2.2 Дебаты как средство формирования гражданских компетентностей школьников
С 2006 года в школе №37 г. Орска реализуется программа "Дебаты" Карла Поппера. Руководителем программы является автор данной работы. Программа создана Институтом Открытого Общества для того, чтобы оказать содействие в привитии хороших навыков общения, терпимости к различиям во взглядах и уважения к ним, развитии критического мышления и пробуждении интереса к текущим событиям. Программа Карла Поппера помогает воспитывать поколение ясно выражающихся и социально зрелых граждан. Дебаты- это интеллектуальная игра, в которой две команды. Обсуждая заданную тему, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики. Технология "Дебаты" представляет собой не только увлекательную игру, но и эффективное средство развития ее участников, формируя у них качества, способствующие успешной деятельности в условиях современного общества. Международная программа " Дебаты" была основана в 1993 году. В настоящее время она широко распространена в университетах и школах в Западной Европе, США, Японии, Юго-Восточной Азии. В Международную Ассоциацию Парламентских (Университетских) дебатов входят более 100 стран, в Международную Ассоциацию Школьных Дебатов- около 50 стран. В 1998 году зарегистрирована Международная Образовательная Ассоциация " Дебаты" , членом которой является и Россия. С 1995 года проводятся Международные летние лагеря " Дебаты", на которые приглашаются школьники, студенты,тренеры, учителя из разных стран. Главные цели таких лагерей- образование и общение. 7 Международный летний лагерь проходил в 2001 году в г. Санкт-Петербурге. В России программа "Дебаты" развивается при поддержке Института Открытое Общество с 1994 года.В настоящее время в дебаты вовлечены студенты и школьники более 40 городов России. Особенностью программы" Дебаты" является активное использование дебатов в образовательном процессе, прежде всего в учебной и внеучебной деятельности.
Цели программы "Дебаты" :
-способствовать становлению гражданского общества
-способствоавть развитию критического мышления , толерантности и уважительного отношения к различным взглядам, партнерского общения и умения работать в команде
Принципы дебатов:
-обучение
-честность
-уважение
Команда школы №37 – молодая, дебатирует только в рамках школы, выйти на федеральный уровень – наша задача.
Дебатирование как интерактивное средство формирования гражданских компетентностей полезно во многих отношениях. Люди, работающие во многих областях: в бизнесе, политике, науке, используют приемы дебатирования при принятии и отстаивании своих решений. Сами того не осознавая, мы постоянно испытываем себя в неформальных дебатах. Учащиеся, овладевающие этим и искусством, учатся критически мыслить, исследовать различные вопросы и убеждать аудиторию. Независимо от того, участвуют они в дебатах для развлечения , или для развития полезных навыков, они открывают перед вами много новых возможностей.
Пытаясь убедить свою маму, чтобы она разрешила прийти домой поздно, или споря с другом по поводу оценки того или иного фильма, наши дети уже дебатируют. Фактически дебаты возникают всегда, когда люди придерживаются противоположных точек зрения на тот или иной вопрос.
Дебаты, которые имеют место в повседневной жизни, являются неформальными.
Обучение дебатам основано на деятельностном, активном участии самих учащихся в процессе обучения. Все мы хорошо знаем, что совершение чего-то на деле доставляет больше удовольствия, и мы лучше усваиваем что-то, если делаем это сами, а не просто слушаем объяснения того, как это надо делать. Методика обучения, сфокусированная на ученике, позволяет последнему активно участвовать в своем собственном процессе научения , а учителя выступают при этом в роли консультантом и советников. Лекциям, тестам множественного выбора и заучиванию фактов отводится соответствующее время, но не они определяют творческие и интуитивные способности ребенка. Интегрируя ученика в учебный процесс, мы добиваемся большего, именно тогда учение становится удовольствием, возникают новые идеи, очерчиваются новые перспективы и подходы.
Для учителей это означает новый подход к учащимся. При таком подходе снижается роль учителя как" мудреца на сцене", а в классе царят многообразие и энергия. Такое обучение дает учащимся активно думать и взаимодействовать друг с другом и с учителем; это , конечно, усиливает шум и открытость обстановки в классе, но результаты стоят того.
Один из основных приемов, которому мы должны учить детей в процессе обучения дебатам, это- мозговая атака. Она активно используется группами и организациями, находящимися в поисках наилучшего приемлемого решения проблемы в тех или иных обстоятельствах. Группы педагогов , сообщества и политики- все они используют данный прием как средство изучения проблемы или вопроса. В дебатах мозговая атака используется для развития темы, аргументов, контр-аргументов, и самое главное- развития исследовательской стратегии доказательства кейса( набор главных аргументов) дебатирующими.
Мозговая атака располагает к обсуждению любых идей без какой либо цензуры. Это игра ума и идей. Иногда самые нелепые идеи могут привести к способу разрешения проблемы.
Правила проведения мозговой атаки:
-принимайте все идеи; не критикуйте и не отбрасывайте ни одну из них
-не останавливайтесь на 2-3-х идеях, имейте их как минимум 10-15
-развивайте новые идеи на основе уже предложенных
-внимательно отнеситесь ко всем предложенным идеям, которые следует записывать по мере их поступления
-обсуждайте высказанные идеи всей группой до тех пор, пока не примите решение по данной проблеме.
Дебатные команды в школе были созданы в 2006 году из учащихся 9-11 классов. Проведены дебаты на темы: "Мужчины превосходят женщин по своему существу", " Курение в школе не может быть оправдано", " Учителя и ученики должны иметь равное право голоса в школьных делах", " Вич-инфицированные - полноправные члены общества" и др. Им предшествовала большая кропотливая работа по созданию команд, по их обучению правилам подготовки к дебатам и непосредственного дебатирования. После выбора темы, которая должна быть интересна всем участникам и изначально содержать противоречие, команды проводили исследовательскую работу по ее изучению ( искали литературу, проводили опросы и др.) После проведения дебатов все участники, включая зрителей, анализировали их ход, выступление команд. Большой интерес вызывали дебаты между учениками и педагогами. Т.к. наша школа является опорной в городе по гражданскому воспитанию, мы несколько раз показывали формат дебатов на городских мероприятиях. Дебаты проходят в зале интерактивных занятий, где есть брифинг-стол, за которым размещаются участники, трибуна для спикеров, место для судей и тайм-кипера.
Дебатирующие стороны знакомы с этикой поведения в программе " Дебаты":
на стене зала помещены слова Вольтера: " Мне глубоко враждебно Ваше мнение, но за Ваше право высказать его я готов пожертвовать собственной жизнью";
-честное объяснение своей позиции по теме дебатов
-честная демонстрация понимания позиции другой команды
-взаимное уважение и благоприятное поведение
честные усилия обеих сторон в выполнении своих обязанностей
-представление информации в аккуратной форме
-объяснение судьей своего решения, указание причин принятия решения
- использование правдивой, неискаженной информации
- сдерживание своих эмоции даже тогда, когда хочется их не сдерживать
- критиковать идеи, а не своих оппонентов;
Участники программы " Дебаты"- одни из самых активных представителей ученических органов самоуправления в школе.
Т.О. реализация программы " Дебаты" способствует формированию гражданских компетентностей учащихся, повышает их социальную активность, учит делать целесообразный выбор, решать стоящие перед ними проблемы, формирует толерантность, без чего невозможно выполнить миссию современной школы по воспитанию демократической гражданственности у подрастающего поколения.
Заключение
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни страны.
Гражданская компетентность - один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Достижение этой цели возможно через интерактивные методы обучения.
Формирование гражданских компетентностей через интерактивные методы обучения возможно не только на уроках истории или обществоведения, но и во внеклассной работе, в том числе через реализацию программы " Дебаты".
Целью нашей работы было изучить применение интерактивных методов обучения в формирования гражданских компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания. С этой целью мы изучили педагогическую и методическую литературу по теме исследования; рассмотрели понятие «гражданская компетентность»; показали интерактивные методы обучения; рассмотрели интерактивные методы обучения как средства формирования гражданской компетенции учащихся.
Изучая опыт работы по применению интерактивных методов обучения на уроках и во внеурочное время, мы выявили, что если применять такие средства интерактивного обучения как групповая работа, проблемное обучение, использование информационных технологий, дискуссионные методы то гражданская компетентность учащихся повыситься.
Литература
1.Бабанский, Ю. К. Педагогика /Ю. К. Бабанский – М.: Просвещение, 1990. – 324 с.
2.Большой словарь иностранных слов /сост.А.Ю.Москвин/. -М.:
Центрполиграф, 2006.-299с.)
\3.Гражданское образование: Материалы международного проекта.- СПб.: издательство РГПУ имени А. И. Герцена, 2000. – 89 с.
4.Гражданское образование: формирование активной позиции гражданина. – М. : Сфера , 2001. – 134 с.
5.Движение ширится и развивается /по материалам Всероссийской научно-практической конференции " Гражданское образование: ценности и приоритеты"//Граждановедение. -2006.- №48.- с.1
6.Жихаревич, М.Е. Ценностный аспект гражданского образования // Философия XX века: школы и концепции. СПб. : Питер, 2000. – 154 с.
7.Зорина, Т. Проект по гражданской компетентности в школе / Т. Зорина // Качество. Инновации. Образование – 2004. – № 2. – С. 2-5.
8.Мюнклер, Х Гражданская компетентность / Херфрид Мюнклер // Свободная мысль. – 2002. – № 1. – С. 12-18.
9.О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. – №6. – С. 12-17.
10.Орлов, В. И. Метод и способ в дидактике. / В. И. Орлов //Специалист. – 2001. - №8 . – С.29-32.
11.Орлов, В.И. Система методов обучения / В. И. Орлов // Специалист – 2002 - №7 – С. 32-38
12.Остапенко, А.А. Дидактические средства: попытка классификации. / А. А. Остапенко // Педагогические технологии. – 2005. - №1 . – С.3-21.
13.Педагогика: учеб. пособ. для студ. пед.вузов / под ред. П. И. Пидкасистого – М.: Рос. Пед. Агентство, 1995 – 345 с.
14.Система правового образования в школе. Концепции. Учебные программы / под ред. Н.И. Элиасберг. – СПб. : Питер, 1995. – 211 с.
|