№
урока
|
Тема
урока
|
Элементы содержания. Основные понятия. Подготовка к ЕГЭ.
|
Тип
урока
|
Предметный результат
|
УУД
|
Материалы
к уроку
|
Домашнее
задание
|
Календарные сроки
|
Примечание (причины изменения календарных сроков, уплотнение тем)
|
план
|
факт
|
Раздел I. Введение в историю (5 ч)
Тема 1. Исторический процесс и историческая наука (5 ч)
|
1-2
|
История и исторический процесс.
|
Что такое история? Историческое пространство. Историческое время. Исторический процесс и проблема единства истории. Периодизация исторического процесса. Понятия: история, исторический процесс, историческое пространство, историческое время, формация, цивилизация, локальная цивилизация, периодизация всемирной истории. ЕГЭ. Знакомство с КИМами.
|
Изучение нового материала
|
Знать о многозначности понятия «история» и современных подходах к его пониманию; сущности исторического пространства, его эволюции, взаимосвязи общества и природы в истории человечества; сущности исторического времени, его неравномерности; дискуссиях о сущности исторического процесса, его единстве и многообразии, различных подходах к решению вопроса о единстве истории; различных представлениях о периодизации всемирной истории.
|
П.- понимать значение символов (условных обозначений); формулировать ответы на вопросы учителя; осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя); уметь структурировать знания, самостоятельно выделять и формулировать цели; дополнять и расширять имеющиеся знания и представления об истории, как науке. Л.- понимать значение знаний для человека и принимать его; мотивировать свои действия, проявлять интерес к новому учебному материалу; оценивать собственную учебную деятельность. Р.- принимать учебную задачу; проявлять умения ориентироваться в учебнике; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; уметь оценивать свою работу на уроке; оценивать эмоциональное состояние, полученное от деятельности на уроке. К.- применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения; вступать в коллективное сотрудничество, участвовать в обсуждении вопросов, обмениваться мнениями, слушать друг друга, согласовывать действия с партнером.
|
Презентация «История и исторический процесс». Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/1o1l1g1a1/file/4609243/
|
§ 1. Задания в раб. тетр.
|
3.09
5.09
|
3.09
5.09
|
|
3-4
|
История и познание истории.
|
Социальное познание и историческая наука. Что такое исторический факт? Историческое событие и исторический факт. Понятие об исторических источниках. Терминология исторической науки. Краткая характеристика некоторых направлений историографии XX в. Понятия: социальное познание, историческое познание, историческое событие, исторический факт, исторический источник, формационный подход, цивилизационный подход.
|
Изучение нового материала
Комбинированный урок
|
Знать о некоторых особенностях исторического познания как формы социального познания; соотношении понятий «историческое событие» и «исторический факт»; сущности и видах исторических источников, задачах, стоящих перед источниковедением; терминологии исторической науки; теоретико-методологических подходах к осмыслению всемирно-исторического процесса, получившихся наибольшую популярность в исторической науке в XX в. (формационный подход, школа «Анналов», цивилизационный подход).
|
Презентация «История и познание истории». Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/vsakura50/file/3591157/
|
§ 2. Задания в раб. тетр.
|
10. 09
12. 09
|
10. 09
12. 09
|
|
5
|
Зачем нужно знать историю?
|
Историческая наука в начале XXI в. Глобальная история. Альтернативная история. История и его роли. Социальные функции исторической науки. Понятия: глобальная история, историческая альтернатива, социальные роли историка, социальные функции исторической науки. ЕГЭ. Решение заданий А1-А2. Знание основных фактов, процессов, явлений VIII–XVII вв.
|
Комбинированный урок
|
Знать о некоторых проблемах, находящихся в центре внимания современной исторической науки и широко обсуждаемых историками; некоторых вопросах, которые исследуются в рамках такого направления историографии конца XX – начала XXI в., как глобальная история; дискуссиях вокруг понятия «альтернативы истории; социальных функциях исторической науки и ролях, которые выполняет историк.
|
«История в таблицах и схемах»
|
Материалы для семинара, с. 23 – 25.
|
17. 09
|
17. 09
|
|
Раздел II. Человечество в эпоху Древнего мира и средневековья (28 ч).
Тема 2. Первобытность. Цивилизации Древнего мира (9 ч).
|
6
|
От первобытности к цивилизации. Древний Восток.
|
Предцивилизационная стадия истории человечества. Неолитическая революция и ее историческое значение. Архаичные цивилизации Древнего Востока. Роль великих рек в их формировании. Восточная деспотия, место в древневосточных цивилизациях. Общество: социальная структура и социальные нормы. Понятия: антропогенез, социогенез, политогенез, первобытность, цивилизация, праобщина, неолитическая революция, вождество, восточная деспотия.
|
Комбинированный урок
|
Знать о современных научных представлениях о предцивилизационной стадии развития человечества; современных подходах к решению вопросов о формировании человека современного типа (антропогенез); зарождении и развитии общества (социогенез); возникновении государства (политогенез); сущности и значении неолитическом революции; влиянии природно-климатических условий на процесс становления и развития древнейших цивилизаций Востока; сущности восточной деспотии и ее роли в развитии древневосточного общества; особенностях социальной структуры древневосточного общества; нормативных системах, регулировавших жизнь цивилизаций Древнего Востока.
|
П.- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о древних цивилизациях Востока и Средиземноморья, древнейшей истории нашей Родины. Л.- понимать значение знаний для человека; определять границы собственного знания и незнания. Р.- принимать учебную задачу; удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. К.- применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения; оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.
|
Презентация «От первобытности к цивилизации. Древний Восток». Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/igosheva50/file/4521612/
|
§ 3. Задания в раб. тетр.
|
19. 09
|
19. 09
|
|
7-8
|
Античные цивилизации Средиземноморья.
|
Зарождение античной цивилизации. От «темных веков» к классической Греции. Античный полис. Эллинизм. Цивилизация Древнего Рима в VIII-I вв. до н.э. Римская империя. Кризис римского общества и Великое переселение народов. Понятия: античные цивилизации, великая греческая цивилизация, демос, тирания, демократия, полис, гражданская община, эллинизм, античное классическое рабство, патриции и плебеи, принципат, Великое переселение народов, варваризация, романизация.
|
Изучение нового материала
Комбинированный урок
|
Знать о современных научных представлениях о факторах формирования античных цивилизаций Средиземноморья, влиянии природно-климатических условий на процесс их становления и развития; причинах, последствиях и значений великой греческой колонизации; особенностях цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима; сущности античного полиса, причинах его расцвета и гибели, важнейших полисных ценностях; своеобразии Афин и Спарты как двух типов древнегреческой общины; сущности эллинизма, формах и результатах синтеза античной и древневосточной цивилизаций; основных этапах истории Древнего Рима; сущности античного рабства и его роли в развитии цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима; нормативных системах, регулирующих жизнь античных цивилизаций; причинах, проявлениях и результатов кризиса римского общества, причинах и значении Великого переселения народов.
|
Презентация «Античные цивилизации Средиземноморья». Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/igorolin/file/3301122/
|
§ 4–5. Задания в раб. тетр. Презентации по теме урока.
|
24. 09
26. 09
|
24. 09
26. 09
|
|
9
|
Древнейшая история нашей Родины.
|
Древние люди на территории нашей страны. Греческая колонизация Причерноморья. Скифское государство. Восточные славяне. Тюркские народы и государства на территории нашей страны. Норманны – варяги – русь. Понятия: колонизация, территориальная община, вече. ЕГЭ. Задания А3-А4. Установление причинно-следственных связей VIII–XVII вв. Знание основных фактов, процессов, явлений (культура) VIII–XVII вв.
|
Комбинированный урок
|
Знать о явлении природно-климатических условий на замедление процесса становления цивилизации на территории нашей страны; существовании греческих городов-государств в Причерноморье, их влиянии и взаимодействии с местными племенами и народами; происхождении, расселении, образе жизни восточных славян; тюркских народах на территории нашей страны; специфике норманнских экспедиций в Восточную Европу; том, какие точки зрения существуют по вопросу происхождения слова «Русь»; взаимовлиянии народов, проживающих на территории Восточной Европы.
|
Презентация «Древнейшая история нашей Родины». Режим доступа: http://www.rusedu.ru/istorija/detail_10076.html
|
§ 6. Задания в раб. тетр. Работа над словарём терминов
|
1.10
|
1.10
|
|
10-11
|
Духовный мир древних обществ.
|
Мифологическая картина мира. Представления об осевом времени. Буддийская духовная традиция. Китайско-конфуцианская духовная традиция. Иудейская традиция. Христианская духовная традиция. Религии спасения. Формирование научного мышления в древности. Понятия: картина мира, мифологическая картина мира, осевое время, религии спасения, конфуцианство, буддизм, христианство, иудаизм.
|
Изучение нового материала
Комбинированный урок
|
Знать о сущности концепции осевого времени; формировании и принципиальных особенностях буддийской, китайско-конфуцианской, иудейской, христианской культурных традиций; особенностях возникновения научного мышления в древности.
|
Презентация «Духовный мир древних обществ». Режим доступа: http://prezentacii.com/obschestvoznanie/8559-duhovnyy-mir-drevnih-obschestv.html
|
§ 7. Задания в раб. тетр. Эссе «Формирование научного мышления в древности».
|
3.10
8.10
|
3.10
8.10
|
|
12-13
|
Историческое наследие древних цивилизаций.
|
Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилизаций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для человечества. Римское право. Философские открытия древних цивилизаций. Алфавит и письменность. Художественные ценности древних цивилизаций. Понятия: римское право, полис, цивилизация, духовные ценности.
|
Изучение нового материала
Комбинированный урок
|
Знать как факторы единства мира древних цивилизаций; влияние картины мира, сложившейся на Древнем Востоке, на всемирную историю (на примере шумерской модели мира); полисные ценности в идейном, духовном и политическом развитии человечества; роль римского права в формировании правовых институтов современности; величайшие философские открытия цивилизаций Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима; история возникновения различных систем письменности в Древности; художественные ценности древних цивилизаций; трудности, связанные с научным изучением истории Древнего мира.
|
Презентация «Историческое наследие древних цивилизаций». Режим доступа: http://prezentacii.com/istorii/3885-drevniy-vostok.html
|
§ 8, материалы для семинара. Задания в раб. тетр.
|
10. 10
15. 10
|
10. 10
15. 10
|
|
14
|
Обобщающее повторение на тему: «Первобытность. Цивилизации Древнего мира».
|
Основные термины и понятия раздела.
|
Повторительно-обобщающий урок
|
Научатся определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять тестовые задания.
|
Тестовые задания.
|
Раздел II, с. 26-80(повторить).
|
17. 10
|
17. 10
|
|
Тема 3. Россия и мир в эпоху Средневековья (19 ч).
|
15-16
|
Средневековая цивилизация Европы.
|
Сущность и периодизация европейского Средневековья. Переход к Средневековью. Синтез позднеантичного и варварского укладов. Средневековье и феодализм: соотношение понятий. Сеньориальный строй. Города в средневековом обществе. Сословное общество. Этапы развития средневекового государства. Сословно-представительная монархия. Государство и церковь. Политическая роль папства. Роль религии и церкви в средневековом обществе. Европейское общество в XIV – XV вв. Понятия: Средние века, феод, община, социальный синтез, варварские королевства, папство, сеньориальный строй, сеньор, вассал, формы зависимости, домен, сеньория, бюргерство, сословный строй, сословно-представительная монархия, централизация, ереси. ЕГЭ. Задания А5-А6. Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа VIII–XVII вв. Знание основных фактов, процессов, явлений XVIII – середина XIX вв.
|
Изучение нового материала
Комбинированный урок
|
Знать о современных научных представлениях о сущности Средневековья, различных подходах к его периодизации и значении в истории Запада и Востока; факторах формирования европейской средневековой цивилизации, роли античных и варварских начал в этом процессе; сущности и основных чертах сеньориального строя, подходах к пониманию сущности феодализма и соотношении понятий «Средневековье» и «феодализм»; особенностях средневековых городов и роли городов в средневековом обществе; сословном строе, источниках и фирмах проявления социальных противоречий и их роли в развитии средневековых государств; особенностях государственности Средних веков, формах и этапах ее эволюции, сущности сословно-представительной монархии и роли органов сословного представительства в социально-политической истории Средневековья; значении христианства и католической церкви для средневековой европейской цивилизации; причинах кризиса европейского средневекового общества в XIV – XV вв.
|
П.- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; уметь структурировать знания; дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о Средневековье; осуществлять поиск и выделение информации. Л.- понимать значение знаний для человека; сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке; оценивать собственную учебную деятельность. Р.- принимать учебную задачу; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; сохранять учебную задачу. К.- применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; определять последовательность своих действий; принимать другое мнение и позицию; допускать существование других точек зрения.
|
Презентация «Средневековая цивилизация Европы». Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/club/historians/file2/3716404
|
§ 9-10. Задания в р. т. Презентации по теме урока.
|
22. 10
24. 10
|
22. 10
24. 10
|
|
17
|
Византия, Арабский халифат и Восток в Средние века.
|
Византийская империя. Арабо-мусульманский Восток. Китай, Индия, Япония в Средние века. Понятия: василевс, кодификация, Кодекс Юстиниана, православие, ислам, халифат, сунниты, шииты, конфуцианское государство, синтоизм.
|
Комбинированный урок
|
Знать о основных этапах и особенностях истории Византийской империи, ее значения для мировой истории; рождении, расцвете и упадке Арабского халифата, возникновении ислама и основных положениях мусульманского вероучения, роли арабо-мусульманской средневековой цивилизации в истории человечества; научных спорах о возможности применения понятия «Средние века к истории Востока; особенностях истории Китая, Индии, Японии в V – XV вв.
|
Презентация «Византия, Арабский халифат и Восток в Средние века». Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/Nefedova632/file/2515557/
|
§ 11. Задания в р. т.
|
29. 10
|
29. 10
|
|
18-19
|
Особенности российского Средневековья: дискуссионные проблемы.
|
Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси. Характер древнерусской государственности. Проблемы сословно-представительной монархии. Факторы самобытности российской истории. Понятия: Земские соборы, патернализм, сословно-представительная монархия, факторы самобытности, феодализм, феодальное землевладение, феодально-зависимое население. ЕГЭ. Задания А7-А8. Знание основных фактов, процессов, явлений XVIII – середина XIX вв. Установление причинно- следственных связей.
|
Изучение нового материала
Комбинированный урок
|
Знать о дискуссиях по проблеме генезиса феодальных отношений на Руси; дискуссиях по проблеме феодальной собственности на землю в Древней Руси; дискуссиях о характере древнерусской государственности; дискуссиях по поводу существования сословно-представительной монархии в средневековой России; природно-климатических особенностях нашей страны и их влиянии на ход русской истории; геополитических особенностях нашей страны и их влиянии на ход русской истории; влиянии православия на русскую политическую традицию и на ценностные ориентации населения.
|
Презентация «Особенности российского Средневековья». Режим доступа: http://pedsovet.su/load/130-1-0-7754
|
§ 12. Задания в р. т.
|
31. 10
12. 11
|
31. 10
12. 11
|
|
20-21
|
Древнерусское государство и общество.
|
Причины и этапы образования Древнерусского государства. Характер Древнерусского государства в IX – X вв. Развитие русских земель в XI – первой трети XII вв. Функции княжеской власти в Древнерусском государстве. Дружина. Народ и власть. Народное ополчение. Понятия: общественный договор между князем и обществом, вече, киевский князь, местные князья, дружина, старшие и младшие дружинники, лестничная система передачи власти, межкняжеские усобицы, княжеские съезды, народное ополчение.
|
Изучение нового материала
Комбинированный урок
|
Знать о причинах и этапах образования Древнерусского государства; сути спора между норманнистами и антинорманнистами; характере Древнерусского государства в IX – X вв., возрастании роли киевского князя; сути лестничной системы передачи княжеской власти и ее противоречиях; смене «вертикального» принципа управления Древнерусском государством (исполнение сыновьями воли отца) на «горизонтальным» (договоры братьев между собой); решениях Любечского съезда князей и его значении; том, какие функции выполнял князь в Древнерусском государстве; том, какую роль в структуре древнерусской государственности играла княжеская дружина, об эволюции дружинных отношений; роли веча в Древнерусском государстве; организации, функциях и роли народного ополчения в Древнерусском государстве; том, что главной политической особенностью домонгольской Руси была определенная зависимость княжеской власти от народных собраний.
|
Презентация «Древнерусское государство и общество». Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/524901/
|
§ 13-14. Задания в р. т.
|
14. 11
19. 11
|
14. 11
19. 11
|
|