|
Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Класс: 11 А
Тема: «Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели:
Образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.
Развивающие: развитие умений учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы; развитие самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления.
Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.
Задачи учащихся:
1) научиться выделять словосочетания из предложения;
2) научиться определять способ связи слов в словосочетании
Тип урока: повторительно –обобщительный, урок совершенствования ЗУНов;
Вид урока: урок практических работ;
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;
Методы: словесный, поисково - проблемный;
Ожидаемый результат: качественное выполнение задания из части В
(В 3 по материалам ЕГЭ)
Материалы и оборудование:
компьютер, проектор, презентация к уроку;
на столах вопросы для кроссворда, « Практикум №1, №2» тренажёр, задания для групповой самостоятельной работы; дидактический материал: тесты к подготовке ЕГЭ (В 3)
Ход урока
-
Орг. момент
Приветствие учителя, организация класса на урок. (1мин.)
-
Сообщение темы и цели урока. (слайды 2 и 3)
III. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Чтобы определить, к какому разделу грамматики относится тема, которую мы будем повторять сегодня на уроке, предлагаю разгадать кроссворд.
(Слайд 4)
Примечание: ответы на вопросы выплывают при нажатии на слово «кроссворд». Когда ученик даст ответ на вопрос, то можно нажимать. После того, как весь кроссворд будет решен, нужно опять нажать на слово «Кроссворд», и ключевое слово «синтаксис» окрасится в желтый цвет. (5 - мин.)
Вопросы к кроссворду:
Состав словосочетания: «Главное слово + …».
Какой частью речи выражено зависимое слово в следующих словосочетаниях: чудесно смотрится, отлично выглядит, прекрасно играет.
Вид связи в следующих словосочетаниях: идем разговаривая, посмотрел направо, пришел учиться.
Какой частью речи выражено главное слово в следующих словосочетаниях: вышедший из дома, любящий работать, напуганный сильно.
Вид связи в следующих словосочетаниях: бушующий ветер, второй этаж, моя книга.
Как называется разряд числительных, которые часто выступают в роли главного слова в словосочетаниях с согласованием?
Как называются падежи, вопросы которых задаются от главного слова зависимому при управлении?
Вид связи в следующих словосочетаниях: вышли из школы, будем у вас, букет из роз.
Какой частью речи являются главные слова в следующих словосочетаниях: трое из Простоквашино, три четверти планеты.
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Приложение
|
1. Найдите в кроссворде ключевое слово и назовите раздел грамматики, относящийся к теме нашего урока.
|
Синтаксис
|
|
2. Дайте определение этому понятию
|
Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц, словосочетаний и предложений. Синтаксис – греч.«составление», «построение»
|
(Слайд 5) определение
|
3.Какие умения
формирует синтаксис?
|
Умения логически и стройно формировать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.
|
|
4. Вот сейчас вы всё правильно сказали, но почему-то, когда ученики работают с экзаменационными тестами по теме словосочетание, совершают ошибки и данные вопросы относятся к одним из самых сложных. Как вы думаете, в чём тут проблема?
|
В неумении правильно строить словосочетание, в неумении правильно определять его грамматические и лексические признаки, типы синтаксической связи.
|
|
5. Вот эту проблему мы и попытаемся решить сегодня на уроке. Давайте, исходя из проблемы, сформулируем цель нашего урока.
|
Привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании
|
|
6. Давайте вспомним, что нам известно о словосочетании, о том, какие бывают виды словосочетаний, способы связи слов в словосочетаниях .
|
|
|
IY. Работа по теме урока.
1.Повторение и обобщение ранее изученного материала. (5 – 6 мин.)
Виды словосочетаний. (слайд 6)
сочинительные подчинительные
слова равноправные одно слово подчинено другому
(однородные члены) главное слово зависимое дождь и снег осенний дождь
Учитель: Ребята, обращаю ваше внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в тестах ЕГЭ. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в словосочетании.
Работа в технике графического моделирования (фишбоун):
Способы связи слов в словосочетании. ( слайд 7)
Согласование Управление Примыкание
(Смотри приложение 3)
ЗАПОМНИ ! (слайд 8)
* ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
* СЛОВО С ПРОИЗВ. ПРЕДЛОГОМ ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ( возле стола; сравни: стоять возле)
2. Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях. (3мин.)
У каждого из вас есть на столе листок с надписью «Практикум №1». Там даны 10 словосочетаний. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных словосочетаниях.
1вариант: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, два часа, светит ярче.
2 вариант: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь.
Словарная работа: навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом. (слайд 9)
Способ проверки – взаимопроверка. (2мин.)
Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.
Определите процент выполнения задания (написать на листочке, озвучить)
Проверка знаний. Самостоятельная работа в группах. (5 мин.)
Так как в словосочетании три вида связи, мы разделимся на три группы и поработаем вместе над заданиями.
Задание для первой группы
С помощью толкового словаря С. И. Ожегова выдвиньте свою версию названия синтаксической связи СОГЛАСОВАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом согласование.
В предложенном тексте найдите согласование. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.
Словосочетание
|
Строение
|
Вид связи
|
Тип связи
|
|
|
|
|
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт как гордая, величественная река - шумит и гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, мелодично журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. Карамзин.
Задание для второй группы
С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи УПРАВЛЕНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом управление.
В предложенном тексте найдите управление. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.
Словосочетание
|
Строение
|
Вид связи
|
Тип связи
|
|
|
|
|
Задание для третьей группы
С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи ПРИМЫКАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом примыкание.
В предложенном тексте найдите примыкание. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.
Словосочетание
|
Строение
|
Вид связи
|
Тип связи
|
|
|
|
|
Y. Проверка самостоятельной работы ( слайд 10)
Учитель: с какими трудностями вы столкнулись?
Учащиеся заслушивают полученные результаты совместной работы и оценивают их.
Учитель: какую цель мы ставили сегодня на уроке?
Ученик: привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании.
Учитель: какую проблему помогает решить данная цель?
Ученик: предупредить ошибки по данной теме.
YI . Физминутка (упражнение для профилактики нарушения зрения) (слайды 11-14) (1мин.)
YII. Распределительный диктант. (3 мин.)
Работа по учебнику стр. 227, упр. 329. (с комментированием у доски)
YIII. Групповая работа учащихся с тестами (5 - 7мин.)
Отработка задания ЕГЭ.
А теперь мы подошли к формулировке задания в тесте ЕГЭ. Дело в том, что задание в последних тестах 2011 года звучит, например, так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым. Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание? (Записываем их в тетрадь) (слайд 15)
- выделить грамматическую основу, т.к. она не может быть словосочетанием.
- исходя из заданного задания обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем, что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами!
- проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание (смотри схему).
Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием. Возьмите листок с надписью «Практикум № 2».
1. Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.
Первая основа - кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.
2 Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.
3 Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.
4 Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?
5 Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.
IX. Рефлексия. А теперь ту же работу выполняете самостоятельно по «Тренажёру». (слайд 16-26) (5 мин.)
1 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.
2 Из предложений 10-13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам.
11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.
12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.
13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.
3 Из предложения выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Сама история и вызвала к жизни музеи.
4 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.
5 Из предложений 11,12 выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается.
12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.
6 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Моё увлечение спортом пригодилось очень скоро.
7 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.
8 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.
9 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.
10 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении.
Способ проверки по «ключу»
Каков процент выполнения данного задания?
IX. Подведение итогов урока. (3 мин.)
Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте письменно на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?» (Листочки потом сдаются учителю).
Оценивание работы учеников.
X. Домашнее задание. (слайд 27)
Стр. 224 -228 (правило), упр. 331, 334.
Библиография:
1.Учебник «Русский язык» 10-11 класс, Н.Г. Гольцова;
2.Учебник «Русский язык» 10-11 класс, А. И. Власенков , Л. М. Рыбченкова
3. Журнал «Русский язык в школе» № 3, 2007;
4. «Каталог образовательных ресурсов сети Интернет» http://katalog.iot.ru/ ;
5. «Российский общеобразовательный портал» http://www.school.edu.ru ;
6. «Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов» http://window.edu.ru/ ;
7.Первое сентября http://www.1september.ru/.
|
|
|