|
Гбоу центр «Динамика» Адмиралтейского района Педагогические технологии
ГБОУ Центр «Динамика» Адмиралтейского района
-
Педагогические технологии
-
Образовательные дебаты
Словарь по теме
-
-
Дебаты – форма речевой коммуникации, формальный метод ведения споров.
-
-
Спикер – оратор, председатель (палаты), организатор заседаний (предоставляет слово, оглашает результаты)
Карл Поппер
-
Карл Поппер – австрийский философ, большую часть жизни провёл в Англии. 1945 год – работа «Открытое общество и его враги», в котором автор впервые сформулировал значение диалога (диспута, дебатов) для жизни свободного человека в демократической стране.
История дебатов
-
Диалог как форма речевой коммуникации (и спор как его вид) появился в глубокой древности, когда один человек не согласился с другим.
-
В споре рождается истина.
-
В столкновении мнений – объективное мнение.
-
Всем памятны имена древнегреческих философов Сократа, его ученика Платона, которые через организацию споров пытались выявить заблуждения соотечественников, записать свои идеи, убедить своих слушателей и оппонентов.
-
Но еще раньше для разрешения споров было удобнее использовать в качестве «аргумента, не требующего доказательств» большую дубину, приказ старейшины или откровенное вооруженное столкновение.
-
Даже в ХХ веке было широко распространено мнение о том, что «аргумент, вооруженный пистолетом, убеждает лучше, чем просто аргумент».
-
Сегодня дебаты используются в парламентах, на ТВ, в ВУЗах, в школах и в повседневной жизни. В данном случае – проводится обсуждение вопроса при различных точках зрения на него.
-
Такие дебаты носят неформальный характер и ведутся без правил.
-
Настоящие дебаты – это «формальные» дебаты, имеющие определенные правила и регламент, т.е. формат. Оппоненты не поливают друг друга водой, не машут кулаками, а выступают в строгой последовательности в соответствии с регламентом.
Формат дебатов
-
Формализованные образовательные дебаты проводятся в определенных рамках, по специальным правилам и должны соответствовать следующим требованиям:
-
Наличие умений и навыков ведения дебатов.
-
Специальные знания участников команд.
-
Соблюдение процедуры голосования (зрителей, судей, их сочетания) для выявления результатов дебатов.
-
Организация игровой формы работы (для школьников и студентов).
-
Предоставление обеим сторонам равных и реальных возможностей каждому участнику развить лидерские качества.
-
Строгое следование регламенту.
Формат школьных дебатов
-
(создан в Австралии в 1998 году на основе британских и Австрало-азиатских форматов дебатов специально для проведения чемпионата мира по школьным дебатам)
-
В каждом раунде дебатов выступают две команды -
- команда «ЗА», Утверждения (Пропозиции),
- команда «ПРОТИВ», Отрицания (Оппозиции),
-
-
первые шесть речей - продолжительностью по восемь минут, после которых каждая
-
команда завершает дебаты произнесением 4-х минутной заключительной речи.
-
Команда Утверждения должна ЗАЩИТИТЬ определённую резолюцию (тему дебатов).
-
Команда Отрицания должна ее ОПРОВЕРГНУТЬ.
-
Заключительная речь («Последнее слово») обычно поручается первому (или второму) спикеру и она должна носить форму ЭФФЕКТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
-
Задача спикеров, произносящих «последнее слово» заключается в том, чтобы:
- Обозначить одну или более областей столкновения мнения, вокруг которых проходили дебаты (предмет спора);
- Оценить ход проведения дебатов;
- Объяснить причины, по которым своя команда выиграла раунд.
- Не приводить новые аргументы!
Значение дебатов
-
Человеческое сообщество устойчиво двигается к демократии. И в этих условиях такая форма коммуникации как дебаты давно доказала жизнеспособность и эффективность.
-
Дебаты позволяют:
-
Избегать таких «аргументов» как дубина и кулак.
-
Убеждать слушателей и оппонентов цивилизованным способом.
-
Получить популярный вид интеллектуального времяпрепровождения (важно особенно сегодня, когда возрождается культура домашнего чтения).
-
Подготовить участников к ответственному принятию решений.
-
Расширить образовательное пространство учащихся.
-
Узнать и использовать социально значимые виды деятельности.
-
Развить информационную, исследовательскую и коммуникативную культуру.
Место дебатов в образовательном процессе.
-
По данным специалистов США можно построить следующий график:
-
Рейтинг дебатов в образовательной школе
ВЫВОД
|
|
|