|
Весенние изменения в природе. Обобщение
ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
ЦЕЛИ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ; РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ; ВОСПИТАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОЕ И БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПРИРОДЕ, БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ.
ОБОРУДОВАНИЕ:
ХОД УРОКА.
ОРГ. МОМЕНТ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день с помощью имён прилагательных. ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ. Светлый, солнечный, прекрасный, тёплый, чудесный, яркий. - Весна- это замечательное время года. Поэты называют весну «утром года». ПРИШЛА ВЕСНА. Как хорошо, что пришла к нам весна!
Солнышко светит теперь допоздна.
Дождик прольётся, тёплый, хороший.
Только наденешь и снимешь калоши.
Сверху набухли у всех на виду
Почки зелёные в нашем саду.
Скоро из почек, клейких, зелёных,
Вылезут светлые листья на клёнах.
- Сегодня мы подведём итоги и обобщим наши знания по теме «Весенние изменения в природе», Вспомним замечательные стихи и поговорки о весне и весенних месяцах. Проведём урок в форме конференции, на которой принимают участие такие научные группы: юные ботаники, юные зоологи, юные биологи.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.
- Наша задача – составить схему, которая бы отражала весенние изменения, и определить, что является причинами и следствиями этих изменений.
- Почему весну называют утром года?
- Кто даёт команду к пробуждению природы? СОЛНЦЕ.
_ Как изменилось положение солнца? СОЛНЦЕ ВЫШЕ.
- Что является следствием изменения положения солнца? ДЕНЬ СТАНОВИТСЯ ДЛИННЕЕ.
- Как изменилась температура воздуха? ТЕМ. ПОВЫСИЛАСЬ.
- Какие изменения в неживой природе последовали за повышением температуры? ИЗМЕНЕНИЕ ОБЛАЧНОСТИ - БОЛЬШЕ ЯСНЫХ ДНЕЙ; ПОТЕПЛЕНИЕ.
- Какие осадки характерны для весны? ДОЖДИ.
- Какие явления природы можно наблюдать только после потепления? ГРОЗЫ.
- Когда чаще всего бывает первая гроза? В МАЕ, РЕЖЕ – В КОНЦЕ АПРЕЛЯ.
1. СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
- Давайте вспомним весенние месяцы
В теплых солнечных сапожках,
с огонечком на застежках,
по снегам бежит мальчишка –
снег пугает, шалунишка:
только ступит - стаял снег,
раскололся лед у рек.
Охватил его азарт:
а мальчишка этот - ....
(март)
Будит лес, поля и горы,
все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
напевает у воды.
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех.......
(апрель)
В лапотках бежит малыш,
ты шаги его услышь.
Он бежит, и все цветет,
он смеется – все поет.
Спрятал счастье в лепестках
у сирени на кустах.. .
«Ландыш мой, благоухай!» -
повелел веселый ...(май)
РАБОТА ПО ТЕТРАДИ. С. 35. №47.(В ПАРЕ). МАЙ, АПРЕЛЬ, МАРТ. ПРОВЕРКА –Учитель читает загадку – Дети по тетради, что происходит в природе в этом месяце.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
-МАРТ-первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и мороз крепок. Бывает, разыграется метель. Но всё уже дышит весной. Небо светится яркой голубизной. НАЧИНАЕТСЯ ВЕСНА СВЕТА. - АПРЕЛЬ – месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы.
- МАЙ наряжает деревья в нежные шапки цветов, раскрашивает луга сочной травой, начищает до блеска яркое солнце. Тёплые дожди умывают лес, в воздухе стоит пьянящий аромат черёмухи, цветут ландыши в лесу. Май – это весна зелени.
- Почему ранней весной ещё холодно, несмотря на то, что солнце уже довольно высоко над линией горизонта и световой день увеличился? Много солнечной энергии расходуется на таяние снегов и на испарение талой воды.
Выступление научной группы биологов. - Апрель называют весной воды, потому что в апреле начинает интенсивно таять снег на полях и в лиственных лесах, что приводит к появлению ручьёв, наполнению водой малых и больших рек, начинается ледоход.
- Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
- Апрельский скворец – весны гонец.
- Апрельский цветок ломает снежок.
- Апрель – месяц говорливой воды, хранитель вешнего шума.
- Мокрый апрель – хорошая пашня.
- Какие природные явления можно наблюдать в апреле? Половодье – появление талой воды. Ледоход – таяние воды (льда).
РАБОТА ПО ТЕТРАДИ №46 СТР. 35.
АПРЕЛЬ.
Учитель показывает 1 часть схемы. - О какой природе пойдёт наш разговор дальше? ЖИВАЯ ПРИРОДА
- Вспомните, какие явления происходили в жизни растений в осенний и зимний периоды? Изменение окраски листьев, листопад у лиственных деревьев и кустарников, увядание и отмирание наземной части у травянистых растений, покой зимой. - Что изменилось с приходом весны? РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ С. 98, 2 абзац. - Что появляется на деревьях? ПОЧКИ, СОЦВЕТИЯ – СЕРЁЖКИ.
Какие появляются цветы? ПЕРВОЦВЕТЫ
Первыми покрываются весенними цветами места, открытые полуденному солнцу (на южных склонах холмов, на южных опушках рощ и лесов). Чтобы зацвести ранней весной, растения должны были заранее, ещё осенью, заготовить цветочные почки.
Выступление научной группы ботаников с сообщениями о первоцветах.
Робкий листочек.
Зелёный росточек
Прохлады боится,
Никак не решится
Из почки пробиться.
И солнышко шепчет:
- Не бойся, голубчик!
И тянет листочек
За маленький зубчик.
_ О каком цветке идёт речь в загадке?
Шорохом неслышным лепестков
Жемчуг белоснежный распустился,
Свежим нежным крохотным цветком
Из-под снега к солнцу устремился.
(Подснежник)
ГИАЦИНТ, ИРИС, ТЮЛЬПАН, ПРИМУЛА, КРОКУСЫ, МАТЬ – и – МАЧЕХА.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
ПРОСМОТР ВИДЕОКЛИПА ПОД МУЗЫКУ ВИВАЛЬДИ. - Во время просмотра видеоклипа прекрасная музыка Вивальди и картины природы, пробудившейся после зимнего сна, помогут вам отдохнуть и настроиться на продолжение работы.
- Как встречают весну животные?
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. С. 99. 2 абзац.
- Где селятся птицы, прилетевшие к нам весной?
На шесте сидит певец,
А зовут его…СКВОРЕЦ.
Он соло пел среди ветвей,
Его назвали… СОЛОВЕЙ.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ ЗООЛОГОВ. СООБЩЕНИЕ О ПТИЦАХ. - Сейчас мы повторим приметы апреля, поможет нам в этом КРОССВОРД Работа по группам
- Какие изменения в неживой и живой природе происходят в мае?
ВЫСТУПЛЕНИЕ БИОЛОГОВ.
- Давайте вспомним пословицы и поговорки о мае.
В мае два холода: когда черёмуха цветёт и когда дуб распускается.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Май – пора сева.
Май – травник.
Май создаёт хлеба, а июнь – сено.
- В чём заключается особенность мая? ЖИВОТНЫЕ СПЕШАТ ПРОДОЛЖИТЬ СВОЙ РОД.
МАЙ.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗООЛОГОВ. СООБЩЕНИЕ О ЖИВОТНЫХ.
ОБОБЩЕНИЕ. ИТОГ УРОКА.
-Три долга у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется; землю разбудить и отогреть – апрель только этим и занимается; тёплую землю в зелень разодеть – это достаётся маю, который лес наряжает, лето в гости приглашает.
РАБОТА В ГРУППЕ.
- Составьте схему причинно – следственных связей. «ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ».
(На доске.) ПОТЕПЛЕНИЕ – ТАЯНИЕ СНЕГА – ОТТАИВАНИЕ ПОЧВЫ – ПРОБУЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ – ПОЯВЛЕНИЕ НАСЕКОМЫХ – ПРИЛЁТ ПТИЦ И ПРОБУЖДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ОТО СНА.
ВЕСНА.
Тихо, тихо, незаметно
Март вступил в свои права,
Под лучами солнца тают
Ледяные зеркала.
И на быстрой колеснице
В гости к нам спешит апрель,
Чтобы вовремя доставить
Для природы акварель.
Не успели оглянуться-
Май купается в цветах,
У весны раскрылись крылья
В ярких, красочных тонах!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Учебник с. 98-100. Тетрадь с. 36 №48-49. Группа биологов – Составить памятку «УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ»
Группа ботаников – Придумать и нарисовать условные знаки «Охрана природы весной».Группа зоологов – Написать сочинение «Весна – время пробуждения природы».
Кроссворд «ПРИМЕТЫ АПРЕЛЯ».
Падающие капли оттаявшего снега. КАПЕЛЬ.
Главный признак начала весны. ПОТЕПЛЕНИЕ.
Место, где стаял снег, и открылась земля. ПРОТАЛИНА.
Движение льда по течению рек и на озёрах весной во время таяния. ЛЕДОХОД.
Главный источник тепла в природе. СОЛНЦЕ.
Вид осадков. ДОЖДЬ.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО – АПРЕЛЬ.
|
|
|
к
|
а
|
п
|
е
|
л
|
ь
|
|
|
|
п
|
о
|
т
|
е
|
п
|
л
|
е
|
н
|
и
|
е
|
|
|
|
|
|
п
|
р
|
о
|
т
|
а
|
л
|
и
|
н
|
а
|
|
|
|
л
|
е
|
д
|
о
|
х
|
о
|
д
|
|
|
|
|
с
|
о
|
л
|
н
|
ц
|
е
|
|
|
|
|
д
|
о
|
ж
|
д
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
|
Кроссворд «ПРИМЕТЫ АПРЕЛЯ».
Падающие капли оттаявшего снега.
Главный признак начала весны.
Место, где стаял снег, и открылась земля.
Движение льда по течению рек и на озёрах весной во время таяния.
Главный источник тепла в природе.
Вид осадков.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО.
ПРИЛЁТ ПТИЦ И ПРОБУЖДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ОТО СНА.
ПРИЛЁТ ПТИЦ И ПРОБУЖДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ОТО СНА.
ПРИЛЁТ ПТИЦ И ПРОБУЖДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ ОТО СНА.
ПРЕДМЕТ: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3 КЛАСС.
УЧИТЕЛЬ: УСОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА.
ТЕМА: ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ДЕТЕЙ ЗА ВЕСЕННИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.
ЗАДАЧИ: РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ; ВОСПИТАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОЕ И БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПРИРОДЕ, БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ.
ОБОРУДОВАНИЕ: УЧЕБНИК «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» О. Т. ПОГЛАЗОВА, В. Д. ШИЛИН, 2008., ТЕТРАДЬ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» О. Т. ПОГЛАЗОВА,2008., КРОССВОРД «ПРИМЕТЫ АПРЕЛЯ», НАБОР КАРТОЧЕК «ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ В ПРИРОДЕ», ПРЕЗЕНТАЦИИ: «ВЕСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ», «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ», ФОТОГРАФИИ ПЕРВОЦВЕТОВ, ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦ, АУДИЗАПИСЬ ВИВАЛЬДИ «ВЕСНА».
|
|
|