|
Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной.
Задачи изучения истории:
· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
При изучении истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века ставятся следующие задачи:
ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в среднее века;
выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;
развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей в средние века), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий.
Рабочая программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», курс «История средних веков»; курс «История России с древнейших времен до конца XVI века» и примерной программы основного общего образования по истории. Количество часов по рабочему плану: всего 68 час (+ 2 резерв); в неделю: 2 часа.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Наименование разделов и тем уроков
|
Максим.
нагрузка
|
Из них
|
Теорет. обучение
|
Контр.
работы
|
Сам. работы
|
1.
|
Введение. Живое средневековье
|
1
|
1
|
-
|
-
|
2.
|
Становление средневековой Европы (VI–XI века)
|
4
|
4
|
-
|
-
|
3.
|
Византийская империя и славяне в VI – XI веках
|
2
|
1
|
-
|
1
|
4.
|
Арабы в VI – XI веках
|
1
|
1
|
-
|
-
|
5.
|
Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
|
4
|
3
|
1
|
-
|
6.
|
Католическая церковь в XI – XIII веках
|
2
|
2
|
-
|
-
|
7.
|
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века)
|
6
|
5
|
-
|
1
|
8.
|
Славянские государства и Византия в XIV – XV веках
|
2
|
3
|
-
|
-
|
9.
|
Культура Западной Европы в XI – XV веках
|
5
|
4
|
1
|
-
|
10.
|
Народы Азии. Америки и Африки в Средние века
|
2
|
2
|
-
|
-
|
11.
|
Наследие Средних веков в истории человечества.
|
1
|
1
|
-
|
-
|
12.
|
Введение. Что изучает история Отечества.
|
1
|
1
|
-
|
-
|
13.
|
Русь Древняя
|
11
|
10
|
-
|
1
|
14.
|
Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века).
|
10
|
9
|
1
|
-
|
15.
|
Русь Московская (XIV – XVI века).
|
15
|
13
|
1
|
1
|
16.
|
Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.
|
1
|
-
|
1
|
-
|
|
Резерв
|
2
|
2
|
|
|
|
Итого:
|
70
|
61
|
5
|
4
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»
Раздел I. Введение.
Урок 1. Живое средневековье. Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.
Раздел II. Становление средневековой Европы (VI–XI века).
Урок 2. Древние германцы и Римская империя. Выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.
Урок 3. Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках. Выявлять отличия власти короля от власти вождя; Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри.
Урок 4. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.
Урок 5. Западная Европа в IX – XI веках. Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.
Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.
Раздел III. Византийская империя и славяне в VI – XI веках.
Урок 6. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов.
Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).
Урок 7. Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.
Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).
Раздел IV. Арабы в VI – XI веках.
Урок 8. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов.
Составлять описание произведений искусства.
Раздел V. Феодалы и крестьяне.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
Урок 9. В рыцарском замке. Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.
Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.
Урок 10. Средневековая деревня и её обитатели. Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.
Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).
Урок 11. Формирование средневековых городов. Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).
Урок 12. Горожане и их образ жизни. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики.
Раздел VI. Католическая церковь в XI – XIII веках.
Урок 13. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.
Выявлять различия католической и православной церквей.
Урок 14. Крестовые походы. Крестовые походы феодалов, последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.
Работать с картой, определять походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.
Раздел VII. Образование централизованных государств
в Западной Европе (XI – XV века).
Урок 15. Объединение Франции. Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения.
Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап).
Урок 16. Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.
Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.
Урок 17. Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.
Наносить на контурную карту ход боевых действий.
Урок 18. Крестьянские восстания во Франции и в Англии. Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.
Урок 19. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии. Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.
Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.
Урок 20. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.
Работать с контурной картой (на примере Реконкисты)
Раздел VIII. Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.
Урок 21. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.
Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям.
Урок 22. Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.
Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус).
Урок 23. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.
Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).
Раздел IX. Культура Западной Европы в XI – XV веках.
Урок 24. Образование и философия. Средневековая литература и искусство. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь.
Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.
Урок 25. Культура раннего Возрождения в Италии. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.
Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов.
Урок 26. Научные открытия и изобретения. Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.
Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.
Раздел X. Народы Азии. Америки и Африки в Средние века.
Урок 27. Средневековый Китай. Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.
Составлять описание достижений культуры стран.
Урок 28. Индия: государства и культура. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.
Сравнивать особенности развития Китая и Индии.
Урок 29 Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки.
Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран.
Раздел XI. Наследие Средних веков в истории человечества.
Урок 30. Наследие Средних веков в истории человечества. Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ
РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА XVI в.»
Раздел XII. Введение.
Урок 31. Что изучает история Отечества. Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники.
Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
Раздел XIII. Русь Древняя.
Урок 32. Восточные славяне. Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.
Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими документами
Урок 33. Соседи восточных славян. Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.
Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств.
Урок 34. Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.
Урок 35. Первые киевские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.
Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.
Урок 36. Князь Владимир. Принятие христианства. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы.
Уроки 37 - 38. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.
Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.
Урок 39. Культура Древней Руси. Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.
Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.
Урок 40. Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.
Сравнивать образ жизни разных групп населения.
Урок 41- 42. Русь Древняя. Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.
Сравнивать исторические явления.
|
|
|