Этап урока
|
Деятельность учителя литературы
|
Деятельность учителя истории
|
Деятельность учащихся
|
Сопро-
вождение
(слайды и другое)
|
Оргмомент
|
Проверка готовности к уроку, перекличка, сообщение о системе оценивания: за каждый правильный ответ – жетон (от учителя истории – эмблемка юбилейной даты 200-летия победы в 1812 году, от учителя литературы – пёрышко)
|
Демонстрация готовности к уроку
|
|
Актуализация
|
- Ребята, у вас на столах учебники литературы, а занимаемся мы в кабинете истории и вместе с учителем истории. Обратите внимание на слайд. Чей портрет вы видите? О чём вам говорят даты 1812-2012? Запишите тему урока.
|
|
Наблюдают за изображением, отвечают на вопросы, записывают тему.
Рассматривают эмблему, описывают изображённое на ней.
|
Слайд 1
Портрет М.Ю. Лермонтова.
|
|
Предлагает рассмотреть изображение на эмблеме. Переходит к тому, что литература тесно связана с историей, и некоторые события художественно отражаются в произведениях писателей и поэтов.
|
Юбилейная
эмблема
|
Опорное пов-торение
|
|
Предлагает повторить некоторые понятия: война, сражение, историческая карта
|
Дают толкование слов-понятий.
|
Слова записаны на доске
|
|
- А мы обратимся к поэзии. Как вы отличаете стихотворную речь от эпической?
Что такое композиция?
Диалог?
|
|
Углубление известных знаний
|
- Автор в своём творчестве неоднократно обращался к теме войны, к истории России. В частности – к теме Бородинского сражения. Почему – узнаем из сообщения Лены.
После прослушивания:
- В каком году было написано стихотворение? (предлагает посчитать, через сколько лет и объяснить причину написания)
|
|
Учащаяся даёт краткое сообщение о том, какие факты из его биографии повлияли на интерес к теме, с какими людьми, имеющими отношение к событию, он был знаком.
Остальные слушают.
Делают вывод, что к 25-летию было написано стихотворение, к юбилею битвы.
|
Некоторые репродукции с картин времени жизни поэта, детских лет, репродукции с изображений родных мест Лермонтова.
(в учебнике и с альбома «Жизнь и биография М.Ю. Лермонтова)
|
|
|
Физкультминутка
«В атаку!» -
импровизация марша
|
Историческая справка
|
|
Демонстрирует презентацию и сообщает исторические данные об этапах Бородинского сражения, ходе боя, особенностях войск, оружия, о командовании.
|
Наблюдают изображения на слайдах и прослушивают сообщение учителя, включаются в попутную беседу.
|
Слайды 2-16
Этапы сражения – на бумаге крупно.
|
Знакомство с текстом стихотворения
|
- Вы узнали об исторической основе произведения. Прослушайте теперь текст и представьте всё то, что слышите. Обратите внимание на особенности речи, настроение стихотворения, авторское отношение к тому, о чём он пишет.
(читает стихотворение в сопровождении слайдов к стихотворению)
|
|
Прослушивают стихотворение, наблюдают за особенностями ритма, языка произведения, определяют непонятные слова, рассматривают на слайдах иллюстрации.
|
Слайды 17-30
|
Беседа по содержанию текста (осмысление)
|
- Понравилось стихотворение? Какие картины особенно запомнились? Как вы думаете, почему?
- Что представляет собой стихотворение: диалог или монолог? Докажите.
- Кто беседует? (поясняет, что «дядя» - это не родственник, это обычное обращение к человеку взрослому от лица молодого)
|
|
Высказывают свои впечатления, дают вольный пересказ эпизодов, отвечают на вопросы.
|
Учебник с текстом и иллюстрации к произведению
|
Лексико-орфографическая работа
|
|
Предлагает описать рассказчика. Задаёт вопросы о том, чем занимался он во время войны, как он представлен в произведении, какие детали говорят о том, что он был артиллеристом.
Предлагает обратить внимание на слова, которые имеют отношение к военному делу.
Даёт объяснение некоторым словам, демонстрируя слайды:
редут, кивер, лафет, уланы, драгуны, артиллерист и другие
|
Работают по тексту с поиском деталей, занимаются словесным рисованием.
|
Текст, слайды 32-38
|
Сообщает о том,
эти слова называются историзмами. Предлагает подумать, почему.
Просит записать слова, подчеркнуть в них безударные гласные, которые надо запомнить
|
|
Объясняют, что такое историзмы. Записывают слова в тетрадь, на доске – подчёркивают безударные гласные (по одному), в слове артиллерист – удвоенные согласные
|
Список слов на доске
|
Первичное обобщение (по итогам 1 урока)
|
Предлагают ответить на вопрос о том, что нового узнали на уроке.
Нацеливает на задачи следующего урока: практическая работа по тексту.
|
Сообщают о том, что познакомились со стихотворением «Бородино», исторической основой произведения, с историзмами, с фактами из биографии поэта, повлиявшими на желание создать «Бородино»
|
|
|
Физкультминутка
– «Привал»
|
Практическая работа с текстом (анализ некоторых художественных особенностей произведения)
|
1) Раздаёт вопросы по тексту – по одному на каждую парту, даёт время для поиска ответов – через содержание, сотрудничая, обсуждая друг с другом варианты ответов.
2)Проводит опрос по заданиям, данным для самостоятельной работы.
3)Предлагает определить композицию стихотворения
|
|
1)Работают самостоятельно в парах.
2)Отвечают по заданиям
3)Разбивают текст на части, пользуясь опорной записью с доски.
|
Учебник с текстом.
Этапы сражения – крупно- на доске.
|
|
Проверяет работу учащихся по композиции текста.
|
Зачитывают фрагменты в соответствии с делением на части.
|
Обобщение
|
Предлагает подумать над тем, что было главным на уроках, какие выводы по теме после первого знакомства с произведением можно сделать.
|
|
Делают вывод о том, что автор художественно представил Бородинское сражение в стихотворении, не отступив от исторической правды, сохранив этапы сражения, соединив и повествование, и описание.
|
|
Рефлексия
|
Предлагают посмотреть количество набранных жетонов, выполнить самооценку из расчета: 1-2 жетона – «3»,
3-4 жетона – «4», больше – «5»
|
Выполняют самооценку, ставят в дневники оценки.
|
|
Домашнее задание
|
Отрывок наизусть в соответствии с делением на части
|
Подготовить дополнительный материал на внеклассное занятие.
|
Записывают домашнее задание
|
|