|
«Роль изобразительного искусства в жизни дошкольника»
«Роль изобразительного искусства в жизни дошкольника».
В психологических и педагогических исследованиях, раскрывающих особенности изобразительной деятельности в развитии личности детей дошкольного возраста установлено, что у них формируются обобщенные способы при изображении образа, умения анализа, сравнения, способность самостоятельно решать учебные и творческие задачи.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность начатое доводить до конца, сосредоточенно и целеноправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности. В процессе создания коллективных работ у детей воспитывается умение обьединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. Таким образом, изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего гармоничного развития личности детей дошкольного возраста. Исследования ученых показывают важную роль искусства в развитии эстетического интереса, эстетического восприятия, в освоении детьми социокультурного опыта, формирование эстетического интереса, эстетических чувств, эстетических оценки художественных образов.
Для развития личности дошкольника необходимо обогащать детей разнообразными впечатлениями, создавать предметную среду, которая будет способствовать развитию интереса, любознательности, наблюдательности, умение видеть характерные способности предметов, явлений а затем – создавать художественные образы в процессе собственного творчества. Овладение изобразительной деятельностью способствует умственному развитию детей дошкольного возраста, развивает речь.
Во времена античности искусством, творчеством особенно почитались философами Древней Греции (Аристотель, Сократ, Гераклит, Платон, Пифагор). Они подчеркивали значение этих занятий для полного, гармоничного развития человека, совершенствования духа и тела, и
считали важным начинать их с детства. Мыслители и художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
Вопросы развития художественной деятельности детей дошкольного возраста интересовали многих педагогов прошлого. А. Коменский,
Ф. Фребель, И. Песталоцци предавали важное значение детскому рисованию в том смысле, что оно связано с подготовкой руки и глаза к письму, а в дальнейшем – к изображению объемной формы на плоскости. Ф. Фребель писал, что «охота ребенка к рисованию составляет развивающее средство при воспитании и образовании». И. Песталоцци обучение рисованию рассматривал в связи с развитием наблюдательности, искусством измерения изображения различных форм.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
- во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе к событиям нашей жизни.
-во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того занятие по рисованию
доставляет радость детям, создает положительный настрой. Вот почему
важной и ответственной задачей является разработка методического обеспечения занятий с детьми.
Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества. Который в дальнейшем приложат к любой области труда».
Как говорил Сухомлинский:
«… Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
|
|
|