Главная страница

Учителя начальных классов по патриотическому воспитанию учащихся


Скачать 0.79 Mb.
Название Учителя начальных классов по патриотическому воспитанию учащихся
страница 5/6
Дата 11.03.2016
Размер 0.79 Mb.
Тип Реферат
1   2   3   4   5   6

IV. Физкультминутка

V. Продолжение изучения материала

Комментарий учителя. В октябре 1612 года поляки силой народною были изгнаны из Москвы, а потом и со всей территории земли русской. Подвиг героев остался не только в памяти народной. Давайте мысленно побываем в Москве, на Красной пощади, возле храма Покрова, или храма Василия Блаженного. Около него стоит памятник Минину и Пожарскому. Это самый первый памятник в России.

Учитель демонстрирует фотографию памятника.

- Нижегородский купец Кузьма Минин вручает меч сидящему князю Дмитрию Пожарскому. Определите, каким способом скульптор изобразил призыв Минина встать князю Пожарскому во главе народного ополчения. (Скульптор изобразил князя сидящим.)

- Как вы считаете, на какой город указывает рукой Кузьма Минин? (На Москву.)
- Прочитайте надпись, сделанную на памятнике. («Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия».)

- Но вернёмся в XVII век. Освободив Москву от поляков, князь Пожарский с помощью специальной грамоты стал созывать людей по 10 человек от каждого города для выбора царя. И в январе 1613 года был созван Земской собор, то есть собрание людей из различных земель, которым предстояло выбрать царя. Выдвигались различные кандидатуры.

-Вы узнаете, кто стал основателем новой царской династии, проследив за логикой рассуждений участников Земского собора. Прочтите имена претендентов на русский престол в 1613:


- Известно, что изначально решили: иностранцев не выбирать. Зачеркните их кандидатуры. (Польский королевич Владислав, шведский принц Карл Филипп.)

- Во втором ряду претендентов также зачеркните того человека, которого вы бы не хотели видеть на русском престоле. (Сын Лжедмитрия.)

- Князья из рода Пожарских больших государственных должностей не занимали. Поэтому кандидатуру князя Пожарского после долгих споров также сняли. Зачеркните её.

- Итак, кто же стал основателем новой царской династии? (Михаил Фёдорович Романов.)

- О родословной 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова, избранного царём в 1613 году, вы узнаете, прочитав текст и ответив на внутритекстовые вопросы.
Первым известным родственником Михаила Фёдоровича был княжич Андрей, по прозвищу Кобыла. Андрей имел сына Фёдора, носившего фамилию по прозвищу отца.
- Какую фамилию носил Фёдор? Запишите его фамилию с большой буквы.
Фёдор имел прозвище Кошка. Его сын Иван носил фамилию по прозвищу своего отца.
- Какую фамилию носил Иван? Запишите его фамилию с большой буквы.
У Ивана Кошкина был праправнук Роман.
-Рассмотрите схему в рабочих листах:



- Определите истинность следующего суждения, опираясь на предыдущую схему: Михаил Фёдорович Романов является родственником последнего царя из династии Рюриковичей – Фёдора, сына Ивана Грозного. (Истинно.)

- Итак, почему царём на Земском соборе был избран Михаил Фёдорович Романов? (Мнения детей.)
VI. Закрепление изученного

- Верно ли следующее высказывание: «В 1611 году Россия перестала существовать как единое государство»?

- Какова была основная мысль грамоты, полученной нижегородцами?

- Как звали нижегородского старосту и купца, призвавшего русских людей бороться за спасение Святой Руси?

- Откуда взялись денежные средства на содержание ополчения?

- Кого нижегородцы избрали военачальником народного ополчения?

- Кто был избран русским царём в 1613 году?

- Почему именно Михаила Романова избрали царём (в 1613 году)?
VII. Подведение итогов урока
Домашнее задание

Прочитайте текст в учебнике на с. 87-90. Подумайте над вопросами в конце параграфа и проверьте по ним свои знания.

Урок литературного чтения в 4 классе.

Два мира (мир парикмахерской и мир дачи) в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»
Цель: сравнить два мира: живой, сияющий мир дачи и мёртвый, затхлый мир парикмахерской; воспитание патриотизма, гражданственности.
Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Подготовка к восприятию

На доске записано зашифрованное слово – ключевое к разгадке секретов следующей главы нашего учебника. Подсказка: номера букв по алфавиту.
3, 18, 6, 14, 33

-Отгадайте шифровку. (Время.)

Сегодня мы начинаем изучать третью главу нашего учебника. Откройте учебник на странице 55. Рассмотрите шмуцтитульный лист. Прочитайте название этой главы.

- Как вы понимаете название? (Предположения детей.)

- Крутить барабан времени – это значит пытаться проникнуть в прошлое и будущее. Как это можно сделать? (Высказывания детей.)

В этой главе мы найдём произведения, которые перенесут нас во времени.

- Обратите внимание на рисунок шмуцтитульного листа. Что вы заметили? (Все предметы, костюмы, названия из прошлого.)

Значит, вместе с героями этих произведений мы тоже перенесёмся в прошлое. Увидим, как жили ваши сверстники в те далёкие времена.

- Итак, с какого же произведения мы начнём наше путешествие во времени? (Это рассказ Леонида Андреева «Петька на даче».)
Сведения о писателе

Андреев Леонид Николаевич – русский писатель.

Родился в Орле в обеспеченной семье. Ещё с детства проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии. Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского факультета. После смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако в редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом.

Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 г. Его рассказа «Жили-были» в журнале «Жизнь». В 1902 г. Леонид Андреев становится редактором «Курьера».

Умер Леонид Андреев 12 сентября 1919 г. В 1991 г. В Орле, на родине писателя, открылся дом-музей Леонида Андреева.


  1. Работа по новой теме

1. Чтение рассказа Л. Андреева «Петька на даче» по цепочке (с. 56-59).

(Лексическая работа по ходу чтения.)

- Кто главный герой этого рассказа? (мальчик Петька.)

- Что он делает в парикмахерской?

- Вызывает ли Петька у вас жалость? Но почему: разве та работа, которую он выполняет в парикмахерской, является физически трудной, непосильной? (Петька вызывает жалость потому, что его дня тянутся очень однообразно. Он вынужден выполнять одну и ту же работу, которая никак не связана с освоением парикмахерского искусства. Его не мучают тяжёлой физической работой, но ему всё время хочется спать от ощущения бесцветности и однообразия жизни.)
2. Выборочное чтение.

- Найдите в тексте отрывки, подтверждающие, что жизнь Петьки однообразна и скучна.

- Кто работает и живёт в парикмахерской вместе с Петькой? (Мальчик Николка.) Найдите в тексте рассказ о Николке. Зачитайте.

Кто вызывает у вас большее сочувствие: Петька или Николка? (Могут быть разные мнения.)

С одной стороны, Николка взрослее, он более активный и даже оказывает Петьке покровительство. В Николке нет такого безразличия к жизни, как у Петьки. С другой стороны, у Петьки есть мать, а Николка – сирота.

- Каким предстаёт перед нами мир парикмахерской? (Скучный, однообразный, примитивный.)

- Чьими глазами мы видим этот мир? (Глазами Петьки.)


  1. Физкультминутка

  2. Продолжения работы по теме

- Как вы думаете, бывал ли Петька на даче?

- Что бы вы могли рассказать ему о своих дачных впечатлениях? (Рассказы детей.)

А сейчас продолжим чтение рассказа и узнаем, какое впечатление произвела дача на Петьку.

(Чтение рассказа (с. 59, последний абзац) до конца.)

- Где начинается освоение Петькой нового мира? (Освоение нового мира начинается уже на вокзале.)

- Где и как продолжается? (Продолжается в вагоне, где Петька, прилипнув к окну, рассматривает все подробности, и на даче, где на Петьку обрушивается новый мир – мир природы.)

- Как происходит освоение Петькой нового мира? (Петька осваивает новый для него мир медленно, постепенно проникая во все го тайны. Он осваивает его не спеша, осторожно. Петька всматривается, прислушивается к миру природы и к собственным ощущениям, наслаждается своими открытиями, старается прочувствовать каждое новое впечатление.) Найдите в тексте и прочитайте отрывки, рассказывающие об этом. (Выборочное чтение.)

- Совпали ли ваши личные впечатления с впечатлениями Петьки?

- Каков мир дачи для Петьки? (Живой, сияющий красками. Мир свободы, радости жизни.)

- Как воспринимает Петька известие о том, что ему надо вернуться в город, в парикмахерскую? (Он не понимает – куда ему надо возвращаться. Мальчик уже забыл тот ужасный, скучный мир и возвращаться туда не хочет: « Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, - уже найдено».)


  1. Итог урока

(Работа по группам.)

- Сравните эти два мира. Выразите своё отношение к миру парикмахерской и миру дачи в синквейне.

Синквейн – слово происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительное).

  2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (два прилагательных).

  3. Третья строчка – описание действия в рамках этой темы тремя словами.

  4. Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

  5. Последняя строка – синоним из одного слова, который повторяет отношение к теме.

Примерно должно получиться:

  1. парикмахерская.

  2. Скучная, мрачная.

  3. Очень хочется спать.

  4. Я не хочу возвращаться.

  5. Безнадёжность.




  1. Дача.

  2. Светдая, радостная.

  3. Дышу полной грудью.

  4. Сюда я стремился всегда.

  5. Счастье.

(Чтение синквейнов. Можно вывести работы детей на доску.)
Домашнее задание

Прочитать рассказ, выбрать из текста отрывки, из которых можно составить портрет главного героя.
Сценарий внеклассного мероприятия

«В гостях у Мальчиша-Кибальчиша» (1 класс)
В: Внимание! Внимание!

Сегодня в честь большого праздника – Дня защитников Отечества на главном космодроме готовится к полету необычный корабль «Машина времени». На космодроме выстроились экипажи.

Всем приготовиться к общей песне!

Приветствую вас участники экспедиции, которая отправляется в путь по легендарным страницам Российской армии и военно-морского флота.
Стихи.

Ч1: Российская армия – мира оплот

Слава о ней по планете идет

Ряды автоматов на солнце блестят

Красивые звезды на касках горят.

Походной колонной проходят бойцы

Юность свою вспоминают отцы

Выходят из дома внучек и дед

Мира – сердечный привет!

Ч2: Российский воин бережет

Родной страны покой и славу

Он на посту – и наш народ

Гордится армией по праву.

Спокойно дети пусть растут

В любимой солнечной Отчизне

Он охраняет мир и труд

Прекрасный труд во имя жизни!
В: Экипажам доложить о готовности к полету!

10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-пуск!!!

(вдруг раздается SOS)
В: Товарищи! Мы должны совершить вынужденную посадку. Мы приняли сигналы SOS – сигнал бедствия. Эти сигналы идут к нам из прошлого, а так как наш корабль необычный – это машина времени, то мы сумеем оказать помощь тем, кто попал когда то в беду и вернуться в настоящее время.

В те дальние – дальние годы, когда только что отгремела ВОВ всей стране война, жил да был Мальчиш – Кибальчиш.
М-К: Хорошо! Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни, не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреб прятаться, нечего буржуинов бояться, некому в пояс кланяться, живи – работай, да играй – хорошая жизнь!

Игра М-К с детьми.
В: Однажды, дело было к вечеру – вышел М-К. (смотрит по сторонам).


Смотрит он – небо ясное, ветер теплый, солнце к ночи за горы садится. И все бы хорошо, да что-то не хорошо. Слышится (прислушивается) Мальчишу – будто то ли что-то гремит, то ли что-то стучит. Чудится Мальчишу, будто пахнет ветер не цветами с садов, не медом с лугов, а пахнет ветер то ли дымом с пожаром, то ли порохом с разрывов.
М-К: Эй, вы мальчиши - малыши! Или нам малышам только в палки играть, да в скакалки скакать! И отцы ушли, и братья ушли. Или нам малышам сидеть, дожидаться, чтоб буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство.
В: И бились тогда малыши от темной ночи до светлой зари.

Да вот беда, патронов у нас нет, вот только на поле – боя, когда отступали белые, много побросали. Эй, кто готов нам помочь?
Игра «Собери патроны».
Вы, наверное знаете, как доставляют донесения в штаб во время военных действий. Нужно пройти незамеченным. Применить свою смекалку и ловкость.
Конкурс донесение в штаб.
М-К: спасибо вам за помощь!

.
В: И разбили проклятых буржуинов!
М-К: Потому что есть могучий и крепкий секрет у российской армии и когда бы не напали на нас черные силы – не будет им победы!
В: В страхе бежали враги, проклиная эту страну, с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной военной тайной.

На небе загорается багровая звезда

- салют Мальчишу смелому

- а трусу – никогда!

Плывут пароходы – привет Мальчишу!

Пролетают летчики – привет Мальчишу!

Пробегают паровозы – привет Мальчишу!
М-К: По плечу лишь смелым служба

Ждет того большой успех

Кто не дрогнув если нужно

Вступит в бой один за всех!
Игры – соревнования:

Конкурс «Минное поле»

Конкурс «переправа»
Грамзапись «Священная война».

1941 год – начало ВОВ. 4 долгих года вела наша страна бои за счастливый сегодняшний день.

Вставай, страна огромная

Вставай, на смертный бой.

С фашисткой силой темною

С проклятою ордой!

Эти слова для каждого были призывом. Тяжелой ценой – ценой 27 миллионов жизней была завоевана свобода, мир на земле.
1. Еще тогда нас не было на свете

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май! Победный Май!
2. Еще тогда нас не было на свете

Когда в военной буре огневой

Судьбу решая будущих столетий

Вы бой вели, священный бой!

3. Еще тогда нас не было на свете

Когда с победой вы домой пришли

Солдаты мая, слава вам на веки

От всей земли, от всей земли!
4. Благодарим солдаты вас

За жизнь, за детство за весну.

За тишину, за мирный дом

За мир, в котором мы живем!
В: как бы не было тяжело, но были минуты, когда солдаты слушали любимые песни, встречали артистов, выступления которых согревали душу, напоминали о родной стороне, поддерживали солдат в минуты затишья.
Художественный номер.
Девчонки и мальчишки

Танцуют целый день

Любой станцуют танец

И хлопать нам не лень!
В: Придет время и вы, ребята, станете настоящими солдатами непобедимой российской армии.
Связист: Алло, Юпитер? Я – Алмаз!

Почти совсем не слышу вас

Мы с боем заняли село

А как у вас? Алло! Алло!
Медсестра: что вы ревете, как медведь?

Пустяк осталось потерпеть

А рана ваша, так легка

Что заживет, наверняка!
Моряк: На горизонте самолет

По курсу – полный ход вперед

Готовься к бою – экипаж

Оставить, истребитель наш!
Автоматчик: Вот я забрался на чердак

Быть может здесь таится враг?

За домом очищаем дом
Вместе: Врага по всюду мы найдем!!!
В: Все согласятся что у нас растет настоящая смена, достойная своих дедов и отцов!

Сегодня к нам на праздник пришли молодые воины.

(слово гостям)

Поздравляем дорогие наши гости. Примите самые добрые пожелания - успехов в вашей службе, крепкого здоровья, мира на нашей планете.

(вручение гостям подарков)
В: Любому спорт поможет

На каждом стадионе

Стать сильным и готовым

К труду и обороне!
(игра - соревнование)

Самый быстрый

М-К: пусть с каждым из вас будут хорошие слова

- Учиться на пять

- Трудиться на пять

- родную границу на пять защищать!!!


Сценарий внеклассного мероприятия

Конкурс чтецов,

посвященный Дню матери (3 класс)

с использованием презентации
На свете добрых слов немало,

Но всех добрее и важней одно:

Из двух слогов простое слово: «мама»

И нету слов дороже, чем оно.
В преддверии праздничного праздника – Дня Матери, день самого родного человека мы поздравляем всех женщин, которым выпала такая счастливая и нелегкая в то же время судьба – быть матерью. Поздравляем всех остальных людей с тем, что им тоже выпало огромное счастье – быть чьими-то детьми, родиться на этой земле и знать любящие ласковые руки!

С Днем Матери!!!

Сегодня мы проводим конкурс чтецов, посвященный Дню Матери!

В качестве жюри мы пригласили людей компетентных, и вы сами в этом убедитесь.

(представление жюри)

За мамину руку надежно держась

Тогда вы впервые отправились в класс

На самый свой первый в жизни урок.
Сегодня для наших первоклассников это будет первый конкурс чтецов в их школьной жизни. Давайте поддержим их дружными аплодисментами и пригласим на сцену.

(выступают первоклассники)
В: В народе живет много добрых слов о матери:

«При солнышке тепло, а при матери добро».

«Материнская ласка конца не знает».

«Материнская молитва со дна моря достанет».

«Родную мать никем не заменишь».

«Мать кормит детей, а земля людей».

«Материнский гнев – что весенний снег. И много его выпадает, да скоро растает».
В: Нет лучше дружка, чем родная матушка! Свои стихотворения посвящают матери наши второклассники. Им слово.

Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбу своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах и иконах.

Слово – «икона» греческое, по-русски оно означает образ (иконы - образа) это картина особого содержания, написанная на доске.

Одна из них – Богоматерь Владимирская. Создана в I первой 12 века. Эта икона считается покровительницей, защитницей Русской земли. Вглядитесь в нее: лик Богоматери печален, она скорбит о предстоящих ее сыну испытаниях. Склонив голову к младенцу Иисусу, который нежно прижимается к ее щеке, Богоматерь умоляющим жестом протягивает к нему левую руку, словно прося у Иисусу защиты для всех нас. Лики Богоматери и Иисуса Христа прекрасны, потому что исполнены самых добрых чувств.
Самые добрые чувства передают всем матерям ученики третьих классов. Приглашаем их для выступления.

(3 класс)

В: А сейчас поиграем в игру «Мамочка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте «Мамочка»!

- Кто пришел ко мне с утра?

- Кто сказал «Вставать пора»?

- Кашку кто успел сварить?

- Чаю в чашку мне налил?

- Кто косички мне заплел?

- Кто меня поцеловал?

- Кто ребячий любит смех?

- Кто на свете лучше всех?

Самой лучшей мамочке на свете посвящают стихи учащиеся 4 классов.

(4 класс)
Есть мама у жеребенка

Есть мама у львенка

Есть мама у самого маленького котенка

И у мамонтенка есть мама

Любимая, славься, самая!

(Песня «Мамонтенок»)
В: Слово предоставляется жюри.
В: если дети огромной земли

Вместе собраться могли бы

Кому бы сегодня цветы принесли

И хором сказали «Спасибо»

«Вам, дорогие мамы».
Дорогие ребята, мамой быть очень нелегко.. Любите и берегите своих мам, цените мамин труд!!!

Сценарий внеклассного мероприятия

Интеллектуальная игра «Человек - компьютер» (4 класс) с использованием презентации
Всем, всем доброе утро!!!

Добрый день, уважаемые родители, учителя, гости и наши дорогие ученики, четвероклассники. Мы рады приветствовать вас в этом зале н интеллектуальной игре по теме «Осень» «Человек - компьютер».

Что за чудо - агрегат

Может делать все подряд

Петь, играть, читать, считать

Самым лучшим другом стать.

Пришло время представиться нашим командам – компьютерам.

(Представление команд)

Победителем в игре станет та команда, которая в течение всей игре заработает как можно больше баллов.

За этим будет следить наше жюри.

(представление жюри)
Пусть каждый смело вступит в бой

В азарт соревнованья

Успех придет не сам собой

Помогут ваши знанья.

А так же постараемся как можно больше нового узнать по теме «Природа нашей Родины осенью». А поможет еще одно - чудо техники 21 века проектор, где на экране высветятся ответы на поставленные вопросы.

Вопрос за вопросом,

И так – целый день

Пойдем – кА, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

Итак, начинаем I тур.

Человек = компьютеры садятся на свои места, а к ним подходят первые участники. В отличии от человека, наш компьютер умеет пока говорить только 2 слова «да» и «нет».

Читается утверждение. Если вы с ним согласны, то участник, стоящий за компьютером поднимает табличку «да», если нет, то табличку «нет». Человек – компьютер и участник свои действия могут согласовывать. Проверяем, готовность.
1   2   3   4   5   6