§3. Контрольный этап опытно-поисковой работы
Целью контрольного этапа является выявление уровня сформированности интонационной выразительности детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующегося этапа опытно-поисковой работы.
Диагностика проводится по методике, используемой на констатирующем этапе опытно-поисковой работы. Критерии сформированности интонационной выразительности те же:
Высокий уровень: ребенок без затруднений и помощи взрослого может выразительно и интонационно правильно воспроизвести знакомый текст, предложенный воспитателем; показать с помощью мимики и жестов любой сценический этюд или упражнение (мы отмечаем его в диагностике красным цветом).
Средний уровень: ребенок иногда испытывает потребность в подсказывающих репликах взрослого при воспроизведении текста, пропуская звуки; и не слишком ярко выражает эмоции в этюдах (в диагностике отмечаем зеленым цветом).
Низкий уровень: ребенок испытывает затруднения с текстом, даже при подсказывании педагогом; и совсем не может показать этюд и упражнение (в диагностике отмечаем синим цветом) (см. Прил. 2).
Материал для исследования меняется. Детям предлагается выразительно пересказать сказку «Три медведя», «Волк и семеро козлят» [56] и прочитать стихотворение «Каша» для проверки уровня владения вопросительной и утвердительной интонацией.
Говорила наша Маша:
--Не хочу я кушать кашу.
Каша Машу услыхала—
Зашипела, убежала.
Проверялась также сформированность умения детей передавать интонацией различные чувства (радость, огорчение, безразличие):
1) Воспитатель произносит предложение: «Дождь идет», дети должны повторить его с разной интонацией — так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п. То же задание выполняется и на материале других предложений (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).
2) Дети самостоятельно придумывают предложения и произносят их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и др. Воспитатель предлагает им сказать о том, что их радует или огорчает в различных временах года (весне, зиме). Задание формулируется следующим образом: скажи, чтобы было понятно, что это тебя радует, что ты видишь что-то красивое, интересное (Весна пришла! Трава зеленеет!) или чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).
3) Чтение стихов, потешек, считалок в лицах с целью проверки сформированности умений вопросительной и восклицательной интонации:
-Заяц белый,
Куда бегал?
-В лес зеленый!
-Что там делал?
-Лыки драл! и т.д.
4) Повторение скороговорки «Маленькая болтунья молоко болтала, да не выболтала» с целью проверки сформированности умения выделять в тексте слова.
Анализ результатов (см. Прил. 2,). Анализируя данные на начало и конец года, мы сделали вывод, что уровень сформированности интонационной выразительности детей значительно повысился. По результатам диагностики отмечаем, что количество детей с высоким уровнем составляет 51%, со средним уровнем - 43% и низким - 6%.
Конечно же, в течение всего учебного года ведутся наблюдения за детьми на занятиях, утренниках, спектаклях. Дети следят за своей речью и речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос. С удовольствием участвуют в спектаклях. Сначала это им дается с трудом, но постепенно индивидуальная работа с каждым ребенком приносит результаты. Дети уже могут сказать, у кого хорошо получается какая роль. Дети умеют придумывать свои сказки и их разыгрывать. На занятиях, прогулках, в свободное время дети имитируют движения животных, птиц, учатся передавать голосом, мимикой различные состояния: страх, радость, удивление, ласку и т.д. когда они изображают двигающихся животных, птиц, людей, у них это получается раскованно, артистично, а вот исполнение роли березок, елочки почти невыполнимо. Дети наблюдают за деревьями, описывают березку, елочку, придумывают эпитеты. Они воображают, что деревья разговаривают друг с другом и составляют их диалог. Анализируя обстоятельства и мотивы поступков персонажей сказок, ребенок погружается в их внутренний мир. Отсюда появляется понимание характеров и способов их сценического воплощения (характерные движения, жесты, пластика). В конце года дети уже разыгрывают сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций. Они начинают понимать и чувствовать эмоциональное состояние героев, вступают в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Выступают перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, на утренниках. Они знают некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); знают некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо. Дети имеют представление: о театре, театральной культуре, истории театра, устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб); театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер) [79].
Таким образом, мы выяснили, что работа по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности является значимой в воспитании детей, что театральная деятельность способствует формированию у детей правильной, выразительной, четкой речи, у них обогащается словарный запас.
Заключение
Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний постепенно становится педагогикой развивающей, «динамичной». Это означает, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. С этой точки зрения невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Резюмируя сказанное, еще раз хочется подчеркнуть основную цель, направленность педагогической работы в театрализованной деятельности. Это прежде всего воспитание детей, формирование в них такого личностного стержня, который в дальнейшем поможет им адаптироваться и быть успешными в сложном современном мире. Если мы представим идеальный образ человека ХХI века, то отметим следующие его качества: эмоциональную отзывчивость, чуткость, доброту, чувство собственного достоинства, умение преодолевать трудности, ответственность, честность, порядочность, гибкость ума, юмор, сообразительность, креативность, любознательность, коммуникативную культуру, толерантность и т.д. Именно от этих качеств зависят такие глобальные вопросы, как выживаемость нашей планеты, поскольку использование высоких технологий безопасно только при условии повышения уровня сознательности людей. И ответственность за будущее лежит на каждом из нас, кто воспитывает детей, прививает им первые понятия о добре и красоте.
Безопасное и органичное существование человека в обществе зависит от степени сформированности его коммуникативных качеств. Одним из важнейших качеств речи – выразительность, в том числе интонационная. Интонационная выразительность речи детей дошкольного возраста – это частная задача воспитания звуковой культуры речи дошкольников, включающая в себя развитие слухового внимания, речевого дыхания, овладение средствами звуковой выразительности речи (тоном речи, тембром голоса, темпом, ударением, силой голоса, интонацией).
В таком сложном и важном деле, как воспитание интонационной выразительности речи детей, наиболее эффективным инструментом является театрализация, поскольку в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребенка форме — игре. Универсальность театрализованной игры позволяют решать практически все образовательные задачи в работе с детьми разного возраста. Поэтому, вероятно, в настоящее время, нет ни одного детского сада или школы, где в той или иной форме не использовался этот вид деятельности.
В нашем исследовании предложен эффективный комплекс работы с использованием различных видов кукольного театра, позволяющий сфокусировать внимание педагога на развитии личности каждого ребенка. В этом отношении материал может быть успешно использован в работе и воспитателя, и психолога, и дефектолога, и логопеда, и музыкального руководителя, и учителя начальных классов, а также педагога дополнительного образования. Кукольный театр может быть прекрасным инструментом в коррекции и развитии речи, воспитании ораторских способностей, а также эффективным способом освоения иностранных языков. Чтобы достичь значимых результатов, важно соблюдать последовательность и систематичность в работе. Но, подчеркнем, главное условие — это, конечно же, любовь к детям, вера в их возможности.
Эффективное совершенствование интонационной выразительности дошкольников возможно при наличии следующих педагогических условий:
-
соблюдение основных методических принципов обучения родному языку: взаимосвязи сенсорного и речевого развития, коммуникативно-деятельностного подхода, взаимосвязи всех сторон речи (фонетической, лексической и грамматической), мотивации речевой деятельности на ведущих дидактических принципах и особо значимых принципах сознательности, речевой активности, коммуникативной направленности;
создание единой культурно-языковой среды в ДОУ и семье воспитанника;
3) взаимодействие различных способов и форм организации работы с детьми, методов стимулирования и создания мотивации к совершенствованию интонационной выразительности речи.
На основании проведенного исследования можно дать также и такие рекомендации:
Во-первых, стараться проводить занятия в игровой форме - ведь не зря же игру называют восьмым чудом света! Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать их жизнь необыденной, увлекательной. Вся работа театрализованной деятельности построена по закону длительной ролевой игры, где дети и взрослые реально играют в театр, ставят спектакли, шьют костюмы, делают декорации, изготавливают афиши, билеты, приглашают зрителей. Реальность и значимость результата совместной игры доставляют огромное удовлетворение и стимулируют дальнейшее творчество.
Во-вторых, педагогу важно сосредоточить свое внимание на развитии у детей чувства ритма. Темпоритм — одна из основных характеристик как театрального представления, так и нашей реальной жизни (современной — особенно!). Ритм (и не только музыкальный) вообще можно представить как универсальную характеристику всего сущего в этом мире. Поэтому практически на каждом занятии уделяется время для игровых тренингов на развитие чувства ритма. С этим качеством связано также ощущение пространства, ориентация на сцене, в зале. Восприятие времени и пространства — одна из базовых способностей человека, и от этого также во много зависит его успешность в жизни. На занятиях театрализованной деятельностью исполняются музыкально-ритмические упражнения, пластические композиции, развивающие слуховое и зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, чувство ритма и выразительность движений.
В-третьих, педагог стремится воспитывать в каждом ребенке самостоятельность и ответственность. Работа над театральными постановками позволяет создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых, ситуации равноправного партнерства. Нужно предоставлять возможность детям пробовать себя в самых разных ролях, в том числе и режиссера, и сценариста, и художника по костюмам, и т. п.
В-четвертых, важно уйти от муштры, заучивания наизусть длинных текстов и сосредоточить внимание на выразительности речи, пластики, умении ребенка по-своему озвучить речь своего персонажа. Ориентация на творчество — один из основных принципов в данной методической системе.
В-пятых, педагог использует средства театрализованной игры как способ развития эмоциональной сферы, а также тонких чувств и ощущений (сенсорики) детей. Человек будущего — это, конечно же, человек чувствующий. Всеобщее овладение и увлечение информационными технологиями таит в себе определенную опасность: индивидуализацию человека, его уход от реального мира в виртуальный, потерю потребности в реальном общении друг с другом. С этой точки зрения, на наш взгляд, чрезвычайно важно с раннего детства пробудить у ребенка потребность в главной роскоши — «роскоши человеческого общения». Детский театр — это школа общения, это радость общения, это культура взаимодействия, это искусство делать жизнь яркой и увлекательной.
И, пожалуй, главной итог нашей работы: дети старшей группы воспитанны и общительны, у них прекрасно развита речь, они эрудированны и уверенны в себе и ставят спектакли для малышей. Хочется надеяться, что любовь к творчеству, к театру, музыке воспитана и останется у этих детей навсегда. Разностороннее влияние этой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамян, Л.А. Игра дошкольника [Текст]: учеб/ Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. под ред. С.Л. Новоселовой.—М.: Просвещение, 1989.—286 с.
Агапова, И.А. Театральные занятия и игры в детском саду/ И.А. Агапова, М.А. Давыдова.—М.: Из-во Аркти, 2010.—143.
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников[Текст]/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина.— М.:1997.
Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]:книга для воспитателей детского сада.—М.: Прсвещение,1991.—127 с.
Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст] —М.:1999.
Боголюбская, М.К. Художественное чтение и рассказывание в детских садах / М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко. —М.:1960.
Бодуэн де Куртэнэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию—М.: 1963.
Большакова, С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения – М.: АПО, 1996. – 417с.
Бородич А.М. Методика развития речи детей— М.: 1974, с.164.
Боромыкова, О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением [Текст]: —СПб.: Речь, 1999. – 296 с.
Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности – М.: 1997. – 352 с.
Власова, Т.М. Фонетическая ритмика / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. - М.: Академия, 1997. – 258 с.
Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика — М. : Изд-во Владос, 2002. —272.с.
Волкова, Л.С. Логопедия книга 2 нарушение темпа и ритма речи — М.: Изд-во Владос,2003. —432с.
Воспитательный потенциал искусства в современном образовательном пространстве: Материалы межвузовской научно-практической конференции, Екатеринбург, 12 февраля 2011г./ Отв. Ред. Н.Г. Куприна.—Екатеринбург: Урал.гос.пед. ун-т, 2011.—с.163.
Выготский, Л.С. Мышление и речь— Собр. Соч. в 6т. —М.:1982.,т2.
Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984. Т. 4. – С. 127 –131.
Выготский, Л.С. Умственное развитие в процессе обучения.— М.,Л., 1935.
Галагузова, М.А. Диссертационные исследования по педагогике: вопросы и ответы: научно-практическое пособие [Текст]/ М.А. Галагузова.—Екатеринбург: «СВ-96», 2011.—256 с.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи —М.: Из-во АПН РСФСР, 1961.—213 с.
Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка.- М., 1948.
Гербова, В.В. Рассказывание по восприятию [Текст]// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.—М., 2000.Гл.7.—с.420-424. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду / М.Ю. Гоголева. – М.: Академия развития, 2006. – 196 с.
Горохова, Л.А. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ/ Л.А. Горохова, Т.Н. Макарова.–М.: 2005. —3-4с.
Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология – М.: Просвещение, 1993. – 194с.
Григорьева, Т.С. Социально-культурное партнерство [Текст]// Ребенок в детском саду.—2012.—№3.—С.45-50.
Дементьева, А.М. Рассказывание на занятиях с игрушками [Текст]// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.—М., 2000.Гл.7.—с.415.
Дошкольное воспитание №9, 1998 —с.71.
Зимняя, И.А. Психология обучения народному языку— М.: Русский язык, 1989.—с. 14-15.
Иванова, Е.С. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей [Текст]//Справочник старшего воспитателя.—2008.—№11.—С. 65-71.
Иванов-Смоленский, А.Г. О взаимодействии 1 и 2 сигнальных систем.// Физиологический журнал СССР//—1949.—т.35. —№5.—с.578.
Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки / Г.В. Иванченко. – М.: Смысл – 2001г. – 264 с.
Казарцева, О.М. Культура речевого общения, теория и практика обучения [Текст]. — М.:2001.
Капинос, В.И. Развитие речи: Теория и практика обучения [Текст]/ В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик.—М.:1991.
Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей / Авт.-сост. О.В. Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005. —152 с.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика/ С.А. Козлова , Т.А. Куликова. М.: 2001 —304с.
Козлянинова, И.П. Тайны нашего голоса [Текст]: учебное пособие/ И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели.—Екатеринбург: Диамант, 1992.—320 с.
Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга.— М.:1973.
Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить М.:1973.
Концепция дошкольного воспитания.— М.:1989.
Красногорский, Н.И. Некоторые итоги применения и развития учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности в педиатрической клинике// Журнал в.н.д. им. И.П. Павлова—1951., т.1, вып.6—с.800.
Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст].М.:1997.
Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность.— М.:1969—с.135.
Леонтьев, А.И. Проблемы развития психики.— М.:1981.—с.378.
Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность.— Избранные психологические произведения: в 2 т., под ред. В.В. Давыдова и др.,— М.:1983.—т 2.—с.69-70.
Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Текст]//Ученые записки ЛГПИ им А.И. Герцена.—М.:1941.—Т.35.
Леханова, О. Л. Как понять себя и другого?: Работаем со старшими дошкольниками с ОНР / О. Л. Леханова. // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9. – С. 100-105.
Леханова, О.Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения детьми с общим недоразвитием речи / О. Л. Леханова. // Практическая психология и логопедия. – 2007. - № 5. – С. 23-28.
Лингвистический энциклопедический словарь— М.:1990.—с.414.
Логинова, В.И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста / М.:1984.
Логопедия. Под ред. Проф. Л.С. Волковой.—М.,1989.
Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. м методических рекомендаций / Авторы- составители Л.В. Лопатина, Г.Г. Голубева и другие—СПб., М.: САГА:ФОРУМ.-2006.-272с.
Лопухина, И.С. Логопедия — речь, ритм, движение / И.С. Лопухина. СПб.: Речь, 1997. – 255 с.
Лурия, А.Р. Речь и мышление. М.: 1975.
Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников [Текст].М.:1985.
Львов, М.Р. Методика развития речи учащихся [Текст]// М.Р. Львов и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.:2000.
Материалы для мониторинга при подготовке студентов к итоговой аттестации —Е.:2009, С.43.
Маханева, М. Театрализованная деятельность.—журнал Д/в —№11,1999.—С.6
Маханева, М.Д. Театральные занятия в д/с / М.: Сфера, 2001, — С.3.
Метод научной педагогики Марии Монтессори.— Киев, 1993.—с.107-108.
Методика преподавания русского языка как иностранного / под ред. А.А. Леонтьева.— М.:1988.—С.15.
Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской.—М.:1991.
Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в д/с // М.:2006, —С.155.
Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для сту. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Е.А.Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р.Шашкина, О.Л. Сергеева; Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Академия, 2002.-224с.
Нестерюк, Т.В. Дыхательная и звуковая гимнастика / М.:2007.
Нормативно-правовая база Дошкольного Образования/ М.:2008— С.36.
Осипова, Л.Е. Родительские собрания в детском саду/ М.:2009.-С.16.
Панкратова, Л.Я. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми / Журнал Д/в / №1, 1974.
Педагогическе речеведение: Словарь-справочник [Текст]/ Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. —М.:1998.
Правдина, О.В. Очерки по патологии речи и голоса /Т1.—М .:1960.
Программа Воспитания и обучения в Д/с.// под ред. М.А. Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой—М.:2006, —С.156,157,162,180.
Прохорова, Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников: методическое пособие.—М.:5 за знания,2007.—256 с.
Развитие речи и творчества дошкольников /Под ред. О.С. Ушаковой. М.: 2008, — С.168.
Характеристика речи детей/ Г.А.Любина кпн// Ребенок в д/с №5, 2004.
Речь. Речь. Речь. [Текст]/ Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1990
Родина, М.И. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности/ М.И. Родина, А.И. Буренина// Кукляндия С-П., Муз. Палитра, 2008. —С.19.
Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи/ В.И. Рождественская, Е.И. Радина. Е.И. — М.:1968.
Рождественский, Н.С. Речевое развитие младших дошкольников.—М.:Просвещение, 1970.—С.10.
Рыбников, Н.А. Словарь русского ребенка.— М., Л.: 1926.
Сажина, С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. —М.:2008, с.59.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений// Под ред. Т.И. Ерофеевой, —М.:1999.
Соловейчик, М.С. Первые шаги в изучении языка и речи [Текст]. М.:2000.
Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в Д/с.—М.,1960.—с.19-20.
83. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку
в д/с .—М., 1966.—с.27; с.50-51.
84. Сорокина, Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий. — М.:
Аркти, 2007.
85. Сохин, Ф.А. Задачи развития речи. Развитие речи детей дошкольного возраста.— Под ред. Ф.А. Сохина.— М., 1984.—С.14; С.48.
86. Справочник старшего воспитателя ДОУ. №11, 2008, —С.65.
87. Стеркина, Р.Б. Качество дошкольного образования и основные,
тенденции его изменения. —Дошк. Восп-е,1996.
88. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе.— М.:
1980—с.68.
89. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей.— М.: 1967.
90. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей.— М.: 1981.
91. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. — Т.6,4.,М.:1989.
92. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А.Чевелева,
Г.В. Чиркина.- М.: Изд-во Просвещение,1989. —222 с.
93. Филологическое образование в период детства: речевое развитие
Ребенка: сборник материалов Всероссийского научно-практической
Конференции «Содержание филологического образования в период
Детства». —Екатеринбург, 2011.—с.79.
94. Филологическое образование в период детства: материалы Всерос-
сийской научно-практической конференции «Содержание филологи-
ческого образования в период детства», Екатеринбург, 17-18 апреля
2012г.; Отв.ред. Плаксмна Е.Б. / Урал. Гос. Пед. ун-т.—
Ектеринбург, — 2012, —с. 77.
95. Флерина, Е.А. Разговорная речь в детском саду [Текст]//
Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного
возраста/ сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.—М.: 2000.Гл.7.—с.374-
380.
96. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника.— М.: 1961.—
с.272.
97. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
М.,1989.
98. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи.
М.,2000.
99. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с
нарушениями речи: Учеб.пособие для сту.высш.пед.учеб.заведений /
Г.Р. Шашкина.- М.: Издательский центр Академия, 2005. —192с.
100. Эльконин, Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного
возраста. — М.:1964.
101. Ядэшко, В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. —М.:1966.
|