Показатели развития речи детей раннего возраста
(от 1года до 3-х лет)
Параметры
|
От 1 года до 1г 3м
|
От 1г 3м до 1г 6м
|
Понимание
|
Название знакомых игрушек, окружающих предметов, знание имен близких, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.
Показ частей лица у человека и игрушек (образ)
Выполнение 1-2-х поручений , связанных со знакомыми действиями: принести, найти, показать.
Игры в «Ладушки», «Сорока-белобока» и т.п.
Рассматривание картинок в книжке (узнавание)
Слушание потешек, стихов, песенок.
|
Показ части тела по просьбе взрослого.
Обобщение по внешнему виду игрушек, предметов, независимо от размера, цвета (показ на них по просьбе взрослого)
Увеличение понятийного словаря - понимание смысла многих предложений.
Выполнение знакомых бытовых действий по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрой и др.)
|
Активная речь
|
N-до 20 облегченных слов
в момент радости,
при удивлении
, констатируя знакомые явления,
в процессе двигательной активности,
по подражанию,
по просьбе взрослого,
в процессе своих игровых действий.
Продолжение произношения лепетных звуков
Имитация звуков (слов) по просьбе взрослого («лает», «гудит», «пищит»)
|
N-до 40 облегченных слов
Произнесение простых слов (правильно и индивидуально облегченно)
Использование слов в моменты особой заинтересованности
Ответ на вопросы: «Кто (что) это?» (в реальной ситуации и по картинке).
Стремление связать два слова в предложение
-
Легкое подражание часто слышимым словам, фразам взрослого.
Сопровождение речи мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющих значение дополнительного слова)
|
Параметры
|
От 1г 6мдо 1г 9м
|
От 1г 9м до 2-х лет
|
Понимание
|
Понимание несложный сюжет на картинке.
Ответ на вопросы: «Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?»
Выполнение (запоминание) два поручения (возьми и поставь и др.)
Понимание несложного рассказа со знакомыми событиями
|
Понимание коротких рассказов (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делали на прогулке и т.п.)
Выполнение до трех поручений (возьми, отнеси, положи).
По просьбе взрослого «жалеет», «помогает»
Знание (показ) названия частей лица (губы, зубы, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).
|
Активная речь
|
Использование предложения из двух слов (при общении со взрослыми, просьбе, в играх)
Называние словом своих или чьих-то действий.
-
Договаривание последних слов знакомых стихов, песенок.
|
N-до 200-300 разнопроизносимых слов
Использование предложения из 2-3-х слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.
Оформленные фразы
начинается употребление прилагательных и местоимений, предлогов, наречий.
Возможно называние себя в третьем лице.
-
Договаривание четверостишия в знакомых стихах, подпевание.
Рассказ в2-3-х предложениях, увиденного в данный момент.
Задавание вопросов.
Называние предметов на картинке (по просьбе взрослого, самостоятельно в комментарии).
Замена облегченных слов правильными.
Оценивание себя: «хороший», «большой», «красивый».
Говорение: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в инд. произношении.
|
Параметры
|
От 2-х лет до 2л 6м
|
От 2л 6м до 3-х лет
|
Понимание
|
Понимание рассказа взрослого
|
Интерес к разговорам взрослых. Длительное слушание сказок, читаемых, рассказываемых или записанных на аудиокассетах.
|
Активная речь
|
обозначение себя: «Я», «Я сам».
Называние себя именем полюбившегося персонажа.
Использование предложения из3-х и более слов.
Вопросы «Где?», «Куда?» и др.
Ответ на вопросы по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «что делает?». Показ движений, как делает персонаж.
Легкое подражание незнакомым словам.
Повторение за взрослыми слов из знакомых сказок.
-
Знание названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.
Рассказ по картинке (в 2-3-х предложениях)
Ответ на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно)
Знание (и называние) имен близких, знакомых.
Разговор со сверстниками во время игр (речевые диалоги)
Подражание другим детям.
|
N- до 1500 произносимых слов
Произнесение сложных предложений при общении
Использование слов при выражении желаний, чувств, впечатлений.
Фразы простые, грамматически оформленные.
Появляются придаточные предложения.
Слова изменяются по числам и падежам.
Появляются познавательные вопросы «Где, куда, почему, когда?» и др.
-
Легкий повтор незнакомых слов, фраз.
Быстрое разучивание стихов, песен, отрывков из сказок.
Правильное произношение гласных и простых согласных.
Появление словотворчества, склонности к рифмовке.
Вступление в речевые диалоги
Ответы на вопросы по сюжетной картинке.
Называние по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и др.
Интонационное оформление.
Собственное высказывание о книжке, событии, доказательство, додумывание.
Знание ФИ, возраста, половой принадлежности, названия и назначения частей тела.
Использование ролевой речи.
Узнавание целого по детали, правого и левого, много и мало, чисел 1, 2, 3, обобщение предметов по свойствам.
Называние себя в 1-м лице – Я
|
|