Главная страница

Совершенствование интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности


Скачать 1.29 Mb.
Название Совершенствование интонационной выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности
страница 5/6
Дата 24.02.2016
Размер 1.29 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6

Упражнения на формирование звуковой культуры речи. На занятиях используются специальные игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи. В частности, упражнения на силу голоса: 1. Звонок. Педагог: Мы пришли домой, а там нас ждала мама. Подошли мы к двери и как нажмем на зво­нок ... («Ма-ма!» - произнести четко, громко, как бы выдавливая из себя голос). 2. Муха Жужжать, как будто рядом летает муха. Хватательным движением как бы поймать муху и жужжание прекратить. Затем опять «выпустить муху» И начинать жужжать. При этом менять силу голоса и воспроизводить жужжание мухи то громче, то тише, то совсем едва слышно. 3. Многоэтажный дом. Считать вслух от одного до десяти и обратно. Начинать шепотом, а затем поизносить счет всё громче и громче. Когда счет идет в обратную сторону, то начинать громко, а затем всё тише и тише. На это упражнение также можно придумать незатейливую историю. Например: В подвале одного дома жила-была маленькая мышка. Целыми днями она занималась хо­зяйством. Иногда залетала к ней муха и весело жужжала, летая по всему подвалу. Муха то проно­силась прямо над головой мышки - «Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж» (громко), то улетала далеко, далеко - «ж­ж-ж-ж-ж-ж» (тихо). Иногда мышка слышала звонки - это звонили люди, приходившие домой или в гости ­«МА-МА» (вдохнуть и произнести на резком выдохе), «ПА-ПА», «НА-ТА-ША» ... Однажды мимо пролетал а птичка. Она увидела мышку, которая выглядывала в окош­ко, и очень удивилась: «Ты такая маленькая, а живешь в таком большом доме?» Мышка тоже удивилась и ответила: «Разве мой дом большой? А сколько в моем доме этажей?» «Я не счита­ла, - ответила птичка,- но, если хочешь, мы посчитаем вместе. Я полечу вверх и буду называть тебе номер этажа». Тут мышка забеспокоилась: «Ты, птичка, полетишь высоко, и я тебя могу не услышать». «Не беспокойся, мышка, чем выше буду я лететь, тем громче буду называть тебе номер этажа», - ответила птичка, улетела вверх и начала считать.

«Подвал» - дети произносят шепотом.

«Первый» - тихим голосом.

«Второй» - чуть громче.

«Третий» - еще громче.

«Четвертый» - еще громче.

«Пятый»... и так далее, до десятого этажа.

«Чердак» - произносят четко, громко выкрикивая.

И полетела птичка обратно к мышке. (Дальше дети считают в обратную сторону, меняя силу голоса от громкого к тихому и к шепоту). Прилетела птичка и говорит: «Теперь ты знаешь, сколько этажей в доме, в котором ты жи­вешь?» А мышка ответила птичке: «Спасибо тебе, птичка, теперь я знаю, сколько этажей в моем доме. Прилетай еще ко мне в гости, и мы с тобой еще посчитаем!» [40]

Упражнения на координацию речи и движений.

• Воспитатель вперемешку произносит два сходных по звучанию звука, например, [ж] и [з], а дети (по предварительной договоренности) показывают движения, характеризующие образ, с которым связан звук: [ж] — движение кистями обеих рук («летит жучок»), [з] — отмахивающее движение кистью руки («отпугивание комара») и т. п. Сначала воспитатель работает со всей группой, затем упражнение выполняют девочки, а мальчики наблюдают и анализируют результаты; далее задание выполняют только мальчики (или же дети, сидящие за первыми столами) и т. п. Воспитатель берет на заметку тех, кто допускает ошибки, и выявляет причину затруднений (ребенок не дифференцирует звуки, не успевает работать в заданном темпе и др.).

• Воспитатель произносит 9— 11 слов со сходными звуками, например, [ж] — [з], а дети, как и в первом задании, показывают движения. Педагог подбирает не только существительные, но и глаголы, прилагательные, наречия (журавль — зонт — жмуриться — зеленый — желтый—завтра — заморозок — жилет -— жужжит и др.).

• Воспитатель 2—З раза читает рифмовку. Затем предлагает детям назвать слова, содержащие определенный звук. Например, читает чешскую народную песенку (в переводе С. Я. Маршака):

Мышка в кружечке зеленой

Наварила каши пшенной.

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина.

Повторив две последние строки, предлагает назвать слова со звуком [ж]. Детям легче выполнить задание, если взрослый использует «опорные» предметы («Я поставила на стол три пирамидки. Значит, надо назвать три слова со звуком [ж], которые встречаются в чешской песенке»). По мере их называния воспитатель убирает предметы.

Упражнения на слуховое внимание.

• Детям предлагается вспомнить и назвать слова, содержащие определенный звук (названия предметов, действий, качеств и т. д.).

• Дети (с опорой на картинки) предлагают составить цепочку слов (каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего), например, такую: автобус — санки — игла — апельсин — наперсток и т. д.

∙ Воспитатель предлагает детям подобрать близкие по звучанию слова (рифмующиеся): ромашка — букашка — замарашка — неваляшка; волчок — бычок — сучок — сверчок — старичок — каблучок — казачок; птичка — певичка — невеличка — голубичка — земляничка — ежевичка.

Упражнения на развитие речевого дыхания. Особое значение представляет процесс дыхания в связи с голосовой деятельностью. В искусстве речи дыхание является его физиологической основой и предназначается для организованного участия в формировании речеголосового звучания. От того, как человек дышит, то есть умеет пользоваться своим дыханием, зависит не только красота голоса, но и физическое здоровье человека. Последнее касается в первую очередь дошкольников, так как дыхание ребенка неглубокое, объем легких мал, поэтому дошкольный возраст сопровождается частыми респираторными заболеваниями детей. Кроме того, правильное дыхание предохраняет речевой голос от переутомления, преждевременного изнашивания и позволяет надолго сохранить его качества. Старшие дошкольники часто нарушают плавность речи, так как, добирая воздух, заканчивают длинное предложение на выдохе.

Постоянная систематическая тренировка голоса, как и любая оздоровительная гимнастика, является своего рода закаливанием, профилактикой против ряда ларингологических заболеваний, способствует ускоренному выздоровлению после заболеваний простудного характера. Все работы врачей-фониаторов, акустиков, физиологов посвящены, прежде всего, изучению дыхания (см. Прил.6). Цель дыхательной гимнастики—научить правильно дышать: энергично или экономно, в зависимости от задания. Для этого ребята изучают несколько несложных приемов, которые разумно повторять в начале каждой театрализованной деятельности. Например: прием «Погружение в ситуацию», «Любимый аромат», упражнения в образе. Такие упражнения можно найти в книге «Театральные занятия и игры в детском саду» [2]. Поэтому надо следить за их дыханием и упражнять в негромком, протяжном произношении звуков ([и], [у]), звукоподражаний (ау), слов (эхо): «Бегу — гу-у-у». Хорошие разработки есть в книге Т.В. Нестерюк [64]. Также хорошие упражнения, объединенные в единый сюжет, разработаны у Родиной и Бурениной. Рассказ о «путешествии к бабушке» может быть основой для игрового тренинга на развитие дыхания и голоса: «Приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила гостей за стол, поставила самовар. Самовар грелся, грелся и закипел: «пых, пых» (выдыхаем). А рядом с ним маленький чайничек: «пых-пых-пых-пых-пых» ... (выдыхаем). Бабушка налила детям чай в кружки, а он горячий. Что­бы не обжечься, нужно в кружку подуть: «фу-у!» (выдыхаем). В доме комары летают - «3-3-3-3». Но мы их не боимся и пьем вкусный чай: «фуп!» (вдыхаем воздух). Попили чай и пошли гулять. На улице тепло, пчелы вокруг летают - «Ж-Ж-Ж-Ж-Ж». Вкусно пахнет цветами ... «вдыхаем запах цветов»). Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется непонятный силуэт. Мы громко крикнем: «Ты кто?» А эхо нам ответит: «КТО-КТО-КТО-КТО ... » Вдруг мы услышали вой волков: «у-у-у-у-у ... » И решили пойти скорее домой. Пока дошли до дома - наступил вечер. и бабушка велела нам идти спать. А чтобы мы быстрее уснули, бабушка спела нам колыбельную: «А-а-а, а-а-а ... » [75].

Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Сначала воспитатель напоминает текст, затем дети несколько раз спокойно проговаривают его хором в разном темпе. После этого можно приступать к индивидуальным упражнениям (проговаривание в быстром темпе). Дети все активно повторяют за педагогом скороговорки и стараются выговаривать в быстром темпе. Например: Упражнение на развитие артикуляции: Однажды сидела мышка дома, и к ней прилетела в гости птичка. Сели вместе они у окошка смотрели на улицу. И вот вдалеке послышался топот копыт. «Кто это так постукивает?» — спросила птичка у мышки. А мышка отвечает: «Это скачут лошадки. Они еще очень далеко, поэтому их плохо слышно. А когда лошадки начнут приближаться, то их топот станет громче. Потом лошадки проскачут мимо нас и ускачут. И их громкий топот будет становиться всё тише и тише». Стали мышка и птичка слушать и приговаривать: «От топота копыт пыль по полю летит». Сначала они говорили шепотом, потом всё громче и громче. А когда лошадки проскакали мимо окна, стали приговаривать всё тише и тише, и затем перешли на шепот.

Упражнения на словесное творчество. Дети проявляют словесное творчество, сочиняя концовки к сказкам, в частности, к сказкам Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан». Воспитатель знакомит детей с основной частью сказки, а они заканчивают ее. В заключение детям читают одну или две авторские концовки к сказке (всего их три). В следующий раз, прочитав начало сказки (ее читают или рассказывают с помощью детей), воспитатель заслушивает новые варианты ее завершения и читает третью авторскую концовку [27].

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий — эмоциональное отношение взрослого к читаемому.

Единство этического и эстетического

Наряду с задачами профессионального и эстетического ряда педагогу—руководителю театрального коллектива—приходится решать и задачи этического плана, которые возникают на разных стадиях занятий с детьми. Как и когда появляются подобные ситуации, требующие специального подхода к их пониманию и преодолению? Такие ситуации могут возникать , как во время пред репетиционного периода, когда ребята только приступили к освоению премудростей «театральной азбуки», так и при распределении ролей в будущей постановке.

Театральные знания требуют от детей достаточных усилий, особенно на начальном этапе, когда участники коллектива начинают постигать азы актерских тренингов. Их первые шаги не всегда будут успешными. Так, при тренинге дикции, во время многократных повторений скороговорок, или, как их иногда называют педагоги, чистоговорок, у отдельных детей нередко возникают обмолвки, неправильные произношения, которые вызывают непроизвольную реакцию у их товарищей—смех. Конечно, когда такая реакция возникает один раз, ее можно «погасить». Например, педагог бросает в сторону смеющихся укоризненный взгляд или подает «знак тишины» (палец, приложенный к губам). Но если подобная реакция становится нормой поведения, то с ней необходимо бороться, воспитывая у детей правильные этические нормы во время занятий.

Один из результативных приемов — просьба, обращение к тому, кто смеялся над товарищем: «Попробуй сам выполнить это задание без ошибок!» нередко выясняется: тот, кто смеялся над своим «коллегой по театру», тоже ошибается! И этот фактор навсегда снимает вопрос некорректного поведения на занятии. При завершении выполнения задания насмешникам педагог должен обязательно повторить, что пока все ребята—начинающие «артисты», они еще только учатся все выполнять правильно.

Второй прием—просьба педагога, обращенная все к тому же насмешнику: «Если ты сам еще достаточно хорошо умеешь, выполняет задания, то помоги своему товарищу научиться правильно выговаривать нужный текст». Подобные приемы не только развивают правильное понимание чувства сообщества, единства действий, но и устраняют задатки соперничества, нарождающейся «звездности». А дошкольника, который допускал ошибки при произнесении скороговорок, нужно похвалить, отметив его успехи в каком то другом виде театральных знаний, например в тренинге сценического движения, или пантомимике.

Второй важный этический аспект, который руководителю детского театрального коллектива всегда следует «держать под контролем», касается этапа распределения ролей в преддверии работы над выбранной пьесой. В обычном профессиональном театре существует закон: распределением ролей занимается режиссер, и его решение не обсуждается. Но в детском коллективе в данных обстоятельствах следует действовать более корректно. Например, при распределении ролей в различных сказках иногда сразу несколько ребят высказывают желание выступить в ролях главных героев, и никто не хочет играть в эпизодах. В подобном случае руководителю следует настраивать детей на то, что в спектакле все роли важны, потому что успех постановки зависит от того, как складывается ролевой «ансамбль» — согласованность всех исполнителей, не зависимо от значимости их ролей. В этом случае уместно выглядит обращение к классическим театральным поговоркам типа: «Не бывает маленьких ролей—есть маленькие актеры». Или рассказать о том, что многие известные актеры значительную часть своей жизни играли эпизоды, но их появление на сцене всегда сопровождалось аплодисментами зрителей—настолько высоким было мастерство исполнителей.

В нашем творческом исследовании, в инсценировке русской народной сказки «Василиса Прекрасная» исполнить роль главной героини пожелали несколько девочек. Зато на роль куколки, которая, по сюжету, оставалась Василисе от ее умершей матери, желающих поначалу не было вообще, поскольку вся роль куколки сводилась к «голосу за сценой». Исполнительница роли Василисы по мере необходимости просто вынимала из кармана передника настоящую куколку и обращалась к ней, а актрису, которая исполняла роль куколки, зрители не видели, а действительно только слышали ее голос. Поэтому пришлось подробно разъяснить ребятам, насколько значительной в сюжете сказки была эта роль: куколка, по сути является советчицей главной героини, рекомендуя ей, как правильно надо поступать в том или ином случае. Результат подобного разъяснения превзошел все ожидания—на роль куколки посыпалось сразу множество заявок. А конце постановки, когда все актеры выходят на заключительные поклоны, девочку—исполнительницу роли куколки—надо вывести за ручку отдельно и представить ее зрителям. «Вот это—актриса, которую вы не увидели в спектакле, но которая так замечательно сыграла важную роль куколки—советчицы Василисы Прекрасной. Поэтому прошу и ей подарить часть ваших аплодисментов!»

В работе по театрализованной деятельности возник аналогичный случай при постановке отрывков «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, где роль «голоса за сценой» играла исполнительница роли волшебного зеркальца.

Отдельный разговор—об отношении юных артистов к отрицательным ролям. В инсценировки одной русской сказки, по сюжету, у купца было три дочери. Две—работящие, — к которым пришли свататься знаменитые ремесленники-кузнецы, а третья—ленивица, по имени Варварушка, которой и жених попался под стать—неумеха. Правда, по сюжету спектакля, они свои недостатки осознают, обещают исправиться, и все завершается общим переплясом.

Но однажды, уже после нескольких показов этой постановки, девочка, исполнительница роли Варварушки, категорически заявила, что больше не хочет играть роль ленивицы, которой достается плохой жених. Пришлось в ответ на это требование разъяснить, что ведь девушка в конце становится хорошей, работящей, и все это понимают. Да еще в финале спектакля специально для нее и ее жениха был придумал и поставлен самый продолжительный плясовой номер. Уговоры подействовали, и угроза срыва спектакля миновала.

В другом случае при подготовке постановки по сказке «Дюймовочка» не было желающих исполнить роль Жабы. Тогда музыкальный руководитель, создавший этот спектакль, быстро нашла выход. Она превратила Жабу в светскую даму, придумав для нее броский костюм и новое имя—мадам Жабэ. Эти «приманки» сработали, и сразу несколько детей изъявили желание примерить на себя эту роль.

Еще один момент, требующий этического регулирования возникшей ситуации, может появиться из-за специфики работы в театральном кружке. Как известно, актерские тренинги тесно связаны с многократными повторами одних и тех же физических действий, одних и тех же речевых упражнений, что для дошкольников подчас может показаться утомительным. Поэтому кто-то из детей может вслух выразить свое недовольство: «Сколько раз можно повторять одно и то же!»

Однако накопление опыта театральных действий позволяет преодолеть отрицательные детские эмоции, переведя их в положительные личностные впечатления. Как правило, подобные высказывания встречают неизменные возражения, которые произносят сами дошкольники, другие участники театрального коллектива: «Ведь мы должны хорошо спектакль сыграть!», «Ведь мы должны научиться все делать правильно!», «Ведь ты же хочешь, чтобы спектакль получился!». Подобные высказывания свидетельствуют о самостоятельном стремлении детей автономно найти выход из зарождающейся конфликтной ситуации в русле театральных занятий, не прибегая к вмешательству педагога.

Таким образом, ряд ситуаций, которые возникают во время театральной деятельности с дошкольниками, настоятельно требует своей корректировки со стороны педагога. При использовании описанных методических приемов они поддаются регулированию и тем самым не тормозят действий руководителя и прогрессивных устремлений его участников.

2. Подготовка к театрально-исполнительской (театрализованной) деятельности детей должна проходить в несколько этапов. Содержание работы реализуется в играх, упражнениях, этюдах, разыгрывание маленьких сценок, которые в работе со старшими детьми можно объединить в небольшие театрализованные представления.

Игры и на развитие выразительной пантомимики

• Например, этюд «Изобрази животное». Дети по очереди задумывают образ любого животного и пантомимой показывают его повад­ки. Дети-зрители должны догадаться, какое животное изображает ребенок и что оно делает. Примечание: для проведения этого этюда можно пользоваться карточками с изображением животных. В этом случае дети выбирают карточку животного, которое они хотят изобразить. Переворачивают ее картинкой вниз. Как вариант, можно устроить жребий - кто кого будет изображать.

• Этюд-импровизация «Вот так история!»

«Кошка». Данный этюд предлагается детям после того, как они научатся выразительно изображать животных. Следующий шаг - это пластическая импровизация на за­данный сюжет, который педагог или ребенок сочиняют по ходу игры. Детям предлагают выбрать карточку с изображением животного. (По ходу игры дети де­ржат карточки в руках, это помогает педагогу или ребенку ориентироваться при сочинении истории). Все дети сидят полукругом, на оставшемся свободном месте расставляются декорации или предметы, заменяющие их (стулья, пуфики, кубы, подушечки и др.). Как только педагог произносит название какого-либо животного, ребенок отдает карточку педагогу (или оставляет на своем месте, чтобы ничто не сковывало движений).

Приведем пример импровизации. Однажды кошка смотрела по телевизору передачу «В мире животных». Вот сидит она у те­левизора и видит: пробегают собачки, пролетают птицы. Большой медведь встретил маленького хомячка. Цапля подружилась с тремя лягушками. А красавица лиса искала себе норку и нашла ее около большого дерева. Вот такую передачу смотрела кошка ... (Эту историю придумала девочка пяти лет, она давно мечтает, чтобы родители купили ей какое-либо животное, но пока нет возможности его приобрести).

• Этюд «Изобрази предмет» - в данном ва­рианте используются карточки с изображениями предметов.

• Этюд «Дом». Дети выполняют творческое задание аналогично предыдущему вариант, только изображают не животных, а предметы и, соответственно, разыгрывают сценки с предметами.

Приведем пример истории, придуманной шестилетним ребенком. Мы получили квартиру. Она была большая-большая. Купили новую мебель и стали рас­ставлять ее. В середине комнаты поставили стол, а рядом стулья. Постелили на пол ковер. А рядом поставили вазу и диван. Около стенки на столе поставили чайник и кастрюлю. Около другой стенки стоял большой ночник, он мог включаться и выключаться. В нашей комнате было три окна. В них были видны горка и лесенка. Теперь мы в этой квартире живем, и нам очень хорошо. (Мальчик, который придумал эту историю, живет в общежитии.)

Освоение кукол и актерского мастерства — весьма трудоемкая задача, поэтому важно проводить занятия в определенной системе: от простого к сложному, от знакомого — к новому, повторяя и закрепляя на каждом новом этапе уже освоенные навыки и умения. 1-ый этап — знакомство с театром; 2-ой этап — подготовка к представлению; 3-ий этап — игры-импровизации; 4-ый этап — выступление.

Логика построения содержания работы показывает последовательность усложнения заданий и подведение детей к конкретному результату — выступлению. Однако это не значит, что каждое занятие посвящено работе только по тому или иному этапу. Педагог творчески продумывает содержание каждого занятия по театрализованной деятельности, исходя из возраста детей, их эмоционального настроя, общей стратегии развития, и варьирует разнообразные задания, упражнения, игры. Один из главных принципов работы доставить детям радость, удовольствие от творческих игр, от познания собственных возможностей, от общения.

Занятия по изготовлению масок в мастерской. Дети с удовольствием передают отдельные эпизоды в рисунках, рисуют любимых героев сказки, вырезают домик лисы и зайца из бумаги. Воспитатель делает заранее эскиз-картинку, дети выбирают то, что им больше нравится. По окончании занятия они разыгрывают сцены из сказки. Провели интересную презентацию масок, где участвовали все дети [см.прил.3 ].

Подготовка спектакля. Для хорошего результата проведения спектакля приводятся упражнения, игры, этюды, способствующие развитию у детей сенсорной сферы, базовых психических процессов, речи, голоса, выразительной пластики, творческих способностей.

Ребята—начинающие «артисты»—изучают упражнения на преодоление страха перед так называемым публичным одиночеством, приобретают раскованность при переходе «порога сцены». Это необходимо для раскрепощения их поведения, для снятия телесных психологических зажимов. Участники занятий постигают ощущение своего тела и своего голоса как актерских инструментов. Благодаря специальным тренингам, у них развиваются воображение и внимание, они учатся навыку вхождения в творческое состояние и накоплению опыта пребывания в нем.

В результате дошкольники приобретают умения:

-ярко, интересно и увлекательно говорить;

-владеть своим голосом и выразительностью речи;

-поддерживать высокую работоспособность;

-слушать свое тело и свободно двигаться.

А еще в качестве побочного эффекта во время занятий по актерскому мастерству можно избавится от мышечных зажимов, монотонности, «слов-паразитов», т.е. всего того, что человеку порой мешает при публичном выступлении. Словом, как писал в пьесе «Чайка» А.П.Чехов, «без театра нельзя».

В ходе театральных занятий «актер» приобретает возможность «прожить» несколько жизней своих персонажей, стать тем, кем ему хотелось бы. Подобная возможность—«лицедейство», предоставляемая искусством театра, помогает ребенку реализовать полеты фантазии, воображения.

О том, как реализуются в ходе театральных занятий коммуникативные навыки, следует сказать особо. Во время тренингов и репетиций ребята не только приобретают умения общаться вербально и без слов, но также получают навыки ориентироваться на бесконфликтный, позитивный контакт, на создание актерского ансамбля. Например, на самых ранних ступенях овладения актерским мастерством ребята учатся вслушиваться в смысл требований руководителя, не перебивать его, понимать поставленную перед ними задачу и выполнять ее с помощью нужных средств выразительности: слова, мимики, пантомимики.

На начальной стадии работы можно даже проводить с детьми своего рода игру-загадку на тему «Угадай, что верно, а что нет». Детям описываются поведенческие моменты—правильные и неправильные. Их задача—определить, что правильно, а что—нет, а затем—следовать правильным советам в собственном поведении. В подборку подобных «советов» могут войти следующие:

-внимательно слушать руководителя;

-старательно выполнять за ним выполнение заданий;

-опаздывать на занятия;

-вежливо разговаривать с друзьями;

-перебивать руководителя;

-повторять задания громче всех;

-торопить всех поскорее закончить занятие;

-громко смеяться над друзьями.

В любом случае важен творческий подход к организации педпроцесса, поэтому мы сами выбираем, каким образом игровой тренинг будет включаться в систему работы с детьми. Таким образом, упражнения с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии; упражнения на развитие голоса и речи; упражнения на силу голоса; упражнения на развитие артикуляции; игры и упражнения на расширение словаря; упражнения и этюды на создание игрового образа; психологические игры; игры на координацию речи и движений; игры-сказки; сказки-импровизации; игры развлечения. Все это способствует хорошей работе и отличным результатам у детей.

Так же немало важной ролью является музыка в театрализованной деятельности. Так как спектакли бывают музыкальными, где «Лиса или Заяц» поют, на выход каждого героя звучит своя музыка, между сценами, где героям нужно переодеться, включаются танцевальные номера. Получается, что речь—взаимосвязана со всеми направлениями. Детские песни, наряду со сказками, учат маленькую личность добру, любви, справедливости, знакомят с понятиями добра и зла. Через песню и музыку можно передать чувства, которые передаются ребенку, и такая информация откладывается в подсознании и оказывает благоприятное влияние на развитии ребенка. Вместе с песней можно радоваться, можно грустить, а можно узнавать что-то новое, размышлять и делать выводы. С песней можно веселиться, наслаждаться жизнью, прививать интерес к творчеству и искусству. Песенки-инсценировки способствуют развитию речи и музыкального слуха, чувства ритма и внимания. Показ игрушек, забавные задания, простые мелодии - все помогает активизации речи и вокальных проявлений детей. Развиваются внимание, память, мышление, воображение, наблюдательность. Развивается речь и мелкая моторика в проговаривании и подпевании песенок-игр.

Метроритмические движения с музыкальными элементами

В упражнения, предназначенные для метроритмической разминки на музыкальной основе, заложены определенные цели. Прежде всего—концентрация внимания участников на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом. Поэтому первые задания такой разминки могут начинаться с самых примитивных движений: это хлопки в ладоши с одновременным напевом мелодии, постукивания пальцем одной руки по пальцу другой, притопы, шлепки по коленям.

В качестве напева для подобных заданий можно использовать знакомые народные мелодии с ярким ритмическим рисунком. Приведем рекомендуемые варианты текстов с напевами, удобных и педагогически функциональных для их использования в ходе театральных тренингов. Тексты содержат яркие художественные образы, лаконичны, а поэтому легко запоминаются и не представляют сложности при их повторении. Все метроритмические разработки принадлежат М.А.Давыдовой. Например: «Капуста»--возможный напев разминки—на двух рядом расположенных звуках (в пределах большой секунды). Перед занятием педагог просит вообразить, что сейчас дети все вместе займутся засолкой вкусной капусты на зиму. Но для этого надо проделать несколько ритмических действий под музыку. После этого идет разучивание текста. Следует обратить внимание на то, что в каждой строчке повторяется ее последний слог, во время пения которого продолжается показ метроритмических движений имитационного характера.

Педагог вместе с ребятами вспоминает про то, как осенью повсюду в нашей стране делают заготовки на зиму, в том числе и солят капусту. Дети поочередно демонстрируют, какие действия при этом производят. После чего идет их показ в сочетании с пением.

Мы капусту рубим, бим, бим, бим. (Дети выполняют поочередно взмахи выпрямленными кистями рук вверх и вниз)

Мы капусту трем , трем, трем,трем. (дети трут кулачками рук друг о друга)

Мы капусту солим, лим, лим, лим. (Дети потирают пальцами, собранными в щепотку, словно сверху посыпают капусту солью)

Мы капусту жмем, жмем, жмем, жмем. (Энергично сжимают пальцами в кулаки и разжимают их обратно).

Инсценировки известных песен

Дети с большим интересом выполняют ритмико-двигательные движения под собственное исполнение песен. Движения, которые покуплетно меняются в русле сюжета конкретного куплета, вызывают на ряду формированием чувства ритма и умением вокализировать еще и эмоциональную приподнятость.

Мы сделали подборку общедоступных произведений, состоящих в основном, из народных песен разных стран, которые можно рекомендовать для использования во время театральной деятельности. В основном, такими произведениями, сюжетно-повествовательными и драматургически внутри заостренными, являются произведения устного народного творчества. При изучении они вызывают у дошкольников положительные эмоции прежде всего потому, что зачастую обращены именно к детям, а также за счет традиционной незатейливости образов и своей структуры.

Вокальное исполнение песен во время занятий сопровождается музыкально-ритмическими движениями, которые поясняют действия героев в каждом куплете. Естественно, в зависимости от линии драматического развития содержания каждой песни меняется и характер исполнения ее куплетов.

Наряду с этим можно использовать для инсценировок авторские песни. Главное условие при выборе песен для инсценировок—их сюжетный стержень, яркие художественные образы. При исполнении инсценировок возможна некоторая импровизация действий солистов-персонажей. Желательно, чтобы у исполнителей героев песен были некоторые элементы соответствующих костюмов.

Все песни, рассчитанные на их инсценировку, преимущественно веселого, игрового характера. Поэтому ребята должны учиться эмоционально откликаться на заданность их настроения.

Во время занятий можно применять фонозапись конкретной песни или предварительное разучить ее в вокальном виде, со словами. Приведем пример одно песни «Два веселых гуся». Для начала разучиваем с детьми основную стойку, объясняем, что они изображают крылышки гусей. Дальше обсуждаются движения вместе с детьми. Как ходят гуси? Затем изображаем движения. Пусть ребята потренируются в выполнении всех движений несколько раз: покачались, присели, встали. Затем исполняем песню с жестами.

Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в самых различных формах.

Цель работы с родителями: повышение их педагогической культуры, мотивация к творческому взаимодействию с детьми. Основными задачами в работе с родителями являются: • Информирование о содержании, методах и формах работы театральной студии. • Рекомендации по вопросам воспитания и развития детей, проблемам общения с ними.

• Привлечение к творческому сотрудничеству.

Проведение консультаций с родителями, которые проводятся ежемесячно (в определенное время), продумываются воспитателем заранее и по результатам работы.

Беседы с родителями проходят еженедельно (в установленное время) и включают в себя следующее:

• Родители получают ответы на заинтересовавшие их вопросы. • Информация о содержании работы в театральной деятельности, о том, как дети воспринимают материал занятий, и т.д.

• Родители по желанию могут взять театральных кукол или пособия на некоторое время домой для занятий со своим ребенком либо для изготовления по образцу такого же экземпляра.

В работе с родителями используется также наглядный и печатный материал. Так, например, используется стенд «ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША».

В «Уголок для родителей» мы помещаем: * советы по словарной работе с детьми;

* рекомендации по заучиванию стихотворений («Учите стихи играючи»); * игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания; * пальчиковые игры и упражнения;

* игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи;

* листовки с рекомендациями «Как правильно читать книгу детям», «Как проводить беседу по художественному произведению», дидактические игры по литературным произведениям, среди которых «Закончи сказку», «Подбери картинку», «Узнай героя»; *информацию о способах игрового речевого общения с ребенком; *списки необходимой литературы.

Отдельно в «Уголке для родителей» отмечаются семьи, активно участвующие в совместной с педагогами работе по развитию речи детей. Педагоги проводят консультации о театре, играх-драматизациях как важнейших способах разностороннего развития речи, методах игрового речевого общения с ребенком. Мы рекомендуем начинать с простого — разыгрывания сказки с заместителями. Этому родители учатся в процессе игрового тренинга, где они выступают в роли детей, а воспитатель — в роли родителей. Например, разыгрывая сказку «Рукавичка» (в начальном варианте), можно изобразить всех животных разноцветными, отличающимися по размеру кружками, а рукавичку — самым большим кружком. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок, действуя с кружками, разыгрывает сюжет.

Задание можно усложнить. Так, с помощью кружков-заместителей взрослый «загадывает» любую сценку из сказки, а ребенок должен угадать ее. Такой вариант допустим, когда дошкольник уже хорошо знаком со сказкой и может отвечать на вопросы по ее содержанию. Следующий этап — предложить самому ребенку показать сценку и одновременно рассказать о ней.

Еще более сложный вариант — с помощью нового кружка-заместителя предложить самостоятельное сочинение новых эпизодов сказки. Если сценки сказки неоднотипны, как в «Репке», «Рукавичке», «досочинять» сказку с неповторяющимися эпизодами (например, «Гуси-лебеди») можно после беседы о логических предметах и действиях. После такого тренинга родителям легче организовать подобную игру с детьми дома.

Далее мы советуем заменять кружки игрушками, изображающими героев. Игра-драматизация с их использованием дает возможность для быстрой смены ролей. Только что ребенок держал в руках игрушечного волка и говорил хриплым «волчьим» голосом и тут же берет колобка и озвучивает его тоненьким голоском. Каждая из игрушек диктует свою манеру поведения, речи, интонации. После этого возникает игра «за двоих», которая чрезвычайно полезна не только для речевого, но и общего развития ребенка.

При систематичном использовании театрально-игровой деятельности под руководством взрослого можно добиться хороших результатов и подойти к созданию домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и сверстники ребенка. В кукольных спектаклях можно заменить игрушку театральной куклой. Инсценировкой руководит взрослый, а дошкольник воспроизводит знакомые литературные сюжеты, что тренирует его память, совершенствует речь. Поэтому мы рекомендуем родителям наших воспитанников организовывать «домашний» театр.

Посещая семьи детей, особое внимание мы обращаем на наличие книжного уголка со стихами, сказками, рассказами, так необходимыми для всестороннего развития речи ребенка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в художественной литературе, помогают ему самому подбирать их в своем рассказе. Мы рекомендуем родителям читать детям («умные») сказки, стихи поэтов-классиков, по возможности приобретать аудиозаписи. Когда ребенок слушает сказки, рассказы в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи. В нашем детском саду мы стараемся сохранять и поддерживать такую традицию, как коллективное чтение в семье, объединяющее всех ее членов, воспитывающее любовь к литературе.

При посещении семей педагоги также дают советы родителям по работе с книгой, использованию иллюстраций, наборов открыток для упражнений детей в пересказе произведений, составлении рассказов по картинкам. В группах организуется выставка “Моя любимая книга”. Ребята приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен хорошо знать ее название, автора, жанр, уметь пересказать содержание. Пересказ знакомых произведений — ступенька к составлению собственных рассказов. Родители по нашему совету записывают рассказы или составляют киижки-малышки с иллюстрациями детей, приносят в детский сад, а мы также размещаем их на выставке, дети обмениваются своими «книжками», берут их на время домой, рассматривают, рассказывают их содержание мамам и папам. Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают и экскурсии в лес, парк, зоопарк, цирк, интересные случаи, праздники, поездки.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Проведя игровые дыхательные упражнения («Попади в ворота», «Лыжники»; «Чей листок улетит дальше») в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, мы рекомендуем родителям продолжать эту работу и в семье.

Для улучшения речевого дыхания предлагаем родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие «чистоговорки», загадки, пословицы, короткие считалки.

Решая задачу по развитию у детей силы голоса, обращаем их внимание на то, что необходимо не только то, чтобы ребенок отвечал громко, но и учить его правильно пользоваться одним из элементов интонации: говорить громко, умеренно, тихо в зависимости от содержания текста; уметь контролировать свою речь.

Все эти упражнения проигрываются с семьями в процессе тренингов. Родители выполняют задания, передавая друг другу по кругу какой-нибудь предмет (мяч, карандаш). Для формирования умения пользоваться вопросительной, восклицательной и утвердительной интонацией играем аналогично, но с использованием карточек с изображением восклицательного, вопросительного знаков и точки. Также упражняем родителей, а они, в свою очередь, тренируют потом детей в произнесении одних и тех фраз с интонацией испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления.

Поскольку формирование речи детей тесно связано развитием мелкой моторики рук, мы включаем родителей в систематическую работу по тренировке тонких движений пальцев малышей, которую проводят воспитатели. Для этого игровые тренинги для родителей, где они обучаются различным пальчиковым играм и упражнениям для дальнейшего использования их со своими детьми дома («Строим дом», «Скакалка», «Я художник», «Корзина», «Колокольчик», «Птичка» и др.). Кроме того, родители приглашаются в группу на занятия, где наблюдают за совместными пальчиковыми играми и дыхательными упражнениями воспитателей и детей. Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь [50,с.65].

За названный период также была проведена работа с использованием различных видов кукольного театра, позволяющая сфокусировать внимание педагога на формировании интонационной выразительности речи детей. Кукольный театр может быть прекрасным инструментом в коррекции и развитии речи, воспитании ораторских способностей (см. Прил. 4).

Психотренинги. В основу этого вида работы положена предрасположенность детей к игре, мир их эмоций, поскольку театральные действия представляют «игру в образ». Конечно, на начальной стадии работы ребята учатся изображать свой персонаж, несколько от него отстраняясь, используя метод «театра представлений». Но все же этот этап представляет собой начальную стадию театральной школы переживаний, которая заждется на погружении исполнителя во внутренний мир своего персонажа.

Совместная работа воспитателей и родителей по формированию интонационной выразительности речи детей привела к результатам, которые проанализированы в следующем параграфе.

Мы знакомим детей с понятием «эмоция»—переживание , чувство . с тем, как эмоцию можно передать в мимике. После этого ребятам дается задание, которое они выполняют.

Психотренинги стимулируют навык понимания переживания, способствуют развитию воображения, фантазии, возникновению добрых и положительных ассоциаций.

1   2   3   4   5   6