Главная страница

«Современные подходы к анализу текста на уроках литературы: цвет как составляющая эмоционального тона литературного произведения»


Скачать 96.96 Kb.
Название «Современные подходы к анализу текста на уроках литературы: цвет как составляющая эмоционального тона литературного произведения»
Дата 26.02.2016
Размер 96.96 Kb.
Тип Документы


«Современные подходы к анализу текста на уроках литературы:
цвет как составляющая эмоционального тона литературного произведения»


Подготовила:
Авдосенок Н.М.,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 17

Белгород 2014

ВВЕДЕНИЕ

Чтобы понять глубинный смысл произведения или разгадать необычное историческое явление, недостаточно хорошо знать текст художественного произведения, определить круг проблем, систему образов и т.д. Нужно уметь видеть детали, понять их значение, их символический смысл, символический подтекст.

Что такое художественная деталь? Какое место занимает такая художественная деталь, как цвет, в анализе литературного произведения? Какова символика цвета и как соотносится цвет с образом в литературе? Можно ли проникнуть в тайный смысл видимых вещей, зная "язык цветов", и постичь символический подтекст произведения? Наконец, как, каким образом из таинственного соединения самых обычных слов, из волшебной игры значений рождается то чудо, которое являет собой великий и могучий русский язык - язык Пушкина, Достоевского, Тургенева, Блока?

Решению этих вопросов и посвящена моя работа.

Вопросы определили ЦЕЛЬ работы: анализ такой художественной детали, как цвет, в русской литературе XIX-ХХ вв. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда ЗАДАЧ:

1) исследовать символику цвета;

2) определить роль цвета в создании эмоционального тона литературного произведения;

3) рассмотреть традиции использования цвета для создания целостного образа в литературе;

4) определить художественный смысл и функции цвета как одного из способов выражения авторской концепции, смысла произведения.
Кроме того, работа имеет и практическую направленность. Сегодня модно говорить о магическом воздействии цвета как символа на жизнь человека. Но полезно помнить, что в отечественной культуре традиционен интерес к переносным значениям, к символике, в том числе к символике цвета. Больше того, внимание к цвету в эпоху сенсорного голода (недостатка сенсорного разнообразия), по мнению психологов, просто необходимо: ощущения дают переживания, без которых мир стал бы серым или в лучшем случае, черно-белым, что может привести даже к депрессии.

НОВИЗНА работы определяется попыткой рассмотреть цветовые образы в контексте литературного произведения, сопоставить со значением цвета и выявить психологическое и эстетическое его воздействие на человека, ведь "в мире нет ничего… без формы, без цвета".

Глава 1 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ

Худоожественная деталь - самая малая единица предметного мира произведения, что хорошо согласуется с этимологией слова: «деталь» (фр. detail) — «мелкая составная часть чего-либо (напр., машины)»; «подробность», «частность». Принципиальным является отнесение детали к метасловесному, предметному миру произведения. Обычно к детали художественной относят преимущественно подробности предметные в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета. Поэтические приемы, тропы и фигуры стилистические обычно к детали художественной не относят. Детализация предметного мира в литературе не просто интересна, важна, желательна, - она неизбежна. Это не украшение, а суть образа. Ведь воссоздать предмет во всех его особенностях (а не просто упомянуть) писатель не в состоянии, и именно деталь, сово­купность деталей «замещают» в тексте целое, вызывая у читателя нужные автору ассоциации. При этом автор рассчитывает на опыт читателя, его воображе­ние и способность мысленно добавить недостающие элементы. Конкретизация образа в совокупности создаёт единое и целостное впечатление от произведения. Повторяясь и обретая допол­нительные смыслы, деталь может стать лейтмотивом, вырасти в символ. Деталь практически всегда составляет часть более крупного образа. Таким образом, картина изображенного в художественном произведении мира складывается из отдельных художественных деталей.

Для удобства анализа художественные детали подразделяют на внешние и психологические. Внешние детали (портретные, пейзажные и вещные) рисуют нам внешнее, предметное бытие людей, их наружность и среду обитания. Психологические детали рисуют нам внутренний мир человека (мысли, чувства, переживания, желания и т.п.).

Символическая же деталь имеет свои преимущества, в ней удобно выражать общее впечатление о предмете или явлении, с ее помощью хорошо улавливается общий психологический тон. Деталь-символ часто с большой ясностью передает и авторское отношение к изображаемому – таков, например, халат Обломова в романе Гончарова. Пушкин, говоря в «Евгении Онегине» о внешности Ольги, иронически отсылает читателя к распространенным романам:

Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге... но любой роман
Возьмите, и найдете, верно,
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
И здесь такая деталь, как цвет, играет большую роль в произведении, эти детали вносят новый, особенный смысл.

Глава 2. СИМВОЛИКА ЦВЕТА

Среди всего цветового спектра наиболее часто и постоянно у всех народов используются три цвета: белый красный и чёрный.

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном. Белый – неизвестность и открытость: герои сказок хотят посмотреть «белый свет» В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники.

Но в то же время белый цвет означает слепоту и абсолютную тишину. Вспомним, как много белого цвета в эпизоде «Сон Обломова» в романе Гончарова.

Чёрный – цвет ночи и земли, символ зарождения жизни. Часто используется как символ смерти, отказа от мирской суеты. И в фольклоре, и в художественной литературе образ чёрного ворона как предвестника смерти встречается очень часто.

Поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает. Черный всегда “загадочен”. Он связан с любопытством, притягивает к себе. Черный дает шанс отдохнуть, содержит в себе надежду, но при этом затягивает. Когда наступает депрессия, остаются только негативные характеристики черного цвета. Кто воспринимает черный цвет как несимпатичный, тот не хочет от многого отказываться. Отказ для него означает лишение и пугающие нехватки.

У Бродского есть стихотворение:

Он черен был, не чувствовал теней.

Так черен, что не делался темней.

Так черен, как полуночная мгла.

Так черен, как внутри себя игла.

Так черен, как деревья впереди,

как место между ребрами в груди.

Как ямка под землею, где зерно.

Я думаю: внутри у нас черно.

Здесь черный цвет приобретает значение символа не просто смерти, но греха, зла. И повторение этой детали усиливает эмоциональное восприятие стихотворения.

Красный олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении, всегда источник энергии. Красный цвет заставляет насторожиться при опасности, символизирует страсть. Он всегда практичен. Этот цвет заставляет быть активным во всем, воодушевляет и дает силы для продолжения начатого; олицетворяет победу, способность верно нанести удар. Этот цвет всегда привлекает внимание, он демонстративен. Отвержение красного интерпретируется как перевозбуждение, психическая и физическая истощенность. На протяжении двух последних столетий этот цвет был цветом анархии. Красный обозначает также стыд и бесчестие.

Оттенок красного – пурпурный - означает власть, славу, почет, величие, мощь.

Серый - стабильный и гармоничный, но считается одиноким. Всегда выглядит раздвоенным. В негативном значении цвета для него никогда нет будущего – он стар, болен, никому не нужен, ему всегда чего-то не хватает. В своем положительном значении серый цвет уверен, что лучшее – впереди, но ничего для этого не делает. Люди, предпочитающие серый цвет, в данный момент жизни хотят быть «как все», как можно меньше выделяться из толпы; считают, что эмоции можно проявлять только в определенных обстоятельствах. Этот цвет дает силу тому, кто слаб и уязвим. У католиков серый цвет означал смирение. Это символ незаметного, неталантливого человека.

Жёлтый наименее утомляющий, тонизирующий цвет. Помогает преодолеть трудности, способствует концентрации внимания. Под воздействием желтого быстро принимаются и мгновенно выполняются решения. Люди, предпочитающие этот цвет, не любят глупцов, любят, чтобы ими восхищались, не любят быть загнанными в угол. Им свойственны высокая самооценка, уверенность в себе, деятельность. Желтый символизирует интуицию и сообразительность, добавляет в жизнь радости и оптимизма, заменяет эндорфины – гормоны счастья. Рекомендуется людям с пессимистическим настроем и низкой самооценкой.

Желтый цвет золота с древности считался застывшим солнечным цветом. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев. Но это и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. У некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. У славянских народов желтый считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называли буквально “желтый глаз”. Если учесть эти особенности, то случайные, казалось бы, детали известных произведений русской классики вдруг начинают приобретать новый, особенный смысл цветка, похожего на привязанности.

Но есть и такие люди, которые отдают предпочтение желтому цвету, демонстрируя стремление к освобождению и надежду на большое счастье. Эта надежда всегда устремлена в будущее. Желтый цвет - это движение вперед, к новому, солнечному.

Зелёный дарит сердечность, спокойствие, позитивный настрой. Символизирует процветание и новые начинания. В негативном аспекте это цвет безнадежности. Это цвет, на который нельзя долго смотреть – он вызывает скуку. Зеленый нейтрализует действие остальных цветов; помогает рассеивать негативные эмоции, сконцентрироваться и принять решение. Люди, предпочитающие этот цвет, как правило, умеют взвешивать и оценивать шансы и отличаются высокой работоспособностью. Они склонны помогать другим людям, даже в ущерб себе. Они приветливы, но очень скрытны, у них есть свой собственный мир, который они никому не раскрывают.

Голубой - цвет беспечности. Он успокаивает, излучает надежность, но при этом, глядя на него, невозможно сосредоточиться. Он добавляет мягкость, нежность, оптимизм, пассивность, ощущение расслабленности и даже лени. Он не способствует развитию воображения. Голубой цвет снижает напряжение, он комфортен. Это цвет “спокойной эмоциональности”. Он дает возможность быть вне границ общества, расширяет пространство. Но в тоже время замедляет рост и развитие. Это цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия.

Синий - концентрический цвет, затягивает в себя, вгоняет в меланхолию, слабость. Он даёт потерю реальности, мечтание, фанатизм. Люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают. Люди, испытывающие длительный стресс, напряжение, отвергают синий цвет. Его также, как правило, отвергают и курильщики. Выбирают синий цвет те, кто устал от напряжения, хочет гармонии с окружающими.

Фиолетовый образуется красным и синим, которые гасят друг друга. Это цвет царей и гениев. Добавляет креативности, динамики, значимости и величия. Он обозначает чувственность, которая стоит на грани индивидуальности. Фиолетовый - цвет идеализма, способствует повышению самооценки. Это тяжелый цвет (его надо разбавлять золотом, иначе он может привести к депрессии).

Успокоение и умиротворение в стихотворении "Фиалка": "Цветики убогие северной весны, Веете вы кротостью мирной тишины". Чаще всего лепестки фиалки окрашены в фиолетовый цвет. Фиолетовый цвет это смесь красного и синего. Хотя он является самостоятельным цветом, но сохраняет свойства и синего и красного. Фиолетовый старается объединить импульсивную победоносность красного и мягкую уступчивость синего, выражая идею “отождествления". Это отождествление - своего рода мистическое единение, высокая степень чувственной интимности, ведущая к такому полному слиянию между объектом и субъектом, в ходе которого все, о чем мечтают и чего желают, должно стать реальностью. Отождествление как слияние может привести к интуитивному и чувственному пониманию сути вещей. Человек, который отдает предпочтение фиолетовому цвету, ищет “волшебных отношений”. Он не приукрасить себя, но в то же время желает очаровывать и восхищать других, вызывать у людей восторг. Такой человек обожает околдовывать других.
Глава 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Через погружение в текст, через символику цвета можно привести учащихся к более глубокому целостному пониманию сущности главных героев и их поступков и, как следствие, пониманию идейного содержания всего произведения. С помощью цветовой детали можно создать эмоциональный тон произведения, тем самым пробудить эмоции читателя.

Таким образом, если учитывать семантику цветов, их символическое значение, можно получить сведения, углубляющие смысл произведений. Следовательно, символика цветов играет большую роль в произведении, эти детали начинают приобретать новый, особенный смысл, цвет становится своеобразным символом-лейтмотивом, который проходит через все произведение, помогает понять скрытый символический подтекст той или иной сцены в произведении русской классической литературы и живописи.

Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, все труднее уловить тонкий смысл художественных деталей произведений русской классики. Знание языка цветов, разработанного христианской символикой и используемого не только в религиозной, но и в светской жизни, позволяет проникнуть в смысл произведения. И если это удается, все произведение порой озаряется новым светом, в который раз удивляя своей бездонной глубиной.

Кроме того, россыпь цвета в русской литературе означает "воспетую красоту", а символический подтекст в выборе художником цвета должен заставить читателя не только задуматься о смысле произведения, но и научиться видеть цветение жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грачева, И.В. Грани самоцветов // Грачева И.В.// «Литература в школе» - 1998, №2. - С.49.

2, Грачева, И.В. О роли художественной детали в русской классике // Грачева И.В.// «Литература в школе» - 2003, №3. - с.50-55.

3. Кропотова, В.Ф. статья "Цветы в литературе" // Кропотова В.Ф.// «Литература в школе» 2001, №4 - С.11-13. "Новые слова и значения", М., 1971.

4. Попова, Н. Античные и христианские символы. //Попова Н. // С. - Петербург, 2003.

5. Сурина, М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. // Сурина М.О.// М., «Март», 2006.

6. Харченко, В.К. Словарь цвета // Харченко В.К.// М., 2009.

7. Шейнина, Е.Я. Энциклопедия символов// Шейнина Е.Я.// М., «Торсинг», 2007.