|
Жанры декоративно-прикладного искусства
Урок технологии 8 класс
Тема: «Жанры декоративно-прикладного искусства»
Задачи урока:
1.Познакомиться с различными жанрами декоративно-прикладного искусства
2.Познакомиться с основными различиями жанров декоративно-прикладного искусства
3.Изучить перечень необходимых дополнительных приспособлений для изготовления поделок в различных жанрах декоративно прикладного искусства
мультимедио установка, шаблоны на каждого ребёнка для изготовления японского журавлика, выставка поделок изготовленных в разных жанрах (куклы-обереги, аппликация, бисероплетение, мозаика).
Ход урока:
Организационный момент:
проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.
-Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с различными жанрами декоративно-прикладного творчества. Попытаемся установить отличия между жанрами декоративно-прикладного творчества. Установим необходимый перечень дополнительного оборудования, для изготовления поделок в разных жанрах.
Ребята, первый жанр декоративно-прикладного творчества, с которым мы познакомимся на уроке называется аппликация – это универсальная техника творчества. В переводе с латинского значит прикладывание. Это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон, закрепление на нём с помощью клея или нитей.
Где используется аппликация? Каков сюжет аппликации (ответы учащихся).
Аппликация появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари, жилища. Сюжетом для аппликации становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
Далее мы познакомимся с вами с японским жанром декоративно-прикладного творчества искусством оригами.Родина оригами-Япония.Слово оригами складывается из двух иероглифов: ори - "бумага" и ками - "складывание". Журавлик является символом японского оригами. В городе Херасима жила японская семья.Настали очень тяжёлые время для всех жителей города Херасима. Сбросили на город атомную бомбу. Несметное количество людей погибло во время сброса бомбы, а кто остался в живых был облучён. Девочка осталась одна, её родители погибли. Девочка лежала в больнице и думала только том, что бы никогда на земле не было войны. Она знала о японском поверье: если смастерить 1 тысячу журавликов и загадать желание, оно обязательно исполнится. Её желание было таково: «Пусть мир будет во всём мире. Успела она сложить, только 644 журавлика и умерла.Смерть двенадцатилетней девочки послужила поводом для сооружения памятника. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками. Именно тогда среди детей, обречённых на гибель, возникло поверие о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся, останутся живы. Удивительная детская солидарность волной прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов с бесценным грузом - бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются протестом войне и укором взрослым. Журавлик является символом японского оригами.
Учитель проводит мастер-класс по изготовлению японского журавлика.
Далее мы познакомимся с деревенским жанром декоративно-прикладного творчества с куклами-оберегами. Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла “ обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Учитель проводит мастер-класс по изготовлению куклы-оберега
Учитель далее знакомит учащихся с различными видами деревенских оберегов(по слайдам)
На следующем этапе урока мы познакомимся с вами с искусством декупажа
Декупаж- это способ оформления картонных и пластиковых тарелок, стеклянных изделий с помощью 4-хслойных салфеток и клея ПВА. Учитель знакомит учащихся со способом оформления тарелки в стиле декупаж.
Далее мы познакомимся с вами с древним видом декоративно-прикладного творчества с мозаикой. Это искусство выкладывания рисунка из кусочков стекла, смальты , камня, бумаги, пластилина, керамической плитки. У истоков мозаики стоят древние греки и римляне. Они использовали мозаику для украшения дворцов и вилл. Как правило, мозаикой выкладывали пол зданий, а стены украшали фресками. В результате рождались красивые величественные пространства. На Руси это искусство появилось после принятия христианства.
Возрождением древнего искусства занялся Михаил Ломоносов, его мозаичные панно хранятся в Эрмитаже и Благодаря великому ученому в России было создано великое множество декоративных панно в технике римской или византийской мозаики. Более того, мозаичные украшения сегодня популярны при оформлении интерьера в обычных квартирах и домах. Возможности этого искусства безграничны.С возникновением стеклоделия – появился бисер и появилось искусство бисероплетения. Учитель знакомит учащихся с изделиями, выполненными в жанре бисероплетения.
Вопросы для закрепления:
1.С какими жанрами декоративно0прикладного творчества мы сегодня познакомились?
2.Какие дополнительные приспособления нужны для изготовления поделок в том или ином жанре декоративно-прикладного творчества?
Домашнее задание:
Написать доклад о любом виде декоративно-прикладного творчества.
|
|
|