Главная страница

Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры


Скачать 155.92 Kb.
Название Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Дата 13.03.2016
Размер 155.92 Kb.
Тип Документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦРР - ДЕТСКИЙ САД №7 «ЯРОСЛАВНА»

Алтайский край город Рубцовск

Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности

Тема «Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

Подготовила : Полторацкая Н.Н.

Воспитатель высшей квалификационной категории.


г. Рубцовск 2015

 Цель: актуализация проблемы организации и руководства сюжетно-ролевой игры детей в социально-нравственном воспитании дошкольников. 
    Задачи:
1) определить позитивные стороны деятельности воспитателей групп компенсирующей направленности по данному направлению, проблемы и перспективы;  
2) активизировать педагогов для обсуждения проблемы.

Оборудование: мультимедиа презентация, карточки к «эмоциональной паузе», карточки с цифрами от одного до четырех, простые карандаши, листы формата А-4, солнышко, выставка детских игрушек разных поколений, фотовыставка «Моя любимая игрушка», памятка для педагогов «Методы руководства сюжетно-ролевыми играми детей.

Организационный момент: 

1) Разделение педагогов на 4 группы по 6-8 человек – на столах «домики» с цифрами 1, 2, 3, 4.

2) Сообщение темы, цели и задач консультации.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер.

Атмосфера доброго окружения во много определяют душевный настрой ребёнка на будущее. В Древней Руси детей называли «зёрнышками». В этом был глубокий смысл. Что бы зёрнышко выросло, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать. Этот древнерусский образ созвучен нашей работе с детьми и их родителями.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

 Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

 Одним из самых важных и распространенных средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра (т.к. именно игровая деятельность является ведущим видом деятельности у детей данного возраста).

Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении, но и нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить  способности понимать другого, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие.

 Важно создать игровые условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением.

 Ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях. Вовлекая ребенка в процесс организации и проведения ролевой игры, воспитатель способствует обогащению содержания картины мира у дошкольников, что делает возможным вывод большинства детей старшей группы детского сада на высокий уровень ее сформированности.

Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:
1) развитие игры как деятельности;
2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.                              

КОМПОНЕНТЫ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ:

Сюжет игры.
Сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение
определённых действий, событий из жизни и деятельности
окружающих

Содержание игры.
То, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального
и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми
в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.

Роль.
Игровая позиция, в которой ребёнок отождествляет себя с каким-либо
персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями
о данном персонаже.

Сюжетно-ролевая игра имеет ряд этапов:

Первый этап - ознакомительная игра

Взрослый организует предметно- игровую деятельность ребенка, использует разнообразные игрушки и предметы.
Основным содержанием игры являются действия с предметами. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. Самостоятельная игра кратковременна.

Второй этап - отобразительная игра

Основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые.

Третий этап - сюжетно - отобразительная игра
Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. И особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства.

-Что дети приобретают в сюжетно - ролевой игре? (обсуждение в микрогруппах)

Ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы - магазин, больница, школа, транспорт и многие другие.

Обязательное условие для такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

В процессе игры ребёнок учится преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей - организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их.

И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки-матери». Всё богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения.

В сюжетно-ролевой игре дети приобретают навыки социальной активности. В группах различной компенсирующей направленности для наших детей – игра становится незаменимым орудием интеграции в социум.

Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия.

Эмоциональная пауза «Слово - эстафета» - продолжить предложение  на карточке:
«Играя с детьми, я поняла…», «Играя с детьми, я испытала…»

Качественное развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте является непременным условием полноценного социального развития личности дошкольника. Перед нами стоит задача — создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе.

Дошкольники с нарушением зрения испытывают трудности в создание и реализации игрового замысла, нуждаются в помощи и стимуляции их игровой деятельности взрослыми. Важным моментом в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения является социальная и эмоциональная наполненность ролевых игр.

Специфической закономерностью развития детей с нарушением зрения является трудности формирования образа окружающего мира, который характеризуется отсутствием целостности, нечеткостью, фрагментальностью.

Мы используем следующие методы по обогащению детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. (Приложение №1)

1.                 наблюдения; экскурсии; встречи с людьми разных профессий;

2.                 беседа-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его;

3.                 рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране;

4.                 составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни;

5.                 индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; этические беседы

6.                 эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседы;

7.                 инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра

5.                 Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому, хорошо изучив характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогая детям лучше узнать друг друга, обращали их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка.

Большую помощь в работе оказывают методы связанные с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек для игр.

1.                 обучение детей конструированию из строительного материала;

2.                 обучение детей умению делать игрушки из бумаги, бросового материала;

3.                 рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; совместное выполнение воспитателем и детьми построек, поделок;

4.                 использование фотографий детских построек, схем, таблиц;

5.                 использование тематических заданий типа «Построим наш детский сад», «Построим кафе» и др.

6.                 подбор материала для обыгрывания построек.

Также хотели бы отметить то, что современные дети отдают предпочтение сюжетным играм, отображающим современную жизнь. Такие как «Кинотеатр 3D», «Компьютерный салон», «Супермаркет» и т. д.

Опыт игрового взаимодействия детей обогащается в условиях специально созданной игровой среды. В работе с детьми мы отдаем предпочтение формам, имеющим многофункциональный характер, способствующим развитию у детей познавательной активности, обеспечивающим их самореализацию, направленным на осознание своих обязанностей перед другими, интересным самим детям.

Планомерная работа в данном направлении дает свои результаты, сюжеты игр стали более разнообразными, дети стали более инициативными, игры насыщеннее по содержанию, дети стали приглашать воспитателя в качестве равноправного партнера. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре. В результате совместного придумывания развиваются и возможности речевого развития ребенка — умение учитывать в общении другого человека, связно, понятно для другого рассказывать о каком-либо событии, происшествии и т. д. Игры оказали положительное влияние на развитие памяти, воображения, мышления, речи детей.

Проекты: « Путешествие в страну Дорожных знаков», «Волшебный мир театра», проводимый для детей КГУСО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» г. Рубцовска и др. позволили сформировать опыт совместной деятельности детей в различных видах деятельности, обеспечить интеграцию в общество сверстников, реализовать творческий потенциал каждого ребёнка.

Проект «Город Мастеров», творческая мастерская «Мастерство народных рук» позволили расширить знания детей о различных видах декоративно-прикладного творчества. На выставке были представлены изделия изготовленные родителями совместно с детьми.

«Мы пожарные»

В нашей стране 2015г. – год литературы. Интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Вопросы формирования интереса у детей к художественной литературе требуют повышенного внимания.

10 фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями «Сделаем мир добрее»

В данный период мы разрабатываем проект «Испокон века книга учит человека». Совместно с родителями, театральным руководителем, музыкальным руководителем, руководителями изостудии и физического воспитания детского сада, сотрудниками детской библиотеки № 2 и краеведческого музея создадим условия для формирования нравственных представлений детей через произведения художественной литературы. Прочитанная в детстве книга оставит более сильный след. Грамотное использование сюжетно-ролевых игр, в дошкольном возрасте во многом облегчит ребенку не только подготовку к школе в дальнейшем, но и наиболее быструю адаптацию в условиях начальной школы и послужит основным средством процесса нравственного воспитания.

70 лет создаем альбом

Большую помощь в создании игровой среды нам оказали родители. Только в сотрудничестве с родителями можно добиться высоких результатов.

Работа в группах.
- Как повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи?
Выступления от каждой группы.

Педагоги записывают на лучах солнца, оформляют на стенде солнышко.

А. В. Запорожец отмечал: «Детская игра — это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируется общественные качества и моральное сознание детской личности».

Необходимо вовлекать детей в разнообразную и многофункциональную игровую деятельность. Направленную на успех и обеспечивающей детям гармоничное личностное развитие.
«Игра ребёнка – это не просто воспоминание о пережитом, а творческая переработка пережитых впечатлений». Л. С. Выготский.

Приложение №1

«Игра - путь детей к познанию мира, в котором   они живут и который признаны изменить»

А.М.Горький

Методы руководства сюжетно-ролевыми играми детей.

        1. Методы организации и руководства игровой деятельности, направленные на развитие детского коллектива:

-постановка перед детьми перспективы интересно, увлекательной деятельности;

-оказание помощи в воспроизведении и раскрытии норм и правил взаимоотношений при длительном выполнении роли; объяснение понятий «хорошо», «плохо», «добро», «зло» в игровых ситуациях, связанных с реализацией  роли  и игровых правил.

-упражнение детей в самостоятельной организации игр: распределению ролей с учетом возможностей, интересов, согласованию сюжетного хода игры путем разъяснений,  советов по возможному подбору материала для игры, совместное изготовление атрибутов и самоделок;

-беседа-разговор по поводу дальнейшего хода игры; подведение итого; положительная оценка предложений детей; воспроизведение и раскрытия поступков  персонажей игры; советы при распределении ролей, индивидуальных заданий и поручений для самостоятельного развития роли и доведения ее до конца.

     

2. Методы развития содержания творческих игр и детских взаимоотношений на основе взаимосвязи обучения и игры:

-проведение экскурсий;

-организация встреч с людьми разных профессий;

-чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых; этические беседы; рассказы воспитателя  с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и  взаимоотношениях в его процессе; инсценирование литературных произведений; составление детьми рассказов на  темы, связанные с  трудом взрослых; драматизации литературных произведений;

-индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

        3. Методы развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом:

-обучение детей умениям и навыкам конструирования из разного материала;

-развитие творчества в играх и продуктивных видах деятельности;

-обучение работать в коллективе и в паре;

-приучение детей к самостоятельному подбору и изготовлению игрушек, атрибутов для организации  игр.

Литература:

1.         «Игра в дошкольном возрасте» Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева Издательский дом «Воспитание дошкольника»- 2002 год

2.         «Растем, играя» В. А. Недоспасова. Издательство «Просвещение»

3.         «Развитие игровой деятельности дошкольников» А. В. Калинченко, Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко АЙРИС ПРЕСС Москва 2004 г

4.         «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «НОУ Учебный центр им. Л. А. Венгера «Развитие» Москва

2001 г.

5.Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.  Москва, Элизе Трэйдинг, 2002.

6.Т.П.Потапова. Беседы с дошкольниками о профессиях. Москва, Творческий центр, 2005.

7. Солнцева О.В. Дошкольник  в  мире  сюжетно-ролевых  игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь»,  2010 г.

8. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.

9. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности.

10. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателей детского сада, (сост. А.К Бондаренко, А.И Матусик).

11. Горышева В. Игра - это отражение жизни.

12. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение.

13. Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры.

14. Михайленко П., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду.

15. Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой.

16. Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева «Игра в дошкольном возрасте» Издательский дом «Воспитание дошкольника»- 2002 год

17. В. А. Недоспасова «Растем, играя». Издательство «Просвещение»

20 А. В. Калинченко, Ю. В. Микляева, В. Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников» Сидоренко АЙРИС ПРЕСС Москва 2004 г

21. Бабаева Т. И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192 с.

22. Зворыгина. Е. В. Первые сюжетные игры малышей –М. 1989

23. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников Дошкольное воспитание 2004 № 4 с.33-35