|
М. ю лермонтов
Конспект урока в 7 классе
ФГОС по творчеству М.Ю.Лермонтова
«Минувшее проходит предо мною…»
Учитель русского языка и литературы Почекутова Ольга Семеновна
МБОУ СОШ №11 с. Су – Псех, г- к Анапа.
Тема: М.Ю Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».купца Калашникова
Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.
Цель: углубить знания о поте М.Ю.Лермонтове; историей создания «Песни…», её исторической основой; формировать умения находить исторические детали в произведении и отмечать их роль; совершенствовать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст; развивать связную речь; вызвать интерес к историческому прошлому родины.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова; презентация к биографии поэта; репродукции картин В.Васнецова «Иван Грозный», И.Репина «Иван Грозный убивает своего сына»; фонохрестоматия: запись «Песни…», учебник литературы.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования навыков и умений.
№ п/п
|
Этапы урока
|
Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Основные формы работы
|
1
|
Организационный момент
|
1мин
|
Приветствует учеников, проверяет количество учащихся в микрогруппах
|
Настраиваются на предстоящую работу
|
фронтальная
|
2
|
Постановка цели и задачи урока
|
3 мин
|
На доске написан эпиграф к уроку: И если как–нибудь на миг удастся мне
Забыться, -памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей:
И вижу я себя ребёнком; и кругом
Родные все места…
М.Ю.Лермонтов.
Предлагает прочесть выразительно строки стихотворения.
Ставит задачу: о чем пойдет речь на уроке.
Поставьте для себя цели.
|
Выразительно читают эпиграф, ставят перед собой цели, отвечают на вопросы уителя
|
фронтальная
|
3.
|
Актуализация знаний по биографии М.Ю.Лермонтова
|
5 мин
|
-Что вам известно о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова? С какими произведениями мы уже знакомы? («Бородино», «Три пальмы», «Тучи»).
|
Пересказываю эпизоды из биографии М.Ю.Лермонтова, читают наизусть запомнившееся стихотворения.
|
Фронтальная
|
4.
|
Работа над темой урока.
1. Презентация «По лермонтовским местам»
2. Подготовка к глубокому пониманию и восприятию содержания «Песни…»
3.Мини сообщение об опричниках
4. Прослушивание аудизаписи «Песни» (сцена пира)
|
5 мин.
5 мин.
3 мим.
5 мин.
|
- группа 1 подготовила презентацию « В лермонтовских Тарханах».
-Что нового узнали о Лермонтове?
- В 1830 году поэт записал в своей тетрадке « Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде не буду её искать, как в русских песнях». Познакомившись с русской стариной, народными поверьями и песнями, в 1836 году поэт задумал создать произведение, в котором выразилась бы жизнь в знаменательный период московской истории – царствование Ивана Грозного.
-А кто такие были опричники?
Об этом расскажут ребята 2 группы
_-Внимательно прослушайте чтение актера, затем ответьте на вопросы (они у вас на карточках).
|
Показывают презентацию.
1 слайд: Лермонтовские Тарханы
-2 слайд: парадные комнаты (зала, столовая, чайная).
-3слайд: лермонтовский кабинет;
-4слайд: комната бабушки – Арсеньевой Е.А.
- 5слайд: домовая церковь Марии Египетской;
-6слайд: У могилы Лермонтова.
(показ слайдов сопровождается текстом),
отвечают на вопросы учителя
Слушают, отвечают на вопросы
Рассказывают об опричниках
и их положении при дворе Ивана Грозного, слушают, отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации
Слушают чтение, обсуждают в парах, отвечают на вопросы учителя
|
Индивидуально – групповая, коллективная
Групповая, индивидуальная, коллективная
коллективная
|
5.
6.
|
Аналитическая беседа по прослушанному эпизоду
Подведение итогов, Рефлексия.
|
7 мин
3 мин
|
- Найдите исторические детали и объясните их художественную роль в контексте поэмы.
-Сравните описание царя и иллюстрации картин Васнецова и Репина. Каким запечатлен на них царь Иван Грозный?
-Проанализируйте поведение царя, его боярей и князей.
-Почему поведение Кирибеевича вызывает гнев у Ивана Грозного?
-Какой совет дает царь своему верному слуге?
-Почему он предлагает Кирибеевичу поступить в духе традиции, не нарушая древний обычай (посвататься, послать драгоценные дары возлюбленной, оставив за ней свободу выбора: «Как полюбишься – празднуй свадебку, не полюбишься – не прогневайся»)?
-Почему мы не слышим, что ответил царь «лукавому рабу», объявившему, что «красавица в церкви Божьей перевенчана»?
-Почему Кирибеевич не сказал царю сразу «правды истинной»?
-Что вас удивило, поразило?
-Что показалось особенно интересным?
-Оцените свою работу на уроке.
Выставление оценок.
|
Отвечают на поставленные вопросы, подтверждают свои ответы чтением эпизодов.
Рассматривают картины, сравнивают, отвечают на вопросы
Анализируют сцену, отвечают на вопросы, цитируют ответы
Отвечают на вопросы, дают оценку своим одноклассникам.
|
Работа в парах.
Коллективная, групповая, индивидуальная.
Фронтальная
|
7.
|
Домашнее задание
|
2 мин.
|
Для всех: перечитать 2 часть поэмы. В чём характер Алёны Дмитриевны близок народному идеалу женщины?
Индивидуальное: выразительно читать отрывок «Над Москвою златоглавою» (1 ученик)
Найти ответ на вопрос «Что такое домострой»? (1 ученик»)
|
|
|
|
|
|