|
Пояснительная записка Актуальность цикла занятий
Цикл занятий – коррекция нарушений письменной речи
Направленный на уменьшение количества аграмматизмов и степени проявления дефектов письменной речи
Количество занятий (всего) – 18
Количество занятий в неделю - 1 раз
Продолжительность занятия - 40-45 минут
Возраст - 10 лет
Составлен на основе программ «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»; «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии» (автор: Е.В.Мазанова, 2006г.)
Пояснительная записка
Актуальность цикла занятий.
«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» JI.C. Выготский
Современная психология рассматривает письмо как сложную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно на 5-7 'году, в процессе целенаправленного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.
Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся как коррекционных, так и массовых школ, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений.
Данный цикл занятий составлена для работы с обучающимися по коррекции всех видов дисграфии.
Содержание цикла занятий можно вариативно изменять. Вариативность цикла занятий связана, прежде всего, с конкретными особенностями учащихся, индивидуальными способностями к усвоению русского языка, зависит от степени подготовленности детей в той или иной области знаний по грамоте.
Научная обоснованность
При составлении данного цикла занятий опираюсь на теорию А.Р. Лурия «О психофизиологической основе письма», на классификацию дисграфии, предложенную сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1989 году. Методические разработки и научные исследования принадлежат ученым таким, как: В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Г.М. Сумченко, Г.А. Волкова, Ю.Г. Демьянов, СБ. Яковлев, Г.А. Волкова, Л.С. Волкова.
Цикл занятий по устранению дисграфии составлена на основе программ «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»; «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).
Также для составления цикла занятий были использованы следующие методические разработки:
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: 2001.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: 2001.
Ефименкова JI.H., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. - М.: 1991.
Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.: 1965.
Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям-логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.- М.: '2005.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: 1995.
Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М.: 2000.
Цикл направлен уменьшение количества аграмматизмов и степени проявления дефектов письменной речи.
Возраст детей – 10 лет.
Цикл рассчитан на 18 занятий из расчета 1 занятие в неделю
Длительность занятий 40-45 минут.
Цель: коррекция нарушений письменной речи у обучающихся 4 классов.
Задачи:
Развитие фонематического анализа и синтеза;
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;
-
Формирование и развитие грамматически правильной речи;
Формирование и развитие выразительной, связной речи;
Обогащение словарного запаса;
Развитие фонематического восприятия;
Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.
Развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления.
Общие положения
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:
Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
Работа по преодолению аграмматической дисграфии;
Работа по преодолению оптической дисграфии;
Работа по преодолению акустической дисграфии;
Каждый раздел цикла занятий включает в себя задачи, содержание коррекционно-логопедической работы. Непосредственно в календарном плане указаны темы коррекционно-логопедической работы.
Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза
Задачи:
формирование, развитие и совершенствование навыка анализа структуры предложения;
формирование, развитие и совершенствование навыка слогового анализа и синтеза;
формирование, развитие и совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающих в себя: определение количества, последовательности и место слов в предложении;
выделение гласного звука из слога, слова;
работа по дифференциации гласных и согласных звуков "В составе слова;
определение количества, места слога в слове;
составление слов путем перестановки, добавления звуков, слогов;
вычленение первого и последнего звука из слова, определение его
места;
определение последовательности, количества и позиционного места в слове.
Работа по преодолению аграмматической дисграфии Задачи:
формирование, развитие и совершенствование умения точного соотнесения слова с предметом, явлением, действием;
формирование, развитие и совершенствование полноценных представлений о морфологическом составе слова;
формирование, развитие и совершенствование умения грамматического оформления речи;
формирование, развитие и совершенствование связной речи. Содержание коррекционно-логопедической работы:
уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, и дальнейшее его обогащение как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей активно пользоваться различными способами словообразования. Последовательное накопление «гнезд» родственных слов.
уточнение, развитие и совершенствование грамматически правильного оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических конструкций.
развитие навыков связного высказывания, включающее в себя: установление последовательности высказывания; отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения; совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Работа по преодолению оптической дисграфии Задачи:
развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
дифференцировка смешиваемых букв на письме.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
уточнение представлений о форме, величине, цвете;
ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;
конструирование и реконструирование букв;
нахождение, выделение букв.
Работа по преодолению акустической биографии Задачи:
развитие слухового восприятия;
•формирование и развитие представлений о звуках;
•развитие фонематического анализа и синтеза;
развитие навыка дифференциации смешиваемых звуков по звонкости глухости, по твердости-мягкости.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
•уточнение произносительного и слухового образа каждого и: смешиваемых звуков
•сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
Длительность цикла занятий
Продолжительность данной цикла занятий 18 часов.
Количество занятий в неделю
Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала. Параллельно с коррекционно-логопедической работой по преодолению различных видов дисграфии должна проводиться работа по развитию познавательной сферы. Курс включает в себя занятия продолжительностью 40 минут и проводятся 1 раз в неделю.
Перечень практических работ
анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
-
составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовке к списыванию и письму под диктовку;
работа в логопедических тетрадях;
организация и проведение занятий в игровой форме.
Требования к уровню подготовки учащихся
формирование внутренней позиции обучающегося;
повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности).
Метапредметные результаты:
Регулятивные У УД:
-учиться работать по предложенному учителем плану Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя, героя и т.д).
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Ожидаемые результаты
Предметными результатами прохождения данного цикла занятий является сформированность следующих умений:
-
владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
определять ударные и безударные гласные, слоги
производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
подбирать слова на заданный звук;
сравнивать слова со сходными звуками;
определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;
определять количество звуков и слогов в словах
производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов
восстанавливать предложения с заданными звуками.
Список используемой литературы
Основная:
1. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2001.
2. Ефименкова JI.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001.
3. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение. 1965.
3. Лалаева Р.И., Венедиктова JI.B. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Ростов н/Д.; СПб., 2004.
5. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.; 1995.
6. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
Дополнительная:
1. Волкова JI.C. Логопедия. М., Просвещение, 1995.
2. Выгодский Л.С. Мышление и речь. М.; Просвещение, 1982.
3. Гадасина Л.Я. Звуки на все руки. СПб., 1999.
4. Городилова В.И. Чтение и письмо. М.; Просвещение, 1985.
5. Гаврина С.И. Слова и предложения. Ярославль. 2002.
6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей. М.; Просвещение. 2002.
7. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.; Просвещение. 1997.
8. Леонович Е.Н. В мире языка и речи. - М.; Просвещение. 2004.
9. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма. СПб., 1996.
10. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. М.; Просвещение. 1996.
11. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М.; АПН РСФСР. 1957.
13. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.
14. Шульга, М.М. Читай, играй, рисуй. - М. Просвещение. 2005.
15. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.
Тематический план
|
№
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
работа по коррекции акустической дисграфии
|
1
|
Дифференциация гласных A-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Е-Э
|
1
|
2
|
Звонкие и глухие согласные
|
1
|
3
|
Дифференциация соноров Р-Р'-Л-Л'
|
1
|
4
|
Дифференциация свистящих и шипящих
|
1
|
работа по коррекции оптической дисграфии
|
5
|
Дифференциация букв A-О, И-У
|
1
|
6
|
Дифференциация букв И-Ш, Б-Д
|
1
|
7
|
Дифференциация букв П-Т, Л-М
|
1
|
8
|
Дифференциация букв К-Н, Ш-Щ
|
1
|
9
|
Дифференциация букв И-Ц, Ц-Щ, 3-Е
|
1
|
работа по коррекции аграмматической дисграфии
|
10
|
Корень, слово, приставка, суффикс. Морфологический состав слова
|
1
|
11
|
Предлоги. Родственные слова
|
1
|
12
|
Практическое употребление существительных в числах, родах, падежах
|
1
|
13
|
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе падеже
|
1
|
14
|
Согласование глагола с существительными в числе, роде, во времени
|
1
|
работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
|
15
|
Звукобуквенный анализ слов и синтез слов
|
1
|
16
|
Развитие навыков слогового анализа и синтеза
|
1
|
17
|
Ударение. Дифференциация предлогов и приставок
|
1
|
18
|
Развитие навыков языкового анализа и синтеза
|
1
|
|
|
|