|
Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности
Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности.
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности.
В развитии творческих способностей детей помогает театр, театральная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.
Таким образом театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия
Основная задача – показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя.
Театр помощник в воспитании и образовании детей
В процессе подготовки к спектаклю, в силу специфической необходимости, дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений.
ПАМЯТЬ.
Попадая в мир театра и становясь его непосредственным участником, ребенок начинает активно развивать свою память. Ребенок легко запоминает несложные фразы во время репетиций и работы над выразительностью речи и движений в ходе подготовки инсценировок. Слова лучше запоминаются, если они произносятся с определенной мимикой и движениями, характерными для персонажей. Развитие памяти в театре у детей бывает связано с использованием музыки.
ФАНТАЗИЯ.
Воображение это способность представить воображаемые ситуации. Театр является для ребенка неисчерпаемым источником развития реальных чувств и фантазии.
При разглядывании картинок, слушании музыки или сказок в представлении ребенка возникает воображаемый мир. В театре же ребенок видит воображаемое в действии, в чем и заключается преимущество театрального искусства.
Фантазия начинает активно работать, если ребенку предстоит разобрать и решить задачу «очеловечивания» образов зверей, цветов, солнца, ветра, и даже дождя.
СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И НАХОДЧИВОСТЬ.
В театре ребенок невольно попадает в такие ситуации, выход из которых требует некоторой сообразительности, а иногда фантазии и сообразительности одновременно.
Дети часто удивляют нас своей находчивостью. Решения принимают быстро и с такой легкостью, что многие бьющиеся над извечным вопросом «Что делать?», могли бы им только позавидовать.
РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА.
В детском саду ребенок находится в состоянии постоянных открытий в самых разных областях: музыка, литература, изобразительное искусство, растения, животные, профессии, транспорт и многое другое.
Через театр можно рассказать детям о физических и природных явлениях: о таянии льда, о морозе, о временах года.
Театр совершает вместе с ребенком экскурс в историю: старинные народные костюмы, обычаи, традиции и быт. Русская народная сказка погружает малышей в старину, переносит в давние – давние времена, «когда мир Божий был наполнен лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки».
Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.
Кукольный театр в нашем детском саду
Кукольный театр развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.
Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей, приглашенных артистов кукольных театров.
Со второй младшей группы на театральных занятиях дети обучаются простейшим приемам управления куклами настольного театра. Мы предлагаем им придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации.. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеяно.
а театральных занятиях необходима атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.
Следующий этап — это работа над этюдами.
Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в кукольном спектакле. Участие в нем всегда праздник для ребенка. Дети второй младшей группы разыгрывают с настольными куклами хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Бычок — смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Мы стараемся не заучивать с детьми текст, предлагаем им самим придумать диалоги.
К концу года все дети второй младшей группы овладевают техникой управления настольными куклами, умеют до конца спектакля концентрировать внимание на кукле, учатся внимательно слушать своего партнера, вовремя подавать реплики, пытаются сочинять небольшие сказки, в которых сопровождают движение куклы песенкой, придуманной самостоятельно на заданный текст.
В средней группе в начале года работа с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приемы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа и по развитию творчества. Малыши самостоятельно придумывают диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок.
Дети с удовольствием разыгрывают русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», разыгрывание сказок с театральными куклами позволяет им глубже усвоить содержание полюбившегося произведения, дает возможность проявить творчество.
В старшей группе в начале года этаработа продолжается
В некоторых историях, придуманных детьми, куклы играют в жмурки, догонялки, принимают участие в плясках. В этот момент ребята могут больше внимания уделить положению куклы на ширме.
Работа над этюдами дает возможность ребенку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать ее действия, чувства и мысли. Детям нравится этюдная работа, так как в ней они отдаются творчеству, находят самостоятельно выразительные особенности куклы.
Во второй половине года дети знакомятся с новым для них видом кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также для импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они способны передавать тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам.
К концу года ребята старшей группы приобретают необходимые навыки управления куклами различных систем (настольными, куклами с «живой рукой»).
Кукольный театр и детское творчество в жизни ребенка тесно связаны между собой: его фантазии воплощаютсяв живые образы и театральное действие. В этом и заключается наибольшая ценность детского театрального спектакля.
Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально, я театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Мы стремимся, чтобы навыки, полученные в кукольном театре, принесли детям пользу в повседневной жизни.
В театральные занятия включены этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции детей, а также этюды, обучающие управлять театральными куклами различных систем.
Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач особо актуальным является создание нетрадиционной предметно-развивающей среды в группе. В связи с этим оформлены уголоки включающие в себя:
Икт (магнитофон, телевизор, ДВД проигрыватель,мультимедийный проектор).
Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии,).
Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
Атрибуты для организации театрализованных игр (ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на платочках, варежковый театр).
Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.).
Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать амостоятельную активность дошкольников в группе.
Решение поставленных задач невозможно без активности самих детей. Поэтому приоритетное значение в организации работы отвожу практическим методам, среди которых считаю необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Организуя работу с воспитанниками своей группы, активно использую творческие, дидактические, подвижные игры, театральные. При этом учитываю индивидуальные особенности детей
Приобретенный во время игры опыт, как показывают наблюдения, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Организуя жизнь дошкольников в группе использую весь комплекс методов и приемов (наглядные, словесные, практические).
Во время занятий использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятия ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.
Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. В связи с этим разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально-личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.
Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театральную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применения комплекса средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды, диагностики дает возможность получить положительный результат в моей педагогической деятельности.
|
|
|