Главная страница

Классный час в 9 классе. «Мы выбираем, нас выбирают»


Скачать 107.37 Kb.
Название Классный час в 9 классе. «Мы выбираем, нас выбирают»
Дата 12.03.2016
Размер 107.37 Kb.
Тип Классный час

МБОУ «ООШ с.Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Классный час в 9 классе.

«Мы выбираем, нас выбирают»

Подготовила и провела

классный руководитель 9 класса:

Тапешко С.В.

«2014 – 2015 учебный год

Классный час в 9-ом классе "Мы выбираем, нас выбирают" 

Цели:

  • Сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учётом их способностей и психологических особенностей.

  • Способствовать осознанию учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей.

  • Актуализировать основные понятия профессионального самоопределения: факторы, влияющие на выбор профессии; сферы профессиональной деятельности.

  • Проанализировать типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.

Задачи:

  • Научить подростков выделять основные признаки профессии;

  • Научить подростков избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии;

  • Научить оперировать основными понятиями профессионального самоопределения.

Оформление и оборудование: Презентация Power Point (Приложение 1), ручки, карандаши, схемы анализа профессии на каждую группу (Приложение 2).

Сценарий занятия

1. Вступительная беседа.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем классном часе. Пройдёт он у нас сегодня в виде группового занятия, поэтому я попрошу вас всех разделиться на 4 группы.

Тема нашего группового занятия: «Мы выбираем, нас выбирают» (Слайд 1, Приложение 1). Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

(Ответы учащихся).

Сегодня разговор наш вновь будет о профессиональном самоопределении, процессе и результате самостоятельного и сознательного выбора профессии.

Посмотрите на экран (Слайд 2, Приложение 1). Каждой группе я предлагаю подумать над изречениями и через минуту высказать своё мнение.

«Все работы хороши, выбирай на вкус». В.В. Маяковский

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.

«Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Томас Карлейль.

«Всяк кузнец своего счастья». Народная пословица.

(Учащиеся в группе совещаются и через минуту проходит обсуждение данных высказываний).

2. Актуализация знаний.

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу?

Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин – запеканку или пюре с котлетами). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. От него зависит успех в работе и карьерный рост.

Если выбор верный, то обучение профессии будет сплошным удовольствием. Однако. Выбирая себе профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности.

Выбор профессии, с одной стороны, - взгляд в будущее, а с другой стороны – взгляд внутрь себя: готов ли я к достижению цели?

Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е.В. Климовым. Мы с вами эти факторы тоже знаем (Слайд 3, Приложение 1).

  1. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях, вас интересующих, можно получить из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов, выставок, посещений различных учебных заведений, предприятий, учреждений, встреч с различными специалистами, с помощью сети Интернет.

  2. Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься. Необходимо уяснить для себя: вы любите заниматься только любимым делом или вам необходимо общение с людьми?

  3. Способности. Думаю, вы понимаете, что одного интереса к будущей профессии мало. Необходимы определённые способности. Способности – это такие свойства человека, которые являются необходимым условием достижения успехов в той или иной области. Для того, чтобы играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходим ещё и абсолютный музыкальный слух и т.д.

  4. Уровень притязания и самооценка. Это важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и в планировании карьеры. Например, девочка хочет стать актрисой, как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т.д.

  5. Мнение родителей, семьи. Этот фактор тоже немаловажен. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.

  6. Мнение друзей, одноклассников. Не стоит выбирать учебное заведение по принципу: я хочу и далее учиться с другом. Прислушиваясь к советам друзей или родителей, важно помнить, что выбор профессии – это ваш и только ваш личный выбор.

  7. Мнение учителей и классного руководителя. При выборе профессии старшекласснику полезно учесть мнение учителей о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности. В школе работают психологи, они могут с помощью тестов и заданий определить ваши способности и склонности. Можно обратиться в центры профконсультаций, в центры занятости.

  8. ЛПП – личный профессиональный план. Это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности (психического, материального, физического плана). В целом выбор профессии считается оптимальным, если в составлении личного профессионального плана учтены все перечисленные факторы, а сам план включает как основной, так и запасные варианты.

Вспомните родительское собрание в 8 классе и классный час в 9 классе. Посмотрите на слайд 4 (Приложение 1). Какая фигура должна получится в идеале в этом круге?

К каким последствиям может привести неучёт тех или иных факторов?

(Ответы учащихся).

Что такое имидж? Поразмыслите над этим словом в течение 1 минуты. Напишите на карточке свои ассоциации, связанные с этим словом. (Слайд 5, Приложение 1)

(Учащиеся обсуждают, существует ли имидж у людей той или иной профессии, важно ли его иметь при устройстве на работу, соблюдать на работе).

3. Игра «Угадай профессию»

Цель в жизни имеют все люди. Любая цель может быть достижима только посредством труда. Перед каждым вырисовывается своя перспектива в жизни. Иначе ничто не оправдает наше существование. Мы крепнем духовно и физически по мере возвышения наших целей. И чем выше цель, чем чище и бескорыстнее становится человек, тем лучше он трудится.

Предлагаю игру «Угадай профессию» (Слайд 6, Приложение 1, Приложение 2).

Очень часто мы представляем себе какую-либо профессию, но конкретно рассказать об её особенностях не можем. Вот мы сейчас и узнаем особенности некоторых профессий.

Каждая группа получает таблицу. Задание группам: изучить таблицу; загадать профессию и закодировать её, т.е. проставить в каждой ячейке последней колонки нужную цифру, которая подходит к вашей профессии; по сигналу передать другой группе (по кругу). Группа, изучив, должна отгадать, какая же профессия закодирована. В качестве примера даётся профессия таксиста.

Учащиеся работают, звучит медленная музыка.

Теперь настало время узнать, какую профессию загадала каждая группа.

Вы хорошо потрудились. А мы продолжаем разговор о труде.

4. Обсуждение.

Труд в удовольствие – коварный миф. Труд есть прежде всего работа. Её суть раскрывается в таких понятиях, как трудно, трудный, трудности. Подлинный, а не мнимый труд не может быть идентичен игре, забаве. Он всегда требует больших затрат физической, нервной, интеллектуальной энергии, требует преодоления самого себя. Он всегда связан с напряжением, с усилием, с усталостью. И всё-таки здорово, когда сам процесс труда захватывает, увлекает, становится радостным. И ещё лучше, если труд твой увлекает тебя всю жизнь.

Раньше было проще. Отец сам пашет землю и учит пахать своих сыновей. У ремесленника и сыновья будут учиться ремесленному делу. Девочки осваивали исконно женские специальности: выпечку хлеба, прядение, шитьё, вязание.

Сейчас каждый стоит у штурвала своей жизни. Некоторые не всегда правильно выбирают верный путь и «садятся на мель».

Что же такое призвание, как вы считаете? (Слайд 7, Приложение 1).

- Это внутренний голос, который помогает тебе выбрать профессию.

- Это способности, к которым человек предрасположен.

- Это наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека и его работы

Безусловно, у каждого человека есть природные задатки: врождённая музыкальность, способности к техническому творчеству, к изобразительному искусству, к шитью. Но все задатки надо развивать, надо много трудиться, чтобы достичь желаемого уровня.

Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее распространённой является классификация академика Е.А. Климова (Слайд 8, Приложение 1).

5. Подведение итогов.

  • Какие же ошибки сопутствуют выбору профессии? (Слайд 9, Приложение 1).

  • А на вопрос, как получить желаемую профессию вы можете уже сказать сами. (Слайд 10).

  • Что необходимо учитывать при осознанном выборе профессии? (Слайд 11, Приложение 1).

  • Попрошу вас продолжить незаконченные предложения:
    «Я узнал, что моя будущая профессия…»
    « Я думаю, что после сегодняшнего разговора…»
    «Я надеюсь, что в будущем…» (Слайд 12, Приложение 1)

  • Предлагаю в группах обсудить, сформулировать и записать тему следующего классного часа из цикла «Мир профессий» (Слайд 13, Приложение 1).

  • Предлагаю составить тезаурус по теме (Слайд 14, Приложение 1).

6. Заключение.

В заключении нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по-настоящему счастливым.

Для вас ребята, время пришло! Бывают случаи, когда, закончив школу, выпускник ещё не определился. Ничего страшного. Главное – относиться к выбору профессии надо как к началу нового жизненного этапа. Всякий путь начинается с первого шага. И именно его сделать сложнее всего. Однако это необходимо потому что, как известно, «под лежачий камень вода не течёт». Ещё Л.Н. Толстой говорил: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».

Обращаю ваше внимание на роль выбора профессии в жизни человека. Закончить наш с вами практикум по выбору профессии хочется словами К.Э. Циолковского «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Жюлем Верном, он пробудил работу мозга в этом направлении. Возникли желания, а за желаниями возникла деятельность ума».



Схема анализа профессии

Характеристики профессий

Пример профессии: таксист

Кодирование загаданной профессии

Предмет труда:

1 – природа (животные, растения);

2 – материалы и заготовки;

3 – дети;

4 – взрослые;

5 – техника;

6 – знаковые системы (тексты, информация в компьютерах…);

7 – художественный образ.

Взрослые

Техника




Цели труда:

1 – контроль, оценка, диагноз;

2 – преобразовательная;

3 – изобразительная;

4 – транспортирование;

5 – обслуживание;

6 – собственное развитие.

Транспортирование

Обслуживание




Средства труда:

1 – ручные и простые приспособления;

2 – механические;

3 – автоматические;

4 – функциональные (речь, мимика, зрение, слух…);

5 – теоретические знания, способы мышления;

6 – переносные или стационарные средства.

Механические

Функциональные




Условия труда:

1 – бытовой микроклимат;

2 – большие помещения с людьми;

3 – обычный производственный цех;

4 – необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность);

5 – экстремальные условия (риск для жизни и здоровья);

6 – работа на открытом воздухе;

7 – домашний кабинет, лаборатория, мастерская.

Экстремальные условия




Характер подвижности в труде:

1 – преимущественно сидя;

2 – преимущественно стоя;

3 – множество разнообразных движений;

4 – длительная ходьба;

5 – вынужденные статичные позы;

6 – высокая избирательная подвижность определённых групп мышц.

Сидя




Характер общения в труде:

1 – минимальное общение (индивидуальный план);

2 – клиенты, посетители;

3 – обычный коллектив (одни и те же лица);

4 – работа с аудиториями;

5 – выраженная дисциплина, субординация в труде;

6 – небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций).

Клиенты




Ответственность в труде:

1 – материальная;

2 – моральная;

3 – за жизнь и здоровье людей;

4 – невыраженная ответственность.

Ответственность за жизнь и здоровье людей




Особенности труда:

1 – возможность работы по совместительству;

2 – большая официальная зарплата;

3 – льготы;

4 – «соблазны» (возможность использовать оборудование организации и т.п.)

5 – «изысканные отношения»;

6 – встречи со знаменитостями;

7 – частые загранкомандировки;

8 – командировки по стране;

9 – завершённый результат труда (можно полюбоваться);

10 – высокий престиж профессии;

11 – ярко выраженная общественная полезность труда.

Соблазны.

Привлекательные стороны.




Типичные трудности и неприятности:

1 – нервное напряжение;

2 – профзаболевания;

3 – распространено сквернословие;

4 – повышенный риск попасть под судимость;

5 – непрестижность;

6 – маленькая зарплата;

7 – общественно презираемый (осуждаемый) труд

Нервное напряжение.

Профзаболевания.

Сквернословие.




Минимальный уровень образования для работы:

1 – без специального образования (сразу после школы);

2 – краткосрочные курсы;

3 – начальное профессиональное образование (техникум, колледж);

4 – высшее профессиональное образование:

- незаконченное высшее;

- бакалавриат;

- магистратура;

5 – учёная степень (аспирантура, академия…);

6 – дополнительное профессиональное образование.

Начальное профессиональное.