Главная страница

Учителя начальных классов по патриотическому воспитанию учащихся


Скачать 0.79 Mb.
Название Учителя начальных классов по патриотическому воспитанию учащихся
страница 4/6
Дата 11.03.2016
Размер 0.79 Mb.
Тип Реферат
1   2   3   4   5   6

Анкета №1 для учеников.

1 вопрос: «как называется наша республика и город?»

Вывод: все ученики класса знают название нашей республики и города.

2 вопрос: «Как называют жителей нашего города?»

Вывод: 21 ученик правильно назвали жителей нашего города.

3 вопрос: «Как называется страна в которой мы живем?»

Вывод: все учащиеся на этот вопрос дали правильный ответ.

4 вопрос: «Как называют жителей нашей страны?»

Вывод: 18 учащихся дали правильный ответ.

5 вопрос: «Как называют российские деньги?»

Вывод: 20 учеников знает как называют российские деньги.

6 вопрос: «Какие цвета есть на флаге нашей страны?»

7 вопрос: «Какие цвета есть на флаге нашей республике?»

Вывод: 21 человек знают цвета российского флага и 19 человек знают цвета флага Республики Коми.

8 вопрос: «Кто изображен на гербе России?»

Вывод: большинство учащихся дали полный ответ «двуглавый орел» - 14 человек, «орел» - 3 человека, «медведь» – 3, не знаю – 2 человека.

9 вопрос: «Назовите 5 российских праздников?»

Вывод: все ученики класса смогли назвать 5 российских праздников, чаще всего называли Новый год, Рождество, Масленица, День защитника Отечества, 8 марта.

10 вопрос: «Кто руководит нашим государством?»

Вывод: 20 человек ответили правильно.

11 вопрос: «Какие вы знаете государственные символы?»

Вывод: 14 человек дали правильный ответ, 2 – неполный ответ, 6 человек – не правильно.
Анкета №2 для учеников.

1 вопрос: «какие памятные места своей родины ты посетил (а), чем это тебе запомнилось?»

Вывод: учащиеся знают, что такое памятные места, среди них были названы: Красная площадь, Третьяковская галерея, памятники города Сыктывкара, Национальная галерея, Вечный огонь, Усть-Вымь.

2 вопрос: «Интересуешься ли ты историей, культурой своей родины?»

3 вопрос: «Поддерживают ли родители тебя в этом?»

Вывод: все дети интересуется историей и культурой своей родины, и большинство родителей поддерживают их в этом.

4 вопрос: «Когда ты произносишь слово Родина, что ты можешь себе сразу представить?»

Вывод: каждый ребенок воспринимает родину по-своему, для одних это место, в котором они живут, любимый город, дом, природа, семья, школа, друзья, для других – вся страна, российский флаг, гимн.

5 вопрос: «Кого из известных людей России можно назвать патриотами своей Родины?»

Вывод: дети считают, что среди известных людей нашей страны, патриотами можно назвать: Александр Невский, Георгий Жуков, Юрий Гагарин, Д.Медведев, В.Путин, Петр I, Ярослав Мудрый, Р.Сметанина, А.Пушкин, И. Куратов.

6 вопрос: «Хотелось ли тебе родиться в какой-нибудь другой стране? Если да – то почему?»

Вывод: большинство учеников не хотели бы родиться в другой стране.

7 вопрос: «Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины? Почему?»

Вывод: все ответили, что человеку трудно жить без Родины так как.

8 вопрос: «Какого человека можно назвать патриотом своей Родины?»

Вывод: все смогли дать определение человеку, которого можно назвать патриотом. Это такой человек, который любит, защищает, заботиться, верно служит, прославляет свою Родину, готов отдать за нее жизнь.
Анкета №3 учеников.

Методика незаконченных предложений.

1 вопрос: «Моя Родина – это_____________»

Вывод: большинство учеников ответило, что его родина – это Россия, для некоторых это Москва, Сыктывкар, его дом и семья или Земля в целом.

2 вопрос: «Я знаю, что моя Родина самая _____________»

Вывод: для большинства класса родина имеет большое значение, она самая большая по площади, богатая природными ресурсами, самая красивая, сильная, непобедимая.

3 вопрос: «Самым трудным событием моей родины были_________»

Вывод: многие ученики считают, что Великая Отечественная Война самое трудное событие в жизни страны.

4 вопрос: «Мне хотелось бы, чтобы моя родина была самой_________»

Вывод: детям хотелось бы, чтобы их страна была самой лучшей, большой, красивой и счастливой.

5 вопрос: «Когда я вырасту, я хочу__________»

Вывод: судя по ответам, в этом классе растут будущие президенты, милиционеры, юрист, менеджер, космонавт, деятели искусств. И лишь 4 человека еще не знают, кем хотят стать.

6 вопрос: «Я не хочу, чтобы моя родина___________»

Вывод: детям не хотелось бы, что бы их страна была бедной, загрязненной.

7 вопрос: «Я благодарен своей родине за то, что__________»

Вывод: ученики благодарны своей родине за то, что она победила в войне, что она большая и сильная, а так же за то, что они здесь родились.

Проанализировав результаты, можно сделать следующие выводы:

  1. по анкете №1 – 20 человек имеют высокий уровень сформированности патриотизма; 2 человека имеют средний уровень; низкого уровня сформированности нет.

  2. по анкете№2 – 18 человека имеют высокий уровень сформированности патриотизма, 4 человек имеют средний уровень, низкого уровня сформированности нет.

  3. по анкете №3 - 20 человек имеют высокий уровень сформированности патриотизма; 2 человека имеют средний уровень; низкого уровня сформированности патриотизма нет.

Полученные результаты представлены в сводной таблице и на диаграммах.

Сводная таблица уровня сформированности патриотизма во 2 «А» и 4 «А» классах.


№ анкеты

2 «А»

4 «А»

Уровни

уровни

высокий

средний

Низкий

высокий

средний

низкий

№1

12

10

-

20

2

-

№2

5

12

5

18

4

-

№3

9

11

2

20

2

-









Заключение
Представленная нами система работы по формированию чувства патриотизма у учащихся начальных классов действует в течение 10 лет. За это время накоплен большой положительный опыт по данному направлению работы. Имеется позитивная динамика в учебно-воспитательном процессе. Дальнейшее развитие возможно в направлении совершенствования содержания патриотического образования, в разнообразии форм и методов, применяемых в рамках системы.

В последние годы утвердился как один из актуальных и действенных в формировании активной, инициативной позиции учащихся в учении и воспитании метод проектов. В процессе проектной деятельности формируются не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. В патриотическом воспитании применение всех видов проектов нацелено на главный результат – приобретение воспитанниками действенных патриотических убеждений и опыта патриотической деятельности. Основной задачей дальнейшей работы по патриотическому воспитанию является применение методов проектной деятельности учащихся. Данное исследование может быть использовано в работе учителей начальных классов при организации работы по патриотическому воспитанию.

.

Список литературы


  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. (Педагогика. Психология. управление).

  2. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис – пресс, 2002.

  3. Гасанов З.Т. цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика 2005 №6

  4. Григорьев Д. Патриотизм воспитания // Народное образование – 2005 г.№4

  5. Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма // Воспитание школьников – 2007 г.

  6. Игнаткина М. Приобщение к культуре народа – основа патриотического воспитания школьников // Воспитание школьников – 2007 г. №10

  7. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа 2007 г. №7

  8. Казарин В.В. Гражданское и патриотическое школьников // Справочник классного руководителя 2007 г. №4

  9. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников 2007 №5

  10. Мазыкина М. Военно – патриотическое воспитание детей и подростков // Воспитание школьников – 2003 г.№6

  11. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников: национально – региональный компонент // Начальная школа 2007 г. №4

  12. Наша Родина – Россия: Беседа двадцатая // Дошкольник. Младший школьник 2007 №4

  13. Ничикова И.В. Патриотическое воспитание подрастающего поколения // Специалист 2007 №5

  14. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007.

  15. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. – Волгоград: Учитель, 2006.

  16. Ривина Е.К. Государственная символика России: Беседы в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

  17. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование/ Л.М.Баш, А.В.Боброва и др. Издание 6-е, стереот. – М.: ЦИТАДЕЛЬ – ТРЕЙД, ИКТЦ ЛАДА, РИПОЛ КЛАССИК, 2005

  18. Харламова Ю.В. К вопросу о методике воспитания патриотизма в современной российской школе // Образование в современной школе – 2007 г. №11

  19. Шакурова М.В., Зеленина Е.А. программа «Я - гражданин» // Классный руководитель 2007 г. №3


Приложения
Тексты для уроков русского языка
***

Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы…
Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости.

(А.И. Куприн)

***

У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна.

(А. Твардовский)

***

…Подобно тому как цветок вырастает из зерна, наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли», где мы родились и выросли.
В раннем детстве мир наш ограничивается комнатами отчего дома, позднее - счастливым осознанием своей кровной причастности к тому священному и высокому, что называется именем родной страны.
В далёких скитаниях я бережно носил имя и образ Родины в сердце, как носят в потаённом медальоне портрет матери. Я люблю на своей великой Родине всё - и её печальные тундры, и её реки, и её новостройки, волшебно оживляющие бесплодные недавно пустыни, и её дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы.

(Н. Смирнов)

***

В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, - сколько возможно больше и сколько возможно лучше.

(Н. Добролюбов)

***

Образ Родины всегда конкретен. Он не может быть расплывчатым, общим. Любят родной край, где родился и вырос. У одного это неоглядные степные просторы, у другого - горы, рисующие ломаную линию на фоне неба. У одного - палящее солнце над головой, у другого - холодные вспышки северного сияния. У одного это тишина деревенского полдня, у другого - разноголосица городской улицы.

(В. Пекелис)
***

Истинный патриотизм можно определить как любовь к своей стране, уважение ко всем живущим в ней людям, знание обычаев и традиций своего народа, преданное служение на благо страны. Патриот – это тот, кто в любой ситуации ставит интересы страны выше своих собственных потребностей. Патриотизм направлен на истинное благо и процветание страны, которых нельзя достичь за счёт безнравственных поступков.

( У. Хейнс)

***

Истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна без любви и уважения к другим странам и народам. В этом и заключается патриотизм - не противопоставление себя всему миру, но уважение и глубокое понимание своего народа, чувство ответственности за судьбу своей страны, помогающее видеть истинную ценность любой другой культуры.

(У. Хейнс)

***

Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.

(Н. Карамзин)

***

Ты не один в этой огневой буре русский человек. С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый мастеровой Пётр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества. С каким мужеством они служили ей!… И куда бы ни отправлялись за далёкие рубежи, кланялись в пояс родимой, и был им слаще мёду горький, полынный прах её дорог.
И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословенье матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла столетья русская земля.

(Л. Леонов)

***

…Гражданин не может состояться в человеке, оторвано от корневой системы своего народа. И потому всё воспитание молодых – от букваря до вузовской скамьи – надо пронизать действенной хозяйской привязанностью к Родине и её природе, ко всему, что составляет дедовское наследие, на чём лежит отпечаток мечты и золотых рук наших гениев.

(Л. Леонов)

***

Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная любовь - тебе, все наши помыслы с тобой»

(М. Шолохов)

***

О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками месточтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селеньями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена земля Русская…

(«Слово о погибели Русской земли»)

***

История – могучий фактор воспитания сознательного патриотизма. Принижать свою историю, забывать её - значит оплёвывать могилы своих предков, боровшихся за родную землю…

(В. Пикуль)

Тексты для работы по русскому языку: письмо по памяти.


  • Высшая доблесть состоит в том, чтобы и в одиночестве совершать то, на что люди обычно отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей.

Ф.Ларошфуко

  • Мужество – бесстрашие перед лицом смерти.

Платон

  • Храбрый умирает один раз, трус – тысячу.

Арабская пословица

  • Нравственная обязанность настоящего патриота – служить народу.

В.С.Соловьев

  • Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

И.Гёте

  • Обязанность по отношению к самому себе состоит в том, чтобы человек соблюдал человеческое достоинство в самом себе.

И.Кант

  • Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет?

«Евангелие от Луки»

  • В порядочном человеке патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро.

Н.А.Добролюбов

  • Любят родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.

Сенека

  • Любовь к родине не знает границ.

С.Е.Лец

  • Прежде всего ты обязан своей родине.

П.Я.Чаадаев

  • Храбрым является тот, кто сохраняет самообладание среди опасностей и смело рискует жизнью и вещественными благами ради благ более высоких и достойных.

В.С.Соловьев

Урок по факультативному курсу «Я – гражданин России»
СПАСЕНИЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ.

МИНИН И ПОЖАРСКИЙ.
Задачи: познакомить детей с развитием исторических событий по освобождению Москвы от польских захватчиков; развивать мышление младших школьников; воспитывать гражданственность и патриотизм.

Оборудование: фотография памятника Минину и Пожарскому; рабочие листы.
Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

- От лица экскурсовода, ведущего экскурсию по Москве, расскажите о русском первопечатнике. Начните свой рассказ со слов: «Мы находимся возле памятника, установленного в 1909 году…»

- Продемонстрируйте правила набора букв для печатания книг на станке.

III. Изучение нового материала

- Сегодняшний урок мы начнём с чтения текста в учебнике.

Учащиеся читают введение к разделу «Патриоты России»; с.87 учебника.

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Спасение земли русской». Возникает вопрос, почему же нужно было спасать Россию? (Мнения детей.)
Комментарий учителя. Действительно, к осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территории , включая Москву, была захвачена поляками. На юге страны хозяйничали многочисленные самозванцы. Новгородская земля перешла под власть Швеции. Более или менее нормальным было положение на северо-востоке страны: Нижнем Новгороде, Ярославле, Вологде, там, где правили дворяне и горожане. Давайте перенесёмся на городскую площадь Нижнего Новгорода того времени… На площади шум, гам. Нижегородцы обсуждают грамоту (письмо), полученную ими от монахов одного из подмосковных монастырей.

- прочитайте отрывок из этой грамоты и впишите нужные слова:
«Гибнет … от поляков, а … есть основание … . Не забудьте, что пока крепок корень, то и дерево крепко; не будет корня, на чём оно будет держаться?»

(Слова для справок: Россия, Москва.)
- Представьте, что от вас зависит судьба Москвы, а значит, всей России. Какое вы примете решение?

1. «У москвичей своя земля, а у нас своя! Каждый сам за себя!»

2. «Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Всё отдадим, чтобы ратным (военным) людям ни в чём нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!»

(Дети высказывают свои мнения и обосновывают их.)

- Те из вас, кто выбрал второй вариант, повели себя точно так же, как и нижегородский староста, купец Кузьма Минин, которому и принадлежат выбранные вами слова.

- Составьте рассказ о последующих действиях Кузьмы Минина, опираясь на следующие опорные сочетания слов:







(Составление детьми устных рассказов.)

- Кузьма Мини не только призывал других отдавать своё имущество, но и первым показал пример. Он принёс на площадь все накопленные им деньги и украшения жены. Нижегородцы вслед за ним, и богатые, и бедные, и молодые, старые, несли на городскую площадь, кто что имел. Кто деньги, кто дорогую одежду и меха, то посуду.

В такой обстановке даже городские нищие, просившие милостыню на пропитание, не могли оставаться в стороне. Они тоже хотели помочь. Но у них ничего не было. И всё-таки они что-то отдавали н общее дело.

- Как вы думаете, что это было? (Мнения детей.)

- Оказывается, нищие снимали с себя медные крестики. Самое святое, что у них было.

- Расположите в логической последовательности следующие суждения.

  • Собрали средства для войска.

  • Народному ополчению нужен руководитель.

  • Стали набирать народное войско (ополчение, полки?).

  • Пригласили князя Дмитрия Пожарского.

(На собранные народом средства набрали войско. Но народному ополчению был нужен руководитель, полководец. Поэтому пригласили князя Дмитрия Пожарского.)
- Опираясь на содержание предыдущего задания, вставьте пропущенные слова в текст.

На собранные средства стали набирать … - ополчение. В него вступали свободные крестьяне, горожане, дворяне. Так как народному ополчению нужен был военный … , то по совету Кузьмы Минина пригласили воеводой опытного воина – … Дмитрия Пожарского.

(На собранные средства стали набирать народное войско - ополчение. В него вступали свободные крестьяне, горожане, дворяне. Так как народному ополчению нужен был военный руководитель, то по совету Кузьмы Минина пригласили воеводой опытного воина – князя Дмитрия Пожарского.)
- О дальнейшем развитии событий вы узнаете, прочитав следующий текст. С помощью специальных значков произведите его разметку в пустых квадратиках.
«*» - это я знал «-» - думал иначе

«?» – об этом я подумаю «!» - удивлён, возмущён

«+» - это новое для меня «.» - очень важно, следует запомнить
Воеводой народного ополчения стал Дмитрий Пожарский … . Весной 162 года оно выступило из Нижнего Новгорода в Ярославль … . Там войско значительно пополнилось отрядами из других городов … . Пожарский посылал своих людей расчищать дороги на Москву от шаек польских грабителей. Районы постепенно освобождались от врага и осуществлялся охват Москвы с севера и юга … . Большие неприятности полякам приносили и партизаны из местных сёл … .

И вот наконец основные силы ополчения с ожесточёнными боями подошли к Москве и осадили неприятеля … .

На предложение Пожарского сдаться поляки высокомерно ответили: «Лучше ты, Пожарский, отпусти к сохам своих людей, пусть холопы по-прежнему возделывают землю, поп пусть знает церковь, купцы пусть занимаются своей торговлей»… .

Однако высокомерия полякам хватило ненадолго … . У них начался жесточайший голод. Очевидец тех дней писал: «Осаждённые переели лошадей, собак, кошек, мышей. Набрасывались друг на друга и поедали убитых» … .

Вскоре враги сдались на милость победителя … .
1   2   3   4   5   6