Главная страница

М. ю лермонтов


Скачать 111.38 Kb.
Название М. ю лермонтов
Дата 04.03.2016
Размер 111.38 Kb.
Тип Конспект

Конспект урока в 7 классе

ФГОС по творчеству М.Ю.Лермонтова

«Минувшее проходит предо мною…»

Учитель русского языка и литературы Почекутова Ольга Семеновна

МБОУ СОШ №11 с. Су – Псех, г- к Анапа.
Тема: М.Ю Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».купца Калашникова

Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.
Цель: углубить знания о поте М.Ю.Лермонтове; историей создания «Песни…», её исторической основой; формировать умения находить исторические детали в произведении и отмечать их роль; совершенствовать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст; развивать связную речь; вызвать интерес к историческому прошлому родины.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова; презентация к биографии поэта; репродукции картин В.Васнецова «Иван Грозный», И.Репина «Иван Грозный убивает своего сына»; фонохрестоматия: запись «Песни…», учебник литературы.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования навыков и умений.


№ п/п

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Основные формы работы

1

Организационный момент

1мин

Приветствует учеников, проверяет количество учащихся в микрогруппах

Настраиваются на предстоящую работу

фронтальная

2

Постановка цели и задачи урока

3 мин

На доске написан эпиграф к уроку: И если как–нибудь на миг удастся мне

Забыться, -памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей:

И вижу я себя ребёнком; и кругом

Родные все места…

М.Ю.Лермонтов.

Предлагает прочесть выразительно строки стихотворения.
Ставит задачу: о чем пойдет речь на уроке.

Поставьте для себя цели.


Выразительно читают эпиграф, ставят перед собой цели, отвечают на вопросы уителя

фронтальная

3.

Актуализация знаний по биографии М.Ю.Лермонтова

5 мин

-Что вам известно о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова? С какими произведениями мы уже знакомы? («Бородино», «Три пальмы», «Тучи»).


Пересказываю эпизоды из биографии М.Ю.Лермонтова, читают наизусть запомнившееся стихотворения.

Фронтальная

4.

Работа над темой урока.

1. Презентация «По лермонтовским местам»


2. Подготовка к глубокому пониманию и восприятию содержания «Песни…»

3.Мини сообщение об опричниках
4. Прослушивание аудизаписи «Песни» (сцена пира)

5 мин.

5 мин.

3 мим.

5 мин.

- группа 1 подготовила презентацию « В лермонтовских Тарханах».

-Что нового узнали о Лермонтове?

- В 1830 году поэт записал в своей тетрадке « Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде не буду её искать, как в русских песнях». Познакомившись с русской стариной, народными поверьями и песнями, в 1836 году поэт задумал создать произведение, в котором выразилась бы жизнь в знаменательный период московской истории – царствование Ивана Грозного.

-А кто такие были опричники?

Об этом расскажут ребята 2 группы


_-Внимательно прослушайте чтение актера, затем ответьте на вопросы (они у вас на карточках).


Показывают презентацию.

1 слайд: Лермонтовские Тарханы

-2 слайд: парадные комнаты (зала, столовая, чайная).

-3слайд: лермонтовский кабинет;

-4слайд: комната бабушки – Арсеньевой Е.А.

- 5слайд: домовая церковь Марии Египетской;

-6слайд: У могилы Лермонтова.

(показ слайдов сопровождается текстом),
отвечают на вопросы учителя

Слушают, отвечают на вопросы

Рассказывают об опричниках

и их положении при дворе Ивана Грозного, слушают, отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации
Слушают чтение, обсуждают в парах, отвечают на вопросы учителя

Индивидуально – групповая, коллективная

Групповая, индивидуальная, коллективная

коллективная


5.

6.

Аналитическая беседа по прослушанному эпизоду

Подведение итогов, Рефлексия.

7 мин

3 мин

- Найдите исторические детали и объясните их художественную роль в контексте поэмы.

-Сравните описание царя и иллюстрации картин Васнецова и Репина. Каким запечатлен на них царь Иван Грозный?
-Проанализируйте поведение царя, его боярей и князей.
-Почему поведение Кирибеевича вызывает гнев у Ивана Грозного?
-Какой совет дает царь своему верному слуге?
-Почему он предлагает Кирибеевичу поступить в духе традиции, не нарушая древний обычай (посвататься, послать драгоценные дары возлюбленной, оставив за ней свободу выбора: «Как полюбишься – празднуй свадебку, не полюбишься – не прогневайся»)?
-Почему мы не слышим, что ответил царь «лукавому рабу», объявившему, что «красавица в церкви Божьей перевенчана»?
-Почему Кирибеевич не сказал царю сразу «правды истинной»?
-Что вас удивило, поразило?

-Что показалось особенно интересным?

-Оцените свою работу на уроке.

Выставление оценок.

Отвечают на поставленные вопросы, подтверждают свои ответы чтением эпизодов.
Рассматривают картины, сравнивают, отвечают на вопросы
Анализируют сцену, отвечают на вопросы, цитируют ответы


Отвечают на вопросы, дают оценку своим одноклассникам.

Работа в парах.


Коллективная, групповая, индивидуальная.

Фронтальная

7.

Домашнее задание

2 мин.

Для всех: перечитать 2 часть поэмы. В чём характер Алёны Дмитриевны близок народному идеалу женщины?

Индивидуальное: выразительно читать отрывок «Над Москвою златоглавою» (1 ученик)

Найти ответ на вопрос «Что такое домострой»? (1 ученик»)