|
В. Л. Дуров. Наша Жучка
Урок внеклассного чтения во 2 классе
Учитель: Боровец Татьяна Викторовна.
Тема: В. Л. Дуров. Наша Жучка.
Цель урока: Познакомить детей с творчеством В. Л. Дурова.
Задачи урока:1. Совершенствовать навык чтения, учить детей работать с текстом. 2. Развивать связную речь учеников, их словарный запас. Развивать умение слушать. 3. Воспитывать интерес к чтению произведений о животных, прививать любовь к животным.
Литература: Воюшина М. П. Методические основы литературного развития младших школьников/Под ред. Проф. Т. Г. Рамзаевой. – С-Пб.: Специальная литература, 1998. Методика обучения чтению/Сост. Т. П. Сальникова: Уч.-метод. пособие. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2000. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1976.
Оборудование урока: Портрет В. Л. Дурова, его книги, у учеников – книга для чтения. На доске: портрет писателя, его имя, даты его жизни, название рассказа. Иллюстрации по рассказу Б. С. Житкова «Про обезьянку». Позже, при составлении плана к рассказу В. Л. Дурова «Наша Жучка» - название частей плана.
Ход урока:
Этапы урока, учебные задачи
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащегося
|
Время
|
1. Организационное начало.
|
Учитель настраивает детей на работу на уроке.
|
Учащиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок.
|
30 с.
|
2. Проверка домашнего задания.
|
- Что было задано на дом?
На доске – выставка рисунков к произведению Б. С. Житкова «Про обезьянку». Рисунки расположены на доске согласно повествованию рассказа. – Кто хочет рассказать о чём его рисунок?
|
- Нарисовать иллюстрацию к любой части рассказа Б. С. Житкова «Про обезьянку», уметь пересказать тот фрагмент текста, к которому она нарисована.
Дети пересказывают фрагменты текста согласно своих рисунков.
|
5 мин.
|
3. Подготовка к восприятию новой темы.
|
- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Владимира Леонидовича Дурова. - Знакома ли вам эта фамилия?
Рассказ учителя о жизни В. Л. Дурова (см. приложение).
У доски – выставка книг В. Л. Дурова из серии «Мои звери». – Как вы думаете, о чём или о ком все эти книги? - Почему вы так решили?
|
- Это фамилия дрессировщиков.
- О животных.
- Потому, что это видно из названий книг «Слон Бэби», «Хрюшка – парашютист», «Морские львы Лео, Пицци, Васька», «Ежи Рукавица и Катушка», «Обезьяна Мимус». Дуров любил животных и писал о них.
|
7 мин.
|
4. Первичное восприятие рассказа.
5. Динамическая пауза.
|
- С каким рассказом этого писателя мы будем знакомиться сегодня на уроке? Прочитайте его название на доске. – Как вы думаете, о каком животном пойдёт речь в рассказе? Почему? - Сегодня мы будем читать этот рассказ и готовиться к его пересказу. Работа над незнакомыми словами текста. – В ход чтения нам встретятся слова: гимназия, плац, надзиратель. Как вы понимаете их значение?
Послушайте его очень внимательно, попытайтесь запомнить главных героев.
Первичное чтение учителем текста.
|
Дети читают название рассказа «Наша Жучка».
- О собаке, т. к. очень многие собаки названы Жучками.
Дети вместе с учителем работают над смыслом непонятных слов. Узнают, что гимназия -–это учебное заведение, плац – место, где проходят построения военнослужащих, где они занимаются спортом, учатся маршировать, надзиратель – человек, который смотрит за детьми.
Дети слушают.
|
5 мин
1 мин.
|
6. Краткая беседа по восприятию текста.
|
- Понравился ли вам этот рассказ? - Какие чувства он у вас вызвал?
– Каких героев этого рассказа вы запомнили?
Постановка учебной задачи. – Как вы думаете, отомстил ли мальчик за свою Жучку?
|
- Да.
Было жаль Жучку (мальчика), чувство гнева на надзирателя. Мальчика, Жучку, ребят.
|
3 мин.
|
7. Вторичное восприятие текста.
|
- Давайте ещё раз прочитаем этот рассказ. В ходе чтения подумайте над моим вопросом.
|
Чтение рассказа детьми.
|
5 мин.
|
8. Чтение и анализ текста.
|
- От чьего лица ведётся рассказ?
- Когда происходит действие?
- Как вы думаете, реальны ли события, о которых идёт речь? Если «да», то почему вы так думаете?
- Перед нами стоит задача пересказать этот текст. А что для этого нужно сделать?
- Давайте попробуем это сделать.
1 часть.
- Как вы думаете, закончилась ли 1 часть? - Опишите своими словами картину, которую рисует автор. – Какой вы представляете себе Жучку? - Любили ли её мальчики? Докажите словами из текста.
- Хорошо ли жилось Жучке? - Как можно озаглавить эту часть? Учитель записывает на доске. 2 часть.
– Закончилась ли часть?
- Почему изменилась жизнь Жучки? - Как относился к ней «дядька»?
– Что задумали мальчики?
- Прочитайте тот отрывок, когда они думают, как проучить «дядьку». – Как мальчики решили убить собаку? - Как они выбрали палача? - Как вы думаете, автор с радостью узнал, что он будет палачом? Докажите словами из текста. - Как бы вы озаглавил эту часть?
Учитель записывает на доске.
3 часть.
- Знала ли собака, что её хотят лишить жизни? - Боялся ли автор выполнять месть? Докажите словами текста.
- Почему в тексте есть такие строки: «Я почувствовал страх, жалость и любовь к собаке»?
- А почему тогда он ударил её камнем? - Как бы вы озаглавили эту часть?
Учитель записывает на доске.
4 часть.
- Как ощущал себя автор после того, как убил собаку? - Какое чудо увидел мальчик на плацу? - Что удивило мальчика?
- Как встретила его собака? Прочитайте. – Почему же у мальчика на глазах выступили слёзы?
- Как бы вы озаглавили эту часть? Учитель записывает на доске. 5 часть.
– Что случилось с мальчиком после этой истории?
- Как бы вы назвали эту часть?
Учитель записывает на доске.
|
- От лица автора.
- Когда автор был маленьким. – Да, так как мы узнали из биографии Дурова, что он некоторое время учился в кадетском корпусе. Там и могли происходить эти события. В конце рассказа автор говорит нам, что полюбил животных и когда вырос, стал воспитывать зверей. Звери тоже любили и слушались его.
- Разбить его на части и озаглавить каждую часть (т. е. составить план текста). Дети читают текст до слов: «Мы её очень любили, играли с ней и кормили её остатками от казённого обеда».
- Да.
Описывают.
- Да. Дети читают о том, как относились мальчики к Жучке. – Жучка – любимая собака гимназистов. Дети помечают карандашом.
Дети читают текст до слов: «Ишь, гладкая! А у нашей весь бок облезлый». – У надзирателя появилась своя собака. – Он её бил и мучал, а однажды плеснул на неё кипятком. – Проучить надзирателя.
Дети читают.
- Они решили её повесить.
- Тянули жребий.
– Мальчики мстят за свою собаку.
Дети помечают карандашом.
Дети читают текст до слов: «Убитая собака осталась там». – Нет. – «Дрожащими пальцами я нащупал над головой толстую поперечную балку. Я дрожал, зубы у меня защёлкали, как от холода, руки сразу стали слабые, пальцы разжались».
- Мальчик понимал, что собака ни в чём не виновата, ему было очень жаль её. – Чтобы не мучалась.
- Исполнение смертного приговора. Дети помечают карандашом.
Дети читают рассказ до слов: «Жучка осталась жива». Дети читают.
- Собаку, которую он убил.
– Что собака жива, что как ни в чём не бывало она обрадовалась появлению мальчика. Дети читают. – Он испытал огромное облегчение. Это были слёзы радости. Дети помечают карандашом. Жучка жива! Дети помечают карандашом. Дети читают рассказ до конца.
- Полюбил животных, когда вырос, – стал воспитывать зверей. – Мальчик нашёл своё призвание в жизни. Дети помечают карандашом.
|
10 мин.
|
9. Обобщающая беседа.
|
- С творчеством какого писателя мы знакомились сегодня на уроке?
- Как называется рассказ, над которым мы работали? - Как вы думаете, послужил ли этот случай уроком мальчику? - Он отомстил за свою Жучку?
Выставление отметок за работу на уроке.
|
- С творчеством Владимира Леонидовича Дурова.
- Наша Жучка.
- Да. – Мальчик понял, что нельзя мстить, лишая другого животного жизни. Что несмотря ни на что животные любят нас, преданы нам.
|
2 мин.
|
10. Домашнее задание.
|
Прочитать ещё раз рассказ В. Л. Дурова «Наша Жучка» (стр. 93 – 96) и подготовиться к пересказу текста. – Что нам может помочь пересказать текст?
|
- Помочь в этом нам может план, который мы составляли на уроке.
|
1 мин.
|
11. Организованный конец урока.
|
|
|
30 сек.
|
БИОГРАФИЯ ВЛАДИМИРА ЛЕОНИДОВИЧА ДУРОВА.
(1863 – 1934)
В Москве много театров. Но самый диковинный – это театр, который находится на улице Дурова. Что же в нём удивительного? Этот театр создал заслуженный артист Владимир Леонидович Дуров.
Родился Володя в 1863 году в Москве. С самых ранних лет его тянуло к зверям и птицам. В детстве он возился с голубями, собаками и другими животными. Мальчик был непоседлив. В школе под партой у него гостили всякие животные: ящерицы, лягушки, мыши, кузнечики. А однажды, во время сдачи экзамена, у него из кармана выпорхнул воробей.
У Володи был брат Анатолий, который тоже любил животных. Братья оба были влюблены в цирк и мечтали в него попасть. Но если Анатолия в цирке больше привлекала акробатика, гимнастика и клоунада, то Владимир, мечтая о цирке, видел себя дрессировщиком животных. Очень недолгое время братья учились в кадетском корпусе, куда отдал их дядя.
Когда Владимиру исполнилось 20 лет, он начал работать в московском цирке-зверинце Г. Винклера. Обычно дрессировщики применяли болевой способ: они палками побоями старались добиться от животных послушания. А Владимир отказался от такого способа дрессировки. Он первый в истории цирка при дрессировке стал применять новый способ – дрессировку лаской, хорошим обращением, лакомством, поощрением. Он не мучил зверей, а терпеливо приучал к себе, за это звери любили и слушались его. Дуров выходил на арену в ярком, пёстром костюме клоуна. Раньше, до него, клоуны работали молча. Они смешили публику, давая друг другу затрещины. Дуров первый из клоунов заговорил с арены. Он высмеивал царские порядки. За это полиция преследовала его. Но Дуров смело продолжал свои выступления.
Дуров был не только дрессировщиком, но и учёным. Он внимательно изучал зверей, их поведение, нравы, повадки. Всё чаще Дуров задумывался о ом, чтобы цирк не только развлекал, но и воспитывал, образовывал зрителя.
Много лет прошло, когда мечта дрессировщика создать свой театр зверей исполнилась. Он приобрёл большой красивый особняк на одной из старых и тихих улиц Москвы. В этом особняке и были размещены его четвероногие артисты. Зверинец постоянно пополнялся. Животные показывали просто потрясающие номера: пеликан «читал» книгу, перелистывая страницы клювом, свинья каталась на бочке, стреляла из револьвера, крысы сами садились в шлюпки, когда их пароход «тонул», поднимались на воздушных шарах, собака решала примеры, обезьяна была машинистом паровоза, слон – парикмахером.
Умер Владимир Леонидович Дуров в 1934 году.
Традиции его продолжили дочь Анна и внуки.
|
|
|