Главная страница

Пояснительная записка


Скачать 391.07 Kb.
Название Пояснительная записка
страница 1/2
Дата 11.02.2016
Размер 391.07 Kb.
Тип Пояснительная записка
  1   2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной.

Задачи изучения истории:

· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

При изучении истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века ставятся следующие задачи:

  • ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в среднее века;

  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;

  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей в средние века), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий.

Рабочая программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», курс «История средних веков»; курс «История России с древнейших времен до конца XVI века» и примерной программы основного общего образования по истории. Количество часов по рабочему плану: всего 68 час (+ 2 резерв); в неделю: 2 часа.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

· читать историческую карту с опорой на легенду;

· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

· соотносить единичные исторические факты и общие явления;

· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Наименование разделов и тем уроков

Максим.

нагрузка

Из них

Теорет. обучение

Контр.

работы

Сам. работы

1.

Введение. Живое средневековье

1

1

-

-

2.

Становление средневековой Европы (VI–XI века)

4

4

-

-

3.

Византийская империя и славяне в VI – XI веках

2

1

-

1

4.

Арабы в VI – XI веках

1

1

-

-

5.

Феодалы и крестьяне. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

4

3

1

-

6.

Католическая церковь в XI – XIII веках

2

2

-

-

7.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века)

6

5

-

1

8.

Славянские государства и Византия в XIV – XV веках

2

3

-

-

9.

Культура Западной Европы в XI – XV веках

5

4

1

-

10.

Народы Азии. Америки и Африки в Средние века

2

2

-

-

11.

Наследие Средних веков в истории человечества.

1

1

-

-

12.

Введение. Что изучает история Отечества.

1

1

-

-

13.

Русь Древняя

11

10

-

1

14.

Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века).

10

9

1

-

15.

Русь Московская (XIV – XVI века).

15

13

1

1

16.

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.

1

-

1

-




Резерв

2

2










Итого:

70

61

5

4


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»
Раздел I. Введение.
Урок 1. Живое средневековье. Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

Раздел II. Становление средневековой Европы (VI–XI века).

Урок 2. Древние германцы и Римская империя. Выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.

Урок 3. Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках. Выявлять отличия власти короля от власти вождя; Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри.

Урок 4. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Урок 5. Западная Европа в IX – XI веках. Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.

Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Раздел III. Византийская империя и славяне в VI – XI веках.

Урок 6. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов.

Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).

Урок 7. Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).

Раздел IV. Арабы в VI – XI веках.

Урок 8. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов.

Составлять описание произведений искусства.

Раздел V. Феодалы и крестьяне.

Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

Урок 9. В рыцарском замке. Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

Урок 10. Средневековая деревня и её обитатели. Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

Урок 11. Формирование средневековых городов. Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).

Урок 12. Горожане и их образ жизни. Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики.

Раздел VI. Католическая церковь в XI – XIII веках.

Урок 13. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.

Выявлять различия католической и православной церквей.

Урок 14. Крестовые походы. Крестовые походы феодалов, последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.

Работать с картой, определять походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

Раздел VII. Образование централизованных государств

в Западной Европе (XI – XV века).

Урок 15. Объединение Франции. Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения.

Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап).

Урок 16. Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.

Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

Урок 17. Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

Урок 18. Крестьянские восстания во Франции и в Англии. Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.

Урок 19. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии. Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

Урок 20. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

Работать с контурной картой (на примере Реконкисты)

Раздел VIII. Германия и Италия в XII – XV веках. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.
Урок 21. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям.

Урок 22. Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.

Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус).

Урок 23. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).

Раздел IX. Культура Западной Европы в XI – XV веках.

Урок 24. Образование и философия. Средневековая литература и искусство. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь.

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.

Урок 25. Культура раннего Возрождения в Италии. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.

Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов.

Урок 26. Научные открытия и изобретения. Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.

Раздел X. Народы Азии. Америки и Африки в Средние века.

Урок 27. Средневековый Китай. Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.

Составлять описание достижений культуры стран.

Урок 28. Индия: государства и культура. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.

Сравнивать особенности развития Китая и Индии.

Урок 29 Государства и народы доколумбовой Америки. Африка. Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки.

Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран.

Раздел XI. Наследие Средних веков в истории человечества.

Урок 30. Наследие Средних веков в истории человечества. Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИСТОРИЯ

РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА XVI в.»
Раздел XII. Введение.

Урок 31. Что изучает история Отечества. Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Раздел XIII. Русь Древняя.

Урок 32. Восточные славяне. Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.

Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими документами

Урок 33. Соседи восточных славян. Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.

Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств.

Урок 34. Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.

Урок 35. Первые киевские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.

Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.

Урок 36. Князь Владимир. Принятие христианства. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы.

Уроки 37 - 38. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.

Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.

Урок 39. Культура Древней Руси. Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.

Урок 40. Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

Сравнивать образ жизни разных групп населения.

Урок 41- 42. Русь Древняя. Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.

Сравнивать исторические явления.

  1   2