1.3 Формирование гражданских компетентностей интерактивным
методами обучения
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Достижение этой цели возможно через компетентностный подход, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Таким образом, гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности.
В самом общем виде компетентность складывается из 3-х основных структурных компонентов.
Когнитивный блок связан со знаниями и способами их получения.
Деятельностный компонент определяется процессом становления умений на основе полученных знаний и способами реализации этих умений.
Аксиологическая составляющая представляет собой мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации ею своих компетентностей.
Есть основания полагать данную структуру общей и для гражданской компетентности. Рассмотрим эти компоненты применительно к понятию гражданской компетентности.
Когнитивный блок (знания) охватывает исследовательскую учебную компетентность. Он предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание школьников путем передачи им определенной системы знаний. В этом блоке можно выделить ряд предметов, которые позволяют сформировать гражданскую компетентность. К ним относятся история, социальные дисциплины (обществознание, право), география, краеведение. Гражданин должен обладать знаниями (о правах человека, государстве, политической системе, выборах и т.д.). Ключевыми понятиями являются следующие: человек, личность, цивилизация, культура, гражданин, гражданское общество, правовое государство, конституция, права и свободы, др. Особенностью гражданской компетентности является обобщающий характер знаний, что делает возможным их применение к конкретным жизненным ситуациям. При компетентностном подходе особенно важно, чтобы процесс получения знаний не был сведен к простой передаче фактической информации. Учащиеся должны стать активными участниками этого процесса.
Деятельностный компонент включает в себя компетентность социального выбора, компетентность социального действия, коммуникативную компетентность. Этот компонент предполагает, что гражданин владеет определенными умениями и навыками (критически мыслить, исполнять гражданские обязанности, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, владеть гражданскими знаниями и демократическими процедурами, уметь пользоваться своими правами и защищать их).
Аксиологическая составляющая: гражданин обладает ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни, имеет свою жизненную позицию. Формирование гражданской компетентности не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей (основополагающих ценностей российской и мировой культуры), включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию. Традиционными ценностями являются патриотизм, служение Отечеству, гуманизм, приоритет духовно-нравственных ценностей по отношению к материально-прагматическим, права человека, толерантность и др.
Гражданская компетентность также может быть раскрыта через ряд других ключевых компетентностей и методов. В том числе с использованием интерактивных методов обучения.
Уроки истории и обществознания имеют большие возможности для их формирования.
Исследовательская компетентность - способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации. Изучение общественных дисциплин предполагает работу с историческими источниками, обращение к различным точкам зрения по отдельным событиям, развивает умения анализа, обобщения информации.
Компетентность социального выбора - способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами. Формирование этой компетентности возможно на уроках, где используются активные формы деятельности учащихся. (Например, уроки – ролевые игры, конференции, дискуссии, семинары, тренинги и др.)
Компетентность социального действия - способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения. Данная компетентность позволяет определить конкретные действия, способствует успешной адаптации к жизненным ситуациям. Она формируется на уроках-игра, при использовании проектных методик и др.
Коммуникативная компетентность - способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем. В данном случае приобретаются такие необходимые навыки общения, как умение слушать собеседника, вести диалог, отстаивать свою точку зрения и др.Их формируют дискуссии. тренинговые занятия и др.
Учебная компетентность - способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.
Вышеназванные компоненты позволяют говорить о гражданской компетентности как синтезирующей компетентности, базирующейся на целом ряде ключевых компетентностей. Главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный характер.
Остановимся на некоторых вариантах уроков общественных дисциплин, на которых применяются интерактивные методы обучения. Вариант урока истории по теме:
«Заседание в III Государственной думе» (Ролевая игра). 9 класс, 2 часа.
Цели и задачи урока:
Способствовать формированию гражданской компетентности.
Формировать умения анализировать источники и учебный текст, аргументировать свою точку зрения.
Формировать понимание вероятности и мотивов существования иных взглядов и подходов к изучаемым фактам, выработать на основе изученного материала свою личностную позицию.
Подготовка к уроку:
Повторить тему «Политические партии в России н.XX века», «Первая русская революция 1905-1907 гг.»; изучить материал по теме урока и распределить роли:
Ведущий – А.И.Гучков –
Премьер-министр – П.А. Столыпин –
Представители партий:
Конституционные демократы (кадеты) (4-6 человек) -
Социалисты-демократы (большевики) (4-6 человек) –
Социалисты- демократы (меньшевики) ( 4-6 человек) –
Социалисты- революционеры ( 4-6 человек)–
Октябристы ( 4-6 человек) –
Задание: познакомиться с материалами в соответствии со своей ролью, подготовить выступления и вопросы.
Оборудование: парты расставлены по кругу; группы занимают места по партиям (заранее делаются таблички с названием партий); на доске: фотографии отдельных участников заседания (по возможности: П.А. Столыпин, А.И. Гучков и др.); можно использовать картину И.Е.Репина. Торжественное заседание Государственного совета.
Ход урока: Ведущий характеризует историческую ситуацию; знакомит участников с составом думы, объясняет правила работы и порядок обсуждения.
Повестка обсуждения:
Политическое устройство России.
Рабочий вопрос.
Национальный вопрос.
Аграрный вопрос.
Ведущий по каждому вопросу представляет слово политическим партиям (например, свои предложения по первому вопросу выдвигают кадеты), далее идет обсуждение, задаются вопросы, уточняются основные программные положения. Каждый вопрос ставится на голосование.
После высказанных предложений по аграрному вопросу каждой партией, слово дается П.А. Столыпину. П.А. Столыпин выступает с речью по преобразованиям в деревне, показывает основные положения аграрной реформы.
Затем идет обсуждение реформы и подводится итог.
В конце работы ребятам ставится задача восстановить историческую действительность, предлагается исправить допущенные в ходе обсуждения ошибки.
На этом уроке применялся проблемный метод, учитель вводит в проблему, при этом совместно с учащимися находят пути ее решения в доступных учащимся противоречиях. Берется важное историческое положение (факт, событие, идея), в данном случае политические партии России 20 века и была сформулирована проблемная задача. Затем она обсуждается и выносится итог.
Приложение к уроку:
Литература для 9 класса
Н.В.Загладин,С.Т.Минаков,С.И.Козленко,Ю.А.Петров.История Отечества.ХХ век.9класс.М."Русское слово",2005
А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XX век. 9 класс. М. «Просвещение», 200.
3.А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь по Истории России. XX
А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. Россия в XX веке. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 200
Л.Н. Жарова, И.А. Мишина. История Отечества 1900-1940. Учебная книга для старших классов средних учебных заведений. М, «Просвещение», 1992.
Журнал «Родина», № , Речь Столыпина в III Государственной Думе
А. Головатенко. Аграрный вопрос в России. Конец XIX-н.XXвека. Материалы к урокам истории в старших классах. М., 1997
Вариант урока по обществознанию:
«Роли супругов в семье» 8 класс, 2 часа.
Цель урока: закрепить знания учащихся о семье как социальном институте и малой группе; продолжить формирование культуры отношений между людьми; научить выявлять основные проблемы и тенденции развития семьи в современном обществе
Основные понятия: семья, брак, виды семьи, виды брака, права и обязанности супругов, права детей в семье.
Оборудование: классификация семейных ролей (плакат на доску, 3 экземпляра на столы для команд), копилка семейных игр и развлечений, карточки, чистые листы.
Ход урока:
Понятия, функции и виды семьи.
Учащиеся класса разделены на группы.
Вводное слово учителя о семье, ее типах. Семья в разное время и у разных народов имела свои особенности. Существуют такие типы семьи, как
традиционная, полная
неполная
гарем
однополые семьи
гражданский брак
гостевой брак – муж и жена живут в различных городах или странах, дети живут с одним из родителей.
Давайте подумаем, может быть, традиционная семья себя изжила? Есть ведь люди, которые предпочитают не заводить семью вообще.
Путем простого открытого голосования мы выясним, какой тип семьи предпочтительнее для вас. (Учитель перечисляет типы семьи, дети голосуют).
У каждого есть свое представление о роли мужчины и женщины в семье. Поделитесь своими знаниями.
Задание 1. За пять минут обсудить в группах и записать на листочках, какие роли выполняют в семье супруги, для чего создаются семьи, какие функции, обязанности выполняются в семье, без разделения на мужские и женские.
По окончании обсуждения учащимся предлагается сравнить свой вариант с классификацией семейных ролей, предлагаемой учеными Р.Левисом и Дж. Спирменом, внести дополнения (неназванные роли).
Задание 2. Заслушать подборку русских народных пословиц о семье, соотнести каждую пословицу с ролевыми функциями.
Задание 3. Обсудить в группах и ответить на вопрос: Какие роли выполняют в семье жены, какие - мужья? Какие роли супруги выполняют (или могут выполнять) вместе? Результаты обсуждения включите в таблицу в виде различных символов.
По окончании работы результаты выносятся на плакат и комментируются представителями каждой группы.
Выполнение любой из семейных ролей требует определенных умений и даже заготовок. Создавать их лучше заранее, что позволит избежать части проблем и конфликтов в семье. Например, будущим женам неплохо бы уметь приготовить хотя бы простейшие блюда, а мужьям - ремонтировать сантехнику или утюг. Сейчас можно сделать подобные заготовки, воспользовавшись помощью одноклассников. Вам будут предложены карточки с названием семейных ролей. Ваша задача - войти в данную роль и выполнить задание:
Карточка 1. Роль организатора развлечений.
В семейной жизни бывают не только будни, но и праздники.
Задание: Составьте список игр и семейных развлечений по командам.
(Все игры собираются в «Копилку семейных игр и развлечений», которую может вести один из учащихся).
Карточка 2. Организатор семейной субкультуры.
В каждой семье складываются свои культурные ценности, свои интересы и увлечения. Кто-то любит книги, кто-то рыбалку и т.д.
Задание: Выберите увлечение, которое, на ваш взгляд может увлечь всю семью и придумайте ему рекламу.
Карточка 3. Ответственный за поддержание родственных связей.
Задание: Поздравьте маму жены (мужа) с 8 марта.
(Можно заранее подготовить материал о цветочном этикете.)
Карточка 4. Роль семейного психотерапевта.
В жизни часто возникают конфликты на работе, в семье.
Надо ли нести профессиональные проблемы в семью и их обсуждать? Если надо, то в какой обстановке?
Карточка 5 . Роль семейного психотерапевта.
В жизни часто возникают конфликты на работе, в семье.
Муж и жена поссорились. Кто первый разрешит проблему? В какой обстановке?
Карточка 6 . Роль семейного психотерапевта.
В жизни часто возникают конфликты на работе, в семье.
Конфликты с ребенком. Кто должен разрешать мама или папа?
Рабочие материалы к уроку:
Классификация семейных ролей Р. Левиса и Дж. Спирмена
|
Женщина
|
Ж - м
|
М - Ж
|
М - ж
|
Мужчина
|
1.Ответственный за материальное обеспечение семьи
|
|
|
|
|
|
2. Хозяин - хозяйка
|
|
|
|
|
|
3. Ответственный за поддержание родственных связей
|
|
|
|
|
|
4.Организатор семейной субкультуры
|
|
|
|
|
|
5. Роль организатора развлечений
|
|
|
|
|
|
6. Роль семейного психотерапевта
|
|
|
|
|
|
7. Роль любовного партнера
|
|
|
|
|
|
8. Роль ответственного за уход за младенцем
|
|
|
|
|
|
9. Роль воспитателя
|
|
|
|
|
|
Пословицы и поговорки о семье.
Не деньги нас наживали, а мы деньги.
Не дари златом, подари лаской.
Муж да жена – одна душа.
С милым мужем и зима – не стужа.
С малыми детками – горе, а с большими – вдвое.
Жены стыдиться – детей не видать.
Муж и жена – одно дело, одно тело и один дух.
Не та хозяйка, что красно говорит, а та, что хорошо щи готовит.
Не гляди в лицо, а загляни в сердце.
Малые детки тяжелы на коленях, а большие – на сердце.
Муж – за гудок, жена за песенки.
Кто в семье хозяин?
( Социологический опрос по распределению обязанностей в семье)
Кто чаще выполняет данные обязанности?
|
мужчина и женщина на равных
|
мужчина
|
женщина
|
Покупка продуктов.
|
|
|
|
Заготовка продуктов впрок.
|
|
|
|
Приготовление пищи.
|
|
|
|
Генеральная уборка.
|
|
|
|
Ежедневная уборка квартиры.
|
|
|
|
Малая стирка.
|
|
|
|
Большая стирка.
|
|
|
|
Ремонт бытовых приборов.
|
|
|
|
Сопровождение детей в детские учреждения и домой.
|
|
|
|
Посещение родительских собраний в школе.
|
|
|
|
Помощь детям при выполнении домашних заданий
|
|
|
|
Игры с детьми.
|
|
|
|
Контроль за соблюдением детьми режима дня.
|
|
|
|
Мытье посуды.
|
|
|
|
Гладить белье.
|
|
|
|
Выносить мусор.
|
|
|
|
Познакомить класс с результатами опроса.
Домашнее задание:Учебник А.И.КравченкоОбществознание.8 класс.М." Русское слово", 2005, параграф 24, вопросы и задания в конце параграфов.
В данном случае использование такого метода интерактивного обучения как групповая работа.
Вариант урока обществознания по теме:
«Образование как фактор социализации»
(Ролевая игра «Телепрограмма « Большая перемена») 9 класс, 2часа.
При подготовке к уроку необходимо разделить класс на группы и дать им опережающее задание:
посмотреть телепередачу «Большая перемена» (канала Россия в субботу 8.45);
прочитать § 22;
представить материалы учебника в виде рубрик программы (Задание выполняется по группам). Можно предложить следующие рубрики программы: «Из истории вопроса», «Беседа с министром образования о государственных гарантиях», «Выскажи мнение».
Распределить роли в группах и продумать ситуации (Одна из групп составляет вопросы викторины по теме)
Цель урока: способствовать углублению знаний о функциях и системе образования, проследить взаимосвязь образования и формирования личности, способствовать формированию гражданской компетентности.
Ведущий программы объявляет тему «Образование» и предлагает составить определение образования, опираясь на ключевые слова: процесс, человек, общество, государство, образовательные уровни.
Каждый член группы участвует в какой - либо из рубрик программы:
Из истории вопроса - Учащиеся выступают с сообщениями о возникновение школы и истории высшего образования.
Беседа с министром образования о государственных гарантиях -Учащиеся представляют интервью, слушатели могут задать свой вопрос министру.
Выскажи мнение - Представляются результаты опроса общественного мнения по проблеме платного образования и ЕГЭ: заранее распределить роли, определить позиции.
В конце программы можно провести викторину по теме.
Домашнее задание: Учебник А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. Обществознание. 9 класс. М., "Русское слово", 2006. § 22, с.180. Что в современной школе необходимо изменить для повышения качества образования? Кто и как это должен делать?
Использование методов интерактивного обучения является одним из условий формирования гражданской компетентности подростка, т.к. они создают условия для освоения учениками роли гражданина, овладения навыками гражданского поведения.
Но гражданскую компетентность можно формировать не только на уроках истории или обществоведения, но и во внеклассной работе.
В школе №37 г. Орска в 2004 году автором данной работы была разработана Программа развития школы как Школы гражданского становления.
|