Главная страница

Урок развития речи в 5 классе Коновалова Л. А. Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине И. И. Шишкина «Рожь» Цель


Скачать 86.99 Kb.
Название Урок развития речи в 5 классе Коновалова Л. А. Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине И. И. Шишкина «Рожь» Цель
Дата 06.03.2016
Размер 86.99 Kb.
Тип Урок

Урок развития речи в 5 классе

Коновалова Л.А.
Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина «Рожь»
Цель: обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать то единственное слово, которое делает пейзаж живым, дать им представление о роли пейзажа в повествовании: о том, как он связан с событиями, состоянием героев

Оборудование: 1) репродукции картин Шишкина «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали»

2) запись части Первой симфонии В. Калинникова.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

- «Красота чувствуется, а не меряется аршином», - писал русский публицист Д.И. Писарев

- «Красота – всё красивое, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение» - это определение красоты, данное в словаре С.Ожегова

- «Совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к красоте, силе и благородству собственных помыслов», по словам К. Паустовского, отражены в полотнах великих русских мастеров прошлого. Красота – это больше, чем соразмерность и гармония, это сила, которая «спасет мир»
Мы сегодня поговорим о красоте, мы будем искать красоту, а вот где и в чем мы будем искать красоту, узнаем лишь тогда, когда разгадаем нашу мозаику






ВО КЗАЛ О ГАДКА




К СТРЮЛЯ Ж ВОПИСЬ




КО ИДОР УТРЕ ИЙ



Вы совершенно правы, мы будем искать красоту в картинах. А вот в чьих картинах, мы узнаем, прослушав фрагмент радиопрограммы «Хочу все знать»

Радиоведущая: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! В эфире радиопередача «Хочу все знать», и я, ее ведущая Ахатова Гуля. Новость сезона: 30 августа 2007 года наш город отметил свой тысячелетний юбилей. Вот и сегодня мы поговорим о людях, прославивших наш любимый город. Елабуга… Удивительное слово. Елабуга… только здесь мог родиться Иван Иванович Шишкин - один из выдающихся художников мира. Здесь, посреди России. Уроженец Елабуги – маленького уездного городка на берегу Камы – Иван Иванович Шишкин детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии (теперь Республика Татарстан). Он рано пристрастился к рисованию и неизменно занимался им, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей. В 1910 году И.Э. Грабарь писал: «Недавно еще его картины казались современному поколению только скучными и лишенными достоинств, кроме похвальной усидчивости. Но теперь, когда прошла острота борьбы двух мировоззрений, надо признать, что заслуги Шишкина в истории русского пейзажа огромны»

Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 г. юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он подружился с художниками В.Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским. В 1860 г. Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. В 1873 г. ему было присвоено звание профессора Петербургской Академии художеств. В 1894–1895 гг. Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.
Шишкин прославился как пейзажист.

Ученик: Алло! Это радиопередача «Хочу все знать»? Вам звонит Илькин Радик. Дело в том, что моя сестра Лилия вышила крестиком картину Ивана Ивановича Шишкина «Рожь», о которой я бы хотел рассказать в вашей программе. Можно?

«Рожь» (1878) – одно из классических созданий Шишкина. Торжественные силуэты сосен, возвышающихся над разливом золотых колосьев, да голубизна обесцвеченного жарой неба еще не исчерпывают этой картины. С мудрой простотой воплощено в ней высокое чувство любви к родине, к народу, к его труду; ясно и сильно Шишкин передает бескрайность простора, масштабы полей, красоту стелющихся или возвышающихся масс, ритм уходящих к горизонту деревьев. Это – широко обобщенный образ родной земли, утверждающий веру в ее могучие силы.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера «Рожь». Россия – страна пейзажа. Что означают слова пейзаж, пейзажист?

Ученик: В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующие определения:

Пейзаж – 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Пейзажист – художник, рисующий пейзажи.

Учитель: Перед вами репродукция картины. Что означает слово репродукция?

Ученик: Репродукция – 1. Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии, клише.

2. Картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом

Учитель: Кто знает, где хранится подлинник?

(Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.)

Учитель: Давайте рассмотрим репродукции с других картин И.Шишкина: «Корабельная роща», «Лесные дали».В.Стасов называл пейзажи Шишкина «пейзажами для богатырей».– Вы согласны с мнением известного русского критика?

Можно ли сказать, что «Рожь» изображает пейзаж для богатырей? Почему?

Ученик: Именно к этой картине такие слова относятся больше, чем к любому другому произведению


  1. Беседа по картине. Выбор ключевых слов. Составление плана.

Учитель: Что изображено на картине?

Ученик: На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.

– Какое время дня написал художник? (Полдень.) Вспомните стихи о ржаном поле.

(Перечитаем стихотворение А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...».)

– Какие строки из этого стихотворения подойдут для описания картины? (Золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.)

– Что можно сказать о колосьях?

(Золотые, спелые, тучные колосья наклонились к земле. От легкого дуновения ветерка колышется, волнуется желтеющее поле ржи.)

– Какие цветы растут во ржи? (Простые полевые цветы: васильки, ромашки.)

– Опишите дорогу. (Она заросла травой, убегает вдаль.)

– Расскажите о соснах, изображенных на полотне И.Шишкина.

(Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Как грозные часовые поднимаются сосны. Сосны-богатыри. Темные, стройные, мощные, могучие. Голубое, высокое, светлое небо, по нему скользят легкие, воздушные облака.)

– Докажите, что художник изобразил не дикую природу, а землю, возделанную трудом человека.

– Можем ли мы определить конкретное место, где написан этот пейзаж?

(Определить трудно. Скорее всего это средняя полоса России.)

– Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья благодать, русское богатство».

– О чем хотел нам рассказать художник? Определите главную мысль произведения. (Какой открывается простор! Как прекрасна нива, где зреет рожь! Богатый урожай соберут крестьяне.)
– Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину?

Учитель: Дима подобрал стихотворение, которое зеркально отражает настроение автора картины.

Ученик читает стихотворение И.А. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья»

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленам припав

Учитель: Все в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный, неподвижный. Картина «Рожь» – это идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу. Где бы ни был живописец, чтобы ни писал – остров ли Валаам, Крым или Германию, - он писал свою малую Родину, «ее степей холодное молчанье. Ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям…». Здесь он с утра обыкновенно забирался куда-нибудь за город и целые дни бродил по замечательно красивым окрестностям Елабуги, зачеркивая и, главное, наблюдая, усваивая себе природу, которой он оставался верен всю жизнь и к которой постоянно до последнего времени возвращался в своих картинах.

.

Учитель: Заполните таблицу «Лексика к картине И.И. Шишкина «Рожь»


Слова и словосочетания, передающие

Звук

Цвет

Запах

Вкус

Расположение в пространстве и времени




Золотистая рожь

Благоухают




Полдень

Широкое поле


Слова для справок: золотистая рожь, золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива, тучные колосья, наклониться к земле, желтеющее поле, колышется и волнуется, легкое дуновение ветерка, полевые цветы, заросла травой, убегает вдаль, сосны-богатыри, мощные деревья, мохнатая ветвь, низко нависает, легкие, воздушные облака, легкое дуновение ветерка.
Учитель: Мы учимся писать сочинение. Нам нужно соблюдать определенные правила написания сочинения – это композиционная схема. Обратите внимание на таблицу
«Композиционная схема сочинения – описания»

Вступление


Основная часть


Заключение

Приглашение к совосприятию

Описание того, что изображено на картине

Возвращение автора к основной теме описания, эмоциональное обобщение и вывод




На переднем плане картины мы видим…

… начинается у края холста…

Вдали, на заднем плане картины…(тянется, виднеются, расстилаются, показался)

На фоне…(выделяются, показаны)

Учитель: Ребята, скажите, с чего или как вы начнете свое сочинение?

Ученики:

- Великий русский художник Иван Иванович Шишкин написал много замечательных картин о родной природе: «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Лесные дали» и другие. Мне больше всего нравится картина «Рожь», о которой я хочу рассказать.

- В историю русской живописи И.И.Шишкин вошел прежде всего как пейзажист. Шишкин – создатель так называемого «пейзажа настроения». Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.

Учитель: Что можно написать в конце сочинения?

Ученик: можно описать свое мироощущение. Например, глядя на картину «Рожь» зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Учитель: Игра слова – магниты. Верните слова на свои места.

Словарная работа. Обогащение словарного запаса:

Вошел в историю русского искусства как …………….мастер пейзажной живописи.

Воспел русскую природу в ярких картинах, полных ……………….

С пейзажами Шишкина в изобразительное искусство вошли мотивы………………………..

Художник раскрыл историко-национальное своеобразие быта и пейзажа провинции в ………… Тишиной, спокойствием веет от полотен Ивана Ивановича Шишкина, русского художника, которого называют …………….

Художник сумел передать в картине «Рожь» то…………..настроение

Слова для справок: сочной яркой манере живописи; непревзойденный; русской провинции; поэзии, свежести, воздуха; восторженное; поэтом русской природы

(Как вы думаете, в какой части вашего сочинения можно использовать данные лексические средства)

Также необходимо обратить внимание на синонимы, чтобы избежать неоправданных лексических повторов в сочинении, заполните таблицу:

Как можно называть И.И. Шишкина в сочинении

Как можно заменить слово «нарисовал»?

Какими словами можно заменить выражение «картина нарисована»?











Слова для справок:

  1. Художник, автор картины, мастер кисти (пейзажа), пейзажист, певец русской

природы.

  1. Изобразил, запечатлел, создал, воплотил, отразил, сумел передать, воспел, добивается передачи, вложил в картину.

  2. Картина, полотно, холст, пейзаж, пейзаж-картина.

  3. Написана, посвящена, отражает, воспроизводит, дает возможность узнать, вызывает впечатление, передает ощущение приближающейся осени

Когда будете писать сочинение, то обязательно воспользуйтесь памяткой

Вопросы, на которые необходимо дать ответ в сочинении

  1. Кто написал картину «Рожь»?

  2. Какие еще картины этого художника вы знаете?

  3. Что изображено на этой картине?

  4. Какими красками изображен осенний пейзаж?

  5. Чем написана картина: маслом или акварелью?

  6. Какие чувства будит в вас эта картина?