавловский собор, Исаакиевский собор). Религиозная жизнь Петербурга приобрела свои специфические черты. Для аристократических кругов церковные праздники были частью светской жизни, в них вносились элементы светских торжеств — например, их стали сопровождать военным парадом, как и праздники по случаю побед.
В настоящее время в Петербурге более 200 православных храмов. Это и такие крупные соборы как Казанский или Исаакиевский, и огромное число небольших, менее известных, но при этом не менее почитаемых людьми церквей.
Среди них особое место занимает часовня Ксении Петербуржской - место погребения святой, которое находится в южной части Смоленского кладбища неподалеку от церкви Смоленской иконы Божией Матери. Выстроенная в русско-византийском стиле она не претендует на особую пышность и оригинальность архитектуры. Ныне она окрашена колером - смесью голубого и зеленого цветов. Ксения – одна из самых почитаемых Святых в Санкт-Петербурге, к её часовне приходят не только жители города, но и паломники из других областей, надеясь на помощь, и очень часто получая ее. Часовня была всегда открыта для совершения панихид, и нигде не служилось их столько, сколько на могиле блаженной Ксении.
Церковь Святой Троицы Живоначальной ещё именуется, как Троицкая церковь «Кулич и Пасха». Любопытное необычное название храма, не правда ли? Не менее интересна и история этой церкви. Свое второе прозвище храм получил благодаря интересному архитектурному решению, - по замыслу автора, архитектора Львова, ансамбль построен в виде… пасхальных блюд! Собственно сама церковь имитирует пасхальный круглый кулич. Это выстроенная в стиле классицизма желто-коричневая ротонда, декорированная фризом. Она окружена 16-ти колонной колоннадой ионического ордера, увенчана невысоким зеленым куполом с крестом.
Благодаря некоторым архитектурным приемам, изнутри здание смотрится намного больше, чем снаружи. Оно оштукатурено голубым цветом и декорировано коринфскими пилястрами, над алтарем мы видим скульптурные фигурки парящих ангелов. Все это создает впечатление воздушности, а голубой купол напоминает небо. Храм этот примечателен тем, что в декабре 1874 года здесь был крещен будущий адмирал Александр Колчак. Судьба была благосклонна к этому храму, в годы советской власти он не был разрушен и действовал вплоть до 1938 года, затем 8 лет его использовали под клуб. В 1946 году он был отремонтирован и снова открыт для богослужений.
Довольно значительной среди населения Петербурга была численность старообрядцев — тех, кто не принял церковные реформы, проводившиеся в России в середине XVII в.
При Петре I гонения на старообрядцев были ослаблены, им разрешено было совершать свои богослужения при условии уплаты двойных налогов. Существовало несколько общин старообрядцев, различавшихся тем, как они трактовали Священное Писание: были общины поповцев, беспоповцев, федосеевцев. У каждой общины имелись свои молитвенные дома.
В 1895 году на воинских участках Петербургских кладбищ началось строительство церквей в память Александра III. Преображенское кладбище, которое с 1925 года называется Кладбище жертв 9 января, тоже имело воинский участок - место захоронения умерших солдат гарнизона Петербурга. На этом участке в 1895 - 1896 годах была сооружена каменная церковь во имя Александра Невского. Это каменный одноглавый храм в стиле церковной архитектуры XVII века с одноярусной шатровой колокольней над входом - типичное сооружение в "русском стиле", построенное по "образцовому" проекту.
Иконостас был выполнен из темного дуба, на стенах размещались иконы, среди которых было много пожертвованных разными воинскими частями.
25 мая 1938 года храм был закрыт и передан строительно-бытовой конторе Московского РЖУ. Здание было сильно повреждено от использования не по назначению.
В декабре 1983 года церковь передали общине старообрядцев-поповцев Белокриницкого согласия. После восстановления в 1980-х годах ее повторно освятили теперь уже во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В настоящее время это единственный действующий храм старообрядцев-поповцев в нашем городе.
С первых лет существования российского «окна в Европу» в нашем городе жили целые колонии иностранцев, наиболее многочисленными среди которых по вероисповеданию были католики.
Первый католический храм открыли предположительно уже в 1706 г. при доме Доменико Трезини возле нынешнего Мраморного дворца. После того как в конце XVIII в. значительная часть Польши вошла в состав Российской империи, среди петербуржцев стало еще больше жителей, исповедующих католицизм. К 1917 г. только поляков в Петербурге было около 80 тысяч. В петровские времена в столице жили приглашенные итальянские мастера с семьями, традиционно было много французов, католическую религию исповедовала часть немцев. В городе действовали католические учебные заведения, в том числе Духовная академия.
Главным храмом католиков стал костел Святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте - один из старейших католических храмов России. Самая крупная римско-католическая постройка Петербурга. Принадлежит к лучшим образцам стиля, переходного от барокко к классицизму. Здание имеет форму латинского креста, увенчано мощным куполом. Храм Святой Екатерины связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский (впоследствии перезахоронен в Польше), а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро (соперник Наполеона — изгнанный с родины французским императором, он перешёл на русскую службу и погиб под Дрезденом, сражаясь со своими соотечественниками, его гробница находится в крипте храма).
Среди прихожан храма был знаменитый архитектор Монферран, строитель Исаакиевского собора и целый ряд ряд российских дворян, перешедших в католицизм: княгиня Зинаида Волконская, декабрист Михаил Лунин, Пётр Чаадаев, князь Иван Сергеевич Гагарин и другие. Здесь же венчались Жорж Дантес и Екатерина Гончарова. Служили в храме священники-иезуиты. В настоящее время в костеле регулярно проходят богослужения. Он открыт ежедневно. Одновременно вмещает около 2 тысяч человек.
Свои храмы и школы были также у протестантов различных конфессий, прежде всего лютеран, бóльшую часть которых составляли немцы и финны
Собственно, население Ниенштадта, города на Неве, изначально было финским и шведским; что до немцев, то немецкие ремесленники очень быстро стали своеобразной визитной карточкой Петербурга. Впоследствии в столице России селились и исповедующие протестантизм эстонцы и латыши. Достаточно сказать, что первую лютеранскую кирху во имя Святой Анны построили прямо в Петропавловской крепости еще в 1704 г.
Среди других протестантских храмов самая известная - Церковь Святых Петра и Павла (более известна как Петри кирхе) - главный кафедральный собор Евангелическо-лютеранской церкви России. Здание построено в форме четырехугольника, главный фасад обращен на Невский проспект. Центральный вход выполнен в виде портала с аркой. По углам – высокие трехярусные башни. Они придают всей композиции устремленность вверх и легкость. Фасад украшают великолепные мраморные статуи двух из двенадцати апостолов – Петра и Павла. В 1938 г., после национализации, в здании церкви был устроен склад театральных декораций, потом склад овощей. В 1958 г. началась перестройка здания под плавательный бассейн, который открыли в 1962 г. При этой перестройке была изменена планировка, полностью переделан интерьер, погибли остатки настенных росписей.
До наших дней внешний облик здания сохранился в целом хорошо. В 1994 г., после возвращения здания церкви верующим, была отреставрирована фигура ангела над фронтоном. Намного серьёзнее дело обстояло с внутренними помещениями церкви. Во-первых, вся нижняя часть церковного зала была занята бетонной чашей бассейна. Во-вторых, разница в давлении на грунт привела к неравномерным осадкам стен здания и образованию трещин, усугубленному устройством бассейна. В-третьих, при реконструкции 1990-х гг была нарушена историческая система кирпичных сводчатых перекрытий, что привело к появлению трещин. Несмотря на это храм продолжает действовать, в нем регулярно проводятся богослужения, он остается местом встреч немецкой лютеранской общины, организующей благотворительные концерты, курсы немецкого языка, различные семинары и советы общины.
Конечно Церковь Святых Петра и Павла – не единственная кирха в Санкт-Петербурге. На Большой Конюшенной улице расположена Лютеранская финская церковь Святой Марии, на углу Невского проспекта и реки Мойки голландская реформатская церковь, на Английской набережной англиканская церковь Иисуса Христа и др.
В 1708 г. Петр I, смотревший отнюдь не только на Запад, пригласил в город армянских ремесленников и купцов; была создана армянская община, а во времена Екатерины II по проекту Юрия Матвеевича Фельтена построен храм Армяно Апостольской церкви на Невском проспекте (как и католический костел, он носит имя Святой Екатерины). В 60-х годах 18 века во главе армянской общины стоял богач Иван Лазаревич Лазарев (Ованес Лазарян), владевший знаменитым алмазом «Орлов». На постройку церкви Святой Екатерины Лазарев выделил часть денег, вырученных от продажи этого алмаза. Храм стала центром армян Петербурга, и при нем были основаны первая армянская типография и армянская школа.
В мае 1930 церковь была закрыта. В здании находился штаб ПВО, а после войны — мастерская декораций театра музыкальной комедии. Возрождение духовной жизни армянской общины началось в конце 80-ых ХХ века. Для сохранения национально-культурных традиций и развития армянской культуры были открыты разные учреждения, а церковь Святой Екатерины вновь приоткрыла свои двери перед верующими. При церкви работает Учебно-воспитательный центр им. Лазаревых, Российско-Армянский культурный центр «Вернатун», газета «Аватамк», библиотека, Совет ветеранов, молодежная организация «Нор Серунд», танцевальный ансамбль «Наири», женский совет «Святая Рипсимэ», пекарня.
Сегодня численность армян в Санкт-Петербурге и Ленинградской области составляет приблизительно 100 тысяч человек.
Перечисляя различные религиозные общины в Петербурге, нужно сказать не только о христианских конфессиях. Факт проживания в России миллионов мусульман поставил городские власти перед необходимостью постройки мечети.
До начала ХХ в. многочисленные петербургские мусульмане (в основном татары) для религиозных нужд снимали частные помещения. В 1907 г. император Николай II одобрил идею строительства Соборной или Татарской мечети Санкт-Петербурга в самом центре города, неподалеку от Троицкой площади, прямо напротив Заячьего острова. Надо отметить, что уже к середине 19 века цена земли в центр Санкт-Петербурга была очень велика, а свободной просто не было. Тем значимее являлось отведенное для мечети место. Фактически напротив исторического ядра города, в считанных метрах от Петропавловской крепости и царской усыпальницы – Петропавловского собора. Храм решено было построить по образу и подобию мечети Тамерлана-Гур-Эмир в Самарканде. Справились с работой довольно быстро, и первое богослужение здесь состоялось уже в 1913 году, хотя к тому времени Соборная мечеть еще не была построена. Завершили основные работы по строительству в 1914 году, тогда же начали проводить и постоянные богослужения. Но внутренние работы продолжались еще много лет.
В 1931 году мечеть закрыли и переоборудовали под склады. Вновь открыли ее для прихожан только в 1956 году.
Тогда Ленинград посетил бывший президент Индонезии Ахмед Сукарно. Он увидел великолепное здание и захотел помолиться в городской мечети. Просьбу президента, конечно, не удовлетворили, но вскоре мечеть вернули мусульманам и разрешили снова проводить здесь богослужения.
Сейчас на первом этаже находится большой главный зал, в котором молятся мужчины. Второй этаж отдан женщинам. На третьем этаже находится воскресная школа медресе, где преподаются уроки арабского и татарского языков, и основы ислама. Теперь это одна из крупнейших мечетей Европы, значимый религиозный центр.
В период с 2006 по 2009 год на улице Репищева состоялось строительствоеще одной петербургской Мечети, в которую вошло здание, состоящее из двух этажей с интересным восьмигранным минаретом и административный корпус, который состоял из двух этажей. Минарет Мечети на Репищева возвышается вверх на тридцать девять метров, за счет чего здание можно увидеть издалека.
В Мечети на Репищева располагается Исламский институт, где существует возможность получить высшее образование, в котором имеют право обучаться исключительно мусульманские мужчины. В институте основной деятельностью считается изучение Корана и необходимых основ Ислама. Здесь можно изучить арабский язык, а также выбрать любые другие основные предметы.
Похожая история связана и с буддийским дацаном Гунзэчойнэй, построенным в Старой Деревне по проекту архитектора Гавриила Васильевича Барановского и открытым, как и мечеть, в 1913 г.
Последователи буддизма появились в Петербурге, когда только еще строилась Петропавловская крепость (собственно, крепостные валы сооружали специально согнанные на берега Невы калмыки), и, хотя к началу ХХ в. их число было невелико, по инициативе представителя далай-ламы (главы всех буддистов) в России Агвана Доржиева были собраны необходимые средства и воздвигнут храм, настоятелем которого стал сам Доржиев.
Регулярные богослужения в дацане прекратились в конце 1916 года, а все монахи, служившие в нём, покинули Петроград. В 1919 году храм подвергся разграблению, была уничтожена храмовая библиотека, бесследно исчезли собранные Доржиевым архивные документы, освещавшие взаимоотношения России, Англии, Тибета и Китая. В 1924 году вновь начал функционировать до 1935 года, когда храм был закрыт, и начались преследования буддийского духовенства. В 1937 чекисты устраивали ночные разгромы ленинградского дацана, арестовывая всех оставшихся монахов и лиц, живших при храме (среди них — бурятские просветители, русские ученые-востоковеды) и верующих. Всех захваченных расстреляли. 13 ноября в Бурятии арестован 85-летний Агван Доржиев, а 29 января 1938 Доржиев после единственного допроса умирает в тюремной больнице Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ). Дацан передаётся во владение физкультурников. Во время Великой Отечественной войны в храме была устроена военная радиостанция. Она оставалась в здании до 1960-х годов, использовалась как «глушилка». С 1960-х годов в нём находились лаборатории Зоологического института.
25 ноября 1968 г. здание было объявлено памятником архитектуры местного значения. 9 июля 1990 года храм был передан буддистам. Сейчас Буддийский дацан – это одна из жемчужин Северной Венеции. В нем царит особая атмосфера, это чувствуется еще на подходе к храму. Вокруг здания на ограде, на деревьях повсюду можно увидеть бесчисленные разноцветные ленточки и лоскутки. Считается, что такой лоскуток - залог обязательного исполнения самой заветной мечты. «Гунзэчойнэй» - самый северный в мире буддийский храм. Его название в переводе с тибетского означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника».
В храме ежедневно проводятся утренние и дневные молебны, организуются курсы по тибетскому языку, проводятся различные лекции и семинары, на которые могут приходить все желающие. Кроме того при дацане существует и лечебный центр, в котором проводится пульсовая диагностика и профилактика методами тибетской медицины.
Чуть раньше мечети и дацана в Петербурге была построена Большая хоральная синагога — молитвенный дом иудеев.
Ко второй половине XIX в., закон о черте оседлости был несколько ослаблен (по этим законам бóльшая часть евреев, исповедовавших иудаизм, могла жить только за пределами столичных городов). После чего в Петербурге увеличилось еврейское население и возникла необходимость строительства синагоги. В 1880-е гг. был одобрен проект Льва Исааковича Бахмана и Ивана Ивановича Шапошникова. И 1893 г. Большую хоральную синагогу на Большой Мастерской улице (ныне — Лермонтовский проспект) торжественно освятили.
Здание храма построено в традициях древнееврейского зодчества. Его центр украшает ризалит и портал в виде арки с парными колоннами. Боковые ризалиты меньше центрального. Здание венчает сферический купол. В начале XX века перед зданием появилось ограждение из гранитных блоков с металлической решеткой. Вестибюль Синагоги знаменит своей уникальной акустикой: стоя в одном конце вестибюля лицом к стене, можно слышать слова, произнесенные шепотом, с противоположной стороны. В центре вестибюля голос многократно усиливается. Люстра в главном зале - оригинальная, отреставрированная и вновь покрытая сусальным серебром, изначально была газовой, впоследствии переоборудована в электрическую. Большая Хоральная Синагога является ортодоксальной, это означает, что во время молитвы мужчины и женщины должны находиться раздельно, чтобы не отвлекать друг друга от общения со Всевышним. Поэтому для женщин предназначена специальная галерея на втором этаже. На балконе над женской галереей располагается мужской хор.
Сейчас это вторая по величине синагога в Европе, центр духовной жизни евреев Санкт-Петербурга, не только место для проведения религиозных обрядов, но и дом собрания, где евреи встречаются, общаются, отмечают праздники. При синагоге имеются два детских сада, две еврейские школы, школа-пансион для мальчиков и школа-пансион для девочек; их посещают в общей сложности около 500 детей. Несколько десятков еврейских юношей получают религиозное образование в ешиве (еврейском высшем учебном заведении). На учёте благотворительного центра синагоги состоит более 1000 больных и пожилых людей.
Ежедневно в двух благотворительных столовых бесплатно питаются более 300 человек. Оказывается вещевая гуманитарная помощь, пожилым людям со слабым зрением выдаются очки, два раза в неделю ведёт приём психолог - психотерапевт. При синагоге работает магазин «Кошер», в котором продаются сувениры, еврейские религиозные предметы и еврейские книги, кошерная еда.
В настоящее время в городе действуют 43 религиозных конфессий, по городу и области зарегистрировано 150 национально-культурных общественных организаций. Согласно статистическим данным в Санкт-Петербурге на 2010 год зарегистрировано 404 религиозные организации.
Кроме того в городе насчитывается 14 централизованных религиозных объединений. По официальным данным Комитета по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга это:
1. Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат);
2. Армянская Апостольская Церковь в Санкт-Петербурге;
3. Римско-Католическая Церковь;
4. Евангелическо-Лютеранская Церковь;
5. Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории России;
6. Духовное Управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России;
7. Российская Ассоциация буддистов школы Карма Кагью;
8. Объединение Церквей евангельских христиан баптистов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Российский Союз евангельских христиан баптистов);
9. Северо-Западная конференция Церквей христиан адвентистов седьмого дня;
10. Северо-Западное объединение христиан веры евангельской (пятидесятников);
11. Церковь евангельских христиан в духе апостолов (пятидесятников);
12. Ассоциация Христианских Церквей «Союз Христиан»;
13.Управленческий Центр региональной религиозной организации Свидетелей Иеговы;
14.Северо-Западный Управленческий центр Новоапостольской Церкви.
Санкт-Петербург изначально создавался, как территория открытого культурного пространства, сосредоточение многих религий. Основатель города Петр I хотел собрать в новой столице все лучшее, что было в других странах, и приглашал профессионалов-иностранцев. Эта тенденция продолжалась и впоследствии. Тесное соседство христиан, мусульман, буддистов, иудеев способствовало созданию в Петербурге особого духовного климата, характерными чертами которого были уважительное отношение жителей города друг к другу, диалог культур и религий.
|
|
|