Главная страница

№ урока Тема урока Элементы содержания. Основные понятия. Подготовка к егэ. Тип урока Предметный результат


Скачать 435.42 Kb.
Название № урока Тема урока Элементы содержания. Основные понятия. Подготовка к егэ. Тип урока Предметный результат
страница 1/3
Дата 16.02.2016
Размер 435.42 Kb.
Тип Урок
  1   2   3

Календарно-тематическое планирование.



урока

Тема

урока

Элементы содержания. Основные понятия. Подготовка к ЕГЭ.

Тип

урока

Предметный результат

УУД

Материалы

к уроку

Домашнее

задание

Календарные сроки

Примечание (причины изменения календарных сроков, уплотнение тем)

план

факт

Раздел I. Введение в историю (5 ч)

Тема 1. Исторический процесс и историческая наука (5 ч)

1-2

История и исторический процесс.

Что такое история? Историческое пространство. Историческое время. Исторический процесс и проблема единства истории. Периодизация исторического процесса. Понятия: история, исторический процесс, историческое пространство, историческое время, формация, цивилизация, локальная цивилизация, периодизация всемирной истории. ЕГЭ. Знакомство с КИМами.

Изучение нового материала

Знать о многозначности понятия «история» и современных подходах к его пониманию; сущности исторического пространства, его эволюции, взаимосвязи общества и природы в истории человечества; сущности исторического времени, его неравномерности; дискуссиях о сущности исторического процесса, его единстве и многообразии, различных подходах к решению вопроса о единстве истории; различных представлениях о периодизации всемирной истории.

П.- понимать значение символов (условных обозначений); формулировать ответы на вопросы учителя; осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя); уметь структурировать знания, самостоятельно выделять и формулировать цели; дополнять и расширять имеющиеся знания и представления об истории, как науке. Л.- понимать значение знаний для человека и принимать его; мотивировать свои действия, проявлять интерес к новому учебному материалу; оценивать собственную учебную деятельность. Р.- принимать учебную задачу; проявлять умения ориентироваться в учебнике; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; уметь оценивать свою работу на уроке; оценивать эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке. К.- применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения; вступать в коллективное сотрудничество, участвовать в обсуждении вопросов, обмениваться мнениями, слушать друг друга, согласовывать действия с партнером.

Презентация «История и исторический процесс». Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/1o1l1g1a1/file/4609243/

§ 1. Задания в раб. тетр.

3.09

5.09

3.09

5.09




3-4

История и познание истории.

Социальное познание и историческая наука. Что такое исторический факт? Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Терминология исторической науки. Краткая характеристика некоторых направлений историографии XX в. Понятия: социальное познание, историческое познание, историческое событие, исторический факт, исторический источник, формационный подход, цивилизационный подход.

Изучение нового материала

Комбинированный урок

Знать о некоторых особенностях исторического познания как формы социального познания; соотношении понятий «историческое событие» и «исторический факт»; сущности и видах исторических источников, задачах, стоящих перед источниковедением; терминологии исторической науки; теоретико-методологических подходах к осмыслению всемирно-исторического процесса, получившихся наибольшую популярность в исторической науке в XX в. (формационный подход, школа «Анналов», цивилизационный подход).

Презентация «История и познание истории». Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/vsakura50/file/3591157/

§ 2. Задания в раб. тетр.

10. 09

12. 09

10. 09

12. 09




5

Зачем нужно знать историю?

Историческая наука в начале XXI в. Глобальная история. Альтернативная история. История и его роли. Социальные функции исторической науки. Понятия: глобальная история, историческая альтернатива, социальные роли историка, социальные функции исторической науки. ЕГЭ. Решение заданий А1-А2. Знание основных фактов, процессов, явлений VIII–XVII вв.

Комбинированный урок

Знать о некоторых проблемах, находящихся в центре внимания современной исторической науки и широко обсуждаемых историками; некоторых вопросах, которые исследуются в рамках такого направления историографии конца XX – начала XXI в., как глобальная история; дискуссиях вокруг понятия «альтернативы истории; социальных функциях исторической науки и ролях, которые выполняет историк.

«История в таблицах и схемах»

Материалы для семинара, с. 23 – 25.

17. 09

17. 09




Раздел II. Человечество в эпоху Древнего мира и средневековья (28 ч).

Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира (9 ч).

6

От первобытности к цивилизации. Древний Восток.

Предцивилизационная стадия истории человечества. Неолитическая революция и ее историческое значение. Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в их формировании. Восточная деспотия, место в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы. Понятия: антропогенез, социогенез, политогенез, первобытность, цивилизация, праобщина, неолитическая революция, вождество, восточная деспотия.

Комбинированный урок

Знать о современных научных представлениях о предцивилизационной стадии развития человечества; современных подходах к решению вопросов о формировании человека современного типа (антропогенез); зарождении и развитии общества (социогенез); возникновении государства (политогенез); сущности и значении неолитическом революции; влиянии природно-климатических условий на процесс становления и развития древнейших цивилизаций Востока; сущности восточной деспотии и ее роли в развитии древневосточного общества; особенностях социальной структуры древневосточного общества; нормативных системах, регулировавших жизнь цивилизаций Древнего Востока.

П.- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о древних цивилизациях Востока и Средиземноморья, древнейшей истории нашей Родины. Л.- понимать значение знаний для человека; определять границы собственного знания и незнания. Р.- принимать учебную задачу; удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. К.- применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения; оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

Презентация «От первобытности к цивилизации. Древний Восток». Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/igosheva50/file/4521612/

§ 3. Задания в раб. тетр.

19. 09

19. 09




7-8

Античные цивилизации Средиземноморья.

Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII-I вв. до н.э. Римская империя. Кризис римского общества и Великое переселение народов. Понятия: античные цивилизации, великая греческая цивилизация, демос, тирания, демократия, полис, гражданская община, эллинизм, античное классическое рабство, патриции и плебеи, принципат, Великое переселение народов, варваризация, романизация.

Изучение нового материала

Комбинированный урок

Знать о современных научных представлениях о факторах формирования античных цивилизаций Средиземноморья, влиянии природно-климатических условий на процесс их становления и развития; причинах, последствиях и значений великой греческой колонизации; особенностях цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима; сущности античного полиса, причинах его расцвета и гибели, важнейших полисных ценностях; своеобразии Афин и Спарты как двух типов древнегреческой общины; сущности эллинизма, формах и результатах синтеза античной и древневосточной цивилизаций; основных этапах истории Древнего Рима; сущности античного рабства и его роли в развитии цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима; нормативных системах, регулирующих жизнь античных цивилизаций; причинах, проявлениях и результатов кризиса римского общества, причинах и значении Великого переселения народов.

Презентация «Античные цивилизации Средиземноморья». Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/igorolin/file/3301122/

§ 4–5. Задания в раб. тетр. Презентации по теме урока.

24. 09

26. 09

24. 09

26. 09




9

Древнейшая история нашей Родины.

Древние люди на территории нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны – варяги – русь. Понятия: колонизация, территориальная община, вече. ЕГЭ. Задания А3-А4. Установление причинно-следственных связей VIII–XVII вв. Знание основных фактов, процессов, явлений (культура) VIII–XVII вв.

Комбинированный урок

Знать о явлении природно-климатических условий на замедление процесса становления цивилизации на территории нашей страны; существовании греческих городов-государств в Причерноморье, их влиянии и взаимодействии с местными племенами и народами; происхождении, расселении, образе жизни восточных славян; тюркских народах на территории нашей страны; специфике норманнских экспедиций в Восточную Европу; том, какие точки зрения существуют по вопросу происхождения слова «Русь»; взаимовлиянии народов, проживающих на территории Восточной Европы.

Презентация «Древнейшая история нашей Родины». Режим доступа: http://www.rusedu.ru/istorija/detail_10076.html

§ 6. Задания в раб. тетр. Работа над словарём терминов

1.10

1.10




10-11

Духовный мир древних обществ.

Мифологическая картина мира. Представления об осевом времени. Буддийская духовная традиция. Китайско-конфуцианская духовная традиция. Иудейская традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения. Формирование научного мышления в древности. Понятия: картина мира, мифологическая картина мира, осевое время, религии спасения, конфуцианство, буддизм, христианство, иудаизм.

Изучение нового материала

Комбинированный урок

Знать о сущности концепции осевого времени; формировании и принципиальных особенностях буддийской, китайско-конфуцианской, иудейской, христианской культурных традиций; особенностях возникновения научного мышления в древности.

Презентация «Духовный мир древних обществ». Режим доступа: http://prezentacii.com/obschestvoznanie/8559-duhovnyy-mir-drevnih-obschestv.html

§ 7. Задания в раб. тетр. Эссе «Формирование научного мышления в древности».

3.10

8.10

3.10

8.10




12-13

Историческое наследие древних цивилизаций.

Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для человечества. Римское право. Философские открытия древних цивилизаций. Алфавит и письменность. Художественные ценности древних цивилизаций. Понятия: римское право, полис, цивилизация, духовные ценности.

Изучение нового материала

Комбинированный урок

Знать как факторы единства мира древних цивилизаций; влияние картины мира, сложившейся на Древнем Востоке, на всемирную историю (на примере шумерской модели мира); полисные ценности в идейном, духовном и политическом развитии человечества; роль римского права в формировании правовых институтов современности; величайшие философские открытия цивилизаций Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима; история возникновения различных систем письменности в Древности; художественные ценности древних цивилизаций; трудности, связанные с научным изучением истории Древнего мира.

Презентация «Историческое наследие древних цивилизаций». Режим доступа: http://prezentacii.com/istorii/3885-drevniy-vostok.html

§ 8, материалы для семинара. Задания в раб. тетр.

10. 10

15. 10

10. 10

15. 10




14

Обобщающее повторение на тему: «Первобытность. Цивилизации Древнего мира».

Основные термины и понятия раздела.

Повторительно-обобщающий урок

Научатся определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять тестовые задания.

Тестовые задания.

Раздел II, с. 26-80(повторить).

17. 10

17. 10




Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья (19 ч).

15-16

Средневековая цивилизация Европы.

Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Сеньориальный строй. Города в средневековом обществе. Сословное общество. Этапы развития средневекового государства. Сословно-представительная монархия. Государство и церковь. Политическая роль папства. Роль религии и церкви в средневековом обществе. Европейское общество в XIV – XV вв. Понятия: Средние века, феод, община, социальный синтез, варварские королевства, папство, сеньориальный строй, сеньор, вассал, формы зависимости, домен, сеньория, бюргерство, сословный строй, сословно-представительная монархия, централизация, ереси. ЕГЭ. Задания А5-А6. Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа VIII–XVII вв. Знание основных фактов, процессов, явлений XVIII – середина XIX вв.

Изучение нового материала

Комбинированный урок

Знать о современных научных представлениях о сущности Средневековья, различных подходах к его периодизации и значении в истории Запада и Востока; факторах формирования европейской средневековой цивилизации, роли античных и варварских начал в этом процессе; сущности и основных чертах сеньориального строя, подходах к пониманию сущности феодализма и соотношении понятий «Средневековье» и «феодализм»; особенностях средневековых городов и роли городов в средневековом обществе; сословном строе, источниках и фирмах проявления социальных противоречий и их роли в развитии средневековых государств; особенностях государственности Средних веков, формах и этапах ее эволюции, сущности сословно-представительной монархии и роли органов сословного представительства в социально-политической истории Средневековья; значении христианства и католической церкви для средневековой европейской цивилизации; причинах кризиса европейского средневекового общества в XIV – XV вв.

П.- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; уметь структурировать знания; дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о Средневековье; осуществлять поиск и выделение информации. Л.- понимать значение знаний для человека; сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке; оценивать собственную учебную деятельность. Р.- принимать учебную задачу; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; сохранять учебную задачу. К.- применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; определять последовательность своих действий; принимать другое мнение и позицию; допускать существование других точек зрения.

Презентация «Средневековая цивилизация Европы». Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/club/historians/file2/3716404

§ 9-10. Задания в р. т. Презентации по теме урока.

22. 10

24. 10

22. 10

24. 10




17

Византия, Арабский халифат и Восток в Средние века.

Византийская империя. Арабо-мусульманский Восток. Китай, Индия, Япония в Средние века. Понятия: василевс, кодификация, Кодекс Юстиниана, православие, ислам, халифат, сунниты, шииты, конфуцианское государство, синтоизм.

Комбинированный урок

Знать о основных этапах и особенностях истории Византийской империи, ее значения для мировой истории; рождении, расцвете и упадке Арабского халифата, возникновении ислама и основных положениях мусульманского вероучения, роли арабо-мусульманской средневековой цивилизации в истории человечества; научных спорах о возможности применения понятия «Средние века к истории Востока; особенностях истории Китая, Индии, Японии в V – XV вв.

Презентация «Византия, Арабский халифат и Восток в Средние века». Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/Nefedova632/file/2515557/

§ 11. Задания в р. т.

29. 10

29. 10




18-19

Особенности российского Средневековья: дискуссионные проблемы.

Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории. Понятия: Земские соборы, патернализм, сословно-представительная монархия, факторы самобытности, феодализм, феодальное землевладение, феодально-зависимое население. ЕГЭ. Задания А7-А8. Знание основных фактов, процессов, явлений XVIII – середина XIX вв. Установление причинно- следственных связей.

Изучение нового материала

Комбинированный урок

Знать о дискуссиях по проблеме генезиса феодальных отношений на Руси; дискуссиях по проблеме феодальной собственности на землю в Древней Руси; дискуссиях о характере древнерусской государственности; дискуссиях по поводу существования сословно-представительной монархии в средневековой России; природно-климатических особенностях нашей страны и их влиянии на ход русской истории; геополитических особенностях нашей страны и их влиянии на ход русской истории; влиянии православия на русскую политическую традицию и на ценностные ориентации населения.

Презентация «Особенности российского Средневековья». Режим доступа: http://pedsovet.su/load/130-1-0-7754

§ 12. Задания в р. т.

31. 10

12. 11

31. 10

12. 11




20-21

Древнерусское государство и общество.

Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в IX – X вв. Развитие русских земель в XI – первой трети XII вв. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение. Понятия: общественный договор между князем и обществом, вече, киевский князь, местные князья, дружина, старшие и младшие дружинники, лестничная система передачи власти, межкняжеские усобицы, княжеские съезды, народное ополчение.

Изучение нового материала

Комбинированный урок

Знать о причинах и этапах образования Древнерусского государства; сути спора между норманнистами и антинорманнистами; характере Древнерусского государства в IX – X вв., возрастании роли киевского князя; сути лестничной системы передачи княжеской власти и ее противоречиях; смене «вертикального» принципа управления Древнерусском государством (исполнение сыновьями воли отца) на «горизонтальным» (договоры братьев между собой); решениях Любечского съезда князей и его значении; том, какие функции выполнял князь в Древнерусском государстве; том, какую роль в структуре древнерусской государственности играла княжеская дружина, об эволюции дружинных отношений; роли веча в Древнерусском государстве; организации, функциях и роли народного ополчения в Древнерусском государстве; том, что главной политической особенностью домонгольской Руси была определенная зависимость княжеской власти от народных собраний.

Презентация «Древнерусское государство и общество». Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/524901/

§ 13-14. Задания в р. т.

14. 11

19. 11

14. 11

19. 11



  1   2   3