|
Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах
Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах.
Сегодня дети живут и развиваются в условиях быстро меняющейся жизни, и от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Каждый педагог хочет, чтобы его ученики выросли именно такими людьми, чтобы каждый из них стал активной, творческой личностью.
Изменились требования не только к выпускникам школы, но и к тем, кто только собирается сесть за школьную парту. Учащимся начальных классов, чтобы усвоить современные учебные программы, помимо развития общеучебных умений и навыков, необходимо развитое творческое мышление, способность к самостоятельной учебной деятельности, саморегуляции, рефлексии. Поэтому в деятельности учителя начальных классов на первый план выходит задача формирования познавательно-творческой активности.
В качестве приоритетов образовательной политики Концепция модернизации российского образования называет достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования, которое неразрывно связано с формированием познавательной сферы учащихся.
Сейчас главное – научить ребенка самостоятельно приобретать знания, научить его учиться, сформировать потребность в постоянном пополнении собственного интеллектуального багажа. Достичь этой цели возможно, если сформировать у детей с детства познавательный интерес и познавательную активность. Познавательная активность должна стать движущей силой личностного роста и развития детей – таковы требования времени!
Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Перед современной школой ставится задача воспитания людей, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных перед ними целей. Формирование этих качеств начинается в начальной школе и является базовым для успешного овладения содержанием образования на всех уровнях обучения.
Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности, так как процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен.
По данным психологических исследований, 90 % детей приходят в школу с высоким уровнем мотивации к учебной деятельности, но уже к концу 1 класса у 50 % школьников снижается мотивация. Из-за неудач, разочарований понижается уровень самооценки школьников.
Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности.
Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность приближается к нулевому уровню.
В процессе работы по формированию познавательной активности идет развитие важнейших для младшего школьника компетенций.
Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Информационная компетенция. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями.
Коммуникативная компетенция. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
Необходимо отметить, что формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Использование в работе с детьми конкурсов разного направления, интеллектуальных марафонов и предметных олимпиад создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности учащихся.
Целью обучения системы Л.В. Занкова является оптимальное общее развитие каждого ребенка. Я считаю, что для успешности младшего школьника в познавательной деятельности мне, как учителю, необходимо заниматься именно общим развитием ребенка.
Основной целью работы учителя по формированию познавательной активности учащихся начальных классов через участие в различных олимпиадах и конкурсах является создание следующих условий:
1) информированность учащихся и родителей о прохождении конкурсов;
2) вариативность предлагаемых конкурсов по направлениям и степени сложности;
3) создание ситуации успеха;
4) яркий пример;
5) уверенность учащихся в своих силах;
6) тесное сотрудничество педагога и родителей;
7) позитивная оценка деятельности учащихся педагогом, родителями, одноклассниками;
8) наглядность результатов.
При выполнении данной работы перед учителем встают следующие задачи: - способствовать общему развитию детей;
- формировать самостоятельность и культуру мышления учащихся;
- развивать их умения и навыки;
- совершенствовать развитие личности ребенка поступательно;
- найти зону успешности для каждого учащегося;
- развивать коммуникативные способности учащихся.
Ежегодно ученики нашей школы имеют возможность принять участие в различных конкурсах и олимпиадах.
При выборе конкурса необходимо учитывать разносторонние интересы детей и их способности. Главным принципом участия должна являться добровольность, ребёнок сам должен захотеть и выбрать тот конкурс, который ему понравился. Учитель может аккуратно направить, но не навязывать.
Поэтому я предлагаю своим ученикам разные виды конкурсов: не только интеллектуальные, но и творческие, ведь здесь тоже необходимо собрать информацию, изучить новые способы, познакомиться с технологией. Стараюсь заранее давать информацию о прохождении конкурса, чтобы было достаточно времени для подготовки. Для младших школьников большую роль играют родители, и учителю нужно сделать их единомышленниками. Поэтому, на родительских собраниях я постоянно уделяю внимание этому вопросу: рассказываю о предстоящих и обязательно подвожу итоги прошедших конкурсов, готовлю презентации, поздравляю с успехами детей, подчёркиваю динамику. Для того чтобы у детей загорелись глаза и не пропал интерес необходимы яркий пример, уверенность учащихся в своих силах, позитивная оценка деятельности учащихся педагогом, родителями, одноклассниками, наглядность результатов и создание ситуации успеха. Конечно, не стоит сразу принимать участие в очень сложных конкурсах и олимпиадах. Чтобы утвердить уверенность ученика в своих возможностях необходимо оценить уже само участие. Ведь для слабого ученика участие – это своеобразная победа. Когда первый раз ученик нашего класса занял призовое место на городском конкурсе, принёс в класс грамоту и приз, у других появился яркий наглядный пример. А когда в классе появилась первая медаль, активность ребят резко возросла. Каждой победе одноклассника мы адресуем поздравления и громкие аплодисменты. Все достижения мы вывешиваем на стенд, который обновляется по мере появления новых грамот и дипломов. Каждый ученик ведёт порфолио достижений. Периодически мы подводим итоги и определяем самого активного ученика. В качестве примера работы по формированию познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах подведу итоги своего класса. Сейчас мои ученики осваивают программу третьего класса.
олимпиады
|
участие
|
результаты
|
школьные
|
15
|
7 призовых мест
|
Городские (интеллектуальная игра)
|
4
|
2 место по лит.чтению
3 место по математике
|
«Математика» (РОЦ «Дарование»)
|
13
|
4 призовых места
|
НИИ педагогики и психологии. Интеллектуальный клуб «Радиус»
|
8
|
2 призовых мета
|
Городская олимпиада по безопасности дорожного движения
|
1
|
-
|
«Интеллектуал» (РОЦ «Дарование»)
|
1
|
1
|
«Читаем сами» (РОЦ «Дарование»)
|
3
|
2
|
«Русский язык» (РОЦ «Дарование»)
|
13
|
2призовых места
2 похвальных листа
|
Научно-практические конференции
- школьная НПК - участие 11человек.
- Открытая научная конференция молодёжи и студентов «Молодая инновационная Чувашия: творчество и активность» 1 место. 2012г.
- Региональный этап VIII Российского Конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников « Я - исследователь». 1 место. 2012г.
- VI Городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников « Я- исследователь». 2 место. 2013года.
- Российский образовательный центр «Дарование» - абсолютный победитель. 2012 год.
Мои ученики приняли участие в школьных, городских, интернет – конкурсах, конкурсах, которые проводят Развивающий центр школьников и дошкольников «Совёнок», Российский образовательный центр «Дарование», НИИ педагогики и психологии (Интеллектуальный клуб «Радиус»)… В этом году мы на весь класс оформили годовую подписку газеты «IQ 200», в которой большое внимание уделяется интеллектуальному марафону, олимпиадам и конкурсам. Что тоже способствует формированию познавательной активности. Ребята с большим интересом выполняют задания, обсуждают, бегут в библиотеку, пользуются интернетом, радуются, когда видят в газете фотографии и фамилии своих одноклассников среди победителей.
Результаты участия в конкурсах:
- 2 место в городском конкурсе детского прикладного творчества «Мой помощник-светофор» 2010г.
- 3 место конкурса технического творчества «Пусть ветер творчества наполнит паруса» 2011г.
- 1 место и 2 место в городском конкурсе поздравительных открыток, посвящённом Дню защитника Отечества. 2013г.
- Диплом победителя конкурса «Русский медвежонок»- языкознание для всех.2012г.
-Лауреат Всероссийского конкурса «Лучший ученик 2011-2012».( Всероссийский Интернет- портал для школьников, педагогов и родителей МИНОБР. ОРГ,)
- 1 место. Всероссийская викторина «Русский –играючи». 2012 (ЦДМ Фактор Роста)
- 1 место. Всероссийская викторина «Математический турнир».2012г.
- Лауреат Всероссийской дистанционной олимпиады по математике «Математический калейдоскоп» для 1-4 классов. 2013г.
- НИИ педагогики и психологии (Интеллектуальный клуб «Радиус») 2012год: 25 конкурсов, 10 призовых мест, 3 лауреата.
- Развивающий центр школьников и дошкольников «Совёнок» 2012год: 21 конкурс, 5 призовых мест.
- Российский образовательный центр «Дарование» 2012 год: 18 конкурсов, 8 призовых мест, 4 лауреата.
марафоны
- V Интеллектуальный Марафон «Радиус». 1 место.
- VI Интеллектуальный Марафон «Радиус». 2 место.
- Всероссийский марафон «Знание-сила» Соревнование: «Большая олимпиада» 3 место. 2012г. на Дистанционном Образовательном Портале «Продлёнка»
- Всероссийский марафон «Знание-сила» Соревнование: «Творческая мастерская» стихотворение 1-4 классы.2 место. 2012г. на Дистанционном Образовательном Портале «Продлёнка».
Хорошее влияние на развитие интереса учащихся оказывает игра-конкурс «Русский медвежонок» и «Кенгуру». Они не только выявляют наиболее одаренных детей, но и стимулируют значительное количество младших школьников к познавательной деятельности. В этих конкурсах участвует почти весь класс.
Показателями познавательной активности являются: прилежание, стабильность, осознанность учения, творческие проявления, самоорганизация, самооценка, интерес, желание работать с дополнительной литературой, самостоятельность при решении учебных задач и во внеурочной деятельности. Ребята моего класса хорошо учатся. Надеюсь, что их познавательная активность будет расти и поможет им в будущем.
|
|
|