|
Диагностика негативных эмоциональных состояний обучающихся методом sandplay
Диагностика негативных эмоциональных состояний обучающихся методом sandplay.
Задача диагностики - собрать информацию о трудностях и проблемах, с которыми сталкиваются школьники в своей повседневной жизни, и какие из этих проблем участники группы хотели бы разрешить. Как правило, для диагностики эмоциональных состояний применяются такие методы, как беседа, интервью, проективные методики, опросники, целенаправленные или включенные наблюдения реального поведения и взаимоотношения. Песочница является уникальным диагностическим методом исследования эмоциональных проблем учеников.
Метод sandplay позволяет не только диагностировать проблемы, но и проводить коррекционную работу по снижению агрессии, конфликтов и страхов. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни ребенка. Песочная игра с психологом дает ему возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.
Т.М. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Грабенко указывают, что поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, человеку предоставляется возможность творческого изменения напрягающей его в данный момент ситуации, или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальность.
Опираясь на исследования Н.А. Сакович, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л. Штейнхард, Т.М. Грабенко, мы обобщили критерии, через которые диагностируются негативные эмоциональные состояния в sandplay. Рассмотрим эти критерии:
1. Выполнение инструкции.
Отсутствие негативных эмоций, таких как: агрессия, страх, конфликтность наблюдается, если семья верно выполняет инструкцию и их песочная картина соответствует моделирующей инструкции, например «Мои страхи», «Моя реальная и идеальная семья» и др.
Наличие негативных эмоциональных состояний определяется, если участники переспрашивают задание, уточняют, отходят от темы, отказываются выполнять задание.
Невербальные реакции.
Положительное отношение к теме диагностируется через такие невербальные сообщения, как: улыбка, активность.
Негативное отношение к теме заметно проявляется через: покраснение кожи лица, напряжение в мышцах, медлительность, повторяющихся движений, покусывание ногтей, закручивание на палец волос и др.
3. Сюжет песочной картины.
Сюжет- это идея, рассказ клиента о своей жизни в семье. Через контент-анализ мы определяем насколько тревога или страхи присутствуют в жизни ребенка или родителя. Положительную ситуацию мы оцениваем, если он произносит такие слова, как: семья, взаимодействие, любовь, интерес; обозначены роли: родитель-ребенок.
Отрицательный сюжет- это хаос, война, солдаты, жизнь без родителей (или детей).
4. Пространство песочницы.
По горизонтали песочная поверхность разделена условно на три составляющих части. Верхняя часть символизирует разум, мыслительную деятельность, воображение, мечты – все, что относится к размышлению и анализу. Нижняя часть поля показывает нам свершенные или не свершенные действия. По ним можно увидеть промахи семьи и возможности, успешные или безуспешные события в их о жизни. Если внизу пусто, то человек скорее мечтатель, чем человек действия. Что-то напрягает его, и не даёт адаптироваться в социуме, или он фантазёр, улетевший от решения реальных задач. Центральная часть – наиболее значимая, в ней ключ ко всей картине; центр сообщает нам о самом человеке, об эмоциональном отношении человека к самому себе. Средняя часть содержит в себе эмоциональный фон. Эмоциональная непроявленность или кинестетическая нереализованность могут повлечь за собой непредсказуемые проявления в виде нервных срывов, истерик, криков, раздражения, апатий, депрессий, уходов в себя, нежелания контакта. Эмоциональная насыщенность может затмить разум и подтолкнуть человека к неверному, предвзятому решению.
По углам находится самое сокровенное. В них-то и запрятаны основные нерешенные проблемы и комплексы. Спрятанные в углу фигурки указывают на то, что эти проблемы решаться не будут. Человек будет мучиться, но он не увидит путей решения, пока что - нибудь не изменит, не передвинет в своем подсознании. Пока проблема запрятана в угол, ее не будет ни видно, ни слышно. Вытащив проблему из угла, можно понять, как ее решить, или она решится автоматически уже потому, что на нее обратили внимание и достали на обозрение.
5.Расположение фигур, свидетельствующее о негативных переживаниях.
Фигурка, размещенная в середине, - это и есть автор созданной композиции. Пустота центральной части говорит о том, что актуальная задача человека – увидеть себя, свое присутствие в реальном мире не реализована.
Это могут быть также группы:
- членов семьи, враждующих друг с другом, что свидетельствует о семейных конфликтах;
- одиноко стоящие;
- родители и дети, отгороженные заборами друг от друга.
6. Символы.
Фигурки, выбранные на поле символизируют то, что человек имеет на сегодняшний день. Значения метафорического опыта предыдущих поколений не самое главное, основным считается то, что сам автор думает по этому поводу. Чаще всего дети, конфликтующие с родителями, выбирают для них символы: свиней, волков, монстров, драконов, лягушек и т.д. А самих себя показывают символами для них положительными: люди, гномики, кошки и т. д. Мы исходим из того, что семьи сами дают характеристику символу.
7. Ландшафт.
Отражает картину внутреннего состояния человеческой психики, проявляющейся на внешнем плане. Деревья на песочном поле принято считать социумом. Чем напряженнее взаимоотношения с социумом, с окружающими, с семьей, тем больше деревьев. Деревья засохшие, мертвые – конфликтные отношения, как в семье, так и за пределами ее. Проявление тревожности может выражаться через деревья: с колючками, хвойные. Отсутствие деревьев в ландшафте показывает, что человек погружен в личные проблемы.
Горы, пещеры, ямы, вершины могут рассказать нам о желании спрятаться, скрыть тревожность.
Остров – на него может быть выселена проблема, тревожащая ребенка.
Отсутствие тревожности может наблюдаться если ландшафт остается ровным.
Выстроены скрытые барьеры в виде изгороди из травы и цветов, камней, кубиков, насыпи – являются очевидными препятствиями.
Символы рассматриваются не отдельно, а в контексте.
Размещая фигурки в определенную часть поля, ребенок достает из информационных глубин свои воспоминания и свои программы на будущее. Таким образом, самая простая и доступная информация считывается из взаимоотношений прошлого, настоящего и будущего. Из расстановки фигур видно, на чем акцентируется ребенок, что его волнует, что может быть препятствием в достижении цели, которые он себе ставит, и почему не свершается то, чего он хочет.
Sandplay позволяет посмотреть со стороны на непростую жизненную ситуацию и разыграть позитивный сценарий ее разрешения.
Личность каждого ребенка уникальна. Sandplay - одна из тех техник, которые позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Рассмотрим некоторые примеры песочных картин, в которых диагностируются негативные эмоциональные состояния разного уровня.
Наличию критерия, указывающего на негативные эмоции, приписываем 1 балл. За основу определения негативных состояний взяты 7 критериев. Таким образом, выделяем следующие уровни:
Высокий- 7-5 баллов;
Средний- 4-2 балла;
Низкий- 1-0 баллов.
Диагностика школьного страха. Миша,11 лет.
Высокий уровень- 7 баллов.
№
|
Критерий
|
балл
|
Описание
|
1
|
Выполнение инструкций
|
1
|
отказ от выполнения задания, уточнение инструкции, долго не приступает к работе
|
2
|
Невербальные реакции.
|
1
|
кожно-гальванические реакции, медлительность
|
3
|
Сюжет песочной картины
|
1
|
отсутствие учебной ситуации
|
4
|
Пространство песочницы.
|
1
|
центральная часть песочницы не заполнена
|
5
|
Расположение фигур
|
1
|
группа враждующих учеников
|
6
|
Символы
|
1
|
испытуемый представил себя символом солдатика в группе враждующих учеников, учителя представлены символами ангела и крота (на крыше домика)
|
7
|
Ландшафт
|
1
|
ландшафт не равномерный, присутствуют неровности
|
Диагностика агрессии. Илья – 8 лет.
Высокий уровень- 7 баллов.
№
|
Критерий
|
балл
|
Описание
|
1
|
Выполнение инструкций
|
1
|
уточнение инструкции, долго не приступал к работе, а просто играл фигурками, выбирая их
|
2
|
Невербальные реакции
|
1
|
неусидчивость, беспокойство, вскакивание с места, размахивание руками, имитация стрельбы
|
3
|
Сюжет песочной картины
|
1
|
животные против людей
|
4
|
Пространство песочницы
|
1
|
хаос
|
5
|
Расположение фигур
|
1
|
по всему пространству песочницы вперемежку животные, люди, техника
|
6
|
Символы
|
1
|
себя испытуемый представил в виде змеи, другие животные враждуют и пожирают людей
|
7
|
Ландшафт
|
1
|
сплошная пустыня, заполненная фигурами
|
Диагностика агрессии, страхов. Ребенок из семьи беженцев. Амин – 6 лет.
Высокий уровень – 7 баллов.
№
|
Критерий
|
балл
|
Описание
|
1
|
Выполнение инструкций
|
1
|
часто спрашивал разрешения взять ту или иную фигурку, оглядывался
|
2
|
Невербальные реакции
|
1
|
проговаривание вслух всех действий, почесывание головы, спины
|
3
|
Сюжет песочной картины
|
1
|
супермен убивает «плохих»;
сначала побеждают «плохие», потом «хорошие» и наоборот
|
4
|
Пространство песочницы
|
1
|
правая часть песочницы не простроена (будущее ребенок не видит)
|
5
|
Расположение фигур
|
1
|
огромные ящерица и дракон побеждают людей, дома пустые, брошенные
|
6
|
Символы
|
1
|
холоднокровные животные, эмоциональная холодность к людям
|
7
|
Ландшафт
|
1
|
скудность
|
Диагностика тревожности, страхов, конфликтов в семье ребенка, где отец бьет мать. Лера – 9 лет.
Высокий уровень – 7 баллов.
№
|
Критерий
|
балл
|
Описание
|
1
|
Выполнение инструкций
|
1
|
ребенок испытывал страх что-то спросить, встать взять игрушку
|
2
|
Невербальные реакции
|
1
|
сутулость, опущенная голова, в глаза опущены, покраснение лица, ноги скрещены, молчаливость
|
3
|
Сюжет песочной картины
|
1
|
мама и сестренка в Африке без папы отдыхают
|
4
|
Пространство песочницы
|
1
|
центральная часть песочницы не заполнена
|
5
|
Расположение фигур
|
1
|
фигуры животных и людей расположены по углам
|
6
|
Символы
|
1
|
холоднокровные животные, враждебные драконы, люди оттеснены назад
|
7
|
Ландшафт
|
1
|
пустыня, маленькое озеро, нет растительности
|
Диагностика конфликтов с сиблингами. Лена – 14 лет.
Высокий уровень – 6 баллов.
№
|
Критерий
|
балл
|
Описание
|
1
|
Выполнение инструкций
|
1
|
не понимала, что от нее хотят
|
2
|
Невербальные реакции
|
1
|
покраснение лица, смех как обесценивание конфликтной ситуации
|
3
|
Сюжет песочной картины
|
1
|
наказание и изоляция после ссоры с братом
|
4
|
Пространство песочницы
|
0
|
все простроено заполнено
|
5
|
Расположение фигур
|
1
|
вся семья отдыхает, а дочь наказана, закрыта в комнате
|
6
|
Символы
|
1
|
много мебели, члены семьи
|
7
|
Ландшафт
|
1
|
отсутствует
|
Диагностика внутренних конфликтов, тревог, субдепрессии. Катя – 13 лет.
Высокий уровень – 6 баллов.
№
|
Критерий
|
балл
|
Описание
|
1
|
Выполнение инструкций
|
0
|
инструкции выполнены четко
|
2
|
Невербальные реакции
|
1
|
молчаливость, нежелание контактировать
|
3
|
Сюжет песочной картины
|
1
|
древний замок, окруженный водой, где живут император с императрицей
|
4
|
Пространство песочницы
|
1
|
много воды, посередине пустынный замок, остальные части песочницы не заполнены
|
5
|
Расположение фигур
|
1
|
замок посередине, и занимает все пространство
|
6
|
Символы
|
1
|
замок из песка
|
7
|
Ландшафт
|
1
|
неравномерность
|
Индивидуальная работа с детьми
Перед вами примеры консультаций с семьей, где родители делают запрос психологу на работу с ребенком. Первый этап- запрос родителей. На этом этапе происходит знакомство с семьей, налаживание контакта с ребенком, установление доверительных отношений.
Второй этап- выявление проблемы. Здесь уточняются трудности, проводится диагностика методом интервью, опроса, анкетирования. В качестве диагностики может выступать сама песочница. Также выявляются ожидания родителей на результат работы.
Третий этап-инструкция. Психолог обращается к ребенку: попробуй сочинить свою сказку. Но, чтобы сочинить ее, надо знать ее особенности:
Сказка рассказывается о необычных приключениях героев.
В сказке есть волшебство.
В сказке все могут разговаривать (животные, деревья, ветер, солнце и т.д.).
Сказка всегда чему-то учит.
В сказке добро всегда побеждает зло.
Ребенок строит сказочный мир в песке, при помощи миниатюрных фигурок. Сказка может быть:
-
на свободную тему, для этого ребенку дается лист с изображением разных персонажей и предметов, те персонажи, которые будут принимать участие в сказке нужно раскрасить и уже, потом выбрать из фигурок, расположив их в песке (см. приложение 1).
на заданную тему: «Моя семья», «Мои друзья», «Мои братья и сестры», «Мой сон»,«Мои страхи» и т.д.
Четвертый этап- путешествие по сказке. Ребенок рассказывает сказку.
Пятый этап- взаимодействие, когда психолог активно вмешивается при помощи вопросов. Психолог помогает ребенку отреагировать свои негативные чувства, активизировать ресурс, трансформировать негативные образы в позитивнее, конструктивные, решить проблему сказочного героя, в которого воплотился сам ребенок.
Шестой этап - заключение. На этом этапе психолог задает вопросы, которые помогут ребенку обнаружить связь с реальностью, с его реальной проблемой в семье: «Как эта сказка похожа на твою семью», «Поступают ли твои родители так же, как сказочные герои», «Будешь ли ты поступать также, как твой герой». Также психолог отслеживает чувства ребенка после завершения занятия.
Седьмой этап- ритуал прощания.
Деление на этапы консультирования условно. Одна стадия может совпадать с другой, накладываться друг на друга.
|
|
|