Глава II. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы
Для достижения результата в развитии совершенствования речи детей, необходима длительная, кропотливая работа педагога. При этом важен комплексный подход, т. е. воздействие, направленное на достижение поставленных целей и задач, имеющее в своей основе осознанную идеологию, а также продуманную логику построения педагогического процесса.
Целью данного этапа является: выявить начальный уровень развития интонационной выразительности речи у старших дошкольников. В опытно-поисковой работе принимали участие дети старшей группы ДОУ № 58 п. Большой Исток, в количестве 20 человек.
На констатирующем этапе в начале года воспитателями и логопедом старшей группы определяется стартовый уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом, с анализа которого нужно начинать углубленную работу по развитию словесного творчества, которая включает 3 раздела: звуковая культура речи; средства невербального общения; средства вербального общения; (см. прил.1). Критерии для диагностики по развитию речи мы брали из «Программы воспитания и обучения детей в д/с» под ред. М.А. Васильевой; из методики Ф.А Сохиной; А.И. Бурениной.
Для обследования речи детей использовались такие методы, как: *индивидуальные беседы; *наблюдения за детьми; *интервьюирование; *анализ продуктов детской деятельности; *анализ документов источников; *игра; *экспериментальные занятия;
- и такие приемы, как:
*образец;
*напоминание сходного случая;
*объяснения и указания;
* пример;
* оценка.
Материал для обследования: Так как дети старшего дошкольного возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы (могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра), то материалом для диагностики мы выбрали сказку. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки персонажей. Особое значение имеет работа над художественным образом сказки с детьми, у которых есть отклонения в развитии речи.
Для того чтобы узнать, как развит артикуляционный аппарат у ребенка, мы проводим такие игры на звукопроизношение: « Кто как кричит?», «Что звучит?», Чей домик?» и др. [50]. «Кто ушел и кто пришел?» (подбираются игрушки: слон, лиса, собака, зебра, заяц, корова, петух. Игрушки то убирают (кто ушел?), то показывают вновь (кто пришел?). дети должны назвать животное и сказать, есть ли в этом слове звук [С] и [З]. Также можно использовать рассказ Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». После чтения рассказа надо провести беседу по его содержанию. Вопросы следует задавать так, чтобы в каждом ответе был звук [р]. Можно дать детям задание составить предложение из слов ворона, прыгать, забор; двор, играть, ребята; ворона, каркать, крыша [3, с.238]. Большую роль в речи играет интонация. Дети старшего возраста с интересом выполняют задания, в которых они учатся менять высоту голоса. Например, рассматривая игрушки или картинки, изображающие животных и их детенышей, они произносят звукоподражания, используя различную высоту голоса. Для проверки темпа и силы голоса детей можно использовать фольклорные песенки, потешки, хороводные игры: «Карусель», «Мышеловка», «Расти, коса, до пояса», «Перекличка», «Ауканье» и д.т.[9, с.164].
Содержание обследования: Мы приобщаем детей старшего дошкольного возраста к художественному творчеству, поставив такие задачи, как:
- развитие лексической, грамматической, фонетической сторон речи детей, с обращением особого внимания на развитие образной речи;
- формирование эстетического восприятия литературных произведений разных жанров, узнавания специфических особенностей каждого жанра;
- развитие способности изображать художественный образ сказочных персонажей через диалоги, интонацию, движения,_жесты, мимику;
- формирование умения создавать сочинения на основе соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик;
- расширение интереса и стремления к словесному и театральному творчеству.
Критерии оценивания: На основе анализа программ мы выделили некоторые критерии для определения уровня «артистических» умений детей, связанных с театрализованной деятельностью: этюдный тренаж; выразительность речи, мимики и пластики; культура поведения на сцене; игры-драматизации; этюды с куклами; кукольные спектакли. На основании критериев выделили три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: ребенок без затруднений и помощи взрослого может выразительно и интонационно правильно воспроизвести знакомый текст, предложенный воспитателем; показать с помощью мимики и жестов любой сценический этюд или упражнение (мы отмечаем его в диагностике красным цветом).
Средний уровень: ребенок иногда испытывает потребность в подсказывающих репликах взрослого при воспроизведении текста, пропуская звуки; и не слишком ярко выражает эмоции в этюдах (в диагностике отмечаем зеленым цветом).
Низкий уровень: ребенок испытывает затруднения с текстом, даже при подсказывании педагогом; и совсем не может показать этюд и упражнение (в диагностике отмечаем синим цветом).
Анализ результатов (см. Прил. 1): Анализируя данные диагностики по формированию словаря для детей, отмечаем, что для детей исследуемой группы характерен скудный словарный запас, дети долго подыскивают нужное слово и часто заменяют его указательным жестом или местоимением «ну, вот такой вот»; у многих прилагательные составляют небольшую часть речи; глагольная лексика ограничена глаголами движения. Затруднение в умении согласовывать слова в предложении, умении последовательно логически рассказывать, наблюдаются длительные паузы при рассказывании. Некоторым детям не нравится играть в словесные игры на подбор антонимов и синонимов, они предпочитают конструировать, мастерить, бегать.
По звуковой культуре речи у некоторых детей отмечаем дефектное произношение звуков. Например, Поля произносит и дифференцирует все звуки речи, но звуки [р`], [ш], [ч], [г] произносит не в соответствии с орфоэпическими нормами, а воспроизводит диалектное произношение. Произвольная интонация монотонна. Максим произносит чисто все звуки, [р] у него горловой. Интонация при чтении стихов специфичная для детей его возраста. Рома выделяет голосом ритм, а не смысл. Непроизвольная интонация богата «рисунками», заимствованными с голосов любимых героев мультфильмов [73].
По ознакомлению с художественной литературой отмечаем, что не все дети усидчивы, некоторые дети «взахлеб» слушают сказки, другие - рассказы. Меньшая часть детей группы умеет определять жанр произведения. Пересказать сказку получается не у всех, т.к. плохо развита память. На начало года стихов знают мало.
Дети в начале года имеют трудности в речевом общении, связанные с неуверенностью в себе; сомнении в правильности своих действий; непонимании требований взрослого. Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребенок как бы прячется за нее и таким образом чувствует себя более защищенным. В разыгрывании маленьких сценок у детей плохо получается пользоваться вербальными и невербальными средствами.
«Выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. По результатам диагностики мы видим, что с высоким уровнем всего 26% детей, со средним 62%, и с низким 12% .
Таким образом, совершенствование звуковой стороны речи: четкости произношения, звучности и подвижности голоса, умения пользоваться темпом и ритмом речи, правильного дыхания является необходимым этапом подготовки к выразительной речи.
Добиться успехов в поставленной цели можно лишь при условии комплексного воздействия, т.е. привлечения к работе родителей детей. Для этого нужно было провести анкетирование родителей (см.Прил.5) [66, c.15]. Анализ результатов помог определить общий уровень знаний родителей по развитию речи ребенка; готовность родительского коллектива группы к сотрудничеству с педагогами по развитию речи ребенка (в процентном соотношении от общего количества родителей); потребность родителей в консультативной помощи специалистов.
Проанализировав результаты констатирующего этапа, мы предположили, что в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, в постановке спектаклей, собственных высказываний параллельно будет активизироваться словарь ребенка, совершенствоваться звуковая культура его речи, его интонационный строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Занятия построены в основном на игровых приемах. В начальной стадии работы главным является привлечение детей к театральной деятельности, создание для них комфортной психологической обстановки. Дети должны убедиться в том, что занятия театром—это, конечно, в первую очередь труд, но труд интересный и веселый.
Поэтому поначалу, при освоении технических тренингов, желательно использовать приемы, в которых участвуют сразу все ребята, т.е. проведение групповых, коллективных игр. Индивидуальные ответы и показы можно демонстрировать по желанию самих ребят. На начальном этапе важно формирование творческой смелости, мобилизованности и вместе с тем—своеобразного «чувства локтя». Дети должны усвоить, что театр—дело коллективное: здесь важна работа всех в едином ансамбле.
На формирующем этапе для полноценного и качественного развития речи мы используем театрализованную деятельность. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ, член-корреспондент АН СССР С.Л. Рубинштейн в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам» [58].
§2 Формирующий этап опытно-поисковой работы
Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы (см. прил.1) подсказали нам задачи работы по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста:
разработать комплекс занятий, упражнений, этюдов и игр для развития интонационной выразительности с учетом возрастных особенностей;
подобрать упражнения для артикуляционного аппарата; дыхательной, пальчиковой гимнастики;
правильно организовать развивающую среду;
в организованной и свободной деятельности детей чаще использовать проблемные ситуации.
Анализ теоретической и методической литературы позволил сделать вывод о том, что в условиях современного дошкольного образовательного учреждения мы можем в течение учебного года поднять уровень сформированности интонационной выразительности речи у детей.
Мы попробуем это сделать посредством театрализованной деятельности. При организации работы по совершенствованию интонационной выразительности речи у старших дошкольников мы руководствовались следующими положениями.
1. Театрализованная деятельность в детском саду должна быть органично включена в различные занятия (музыкальные, по изодеятельности, физкультурные и др.), а также запланирована специально в недельном расписании занятий согласно САНПИНу в вечернее время.
2. В работе принимают участие воспитатели и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни. Поэтому такая организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому при проектировании предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, мы учитывали следующее: — индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; — особенности его эмоционально-личностного развития; — интересы, склонности, предпочтения и потребности; — любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; — возрастные и поло-ролевые особенности, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно заниматься творчеством в свободное время,
3. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом или еще раз просмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.
4. Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель.
Речь воспитателя по-прежнему остается основным источником речевого развития детей. При обучении их звукопроизношению необходимо правильно и четко артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом просодем (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) для выражения различных чувств: радости, досады, недоумения, одобрения, ласки и т. д.
В старших группах для обучения средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. При этом не нужно забывать, что интонации воспитателя — образец для подражания, поэтому воспитателю, прежде чем дать детям задание, следует неоднократно попробовать выполнить его самому.
Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения. Значение этой работы определяется тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления добиться выразительности речи трудно.
Особое внимание детей надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого использовать упражнение «говорящие картинки» — рассказы по схематичным рисункам, когда их рисуют в ходе совместного обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие (3—5) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывают ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.
Таким образом, занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.).
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.
5. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.
Разработанный нами комплекс занятий, игр и упражнений можно условно представить двумя направлениями. Первое направление подготавливает детей к театрально-исполнительской деятельности и представляет из себя задания, направленные на формирование у детей представлений о выразительности речи вообще и различных ее компонентов. Второе направление – это задания на развитие навыков собственно театрально-исполнительской деятельности. Мы оговариваем условный характер такого разделения, так как в своей работе использовали их не поочередно, а одновременно.
1. Различные компоненты интонационной выразительности, необходимые в театрально-исполнительской деятельности, формируются на разных занятиях, в том числе, на занятиях по развитию речи. Приведем примеры таких заданий и упражнений.
Упражнения на вербальную выразительность. Прежде всего проводятся задания по артикуляции. Артикуляция—работа речевого аппарата, которая формирует нужный способ произнесения звуков, слов и фраз. Правильная артикуляция очень важна. Нужно помнить, как всем «резало ухо» появление сериала, в котором участвовала «прекрасная няня», где главная героиня говорила с ужасающим украинским акцентом, причиной тому как раз и была неправильная артикуляция. Но если в данном случае актриса сознательно выговаривала эти слова неверно (так ей полагалось по роли), то в реальной жизни ошибочная артикуляция приносила плачевные результаты. В истории Большого театра был певец, грузин по национальности, который всю свою жизнь говорил с сильным специфическим акцентом. Но если в музыкальной речи, при растянутых гласных, это не привлекало особенного внимания (все любовались его красивым певческим голосом), то в ролях, где, по ходу действия приходилось переходить на разговорную речь, вызывало отрицательную реакцию. Так что правильную артикуляцию нужно воспитывать с детства, чтобы специфические оттенки — в том числе и национальные — были в последующей артистической речи максимально сглажены. К речевому аппарату, который «отвечает» за нашу артикуляцию, относятся губы и язык. Проводим такие упражнения: «кот», «раннее утро», «улыбка в зеркале», «хоботок», «слоненок пьет воду», «чистим зубы», «поцелуй т улыбка».
Работа с детьми, имеющими еще не окрепшие связки, требует особого подхода. Существует целый ряд специальных методик работы с детским голосом, как традиционных, так и новых, современных. Они разработаны специалистами на основе тщательных, всесторонних исследований. Несмотря на то что подходы в методиках порой различны, их объединяет главное—бережное отношение к детскому голосовому аппарату, к к детскому здоровью. И это является частью комплексного подхода к формированию театральной культуры детей. Помимо этого в комплекс охраны детского здоровья входят рекомендации по голосовой диете, система голосовых упражнений, а также тренинг артикуляционного аппарата.
Обычно в театре во время спектакля нет микрофонов и других усилителей звучания, поэтому актер должен играть весь спектакль «живым голосом». Если на сцене все время говорить громко, то можно голос потерять—сорвать его, получить профессиональную болезнь — не смыкание связок.
С этой целью голос обязательно надо не только тренировать, но и охранять, защищать.
Главная особенность голоса детей заключается в том, что последние постоянно находятся в процессе роста, развития, изменения, и требует осторожного отношения к голосу стороны педагога.
Репетиции и прогоны спектаклей требуют от юных актеров большой физической подготовленности. Поэтому задача режиссера—не допускать их переутомляемости.
Физическая подготовка играет огромную роль в становлении юных актеров, потому что бывает так, что, не рассчитав своих сил или переволновавшись, исполнитель вдруг начинает задыхаться во время представления. Юным артистам следует беречь свой голосовой аппарат: многократные повторы одного и того же текста дают дополнительную нагрузку на голосовые связки. Поэтому любителям мороженного следует сократить потребление своего обожаемого лакомства: оно вредно влияет на горло. А перед ответственными репетициями, прогонами и показами руководитель вообще обязан сообщить детям и их родителям список запрещенных для еды продуктов, к которым относятся: мороженое, шоколад, конфеты, лимон, семечки, шипучие напитки и т.д. Перечисленные продукты отрицательно воздействуют на голосовые связки, поэтому ими злоупотреблять не рекомендуется.
Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы). И чем больше слов-синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь. В этом возрасте у детей уже достаточно велик и разнообразен словарный запас. В течение учебного года он постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений, информации. Вместе с тем воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются и специальные дидактические игры, упражнения.
Игра «Найди слово». Вариант 1. Дети стоят в кругу, педагог, находящийся в центре, держит в руках мягкий, легкий мячик. Педагог кидает мяч любому ребенку и одновременно называет слово. Ребенок ловит мяч и, кидая мяч обратно, одновременно отвечает словом (именем существительным), обозначающим предмет или объект, дополняющий по смыслу названное педагогом слово (Отвечать нужно быстро). Например:
Педaгoг: Дерево ... Ребенок: Птички. Педaгoг: Небо... Ребенок: Облака. Педaгoг: Шкаф... Ребенок: Вещи. Педaгoг: Потолок ... Ребенок: Люстра. Педaгoг: Голова ... Ребенок: Волосы. И так далее. Вариант 2. Дети отвечают, используя определения к заданному слову (имя прилагательное). Педагог: Дерево... Ребенок: Большое. И т.д.
Некоторые из них проводятся с опорой на наглядность: «Вершки — корешки», «Кто лишний и почему?» «Что изменилось?» и т. п. Эффективны и словесные дидактические упражнения: «Кто скажет иначе?», «Кто заметит больше?» (качеств, деталей), «Кто расскажет подробнее?», «А как наоборот?» (употребление антонимов) и т. п.
Особое место среди упражнений занимают составленные воспитателем и детьми нелепицы: «Вот это да!» («Весной у животных появились детеныши: у слона — лисенок, у лисы — ежонок...». Взрослый предлагает детям продолжить рассказ); «Кто как кричит?» («И попали мы в дивную страну. Там слоны мяукают, лягушки кукарекают» и т. п.); «Что на свете не бывает?» (Рыбы летают, петухи выводят цыплят, мыши охотятся на кошек и т. д.).
С помощью указанных упражнений дети осваивают и морфологические средства языка. При этом необходимо обращать их внимание на звучание грамматической формы, звуковое оформление той или иной грамматической категории. Этим требованиям отвечают следующие упражнения: • вслушаться в звучание некоторых слов (холодильник, вездеход, судо-водитель) и объяснить их этимологию; • образовать однокоренные слова (кот — коток Котофеевич и т. п.); • по аналогии образовать существительные и прилагательные (сахарница — сухарница, ушастый — глазастый — рукастый); правильно употребить несклоняемые имена существительные; сравнительную степень имен прилагательных (чистый — чище, сладкий — слаще и т. п.).
В активный словарь детей следует вводить специальные языковые средства, с помощью которых можно соединять структурные части суждения (потому что, ведь), конкретизировать мысль (например, вот), обобщать сказанное (всегда, никогда).
Для совершенствования синтаксической стороны речи важно в процессе обучения создавать такие ситуации, в которых ребенок должен что- то объяснить воспитателю или сверстникам (ошибку в рассказе товарища, правило игры), убедить в чем-то окружающих, что-либо доказать.
Необходимо учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них («Как бы это сделал ты?», «Как можно помочь?» и др.). Отвечая на вопросы, особенно при обсуждении нравственных и бытовых ситуаций, дети должны давать развернутые ответы. Воспитателю следует оценивать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление «Ответ у Оли получился странный. Послушайте, что она сказала, и помогите ей исправить ошибки».
Характеризуя предмет, ребенок шестого года жизни называет цвет, размер и другие отличительные признаки, что способствует появлению в его речи предложений с однородными членами. Важно, чтобы воспитатель отметил это («Послушайте, как интересно рассказал Андрей об этой лисичке: красивая, веселая, очень яркая»).
В практику театральных занятий можно ввести и обсуждение пословиц и поговорок о доброте, попытки их пояснить и инсценировать. Вот примеры подобных пословиц:
«Доброе словечко в жемчуге»;
«Доброе слово—что дождь в засуху»;
«Добрые вести прибавляют чести»;
«Доброе слово дороже богатства»;
«Добрым словом и бездомный богат»;
«На добрый привет—добрый ответ».
|