|
Классный час в 9 классе. «Мы выбираем, нас выбирают»
МБОУ «ООШ с.Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Классный час в 9 классе.
«Мы выбираем, нас выбирают»
Подготовила и провела
классный руководитель 9 класса:
Тапешко С.В.
«2014 – 2015 учебный год
Классный час в 9-ом классе "Мы выбираем, нас выбирают"
Цели:
Сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учётом их способностей и психологических особенностей.
-
Способствовать осознанию учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей.
Актуализировать основные понятия профессионального самоопределения: факторы, влияющие на выбор профессии; сферы профессиональной деятельности.
Проанализировать типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.
Задачи:
Научить подростков выделять основные признаки профессии;
Научить подростков избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии;
Научить оперировать основными понятиями профессионального самоопределения.
Оформление и оборудование: Презентация Power Point (Приложение 1), ручки, карандаши, схемы анализа профессии на каждую группу (Приложение 2).
Сценарий занятия
1. Вступительная беседа.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем классном часе. Пройдёт он у нас сегодня в виде группового занятия, поэтому я попрошу вас всех разделиться на 4 группы.
Тема нашего группового занятия: «Мы выбираем, нас выбирают» (Слайд 1, Приложение 1). Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
(Ответы учащихся).
Сегодня разговор наш вновь будет о профессиональном самоопределении, процессе и результате самостоятельного и сознательного выбора профессии.
Посмотрите на экран (Слайд 2, Приложение 1). Каждой группе я предлагаю подумать над изречениями и через минуту высказать своё мнение.
«Все работы хороши, выбирай на вкус». В.В. Маяковский
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.
«Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Томас Карлейль.
«Всяк кузнец своего счастья». Народная пословица.
(Учащиеся в группе совещаются и через минуту проходит обсуждение данных высказываний).
2. Актуализация знаний.
В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу?
Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин – запеканку или пюре с котлетами). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост.
Если выбор верный, то обучение профессии будет сплошным удовольствием. Однако. Выбирая себе профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности.
Выбор профессии, с одной стороны, - взгляд в будущее, а с другой стороны – взгляд внутрь себя: готов ли я к достижению цели?
Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е.В. Климовым. Мы с вами эти факторы тоже знаем (Слайд 3, Приложение 1).
-
Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях, вас интересующих, можно получить из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов, выставок, посещений различных учебных заведений, предприятий, учреждений, встреч с различными специалистами, с помощью сети Интернет.
Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься. Необходимо уяснить для себя: вы любите заниматься только любимым делом или вам необходимо общение с людьми?
-
Способности. Думаю, вы понимаете, что одного интереса к будущей профессии мало. Необходимы определённые способности. Способности – это такие свойства человека, которые являются необходимым условием достижения успехов в той или иной области. Для того, чтобы играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходим ещё и абсолютный музыкальный слух и т.д.
Уровень притязания и самооценка. Это важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и в планировании карьеры. Например, девочка хочет стать актрисой, как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т.д.
Мнение родителей, семьи. Этот фактор тоже немаловажен. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
Мнение друзей, одноклассников. Не стоит выбирать учебное заведение по принципу: я хочу и далее учиться с другом. Прислушиваясь к советам друзей или родителей, важно помнить, что выбор профессии – это ваш и только ваш личный выбор.
Мнение учителей и классного руководителя. При выборе профессии старшекласснику полезно учесть мнение учителей о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности. В школе работают психологи, они могут с помощью тестов и заданий определить ваши способности и склонности. Можно обратиться в центры профконсультаций, в центры занятости.
-
ЛПП – личный профессиональный план. Это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности (психического, материального, физического плана). В целом выбор профессии считается оптимальным, если в составлении личного профессионального плана учтены все перечисленные факторы, а сам план включает как основной, так и запасные варианты.
Вспомните родительское собрание в 8 классе и классный час в 9 классе. Посмотрите на слайд 4 (Приложение 1). Какая фигура должна получится в идеале в этом круге?
К каким последствиям может привести неучёт тех или иных факторов?
(Ответы учащихся).
Что такое имидж? Поразмыслите над этим словом в течение 1 минуты. Напишите на карточке свои ассоциации, связанные с этим словом. (Слайд 5, Приложение 1)
(Учащиеся обсуждают, существует ли имидж у людей той или иной профессии, важно ли его иметь при устройстве на работу, соблюдать на работе).
3. Игра «Угадай профессию»
Цель в жизни имеют все люди. Любая цель может быть достижима только посредством труда. Перед каждым вырисовывается своя перспектива в жизни. Иначе ничто не оправдает наше существование. Мы крепнем духовно и физически по мере возвышения наших целей. И чем выше цель, чем чище и бескорыстнее становится человек, тем лучше он трудится.
Предлагаю игру «Угадай профессию» (Слайд 6, Приложение 1, Приложение 2).
Очень часто мы представляем себе какую-либо профессию, но конкретно рассказать об её особенностях не можем. Вот мы сейчас и узнаем особенности некоторых профессий.
Каждая группа получает таблицу. Задание группам: изучить таблицу; загадать профессию и закодировать её, т.е. проставить в каждой ячейке последней колонки нужную цифру, которая подходит к вашей профессии; по сигналу передать другой группе (по кругу). Группа, изучив, должна отгадать, какая же профессия закодирована. В качестве примера даётся профессия таксиста.
Учащиеся работают, звучит медленная музыка.
Теперь настало время узнать, какую профессию загадала каждая группа.
Вы хорошо потрудились. А мы продолжаем разговор о труде.
4. Обсуждение.
Труд в удовольствие – коварный миф. Труд есть прежде всего работа. Её суть раскрывается в таких понятиях, как трудно, трудный, трудности. Подлинный, а не мнимый труд не может быть идентичен игре, забаве. Он всегда требует больших затрат физической, нервной, интеллектуальной энергии, требует преодоления самого себя. Он всегда связан с напряжением, с усилием, с усталостью. И всё-таки здорово, когда сам процесс труда захватывает, увлекает, становится радостным. И ещё лучше, если труд твой увлекает тебя всю жизнь.
Раньше было проще. Отец сам пашет землю и учит пахать своих сыновей. У ремесленника и сыновья будут учиться ремесленному делу. Девочки осваивали исконно женские специальности: выпечку хлеба, прядение, шитьё, вязание.
Сейчас каждый стоит у штурвала своей жизни. Некоторые не всегда правильно выбирают верный путь и «садятся на мель».
Что же такое призвание, как вы считаете? (Слайд 7, Приложение 1).
- Это внутренний голос, который помогает тебе выбрать профессию.
- Это способности, к которым человек предрасположен.
- Это наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы
Безусловно, у каждого человека есть природные задатки: врождённая музыкальность, способности к техническому творчеству, к изобразительному искусству, к шитью. Но все задатки надо развивать, надо много трудиться, чтобы достичь желаемого уровня.
Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее распространённой является классификация академика Е.А. Климова (Слайд 8, Приложение 1).
5. Подведение итогов.
Какие же ошибки сопутствуют выбору профессии? (Слайд 9, Приложение 1).
А на вопрос, как получить желаемую профессию вы можете уже сказать сами. (Слайд 10).
Что необходимо учитывать при осознанном выборе профессии? (Слайд 11, Приложение 1).
Попрошу вас продолжить незаконченные предложения:
«Я узнал, что моя будущая профессия…»
« Я думаю, что после сегодняшнего разговора…»
«Я надеюсь, что в будущем…» (Слайд 12, Приложение 1)
Предлагаю в группах обсудить, сформулировать и записать тему следующего классного часа из цикла «Мир профессий» (Слайд 13, Приложение 1).
Предлагаю составить тезаурус по теме (Слайд 14, Приложение 1).
6. Заключение.
В заключении нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по-настоящему счастливым.
Для вас ребята, время пришло! Бывают случаи, когда, закончив школу, выпускник ещё не определился. Ничего страшного. Главное – относиться к выбору профессии надо как к началу нового жизненного этапа. Всякий путь начинается с первого шага. И именно его сделать сложнее всего. Однако это необходимо потому что, как известно, «под лежачий камень вода не течёт». Ещё Л.Н. Толстой говорил: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».
Обращаю ваше внимание на роль выбора профессии в жизни человека. Закончить наш с вами практикум по выбору профессии хочется словами К.Э. Циолковского «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Жюлем Верном, он пробудил работу мозга в этом направлении. Возникли желания, а за желаниями возникла деятельность ума».
|
Схема анализа профессии
Характеристики профессий
|
Пример профессии: таксист
|
Кодирование загаданной профессии
|
Предмет труда:
1 – природа (животные, растения);
2 – материалы и заготовки;
3 – дети;
4 – взрослые;
5 – техника;
6 – знаковые системы (тексты, информация в компьютерах…);
7 – художественный образ.
|
Взрослые
Техника
|
|
Цели труда:
1 – контроль, оценка, диагноз;
2 – преобразовательная;
3 – изобразительная;
4 – транспортирование;
5 – обслуживание;
6 – собственное развитие.
|
Транспортирование
Обслуживание
|
|
Средства труда:
1 – ручные и простые приспособления;
2 – механические;
3 – автоматические;
4 – функциональные (речь, мимика, зрение, слух…);
5 – теоретические знания, способы мышления;
6 – переносные или стационарные средства.
|
Механические
Функциональные
|
|
Условия труда:
1 – бытовой микроклимат;
2 – большие помещения с людьми;
3 – обычный производственный цех;
4 – необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность);
5 – экстремальные условия (риск для жизни и здоровья);
6 – работа на открытом воздухе;
7 – домашний кабинет, лаборатория, мастерская.
|
Экстремальные условия
|
|
Характер подвижности в труде:
1 – преимущественно сидя;
2 – преимущественно стоя;
3 – множество разнообразных движений;
4 – длительная ходьба;
5 – вынужденные статичные позы;
6 – высокая избирательная подвижность определённых групп мышц.
|
Сидя
|
|
Характер общения в труде:
1 – минимальное общение (индивидуальный план);
2 – клиенты, посетители;
3 – обычный коллектив (одни и те же лица);
4 – работа с аудиториями;
5 – выраженная дисциплина, субординация в труде;
6 – небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций).
|
Клиенты
|
|
Ответственность в труде:
1 – материальная;
2 – моральная;
3 – за жизнь и здоровье людей;
4 – невыраженная ответственность.
|
Ответственность за жизнь и здоровье людей
|
|
Особенности труда:
1 – возможность работы по совместительству;
2 – большая официальная зарплата;
3 – льготы;
4 – «соблазны» (возможность использовать оборудование организации и т.п.)
5 – «изысканные отношения»;
6 – встречи со знаменитостями;
7 – частые загранкомандировки;
8 – командировки по стране;
9 – завершённый результат труда (можно полюбоваться);
10 – высокий престиж профессии;
11 – ярко выраженная общественная полезность труда.
|
Соблазны.
Привлекательные стороны.
|
|
Типичные трудности и неприятности:
1 – нервное напряжение;
2 – профзаболевания;
3 – распространено сквернословие;
4 – повышенный риск попасть под судимость;
5 – непрестижность;
6 – маленькая зарплата;
7 – общественно презираемый (осуждаемый) труд
|
Нервное напряжение.
Профзаболевания.
Сквернословие.
|
|
Минимальный уровень образования для работы:
1 – без специального образования (сразу после школы);
2 – краткосрочные курсы;
3 – начальное профессиональное образование (техникум, колледж);
4 – высшее профессиональное образование:
- незаконченное высшее;
- бакалавриат;
- магистратура;
5 – учёная степень (аспирантура, академия…);
6 – дополнительное профессиональное образование.
|
Начальное профессиональное.
|
|
|
|
|