|
Содержание программы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(1 ч в неделю)
Декоративное раскрашивание
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
Рисование на темы
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве
(2 раза в четверть)
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
- правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- делить лист на глаз на две и четыре равные части;
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
- изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
- рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
- в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
- различать и называть цвета и их оттенки;
- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
- анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по изобразительному искусству в 3 классе 8 вида
34 часа, 1 час в неделю. 1 четверть-8 часов, 2 четверть-8часов, 3 четверть-10 часов, 4 четверть-8 часов. (34 учебные недели).
Дата
|
№ п/п
|
Тема урока
|
Колич. часов
|
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
|
Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды».
Рисование узора в полосе из веток с листочками (веточка вишнёвого дерева).
Рисование на тему «Парк осенью». Акварель. Беседа по картинам об осени.
Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).
Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей.
Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
Рисование шахматного узора в квадрате.
Рисование дорожных знаков. Беседа по ПДД.
Печатание текста (рисунка) по трафаретам путём набивки.
Рисование геометрического орнамента в квадрате.
Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
Знакомство с работой гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка – готовая форма).
Рисование с натуры двухцветного мяча.
Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).
Беседа по картинам на тему «Зима пришла». Рисование сказочного зимнего домика.
Беседа «Каким бывает снег?» Рисование на тему «Нарядная ёлка».
Рисование с натуры будильника круглой формы.
Рисование узора на рукавичке (рукавица – готовая форма).
Рисование симметричного узора по образцу.
Рисование на тему «Ёлка зимой в лесу» (чёрная бумага, белила).
Рисование с натуры молотка.
Беседа по картинам художников на тему «Славные защитники Отечества». Рисование игрушки.
Рисование с натуры теннисной ракетки. Беседа по картинам «Конец зимы».
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки к 8 Марта.
Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробочки квадратной формы).
Рисование узора из растительных форм в полосе.
Рисование на тему «Деревья весной».
Беседа по картинам о весне. Рисование с натуры весенней веточки.
Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате» (квадрат – готовая форма).
Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют). Беседа по картинам художников.
Рисование с натуры весенних цветов.
Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета». Рисование на тему «Здравствуй, лето!»
Рисование на свободную тему. Подведение итогов года.
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.В.Воронковой (М., «Просвещение», 2004г.)
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. 1 четверть-8 часов, 2 четверть-8часов, 3 четверть-10 часов, 4 четверть-8 часов. (34 учебные недели).
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует формированию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Декоративное рисование.
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
Рисование с натуры.
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы.
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 3 классе перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве.
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
1. Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.
2. Находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие.
3. Содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать.
4. Ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка.
5. Исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.
6. Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования.
7. Знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним.
8. Развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение», 2004 год.
2. Н.А.Горяева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Москва, «Просвещение», 2000 год.
Муниципальное образовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа п. 2-ое Моховое
Конаковского района Тверской области.
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ
методический совет Приказ от _____________ № ____
Протокол от _____________ № ____ Директор школы: _____________
(Леонюк К.А.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
по изобразительному искусству
в 3 классе
2011 – 2012 учебный год
Составитель программы: Карпенко В.В., учитель начальных классов.
2011 г.
|
|
|