Главная страница

Теоретические аспекты формирования гражданских компетентностей методами интерактивного обучения 1 Понятие «гражданская компетентность»


Скачать 399.42 Kb.
Название Теоретические аспекты формирования гражданских компетентностей методами интерактивного обучения 1 Понятие «гражданская компетентность»
страница 1/3
Дата 06.03.2016
Размер 399.42 Kb.
Тип Реферат
  1   2   3

Использование интерактивных методов на уроках истории и обществознание.
Содержание
Введение …………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические аспекты формирования гражданских компетентностей методами интерактивного обучения

1.1 Понятие «гражданская компетентность»…………………………….

1.2 Интерактивные методы обучения…………………………………….

1.3 Формирование гражданских компетентностей интерактивным методами обучения ………………………………………………………..

Глава 2. Опыт проведения уроков и внеклассной работы по формированию гражданских компетентностей с использованием интерактивных методов обучения

2.1 Уроки истории и обществоведения по формированию гражданских компетентностей …………………………………………………………

2.2 Дебаты как средство формирования гражданских компетентностей школьников ………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………

Введение
В настоящее время в России идет процесс становления гражданского общества. Прежде всего, это проявляется в провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования и к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.

Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Образование должно способствовать укреплению демократического правового государства, становлению гражданского общества в России.

Основа гражданского общества – гражданин, полноправный, самодеятельный и цивилизованный индивид. Его наличие есть необходимое условие реализации всего комплекса составляющих гражданского общества. Особую роль в воспитании гражданина играет гражданское образование.

Посмотрим, что включает в себя гражданское образование на современном этапе. «Гражданское образование – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования» (Инструктивно-методическое письмо «О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений РФ» №13-51-08/13 от 15.01.2003.).

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

На современном этапе образования, перед социально-гуманитарными предметами стоит задача формирования компетенций, включающих в себя фундаментальные и практические знания о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей; о возможности достижения успеха в том или ином виде деятельности, ценностные ориентиры деятельности; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды деятельности.

В ее реализации главную роль играют такие предметы как история и обществознание, позволяющие учащимся:

-овладеть системой учебной деятельности, призванной развить аналитические навыки школьников, умения использовать характерные для исторической науки методы познания, в результате чего происходит формирование исторического мышления;

- освоить разнообразные методы поиска и анализа информации, навыки свободной ориентации в современном информационном пространстве;

- развить коммуникативную культуру, став толерантным, способным к пониманию и признанию других мнений и точек зрения;

- определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;

- овладеть системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством.

При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяют интерактивные методы обучения.

Цель исследования: изучить применение интерактивных методов обучения в формирования гражданских компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания.

Объект - гражданская компетентность;

Предмет – формирование гражданских компетентностей с использованием интерактивных методов обучения.

Задачи:

1. Изучить педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

2. Рассмотреть понятие «гражданская компетентность»;

3. Показать интерактивные методы обучения;

4. Рассмотреть интерактивные методы обучения как средства формирования гражданских компетентностей учащихся на уроках истории и обществознании.

Гипотеза исследования – если применять такие средства интерактивного обучения как групповое обучение, проблемное обучение, «Развитие критического мышления через чтение и письмо», обучение с использованием информационно - коммуникационных технологий и др. то гражданская компетентность учащихся повыситься.

Методы исследования: наблюдение, анализ, эксперимент, тестирование.

База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение " Средняя общеобразовательная школа № 37 г. Орска", 8-10 классы.

Практическая ценность работы заключается в том, что данная работа призвана оказать помощь, как опытному педагогу, так и начинающему в формировании гражданских компетентностей учащихся через применение интерактивных методов. Эти данные могут использовать также работники дополнительного образования.

Структура исследования:

На первом этапе обосновывалась актуальность темы, определялись проблемы, цели и задачи, объект, предмет, гипотеза и методы исследования.

В первой главе исследования «Теоретические аспекты формирования гражданских компетентностей методами интерактивного обучения» рассматривались понятия: «гражданская компетентность», «интерактивные методы обучения», изучалось способы формирование гражданских компетентностей интерактивным методами обучения.

Во второй части рассматривался опыт работы по формированию гражданских компетентностей на уроках истории и обществоведения, во внеклассной работе.

На заключительном этапе были изложены основные выводы исследования, намечены пути и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования гражданских компетентностей методами интерактивного обучения
1.1 Понятие «гражданская компетентность»

В новообразованных демократических или демократизирующихся государствах, где люди только начинают постигать искусство самоуправления, вопрос гражданской компетентности приобретает особую важность.

Здесь встают два вопроса:

  • Каковы критерии, которым должен отвечать гражданин, чтобы его можно было назвать компетентным?

  • Можно ли сказать, что в демократических странах или одной какой-то стране достаточно большое количество граждан, которые соответствуют данным стандартам?

Если внимательно посмотреть на первый вопрос, то можно предположить, что граждане должны стремиться к благу для некой более крупной группировки, частью которой они являются. Совершенно ясно, что лишь немногие граждане соответствуют данному требованию, а в большинстве демократических стран нет ничего подобного. Поэтому данная модель идеальна и далека от реальности.

Современный человек выступает гражданином во многих аспектах, начиная от родного города и кончая всем человечеством.

Более узкая точка зрения на вопрос предполагает, что гражданин должен действовать, руководствуясь своими собственными интересами. Здесь требования, предъявляемые к гражданам скромны, и есть довольно низкий политический барьер:

Гражданам гораздо яснее, что выгодно для них самих

Мотивы для действий в своих интересах намного выше

Обеспечение своих собственных интересов любой ценой в силу природного эгоизма.

До середины XX века сведения о политическом поведении граждан были отрывочны и скорее основывались на личных впечатлениях. На сегодняшний день ясно, что ни один из подходов, призванный проанализировать гражданскую компетентность, не отражает поведение среднего гражданина демократических обществ. Это утверждение основывается на различного рода опросах, мониторингах и т.д.

Лишь незначительное меньшинство граждан всерьёз интересуется политикой. Это, несмотря на то, что в распоряжении современного гражданина находятся огромные информационные потоки.

Большинство населения демократических стран – это граждане по совместительству, то есть политика для них не составляет смысла жизни. Даже, если предположить, что нормальный гражданин есть человек, который обладает минимально достаточным знанием о том, что соответствует его собственным интересам и о том, какой политический выбор позволят ему обеспечить эти интересы лучше других, то сторонников демократии ожидает пренеприятнейший факт: на практике большинство граждан не отвечают даже этим, заниженным стандартам адекватного гражданина.

Поэтому и в развитых демократических странах существует проблема развития демократии и реального повышения компетентности граждан.

Что такое гражданская компетентность? Как пишет Х. Мюнклер: «Различаются, с одной стороны, статус гражданина, а с другой – определенные “качества и квалификационные характеристики обладателей этого статуса, их партиципационная способность и партиципационная готовность, их интерес к преумножению не только личного, частного, но и общественного достояния, т.е. их ориентация на общественное благо или их чувство солидарности, свидетельствующие об их готовности к поступкам, действиям, усилиям, для которых либо вообще не ожидается никакой материальной компенсации, либо таковая является, лишь незначительной [7]

Эти гражданские качества и способности, которые и называются гражданской компетентностью, нельзя считать изначально данными; они зависят от конкретных предпосылок, которые должны быть обеспечены политической системой, если она озабочена своим самосохранением…” [7] Понятие гражданина определяется двояко.

С одной стороны, существуют четкие юридические формулы определения гражданства и правил его приобретения, которые устанавливают, кто и при каких условиях может считаться гражданином. Эти правила ориентируются либо на территориальный принцип, либо на принцип родства, что соответственно называется ius soli (территория) или ius sanguinus (кровное родство, происхождение).

Процессы глобализации, динамика перемещения капитала и трудовых ресурсов привели к стремительному росту миграционных потоков, которые обусловлены также и политической нестабильностью или кризисами во многих регионах мира. Эти проблемы обострили за последнее время дискуссию о правилах предоставления гражданства, в результате чего были выдвинуты аргументы, которые обосновывают как возможность упрощения соответствующих норм и процедур, так и необходимость их ужесточения.

С другой стороны, возникает вопрос об особых качествах или квалификационных признаках, которыми должен обладать гражданин, чтобы действительно иметь право на это звание.

В отличие от проблемы гражданского статуса проблема гражданской компетентности вряд ли вообще поддается описанию в строгих юридических формулировках, а поэтому она и не служит предметом для столь острой политической борьбы, как это происходит с проблемой статуса. Подобное положение существенно изменилось бы, если бы оказалось возможным дать строгое определение гражданской компетентности, благодаря чему установление некомпетентности влекло бы за собою лишение гражданства или ограничение гражданских прав.

Пока такого не происходит, проблема гражданской компетентности останется предметом обсуждения лишь в политологии и моральной философии.

Иногда гражданская компетентность рассматривается как совокупность квалифицирующих предпосылок как для того, чтобы реализовывать права, так и для того, чтобы исполнять обязанности, которые обусловлены статусом гражданства. Компетенция такого рода имеет три аспекта: когнитивный, процедуральный и габитуальный. (Hubertus Buchstein)

Когнитивная компетентность

Под когнитивной компетентностью понимается определенный уровень знаний, а также определенный уровень готовности и способности к овладению этими знаниями, который может считаться необходимым для того, чтобы обеспечить партиципацию. Имеется в виду знание об институциональном устройстве политической системы, о функциональных взаимосвязях внутри этой системы, а также ее взаимодействиях внешнеполитического и внешнеэкономического характера; не в последнюю очередь, речь идет и о готовности усвоить информацию, об определенных технических и естественно-научных проблемах, необходимую для принятия решения об использовании новых технологий или об отказе от них в тех случаях, когда подобные решения выносятся на политический уровень.

Процедуральная компетентность

Под процедуральной компетентностью подразумеваются те знания и способности, которые необходимы для того, чтобы потенциальный политический фактор действительно сумел бы реализовать существующие в рамках данного институционального порядка возможности влияния и партиципации.

Наряду со знаниями о составе и объеме полномочий, которыми обладают институты политической системы, о соответствующих правовых процедурах необходимы также определенные способности к тактическому и стратегическому взаимодействию, чтобы политическим или правовым образом выступить со своими целями или предпочтениями.

Габитуальная компетентность

Габитуальная компетентность подразумевает наличие способности (навыков) и внутренних установок, необходимых для того, чтобы знание об устройстве политической системы и о реально существующих путях для решения возникающих проблем дополнялось соответствующей практической активностью. Когнитивная и процедуральная компетентность нуждается еще и в габитуальном императиве, чтобы знание обернулось стремлением к конкретным действиям.

Габитуальная компетентность приобретает тем большее значение, чем меньше поставленные цели отвечают узко личным интересам, меркантильным частным расчетам отдельных действующих лиц, не говоря уж о тех случаях, когда речь идет об ограничении собственных выгод или даже об отказе от них. Габитуальная компетентность важна при продуцировании так называемых коллективных благ, т.е. тех ресурсов, которыми пользуется каждый, независимо от собственного вклада в их преумножение. (Габитуальная компетентность – гражданственность”)

Таким образом, гражданская компетентность включает в себя определенные качества как интеллектуального, так и морального характера.

Наличие и воспроизводство гражданской компетентности зависит не только от возможностей доступа к сфере политических решений, не только от обозримости и понятности политических, социальных, экономических процессов, но и от культивирования “не политической”, приватной сферы, где вызревает та самобытная индивидуальность, которая необходима всякому, кто претендует на компетентное участие в политической жизни.

Угрозой для гражданина служит не только его редукция до состояния объекта попечительствования со стороны властвующих элит, но и его безостаточное поглощение публичностью, общественностью, которая не оставляет места для интимности, приватности, даже тайны, принципиально сокрытой от посторонних взглядов. Можно предположить, что это недоступное для общественности публики пространство служит важным источником, питающим если не когнитивную и процедуральную, то уж во всяком случае, габитуальную компетентность.

Здесь не следует делать различий между политиком и “простым” гражданином. Следуя Аристотелю, можно сказать, что компетентный гражданин имеет одновременно две ипостаси: он – тот, кто правит, и одновременно – тот, кем правят.

Этому единству двух ипостасей грозят не только попытки элит более и ли менее легитимным образом сделать объектом своего попечительства основную массу граждан, но и наоборот – стремление этой массы граждан обеспечить полный контроль за элитой путем абсолютной прозрачности и публичности.

Гражданская компетентность, особенно в ее когнитивных и габитуальных аспектах, формируется, прежде всего, на уровне локального самоуправления, причем следствием партиципации на этом уровне является превращение частного лица, стремящегося к максимизации собственной выгоды, в гражданина.

При этом именно реальная партиципация, т.е. необходимость употребить собственное влияние и взять на себя определенную ответственность, может побудить гражданина к изменению своих политических взглядов и позиций.

Очень часто понятие " компетентность" и понятие "компетенция" употребляют как тождественные понятия. Но это не совсем правильно. Большой словарь иностранных слов /сост.А.Ю.Москвин/ определяет компетентность как способность данного лица производить определенный вид работы, наличие достаточного запаса знаний для вынесения обоснованного суждения по какому-либо вопросу, а компетенцию - как знания, опыт, осведомленность в какой – либо области /14/

Решающая роль по формированию гражданских компетентностей принадлежит учебным заведениям.
1.2 Интерактивные методы обучение

Российские ученые и педагоги-практики предлагают различные методы обучения, с целью формирования гражданских компетентностей.

Традиционно в педагогике метод обучения определяется как способ деятельности, осуществление которой ведет к достижению конкретных дидактических целей учебного занятия (создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений, обобщения и систематизации знаний и умений; создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность; создать условия для проверки уровня обученности, определить методику коррекции учебной деятельности учащихся).

А. А. Остапенко предлагает классификацию общедидактических методов по уровню познавательной самостоятельной школьников, в которой выделяют две группы.[11]

Первая - репродуктивные: объяснительно-иллюстративные и собственно-репродуктивные;

вторая - продуктивные: проблемное изложение, частично-поисковые (эвристические), исследовательские.

Учитывая концепцию Ю.А. Бабанского, классифицировать учебные занятия по дидактической цели можно следующим образом: изучения и первичного закрепления нового учебного материала; комплексного применения знаний; комбинированное; обобщения и систематизации знаний и умений; актуализации знаний и умений; контроля и коррекции знаний и умений [1].

К интерактивным методам обучения относятся групповое обучение, проблемное обучение, «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и обучение с использованием информационно- коммуникационных технологий. Рассмотрим их подробнее.

Групповое обучение

Такая форма познавательной активности школьников как работа в группах эффективна в процессе организации любого типа урока и создает благоприятные условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, усвоения и обобщения их, воспитания учащихся и эффективна при использовании на уроках всех типов.

К благоприятным условиям следует отнести: продуктивность работы, т.к. коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее; способность к диалогу, помощи и сотрудничеству; сплоченность; преобладание хорошего настроения; признание права иметь свое мнение каждому ученику. Общественное мнение, возникающее в группе, является стимулом в развитии познавательного интереса каждого ученика, т.к. коллектив оценивает участие каждого. Работа группы, ее внутренне самоуправление позволяет развивать самооценку учеников.

Существенно меняется роль учителя, использующего метод группового обучения. Учитель становится координатором, консультантом, советчиком. Во время выполнения заданий учитель наблюдает за работой команд, подходя поочередно к каждой группе, задает наводящие вопросы, требует прояснить отдельные моменты, рекомендует четче формулировать выводы. Но, ни в коем случае, подойдя, к группе, нельзя подсказывать, диктовать, следует лишь направлять ее поиск.

На уроках повторительно-обобщающего характера, когда перед ребятами ставится задача, направленная на рефлексию, развитие творческого потенциала, обычно класс разбивается на 4 группы, получающие четыре вида заданий:

-на основе материалов учебника составить тесты разных видов (альтернативный, на соответствие, исключение лишнего);

-на основе материала учебника сформулировать по два вопроса репродуктивного характера, т.е. на восстановление информации; расширяющих знания, т.е. таких, которые связаны с темой, но ответа на них в учебнике нет;

- придумать задания («угадай слово», составить задачу на основе материала учебника);

- сформулировать вопросу к материалу учебника, начинающиеся слов «Что…», «Когда…», «Где…», «Почему …», «Как…», «Какой…» (возможны иные варианты вопросов). Таким образом, все ученики, работая с одним и тем же текстом, получили совершенно разные задания. Ученики других групп получают возможность ответить на эти вопросу и получить отметку.

Использование метода группового обучения на уроках обществознания весьма эффективно, если используется пусть небольшой социальный опыт самих учащихся.

Для успешной работы в группе необходимо постоянно обращать внимание школьников на то, какие качества и умения важны для того, чтобы совместно выполнять задания, а именно: умение слушать друг друга, умение доверять друг другу, умение учить друг друга, умения разрешать споры, умение руководить работой, умение приходить к согласию, умение работать в команде.

Проблемное обучение

Использование методов проблемного обучения обеспечивает:

1) глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения;

2) овладение методами познания и научного мышления;

3) овладение опытом, особенностями, процедурами творческой деятельности.

Суть метода проблемного изложения состоит в том, что учитель вводит в проблему, при этом совместно с учащимися находят пути ее решения в доступных учащимся противоречиях. Элементы проблемности могут применяться на всех видах учебных занятий.

Для использования данного метода необходимо освоить технологию разработки проблемных вопросов и задач. Берется важное историческое или обществоведческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение учащихся; осуществляется поиск альтернативного ему положения, содержащего противоречие (учебное, реальное, кажущееся) в соответствии с первым; на основе обоих положений формулируется проблемная задача или вопрос.

Учащиеся довольно быстро осваивают такого рода задания, так как уроки проходят интересно, интенсивно, у учащихся вырабатывается потребность анализировать, спорить, доказывать свою точку зрения.

Для разрешения проблемных задач и вопросов может быть использован такой прием, как «мозговой штурм». Ученики могут высказывать любые мнения, точки зрения, которые помогут выйти из тупиковой ситуации. Организация такой деятельности должна основываться на определенных правилах: на обдумывание решений конкретной проблемы выделяется маленький промежуток времени, не более 2 минут; предлагаемые способы разрешения ситуации нельзя критиковать, оценивать; отбираются и анализируются наиболее подходящие решения. Данный прием, познавательную самостоятельную активность делает максимальной.

Метод «Развития критического мышления через чтение и письмо»

Этот метод базируется на трех стадиях «вызов – осмысление – рефлексия». На стадии вызова в сознании учеников актуализируются имеющиеся знания и представления о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая форма работы, деятельность школьников активизируется, формируется познавательный интерес. На стадии осмысления ученики вступают в контекст с новой информацией, систематизирует сведения, соотносятся их с собственными знаниями. На стадии размышления происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу. Синквейн, являясь простейшей стихотворной формой, тренирует способность искать и находить адекватные, точные и лаконичные слова, для выражения своей мысли, позволяет в художественной форме воспроизвести содержание занятия. Кластер дает возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика. Уроки с использованием приемов данной технологии проходят живо и интересно.

Обучение с использованием информационно - коммуникационных технологий.

Формировать у учащихся гражданскую компетентность позволяет использование на учебных занятиях электронных учебников, электронных энциклопедий, медиатеки цифровых образовательных ресурсов, авторские мультимедийные учебные пособия. Такие элементы социального опыта как практические умения, нормы поведения в типовых ситуациях передаются через демонстрацию образцов и упражнения электронных интерактивных тренажеров. Наглядность демонстрации, четкость комментариев и инструкций обеспечивают усвоение образцов поведения. Используя новые электронные средства обучения у учителя, отпадает необходимость быть единственным источником знаний, он выступает инициатором проблемных вопросов, организатором самостоятельной работы учащихся и обсуждения ее результатов, консультантом, помогающим преодолеть текущие затруднения при работе с новыми средствами обучения.

Соглашаясь с мнением И.В.Шалыгиной, высказанным в работе «Современный мультимедийный урок: дидактические ориентиры в море технологий», можно утверждать, что сегодняшний мультимедийный урок - это все-таки традиционный урок с использованием электронных дидактических средств обучения и компьютеров и компьютерных сетей (технического обеспечения учебного процесса).Новые электронные средства обучения выполняют традиционные дидактические функции, обогащая возможности традиционных средств обучения.

Объяснение нового материала, сопровождаемое демонстрационным видеоматериалом, – основной источник информации для учеников. При этом использование электронной энциклопедии или электронного учебника в контексте рассказа учителя включает зрительное восприятие учеников в процесс усвоения материала, что очень важно для создания у них точного и целостного представления об изучаемом явлении. Основные дидактические возможности аудиозаписи - формирование звукового образа, источник информации. Особенно эффективны аудиозаписи при работе с персоналиями. Интерактивная карта выполняет основную дидактическую функцию - формирование наглядных представлений, источник информации, позволяющий получить самую разнообразную информацию о ходах исторических битв, военных походах и сражениях и т.д.

Мультимедиалекция - источник информации, формирование наглядных представлений, повышение информационной плотности занятий за счет ускоренной подачи информации, обеспечение необходимой эмоциональной насыщенности учебного материала. Мультимедиалекции, интерактивные карты, схемы, таблица, аудио и видеозаписи, интерактивный тренажер дают возможность использовать активные методы обучения и делают изучение курса истории и обществознания занимательным и увлекательным, активизируя познавательную деятельность учащихся на учебном занятии.

Использование интерактивных методов обучения в системе работы учителя позволяет решать задачи формирования гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.
  1   2   3