Главная страница

Урок в 5 классе Дата: 11. 12. 12. Учителя: Большакова Н. Ю.(литература), Эпова Т. В.(история) Тема урока: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Историческая основа произведения


Название Урок в 5 классе Дата: 11. 12. 12. Учителя: Большакова Н. Ю.(литература), Эпова Т. В.(история) Тема урока: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». Историческая основа произведения
Дата 11.02.2016
Размер 64 Kb.
Тип Урок

Открытый урок в 5 классе

Дата: 11.12.12.

Учителя: Большакова Н.Ю.(литература), Эпова Т.В.(история)

Тема урока: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». Историческая основа произведения.

Вид урока: интегрированный (литература и история)

Тип урока: изучение нового

Оборудование: учебник литературы (текст), портрет поэта, ноутбук, мультимедиапроектор, опорная схема («Этапы сражения»), значки для оценивания (юбилейные эмблемки и пёрышки).

Цели урока:

1). Познакомить со стихотворением Лермонтова «Бородино» и историей его создания.

2). Сформировать представление об Отечественной войне 1812 года, о Бородинском сражении и его роли в ходе войны.

3).Определить авторское отношение к изображённым событиям.

4). Совершенствовать умение работать с поэтическим текстом, используя начальные навыки анализа текста.

5). Развивать познавательный интерес, умение делать выводы.

6). Показать взаимосвязь литературы и истории.

7).Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за нашу историю, чувства истинного патриотизма.

Задачи урока: определить, в чём состоит историческая основа произведения; увидеть в стихотворении, как автор передаёт своё отношение к изображаемому событию.

Основной метод: метод творческого чтения

Формы работы учащихся и с учащимися:

словесное рисование, лексико-орфографическая работа, выразительное чтение фрагментов, самостоятельная работа по тексту, индивидуальная работа (сообщение), работа в парах, эвристическая беседа, работа с картой и другие.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя литературы

Деятельность учителя истории

Деятельность учащихся

Сопро-

вождение

(слайды и другое)

Оргмомент

Проверка готовности к уроку, перекличка, сообщение о системе оценивания: за каждый правильный ответ – жетон (от учителя истории – эмблемка юбилейной даты 200-летия победы в 1812 году, от учителя литературы – пёрышко)

Демонстрация готовности к уроку




Актуализация

- Ребята, у вас на столах учебники литературы, а занимаемся мы в кабинете истории и вместе с учителем истории. Обратите внимание на слайд. Чей портрет вы видите? О чём вам говорят даты 1812-2012? Запишите тему урока.




Наблюдают за изображением, отвечают на вопросы, записывают тему.

Рассматривают эмблему, описывают изображённое на ней.

Слайд 1

Портрет М.Ю. Лермонтова.





Предлагает рассмотреть изображение на эмблеме. Переходит к тому, что литература тесно связана с историей, и некоторые события художественно отражаются в произведениях писателей и поэтов.

Юбилейная

эмблема

Опорное пов-торение




Предлагает повторить некоторые понятия: война, сражение, историческая карта

Дают толкование слов-понятий.

Слова записаны на доске




- А мы обратимся к поэзии. Как вы отличаете стихотворную речь от эпической?

Что такое композиция?

Диалог?




Углубление известных знаний

- Автор в своём творчестве неоднократно обращался к теме войны, к истории России. В частности – к теме Бородинского сражения. Почему – узнаем из сообщения Лены.

После прослушивания:

- В каком году было написано стихотворение? (предлагает посчитать, через сколько лет и объяснить причину написания)




Учащаяся даёт краткое сообщение о том, какие факты из его биографии повлияли на интерес к теме, с какими людьми, имеющими отношение к событию, он был знаком.

Остальные слушают.

Делают вывод, что к 25-летию было написано стихотворение, к юбилею битвы.

Некоторые репродукции с картин времени жизни поэта, детских лет, репродукции с изображений родных мест Лермонтова.

(в учебнике и с альбома «Жизнь и биография М.Ю. Лермонтова)







Физкультминутка

«В атаку!» -

импровизация марша

Историческая справка




Демонстрирует презентацию и сообщает исторические данные об этапах Бородинского сражения, ходе боя, особенностях войск, оружия, о командовании.

Наблюдают изображения на слайдах и прослушивают сообщение учителя, включаются в попутную беседу.

Слайды 2-16

Этапы сражения – на бумаге крупно.

Знакомство с текстом стихотворения

- Вы узнали об исторической основе произведения. Прослушайте теперь текст и представьте всё то, что слышите. Обратите внимание на особенности речи, настроение стихотворения, авторское отношение к тому, о чём он пишет.

(читает стихотворение в сопровождении слайдов к стихотворению)




Прослушивают стихотворение, наблюдают за особенностями ритма, языка произведения, определяют непонятные слова, рассматривают на слайдах иллюстрации.

Слайды 17-30

Беседа по содержанию текста (осмысление)

- Понравилось стихотворение? Какие картины особенно запомнились? Как вы думаете, почему?

- Что представляет собой стихотворение: диалог или монолог? Докажите.

- Кто беседует? (поясняет, что «дядя» - это не родственник, это обычное обращение к человеку взрослому от лица молодого)





Высказывают свои впечатления, дают вольный пересказ эпизодов, отвечают на вопросы.

Учебник с текстом и иллюстрации к произведению

Лексико-орфографическая работа




Предлагает описать рассказчика. Задаёт вопросы о том, чем занимался он во время войны, как он представлен в произведении, какие детали говорят о том, что он был артиллеристом.

Предлагает обратить внимание на слова, которые имеют отношение к военному делу.

Даёт объяснение некоторым словам, демонстрируя слайды:

редут, кивер, лафет, уланы, драгуны, артиллерист и другие

Работают по тексту с поиском деталей, занимаются словесным рисованием.

Текст, слайды 32-38

Сообщает о том,

эти слова называются историзмами. Предлагает подумать, почему.

Просит записать слова, подчеркнуть в них безударные гласные, которые надо запомнить




Объясняют, что такое историзмы. Записывают слова в тетрадь, на доске – подчёркивают безударные гласные (по одному), в слове артиллерист – удвоенные согласные

Список слов на доске

Первичное обобщение (по итогам 1 урока)

Предлагают ответить на вопрос о том, что нового узнали на уроке.

Нацеливает на задачи следующего урока: практическая работа по тексту.

Сообщают о том, что познакомились со стихотворением «Бородино», исторической основой произведения, с историзмами, с фактами из биографии поэта, повлиявшими на желание создать «Бородино»







Физкультминутка

«Привал»

Практическая работа с текстом (анализ некоторых художественных особенностей произведения)

1) Раздаёт вопросы по тексту – по одному на каждую парту, даёт время для поиска ответов – через содержание, сотрудничая, обсуждая друг с другом варианты ответов.

2)Проводит опрос по заданиям, данным для самостоятельной работы.

3)Предлагает определить композицию стихотворения




1)Работают самостоятельно в парах.

2)Отвечают по заданиям

3)Разбивают текст на части, пользуясь опорной записью с доски.

Учебник с текстом.

Этапы сражения – крупно- на доске.




Проверяет работу учащихся по композиции текста.

Зачитывают фрагменты в соответствии с делением на части.

Обобщение

Предлагает подумать над тем, что было главным на уроках, какие выводы по теме после первого знакомства с произведением можно сделать.




Делают вывод о том, что автор художественно представил Бородинское сражение в стихотворении, не отступив от исторической правды, сохранив этапы сражения, соединив и повествование, и описание.




Рефлексия

Предлагают посмотреть количество набранных жетонов, выполнить самооценку из расчета: 1-2 жетона – «3»,

3-4 жетона – «4», больше – «5»

Выполняют самооценку, ставят в дневники оценки.




Домашнее задание

Отрывок наизусть в соответствии с делением на части

Подготовить дополнительный материал на внеклассное занятие.

Записывают домашнее задание