Анкета №1 для учеников.
1 вопрос: «как называется наша республика и город?»
Вывод: все ученики класса знают название нашей республики и города.
2 вопрос: «Как называют жителей нашего города?»
Вывод: 21 ученик правильно назвали жителей нашего города.
3 вопрос: «Как называется страна в которой мы живем?»
Вывод: все учащиеся на этот вопрос дали правильный ответ.
4 вопрос: «Как называют жителей нашей страны?»
Вывод: 18 учащихся дали правильный ответ.
5 вопрос: «Как называют российские деньги?»
Вывод: 20 учеников знает как называют российские деньги.
6 вопрос: «Какие цвета есть на флаге нашей страны?»
7 вопрос: «Какие цвета есть на флаге нашей республике?»
Вывод: 21 человек знают цвета российского флага и 19 человек знают цвета флага Республики Коми.
8 вопрос: «Кто изображен на гербе России?»
Вывод: большинство учащихся дали полный ответ «двуглавый орел» - 14 человек, «орел» - 3 человека, «медведь» – 3, не знаю – 2 человека.
9 вопрос: «Назовите 5 российских праздников?»
Вывод: все ученики класса смогли назвать 5 российских праздников, чаще всего называли Новый год, Рождество, Масленица, День защитника Отечества, 8 марта.
10 вопрос: «Кто руководит нашим государством?»
Вывод: 20 человек ответили правильно.
11 вопрос: «Какие вы знаете государственные символы?»
Вывод: 14 человек дали правильный ответ, 2 – неполный ответ, 6 человек – не правильно.
Анкета №2 для учеников.
1 вопрос: «какие памятные места своей родины ты посетил (а), чем это тебе запомнилось?»
Вывод: учащиеся знают, что такое памятные места, среди них были названы: Красная площадь, Третьяковская галерея, памятники города Сыктывкара, Национальная галерея, Вечный огонь, Усть-Вымь.
2 вопрос: «Интересуешься ли ты историей, культурой своей родины?»
3 вопрос: «Поддерживают ли родители тебя в этом?»
Вывод: все дети интересуется историей и культурой своей родины, и большинство родителей поддерживают их в этом.
4 вопрос: «Когда ты произносишь слово Родина, что ты можешь себе сразу представить?»
Вывод: каждый ребенок воспринимает родину по-своему, для одних это место, в котором они живут, любимый город, дом, природа, семья, школа, друзья, для других – вся страна, российский флаг, гимн.
5 вопрос: «Кого из известных людей России можно назвать патриотами своей Родины?»
Вывод: дети считают, что среди известных людей нашей страны, патриотами можно назвать: Александр Невский, Георгий Жуков, Юрий Гагарин, Д.Медведев, В.Путин, Петр I, Ярослав Мудрый, Р.Сметанина, А.Пушкин, И. Куратов.
6 вопрос: «Хотелось ли тебе родиться в какой-нибудь другой стране? Если да – то почему?»
Вывод: большинство учеников не хотели бы родиться в другой стране.
7 вопрос: «Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины? Почему?»
Вывод: все ответили, что человеку трудно жить без Родины так как.
8 вопрос: «Какого человека можно назвать патриотом своей Родины?»
Вывод: все смогли дать определение человеку, которого можно назвать патриотом. Это такой человек, который любит, защищает, заботиться, верно служит, прославляет свою Родину, готов отдать за нее жизнь.
Анкета №3 учеников.
Методика незаконченных предложений.
1 вопрос: «Моя Родина – это_____________»
Вывод: большинство учеников ответило, что его родина – это Россия, для некоторых это Москва, Сыктывкар, его дом и семья или Земля в целом.
2 вопрос: «Я знаю, что моя Родина самая _____________»
Вывод: для большинства класса родина имеет большое значение, она самая большая по площади, богатая природными ресурсами, самая красивая, сильная, непобедимая.
3 вопрос: «Самым трудным событием моей родины были_________»
Вывод: многие ученики считают, что Великая Отечественная Война самое трудное событие в жизни страны.
4 вопрос: «Мне хотелось бы, чтобы моя родина была самой_________»
Вывод: детям хотелось бы, чтобы их страна была самой лучшей, большой, красивой и счастливой.
5 вопрос: «Когда я вырасту, я хочу__________»
Вывод: судя по ответам, в этом классе растут будущие президенты, милиционеры, юрист, менеджер, космонавт, деятели искусств. И лишь 4 человека еще не знают, кем хотят стать.
6 вопрос: «Я не хочу, чтобы моя родина___________»
Вывод: детям не хотелось бы, что бы их страна была бедной, загрязненной.
7 вопрос: «Я благодарен своей родине за то, что__________»
Вывод: ученики благодарны своей родине за то, что она победила в войне, что она большая и сильная, а так же за то, что они здесь родились.
Проанализировав результаты, можно сделать следующие выводы:
-
по анкете №1 – 20 человек имеют высокий уровень сформированности патриотизма; 2 человека имеют средний уровень; низкого уровня сформированности нет.
по анкете№2 – 18 человека имеют высокий уровень сформированности патриотизма, 4 человек имеют средний уровень, низкого уровня сформированности нет.
по анкете №3 - 20 человек имеют высокий уровень сформированности патриотизма; 2 человека имеют средний уровень; низкого уровня сформированности патриотизма нет.
Полученные результаты представлены в сводной таблице и на диаграммах.
Сводная таблица уровня сформированности патриотизма во 2 «А» и 4 «А» классах.
№ анкеты
|
2 «А»
|
4 «А»
|
Уровни
|
уровни
|
высокий
|
средний
|
Низкий
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
№1
|
12
|
10
|
-
|
20
|
2
|
-
|
№2
|
5
|
12
|
5
|
18
|
4
|
-
|
№3
|
9
|
11
|
2
|
20
|
2
|
-
|
Заключение
Представленная нами система работы по формированию чувства патриотизма у учащихся начальных классов действует в течение 10 лет. За это время накоплен большой положительный опыт по данному направлению работы. Имеется позитивная динамика в учебно-воспитательном процессе. Дальнейшее развитие возможно в направлении совершенствования содержания патриотического образования, в разнообразии форм и методов, применяемых в рамках системы.
В последние годы утвердился как один из актуальных и действенных в формировании активной, инициативной позиции учащихся в учении и воспитании метод проектов. В процессе проектной деятельности формируются не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. В патриотическом воспитании применение всех видов проектов нацелено на главный результат – приобретение воспитанниками действенных патриотических убеждений и опыта патриотической деятельности. Основной задачей дальнейшей работы по патриотическому воспитанию является применение методов проектной деятельности учащихся. Данное исследование может быть использовано в работе учителей начальных классов при организации работы по патриотическому воспитанию.
.
Список литературы
Агапова И.А., Давыдова М.А. мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. (Педагогика. Психология. управление).
Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис – пресс, 2002.
Гасанов З.Т. цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика 2005 №6
Григорьев Д. Патриотизм воспитания // Народное образование – 2005 г.№4
Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма // Воспитание школьников – 2007 г.
Игнаткина М. Приобщение к культуре народа – основа патриотического воспитания школьников // Воспитание школьников – 2007 г. №10
Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа 2007 г. №7
Казарин В.В. Гражданское и патриотическое школьников // Справочник классного руководителя 2007 г. №4
Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия // Воспитание школьников 2007 №5
Мазыкина М. Военно – патриотическое воспитание детей и подростков // Воспитание школьников – 2003 г.№6
Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников: национально – региональный компонент // Начальная школа 2007 г. №4
Наша Родина – Россия: Беседа двадцатая // Дошкольник. Младший школьник 2007 №4
Ничикова И.В. Патриотическое воспитание подрастающего поколения // Специалист 2007 №5
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В.Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007.
Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. – Волгоград: Учитель, 2006.
Ривина Е.К. Государственная символика России: Беседы в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование/ Л.М.Баш, А.В.Боброва и др. Издание 6-е, стереот. – М.: ЦИТАДЕЛЬ – ТРЕЙД, ИКТЦ ЛАДА, РИПОЛ КЛАССИК, 2005
Харламова Ю.В. К вопросу о методике воспитания патриотизма в современной российской школе // Образование в современной школе – 2007 г. №11
Шакурова М.В., Зеленина Е.А. программа «Я - гражданин» // Классный руководитель 2007 г. №3
Приложения
Тексты для уроков русского языка
***
Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы…
Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости.
(А.И. Куприн)
***
У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна.
(А. Твардовский)
***
…Подобно тому как цветок вырастает из зерна, наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли», где мы родились и выросли.
В раннем детстве мир наш ограничивается комнатами отчего дома, позднее - счастливым осознанием своей кровной причастности к тому священному и высокому, что называется именем родной страны.
В далёких скитаниях я бережно носил имя и образ Родины в сердце, как носят в потаённом медальоне портрет матери. Я люблю на своей великой Родине всё - и её печальные тундры, и её реки, и её новостройки, волшебно оживляющие бесплодные недавно пустыни, и её дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы.
(Н. Смирнов)
***
В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, - сколько возможно больше и сколько возможно лучше.
(Н. Добролюбов)
***
Образ Родины всегда конкретен. Он не может быть расплывчатым, общим. Любят родной край, где родился и вырос. У одного это неоглядные степные просторы, у другого - горы, рисующие ломаную линию на фоне неба. У одного - палящее солнце над головой, у другого - холодные вспышки северного сияния. У одного это тишина деревенского полдня, у другого - разноголосица городской улицы.
(В. Пекелис)
***
Истинный патриотизм можно определить как любовь к своей стране, уважение ко всем живущим в ней людям, знание обычаев и традиций своего народа, преданное служение на благо страны. Патриот – это тот, кто в любой ситуации ставит интересы страны выше своих собственных потребностей. Патриотизм направлен на истинное благо и процветание страны, которых нельзя достичь за счёт безнравственных поступков.
( У. Хейнс)
***
Истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна без любви и уважения к другим странам и народам. В этом и заключается патриотизм - не противопоставление себя всему миру, но уважение и глубокое понимание своего народа, чувство ответственности за судьбу своей страны, помогающее видеть истинную ценность любой другой культуры.
(У. Хейнс)
***
Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.
(Н. Карамзин)
***
Ты не один в этой огневой буре русский человек. С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый мастеровой Пётр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества. С каким мужеством они служили ей!… И куда бы ни отправлялись за далёкие рубежи, кланялись в пояс родимой, и был им слаще мёду горький, полынный прах её дорог.
И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословенье матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла столетья русская земля.
(Л. Леонов)
***
…Гражданин не может состояться в человеке, оторвано от корневой системы своего народа. И потому всё воспитание молодых – от букваря до вузовской скамьи – надо пронизать действенной хозяйской привязанностью к Родине и её природе, ко всему, что составляет дедовское наследие, на чём лежит отпечаток мечты и золотых рук наших гениев.
(Л. Леонов)
***
Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная любовь - тебе, все наши помыслы с тобой»
(М. Шолохов)
***
О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками месточтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селеньями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена земля Русская…
(«Слово о погибели Русской земли»)
***
История – могучий фактор воспитания сознательного патриотизма. Принижать свою историю, забывать её - значит оплёвывать могилы своих предков, боровшихся за родную землю…
(В. Пикуль)
Тексты для работы по русскому языку: письмо по памяти.
-
Высшая доблесть состоит в том, чтобы и в одиночестве совершать то, на что люди обычно отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей.
Ф.Ларошфуко
Мужество – бесстрашие перед лицом смерти.
Платон
Храбрый умирает один раз, трус – тысячу.
Арабская пословица
Нравственная обязанность настоящего патриота – служить народу.
В.С.Соловьев
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
И.Гёте
Обязанность по отношению к самому себе состоит в том, чтобы человек соблюдал человеческое достоинство в самом себе.
И.Кант
Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет?
«Евангелие от Луки»
В порядочном человеке патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро.
Н.А.Добролюбов
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.
Сенека
Любовь к родине не знает границ.
С.Е.Лец
Прежде всего ты обязан своей родине.
П.Я.Чаадаев
Храбрым является тот, кто сохраняет самообладание среди опасностей и смело рискует жизнью и вещественными благами ради благ более высоких и достойных.
В.С.Соловьев
Урок по факультативному курсу «Я – гражданин России»
СПАСЕНИЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ.
МИНИН И ПОЖАРСКИЙ.
Задачи: познакомить детей с развитием исторических событий по освобождению Москвы от польских захватчиков; развивать мышление младших школьников; воспитывать гражданственность и патриотизм.
Оборудование: фотография памятника Минину и Пожарскому; рабочие листы.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
- От лица экскурсовода, ведущего экскурсию по Москве, расскажите о русском первопечатнике. Начните свой рассказ со слов: «Мы находимся возле памятника, установленного в 1909 году…»
- Продемонстрируйте правила набора букв для печатания книг на станке.
III. Изучение нового материала
- Сегодняшний урок мы начнём с чтения текста в учебнике.
Учащиеся читают введение к разделу «Патриоты России»; с.87 учебника.
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Спасение земли русской». Возникает вопрос, почему же нужно было спасать Россию? (Мнения детей.)
Комментарий учителя. Действительно, к осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территории , включая Москву, была захвачена поляками. На юге страны хозяйничали многочисленные самозванцы. Новгородская земля перешла под власть Швеции. Более или менее нормальным было положение на северо-востоке страны: Нижнем Новгороде, Ярославле, Вологде, там, где правили дворяне и горожане. Давайте перенесёмся на городскую площадь Нижнего Новгорода того времени… На площади шум, гам. Нижегородцы обсуждают грамоту (письмо), полученную ими от монахов одного из подмосковных монастырей.
- прочитайте отрывок из этой грамоты и впишите нужные слова:
«Гибнет … от поляков, а … есть основание … . Не забудьте, что пока крепок корень, то и дерево крепко; не будет корня, на чём оно будет держаться?»
(Слова для справок: Россия, Москва.)
- Представьте, что от вас зависит судьба Москвы, а значит, всей России. Какое вы примете решение?
1. «У москвичей своя земля, а у нас своя! Каждый сам за себя!»
2. «Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Всё отдадим, чтобы ратным (военным) людям ни в чём нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!»
(Дети высказывают свои мнения и обосновывают их.)
- Те из вас, кто выбрал второй вариант, повели себя точно так же, как и нижегородский староста, купец Кузьма Минин, которому и принадлежат выбранные вами слова.
- Составьте рассказ о последующих действиях Кузьмы Минина, опираясь на следующие опорные сочетания слов:
(Составление детьми устных рассказов.)
- Кузьма Мини не только призывал других отдавать своё имущество, но и первым показал пример. Он принёс на площадь все накопленные им деньги и украшения жены. Нижегородцы вслед за ним, и богатые, и бедные, и молодые, старые, несли на городскую площадь, кто что имел. Кто деньги, кто дорогую одежду и меха, то посуду.
В такой обстановке даже городские нищие, просившие милостыню на пропитание, не могли оставаться в стороне. Они тоже хотели помочь. Но у них ничего не было. И всё-таки они что-то отдавали н общее дело.
- Как вы думаете, что это было? (Мнения детей.)
- Оказывается, нищие снимали с себя медные крестики. Самое святое, что у них было.
- Расположите в логической последовательности следующие суждения.
Собрали средства для войска.
Народному ополчению нужен руководитель.
Стали набирать народное войско (ополчение, полки?).
Пригласили князя Дмитрия Пожарского.
(На собранные народом средства набрали войско. Но народному ополчению был нужен руководитель, полководец. Поэтому пригласили князя Дмитрия Пожарского.)
- Опираясь на содержание предыдущего задания, вставьте пропущенные слова в текст.
На собранные средства стали набирать … - ополчение. В него вступали свободные крестьяне, горожане, дворяне. Так как народному ополчению нужен был военный … , то по совету Кузьмы Минина пригласили воеводой опытного воина – … Дмитрия Пожарского.
(На собранные средства стали набирать народное войско - ополчение. В него вступали свободные крестьяне, горожане, дворяне. Так как народному ополчению нужен был военный руководитель, то по совету Кузьмы Минина пригласили воеводой опытного воина – князя Дмитрия Пожарского.)
- О дальнейшем развитии событий вы узнаете, прочитав следующий текст. С помощью специальных значков произведите его разметку в пустых квадратиках.
«*» - это я знал «-» - думал иначе
«?» – об этом я подумаю «!» - удивлён, возмущён
«+» - это новое для меня «.» - очень важно, следует запомнить
Воеводой народного ополчения стал Дмитрий Пожарский … . Весной 162 года оно выступило из Нижнего Новгорода в Ярославль … . Там войско значительно пополнилось отрядами из других городов … . Пожарский посылал своих людей расчищать дороги на Москву от шаек польских грабителей. Районы постепенно освобождались от врага и осуществлялся охват Москвы с севера и юга … . Большие неприятности полякам приносили и партизаны из местных сёл … .
И вот наконец основные силы ополчения с ожесточёнными боями подошли к Москве и осадили неприятеля … .
На предложение Пожарского сдаться поляки высокомерно ответили: «Лучше ты, Пожарский, отпусти к сохам своих людей, пусть холопы по-прежнему возделывают землю, поп пусть знает церковь, купцы пусть занимаются своей торговлей»… .
Однако высокомерия полякам хватило ненадолго … . У них начался жесточайший голод. Очевидец тех дней писал: «Осаждённые переели лошадей, собак, кошек, мышей. Набрасывались друг на друга и поедали убитых» … .
Вскоре враги сдались на милость победителя … .
|