|
Учителя начальных классов по патриотическому воспитанию учащихся
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
МО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №18
Система работы учителя начальных классов по патриотическому воспитанию учащихся
Оптовко Валентина Николаевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ№18
Сыктывкар 2010
Оглавление:
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания
младших школьников.
1.1.Основные понятия, сущность и содержание патриотизма.
1. 2. Психолого-педагогические компоненты патриотического воспитания.
Глава 2. Методологические основы формирования чувства патриотизма учащихся начальной школы.
2.1. Основные направления патриотического воспитания в школе.
2.2. Патриотическое воспитание школьников средствами учебного процесса.
2.2. Воспитание чувства любви к Родине во внеклассной работе.
2.3.Система работы в учебно-воспитательном процессе по патриотическому воспитанию учащихся начальной школы.
2.4. Изучение уровня сформированности патриотизма у учащихся 4 «а» класса МОУ СОШ №18.
Заключение
Приложения
Введение.
Если человек не любит смотреть, хотя бы изредка на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им не принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже плохенькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.
Академик Д. С. Лихачев
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.
Коренные преобразования в стране конца XX — начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотическое воспитание учащихся - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства “с молоком матери”. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.
Актуальность патриотического воспитания учащихся подтверждается созданием Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010гг» и Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российских наций.
В Послании президента «Наша новая школа» Медведев Д. выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу. «Система образования, — подчеркивает Д.А.Медведев, — в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью.
Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях:
Любовь к России;
Любовь к своему народу;
Любовь к своей малой родине;
Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
В послании Д. А. Медведева определяется и современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России формулируется основная педагогическая цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Духовно-нравственное развитие российских школьников в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации. Их может быть восемь, в соответствии с теми источниками человечности, которые были определены выше:
1. ПАТРИОТИЗМ;
2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ;
3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ;
4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ;
5. СЕМЬЯ;
6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО;
7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО;
8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.
Каждая воспитательная программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям
1.Урочная деятельность;
2. Внеурочная деятельность (культурные практики);
3. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);
4. Семейное воспитание;
5. Изучение культурологических основ традиционных российских религии
Данная проблема всегда волновала нас и как учителя, и как классного руководителя. Нами по крупицам накапливался опыт работы в данном направлении. В настоящее время системообразующей деятельностью воспитательной системы 4а класса является патриотическое воспитание.
Система работы по патриотическому воспитанию включает:
Учебная деятельность (предметы учебного плана, факультатив «Я - гражданин России», включение 10-15% национально-регионального компонента учебного времени в предметы учебного плана)
Внеучебная деятельность (система классных часов, работа с родителями, общешкольные дела, совместная работа с ЦДО, совместная работа с учреждениями города)
Цель работы по патриотическому воспитанию учащихся: создание необходимых организационно – педагогических условий для активизации, содержательного обогащения и систематизации деятельности классного коллектива по формированию патриотизма как значимого личностного качества у учащихся, гражданской компетенции как условия формирования гражданственности.
Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:
-усилить акцент на изучение истории и культуры Отечества и родного края;
- формировать у подрастающего поколения чувство верности Родине, готовности к служению Отечеству;
- формировать патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбе мира;
- развивать физически учащихся, формировать у них потребность в здоровом образе жизни;
- популяризировать поисково-исследовательскую деятельность учащихся;
- способствовать консолидации и координации деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей.
Глава 1 Теоретические аспекты патриотического воспитания
младших школьников.
1.Основные понятия, сущность и содержание патриотизма.
Что значит быть патриотом?
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля объясняет это так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его». Толковый словарь русского языка С. Ожегова даёт следующее определение: «Человек, преданный своему отечеству, своему народу». Словарь современного русского литературного языка даёт такое толкование: «Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине».
Также в словаре В. Даля есть существенное уточнение понятия патриот – «ревнитель о благе его», т.е. человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества. Для современных условий особенно актуально, учитывая сложившуюся ситуацию в стране, делать всё возможное для её возрождения, построения экономически мощной, политически стабильной державы.
С категорией патриот неразрывно связана категория патриотизм. Патриотизм обусловлен образованием государств и их длительной борьбой за свою независимость и самостоятельность. Поэтому «»возраст патриотизма исчисляется многими тысячелетиями и значительно превышает оседло-земледельческий «стаж» человечества.
В. Микрюков приводит определения понятия патриотизм, взятые им из различных источников.
Согласно определению В.И. Ленина, патриотизм – «одно из глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств»
«Любовь к Отчизне» (Даль А.А. Толковый словарь живого великорусского словаря языка)
«Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». (Ожегов С.И. Словарь русского языка)
«Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу». (Словарь современного русского литературного языка)
«Чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её». (Психолого-педагогический словарь)
«Любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам». (Философский энциклопедический словарь)
«Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». (Краткий словарь философии).
«Любовь к Родине, к своему народу». (Российская педагогическая энциклопедия)
«Любовь к Родине, Отечеству и своему народу». (Большая советская энциклопедия)
«Чувство любви к Родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы Отечества, выражающееся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов». (Советская историческая энциклопедия)
«Любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа». (Лихачёв Б.Т. Педагогика. Учеб. пособие)
Как видно из определений, патриотизм – это, прежде всего любовь к Родине, к своему отечеству. Чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Как это можно не любить свою Родину, свою землю, людей, живущих и работающих на ней?
Оказалось, что даже очень можно. За перестроечно-реформенные годы в России появились многочисленные теоретически, утверждающие, что патриотизм – это синоним русского национализма, а в списках общечеловеческих ценностей такого понятия нет.
По мнению президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова: «есть одна ценность, которая во многом объемлет все другие ценности, - это патриотизм. Никак не могу согласиться с теми, кто употребляет это слово синонимично с национализмом, для кого оно является чуть ли не бранным. Каждый, количественно, даже самый малый народ в нормальных условиях всегда справедливо гордился делами своей страны, города, села, что не мешало ни критиковать недостатки, ни учиться у других народов. Человек, лишённый патриотизма, легко продаёт и силы и ум, и - если сможет – богатство страны тем, кто дороже платит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках».
Исторические факты свидетельствуют о том, что в разные эпохи наша страна выходила победителем на волне всенародного патриотического подъёма. Величие России определялось не только её территорией, количеством населения, мощью экономики и науки, оснащённостью армии и флота, но и духовным потенциалом. Беззаветная преданность своей Родине, готовность в большом и малом ставить её интересы выше личных, идти во имя её безопасности даже на самопожертвование – именно этим всегда была сильна Россия, в этом стержень её национального духа.
Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для отечества дела и поступки. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом», - подчёркивал В.Г. Белинский.
Патриотизм – как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации государства.
Само понятие патриотизм связано с множеством идей: национальной, исторической, культурной, географической и т.д. особо эта связь проявляется в России, общем доме для множества народов и языков, культур и верований.
Воспитывать патриота – значит формировать человека, которому присуще любовь к Родине, стремление к её процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция.
Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма.
Вторая ступень идёт через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.
Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу. Народу, их истории, культуре, традициям.
Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине - его финал. Эта идея красной нитью проходит в народной, христианской, сравнительной педагогике.
Исходя из вышеперечисленного, следует определение понятия патриотизм.
Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство, и общество.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.
Важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
1.2. Психолого-педагогические компоненты патриотического воспитания.
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов.
Потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется, прежде всего в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путём создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её героической историей, мужеством и храбростью патриотов, её выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит программа по истории.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за её настоящее и будущее, школьник утверждает своё достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удалось выходить из самых тяжёлых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить всё положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человеческому, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нём чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за её достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не всё ещё так, как должно быть. История – это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.
Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационный сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихотворения А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, проза Л.Н. Толстого, М. Шолохова, А. Твардовского и др.).
Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.
Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углублённое осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, музыке, русскому языку.
Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтический приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.
Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определённую борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинается складываться своя внутренняя позиция.
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям ив области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной, общественно-полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.
|
|
|