|
2.2. Воспитание чувства любви к Родине во внеклассной работе.
Воспитательный эффект учебного процесса значительно возрастает, если он связан в единое целое системой внеклассной работы, с реальной деятельностью учащихся, способствующей формированию у них чувства любви к родине, постоянной готовности с честью выполнить свой патриотический и гражданский долг.
Воспитание учащихся осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач воспитания патриотизма учащихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных объектов при ведущей роли образовательного учреждения. При этом могут быть использованы различные формы и методы организации воспитательного процесса, которые реализуются через систему классных часов.
Система классных часов по патриотическому воспитанию.
КЛАСС
|
Духовно - нравственное
|
Историко-краеведческое
|
Гражданско- патриотическое
|
Социально – патриотическое
|
Военно-патриотическое
|
Героико-патриотическое
|
Спортивно - патриотическое
|
1
|
Выставка-конкурс “Чудеса из лукошка»
|
Поездка в село Выльгорт
|
Беседа «Что такое право?
Право на жизнь, развитие, семью»
|
Творческая работа «Салют, победа»
|
Экскурсия в Национальный музей, беседа с элементами поисковой работы « Во имя победы»
|
Экскурсия в Сыктывкарский военный гарнизон.
|
Военно-спортивные эстафеты«В гостях у Мальчиша- Кибальчиша»
|
2
|
КТД «Из истории имён и фамилий»
|
Поездка в село Пажга
|
Беседа «Все люди разные, но права у них одинаковые»
|
Открытка ветерану.
|
Праздник «Папа и я – большие друзья»
|
. Встреча с ветеранами войны
|
Военно-спортивные эстафеты «Вперед, мальчишки»
|
3
|
КТД « Семейные традиции»
|
Поездка в Усть-Вымь. КТД « 230 лет Сыктывкару»
|
Беседа « Конвенция ООН о правах ребенка».
|
Подарок ветерану – «Синий платочек»
|
КТД «Поклон тебе, солдат России»
|
Поисковая работа «Мои родные защитники родины» Беседа «Великий полет»
|
Конкурсная программа «Экипаж – одна семья»
|
4
|
КТД « Семейные реликвии»
|
КТД « С днём рождения, моя республика!»
|
Устный журнал «Право и закон. Конституция России»
|
Праздник бабушек и дедушек.
|
Клуб книголюбов. Возьми себе в пример героя (произведение о войне)
|
Беседа «День примирения и согласия», «Деятельность на пользу Родины»
|
Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!»
|
В приложении имеются разработки внеклассных мероприятий.
Доброй традицией школы на протяжении последних нескольких лет стало проведение предметной декады по обществознанию, по коми языку и культуре коми народа. Это своеобразный ежегодный итог школы по проделанной работе по данным направлениям. Я вхожу в творческую группу учителей, ответственных за эти декады. В них принимают активное участие и учащиеся, и родители. Вот некоторые основные моменты декады:
оформление выставки творческих работ учащихся, выпуск стенгазет (с выставкой знакомится вся школа);
проведение малых олимпиад по данным предметам в классах.
посещение Коми национального музыкально-драматического театра с последующим обсуждением в классах просмотренного спектакля, обмен впечатлениями.
организация уроков, встреч с известными людьми РК (например, наши дети встречались с коми сказочницей С. Пылаевой, с детской писательницей Еленой Габовой, с поэтом Н. Щукиным и другими; проводятся библиотечные часы к знаменательным датам жизни известных людей, дети заранее знакомятся с их творчеством, рисуют полюбившихся героев произведений, готовят вопросы гостям);
организация экскурсий в музеи или по историческим местам нашего города;
Каждый год творческая группа учителей старается что-то новое вносить в мероприятия, проводимые во время декады, чтобы повысить интерес учащихся, привлечь их к активному участию. Наиболее удачно прошли мероприятия: «Зов Пармы», «Калейдоскоп национальных игр», посиделки «Койташ» и др. Любая предметная декада - это праздник для детей. Ведь в эти дни ребята знакомятся с новым познавательным материалом, принимают активное участие в мероприятиях, в их подготовке, включаются в поисковую деятельность, знакомятся с новыми интересными людьми, участвуют в совместных делах со сверстниками из других классов.
В конце декады всегда называются имена лучших учащихся по итогам всех олимпиад и конкурсов, активных участников всех проводимых мероприятий, отмечаются и семьи, которые активно помогают школе.
В приложении имеются разработки внеклассных мероприятий, проводимых в период декад.
Активное изучение края, в котором живешь – это соучастие учащихся в трудовых делах, общественно-политических событиях, исторических явлениях республики.
В рамках празднования 230-летия города Сыктывкара учителями школы была проделана огромная работа. Наиболее значимым стало коллективно-творческое дело «С днём рождения, мой город». В ходе него прошли выставка творческих работ учащихся, рисунков «Город глазами детей – настоящее, будущее», конкурс исследовательских работ по теме «След войны в моей семье», конкурс юных поэтов на лучшее поздравление городу. Прошли праздничные классные часы «Мой любимый город», «Коми посиделки», экскурсия по экспозициям родного города и другие. «Сделай наш город красивым и чистым» - под таким девизом ежегодно проходят трудовые десанты весной и осенью на пришкольном участке, выпускаются плакаты «Мы за чистый город»
Учащиеся 4а класса во всех мероприятиях КТД приняли самое активное участие.
Большую роль в воспитании человека – гражданина своей родины играют встречи с известными людьми, с живыми свидетелями исторических событий, старожилами. Интерес к живому современнику, писателю, политическому деятелю, деятелю культуры, науки, труженикам городов и сёл делают прошлое и настоящее близкими и понятными.
С этой целью в классе организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда. Так в канун Дня Победы ребята поздравляли с праздником ветеранов труда, бывших учителей нашей школы и были свидетелями вручения им медалей.
Очень интересно прошёл праздник для наших бабушек и дедушек. Они рассказали ребятам о своих профессиях, пантомимой показали свои увлечения и исполнили любимые песни. К празднику была оформлена выставка работ «Бабушкины руки не для скуки», организовано чаепитие. Ребята написали сочинения о своих бабушках, прабабушках и дедушках, сделали подарки своими руками.
Экскурсии по историческим местам, походы по родному краю помогают учащимся почувствовать историческое далёкое республики и понять нашу современность.
Ежегодно мы вместе с родителями организуем поездки по культурным достопримечательностям края.
Помогает организовать экскурсии по историческим местам ГОУДОД Коми Республиканский центр детско-юношеского туризма.
После таких мероприятий все мы – и дети, и родители, и педагоги – замечаем, что прикосновение к своей истории оставляет неизгладимый след в душе ребенка, закладывает то зерно, которое прорастет и даст подлинную любовь к своей земле и истории.
В приложении имеются фотографии класса из поездок по историческим местам РК.
Г
лавная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Человеческая ценность тесно связана с проблемой творчества.
Поэтому большое значение во внеклассной работе придаю поисково-исследовательской деятельности учащихся. Со своими материалами учащиеся выступают перед ребятами, организуется выставка работ для родителей. Все работы оформляются в альбомы по темам.
Ученики 4а класса принимают участие в городских конкурсах исследовательских работ, где завоевывают призовые места.
Братенкова Арина - исследовательская работа «След войны в моей семье» - 3 место
Братенкова Арина – исследовательская работа «Музыкальная школа: вчера, сегодня, завтра» - 3место.
В приложении имеются творческие работы учащихся 4 а класса.
Огромную роль в приобщении детей и подростков к родной этнокультурной среде, в формировании личности как субъекта культуры и традиций народа играет совместная работа с ЦДО № 18.
Учащиеся моего класса посещают кружки:
Кружок «Народный танец» (руководитель Сажина О. Р.) – 8 учащихся.
«Фантазия» (руководитель Кудинова Л.В.)- 23человека.
«Театральный» (руководитель Эберт А.Н.)-23ученика.
«Хор» (руководитель Виноградова Н.В.)-23человека.
Танец, песня, народное творчество имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Изучение танцев, мелодий песен, традиций должно стать потребностью каждого ребёнка, ибо в этом заключена основа национального характера, этнической самобытности, выработанная в течение многих веков.
Ученики 4а класса являются активными участниками концертов, праздников, проводимых в центре. Творческие работы детей выставляются как в ЦДО№18, так и на городских выставках. Есть среди них и призёры городских конкурсов детского творчества.
Одной из тенденций воспитания в современном российском обществе является расширение круга социальных институтов воспитания. Представляю совместную работу классного руководителя с другими учреждениями города.
Национальный музей РК
Национальная галерея
Музей при СГУ
ГОУ ДОД
Коми республиканский центр детско-юношеского туризма
СМИ:
«Иолога»;
«Ошкамошка»
«Твоя параллель».
Библиотеки:
Городская детская;
Республиканская;
Детская им. Маршака и др.
4 «А» класс МОУ СОШ№18
Дворец творчества детей и учащейся молодежи
Участие в городских программах и конкурсах
Коми республиканский театр фольклора
Коми республиканская филармония
Посещение театров, музеев, выставок расширяет границы работы, выводит её за пределы школы.
Одним из замечательных примеров взаимодействия является сотрудничество с Национальной галереей и Национальным музеем Республики Коми, с Республиканской филармонией, с Драматическим театром им. В. Савина.
Целью сотрудничества с данными учреждениями является объединение усилий музейных сотрудников и педагога школьного образования в деле воспитания эстетически развитого, обогащённого художественным опытом и знаниями человека.
Содержанием сотрудничества с Национальной галереей является интегрированная в воспитательный процесс класса «Программа посещения Национальной галереи РК» для учащихся 1-4 классов.
В системе (один раз в неделю) вместе с учащимися мы посещаем Национальную галерею, на базе которой научными сотрудниками проводятся занятия с учащимися.
Посещая музей, учащиеся младшего школьного возраста на основе развитого визуального мышления приобщаются к искусству во всём его многообразии, в том числе и к искусству коми народа, знакомятся с его традиционной культурой, современным декоративно-прикладным народным творчеством и профессиональным искусством Республики Коми.
Результатом данной работы является постоянно меняющаяся выставка творческих работ в классе. В приложении представлена программа студийных занятий для учащихся «Основы православной культуры».
Национальный музей Республики Коми ежегодно предлагает для детей младшего школьного возраста тематику по ознакомлению с национальными и культурными традициями коми народа. В тематику включены различные формы занятий как познавательного, так и эстетического цикла.
При составлении календарно-тематического планирования на год стараемся учитывать предложения, так как занятия, обеспеченные подлинным материалом, активизируют познавательную деятельность детей, способствуют формированию целостного взгляда на окружающий мир, научных знаний, образных представлений о прошлом и настоящем коми края и всей страны. А также решают воспитательные задачи по приобщению детей младшего школьного возраста к духовным, нравственным и эстетическим ценностям народа. Тематика занятий, предлагаемых Национальным музеем, представлена в приложении.
Мы с ребятами любим коллективные выходы нашей школы в Республиканскую филармонию, на концерты Государственного ансамбля песни и танца «Асъя Кыа», в Драматический театр имени В. Савина, Театр оперы и балета.
Тесная связь в воспитательной работе существует и с библиотеками школы и города. Благодаря её специалистам организуются встречи с писателями и поэтами РК, происходит знакомство с новинками литературы. В библиотеках собран огромный краеведческий материал, который используется в подготовке различных мероприятий.
За последние два года с помощью библиотек были проведены встречи с Е. Габовой, Н. Куратовой, со сказочницей С. Пылаевой, проведены занятия «Легенды и предания Коми народа», «Стефан Пермский – просветитель коми народа» и другие.
2.3. Изучение уровня сформированности патриотизма у учащихся 2а класса и 4а класса.
Цель: обследование уровня сформированности патриотизма у младших школьников, диагностика знаний младших школьников о своей малой и большой Родине.
Этапы исследования:
- провести анкетирование
- обработать результаты
- сделать выводы
Исходя из анализа понятий «патриотическое воспитание младших школьников», его целей и задач, используя структуру И.Ф.Харламова, мы разработали группу критериев по выявлению уровней патриотического воспитания младших школьников. К ним отнесены: потребностно – мотивационный, когнитивно – эмоциональный, поведенческо – волевой критерий.
Потребностно – мотивационный критерий характеризует уровень проявления интереса младших школьников к своей малой и большой родине, частоте проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности, потребность узнавать историю малой и большой Родины.
Когнитивно – эмоциональный критерий включает в себя объем знаний младших школьников по истории малой и большой Родины, их полноту, прочность, осознанность, словесные проявления, уровень знаний сущности патриотизма, проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к малой и большой Родине.
Поведенческо – волевой критерий включает в себя уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о малой и большой Родине.
На основе критериев выявления патриотической воспитанности младших школьников мы определили уровни патриотической воспитанности:
3 уровень (высокий) – уровень проявления патриотических качеств личности по всем 3 критериям: проявляет высокое чувство привязанности к малой и большой Родине; ярко проявляет гордость за свое Отечество; интерес к истории и культуре страны; понимание сути патриотизма.
2 уровень (средний) – уровень проявления патриотических качеств не менее чем по 2 критериям: проявляет большое чувство привязанности к малой и большой Родине; понимание сути патриотизма; владение неполными знаниями об истории и культуре страны.
1 уровень (низкий) - уровень проявления патриотических качеств не менее чем по 2 критериям: редко проявляет чувство привязанности к малой и большой Родине; не понимание сути патриотизма; историей и культурой страны интересуется поверхностно.
Результаты анкетирования проанализированы в количественном и качественном соотношении во 2 «А» и 4 «А» классе. За 100% было взято 22 человека. Анализ полученных ответов дал следующие результаты.
Анкета №1 для учеников 2а класса
1 вопрос: «как называется наша республика и город?»
Вывод: 12 человек ответили правильно, 7 человек ответили только РК, 3 человека ответили Россия. Большая часть класса знает название нашей республики и города.
2 вопрос: «Как называют жителей нашего города?»
Вывод: 12 человек ответили «сыктывкарцы», 3 человека «россияне», 7 человек ответили горожане. Большая часть класса знают как называют жителей нашего города.
3 вопрос: «Как называется страна в которой мы живем?»
Вывод: все учащиеся на этот вопрос дали правильный ответ.
4 вопрос: «Как называют жителей нашей страны?»
Вывод: 19 человек ответили «россияне», 3 человека ответили «сыктывкарцы». Большинство учащихся дали правильный ответ.
5 вопрос: «Как называют российские деньги?»
Вывод: 18 учеников ответили «рубли», 4 человека «монеты и деньги». Большая часть класса знает как называют российские деньги.
6 вопрос: «Какие цвета есть на флаге нашей страны?»
Вывод: 12 человек ответили правильно , 10 человек ответили неправильно.
7 вопрос: «Какие цвета есть на флаге нашей республике?»
Вывод: 13человек ответили правильно , 9 человек ответили неправильно. Учащиеся путают цвета российского флага и флага РК.
8 вопрос: «Кто изображен на гербе России?»
Вывод: дали полный ответ «двуглавый орел» - 7 человек, «орел» - 12 человек, «медведь» – 3.
9 вопрос: «Назовите 5 российских праздников?»
10 человек назвали 5 российских праздников, 3 человека назвали 4 праздника, 5 человек – 3 праздника. Только половина класса смогла назвать 5 российских праздников, чаще всего называли Новый год, рождество, Масленица, День защитников Отечества.
Вывод: 10 вопрос: «Кто руководит нашим государством?»
Вывод: 2 человека – Дмитрий Медведев, 18 – Медведев, 2 человека – Торлопов. Учащиеся знают кто руководит нашим государством.
11 вопрос: «Какие вы знаете государственные символы?»
Вывод: 8 человек дали правильный ответ, 9 – неполный ответ, 5 человек – не правильно.
Анкета №2 для учеников.
1 вопрос: «какие памятные места своей родины ты посетил (а), чем это тебе запомнилось?»
Вывод: 6 человек ответили « Красная площадь», 6человек ответили город Москва, 5человек ответили Вечный огонь,3 человека – Черное море, 2 человека - ничего.
2 вопрос: «Интересуешься ли ты историей, культурой своей родины?»
3 вопрос: «Поддерживают ли родители тебя в этом?»
Вывод: большинство детей интересуется историей и культурой своей родины, и большинство родителей поддерживают их в этом.
4 вопрос: «Когда ты произносишь слово Родина, что ты можешь себе сразу представить?»
Вывод: 3 человека ответили «место, где я живу», 7 – назвали города, 10 человек ответили «страна», 1 человек «мама», 1 человек «лес».
5 вопрос: «Кого из известных людей России можно назвать патриотами своей Родины?»
Вывод: дети считают, что среди известных людей нашей страны, патриотами можно назвать: Юрий Гагарин, Д.Медведев, В. Торлопов, В.Путин.
6 вопрос: «Хотелось ли тебе родиться в какой-нибудь другой стране? Если да – то почему?»
Вывод: 4 человека ответили «да», 16 – нет, 2 человека ничего не ответили. Есть ребята, которые хотели бы родиться в Турции и Египте, потому что там тепло.
7 вопрос: «Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины? Почему?»
Вывод: 20 ответили «да», 1 – нет, 1 – не знаю.
8 вопрос: «Какого человека можно назвать патриотом своей Родины?»
Вывод: 15 человек ответили «тот кто любит свою Родину»,3 человека – защищает Родину, 4 ничего не ответили.
Анкета №3 учеников.
Методика незаконченных предложений.
1 вопрос: «Моя Родина – это_____________»
Вывод: 15 учеников ответило – Россия, 2 человека – дом, 3 человека – Москва, 2 человека – мама
2 вопрос: «Я знаю, что моя Родина самая _____________»
Вывод: 15 человек ответили – самая красивая, 5 человек – побеждала в войне, 2 человека ответили сильная.
3 вопрос: «Самым трудным событием моей родины были_________»
Вывод: 19 человек ответили – война, 3 ничего не ответили.
4 вопрос: «Мне хотелось бы, чтобы моя родина была самой_________»
Вывод: 3 человека – большой, 16 человек – красивой, 3 – счастливой.
5 вопрос: «Когда я вырасту, я хочу__________»
Вывод: 4 человека хотят стать военными, 3 девочки хотят стать певицей, 3 – президентами, 2 человека – космонавтами, 3 человека – бизнесменами, 1 – музыкантом, 1 – художником, 5 – ничего не ответили.
6 вопрос: «Я не хочу, чтобы моя родина___________»
Вывод: 10 человек ответили погибла и разрушилась, 7 человек – была грязной, 3 человека – маленькой, 2 человека ничего не ответили.
7 вопрос: «Я благодарен своей родине за то, что__________»
Вывод: 10 человек ответили «она победила в войне», 8 человек ответил «я родился», 2 человека «она сильная», 2 человека ничего не ответили.
Проанализировав результаты, можно сделать следующие выводы:
по анкете №1 – 12 человек имеют высокий уровень сформированности патриотизма; 10 человек имеют средний уровень; низкого уровня сформированности нет.
-
по анкете№2 – 5 человека имеют высокий уровень сформированности патриотизма, 12 человек имеют средний уровень, низкий уровень – 5.
по анкете №3 – 9 человек имеют высокий уровень сформированности патриотизма, 11 имеют средний уровень, 2 человека имеют низкий уровень сформированности патриотизма.
По истечению двух лет, ребята вновь ответили на вопросы трех анкет. Анализ полученных ответов дал следующий результат.
|
|
|