|
Тема проекта: «Родной город, родной край»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8 «Сандугачым» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан
Тема проекта:
«Родной город, родной край»
Воспитатель высшей категории
Гайнетдинова Зульфия Закиевна
Содержание
Актуальность проекта
|
3
|
Основные положения проекта
|
4
|
Этапы проведения проекта
|
6
|
Ожидаемый результат
|
7
|
Совместная деятельность педагога с детьми
|
8
|
Взаимодействие педагога с семьями
|
15
|
Достигнутые результаты
|
17
|
Список литературы
|
18
|
|
|
«Любят родину не за то, что она велика,
а за то, что своя»
Сенека
Актуальность темы
Природа, родина, народ – слова одного корня. В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Чувство любви к родной стране, к близким людям, к детском саду, к родному городу, где ребенок родился и живет, играет огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родине.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Моя задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка новые знания, показав всё, чем дорожат люди.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Родины. Это гордое чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, входе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране, уважения своего народа и желания сохранить богатство своего края.
Основные положения проекта
«Родной город, родной край»
Проект позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшей и подготовительной групп, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: в течение двух лет.
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие, развитие музыкально-художественной деятельности.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования
Образовательные задачи: учить и совершенствовать знания детей о родном крае и городе: название республики и города, их символика, достопримечательности, национальная культура, социальные объекты и их назначение.
Развивающие задачи: развивать у детей любознательность, воображение, эстетическое восприятие, стремление лучше узнать экологическое состояние нашей республики и города; обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи: воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей и к их традициям; воспитание чувства любви к родному краю, городу, улице, дому, семье и бережного отношения к природе и ко всему живому.
Цель проекта
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Методы проекта
Наблюдение
Анкетирование
Познавательные игровые занятия
Беседы
Консультации
Экскурсии
Выставки
Дидактические игры
Встречи
Праздники и конкурсы
Спортивные мероприятия
Этапы проведения проекта
1 этап – Информационно-накопительный:
изучение интереса детей для определения целей проекта
сбор и анализ литературы для взрослых и детей
совместная деятельность с родителями в поиске информации по родному краю, городу.
2 этап – Организационный
Включает проведение различных занятий, мероприятий на тему: «Родной город, родной край».
Познавательное занятие «Достопримечательности родного города»
Совместная изобразительная деятельность родителей и воспитанников на тему: «Мой дом»
Экскурсия по детскому саду «Что хорошо, что плохо?»
Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребенка?»
Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
Беседа «Знаешь ли ты свой город?»
Творческое задание «Придумай названия будущим улицам города»
З этап – Завершающий
Подведение итогов и обобщение (презентация)
Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Развлечение КВН «Родной свой край, люби и знай»
Ожидаемый результат
-
Итоговым результатом является мониторинг, где учитывается активное участие детей на мероприятиях и их знания.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, обобщать, рассуждать, оказывать посильную помощь при облагораживании детского сада.
Освоение доступных знаний о родном городе и крае.
Приобретение детьми навыков общения со взрослыми и проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.
Совместная деятельность педагога с детьми
№
|
Тема
|
Цели
|
Форма проведения
|
|
«Знаешь ли ты свой город?»
|
Определение уровня знаний детей по нравственно-патриотическому воспитанию
|
Беседа
|
2.
|
«Угадай, где я нахожусь?
|
Продолжение знакомства с достопримечательностями родного города
|
Дидактическая игра
|
3.
|
«Улицы родного города»
|
Продолжить знакомство с красотой улиц нашего города и развивать умение изображать увиденное на листе бумаги, создавая дома разной величины и подбирая цвет красок
|
Изобразительная деятельность
|
4.
|
«Улица Аллея героев»
|
Продолжить знакомство с героями родного города, с их жизненными подвигами
|
Занятие
|
5.
|
«Транспорт в моем городе»
|
Продолжить знакомство с видами транспорта в родном городе; закрепить умения применять полученные знания в играх
|
Беседа, дидактическая игра
|
6.
|
«Будь внимателен»
|
Углубить представления детей о ПДД и поведения на дороге, общественных местах
|
Экскурсия
|
7.
|
«Достопримечательности родного города»
|
Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города
|
Занятие, слайд-шоу
|
8.
|
«Герб города Менделеевск»
|
Познакомить детей с гербом города Менделеевск, дать визуальное представление; закрепить знания о родном городе, его символике и достопримечательностях; воспитывать положительные эмоции и чувство патриотизма
|
Занятие (прослушивание аудиозаписи)
|
9.
|
«Что хорошо, что плохо?»
|
Учить ориентироваться в своем детском саду и соблюдать правила поведения в нем
|
Экскурсия по детскому саду
|
10.
|
«Детский сад – второй мой дом»
|
Расширить знания детей о своем детском саде и продолжить учить отражать свое видение в изобразительной деятельности
|
Аппликация
(смотр макета)
|
11.
|
«Все профессии важны…»
|
Расширить представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда
|
Беседа, дидактическая игра
|
12.
|
«Предприятия родного города»
|
Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции
|
Занятие, слайд-шоу - выставка из фотографий
|
13.
|
«В гостях Краеведческого музея»
|
Расширить и углубить знания об истории города
|
Экскурсия
|
14.
|
«Многонациональный город»
|
Расширить знания детей о жителях разных национальностей (русские, татары, удмурты, марийцы), их быте, культуре и национальной одежде
|
Беседа, конкурсы
|
16.
|
«Праздник смелых людей»
|
Рассказать о военных профессиях, которые требуют от людей быть смелыми и отважными; дать детям знания об армии, сформировать у них представления об особенностях военной службы; воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов
|
Занятие
|
17.
|
«Веселые старты»
|
Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья
|
Спортивные соревнования
|
18.
|
«Боевая слава нашего города»
|
Сформировать представление о героизме, подвиге наших героев города
|
Беседа
|
19.
|
«Спасибо за мирное небо над головой»
|
Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ
|
Встреча с ветеранами
|
20.
|
«Флора и фауна Менделеевска»
|
Углублять конкретизировать представления о животном и растительном мире города
|
Беседа, загадки
|
21.
|
«Что ты знаешь о своем городе?»
|
Выявление усвоенных знаний детьми
|
Мониторинг
|
22.
|
«Мой город и район, в котором я живу»
|
Продолжать воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок. Закрепить и систематизировать знания детей о родном городе
|
Беседа, сюжетно-ролевая игра «Почта» (знание детьми домашнего адреса и адреса д/сада)
|
23.
|
«Как называется республика, в которой ты живешь?»
|
Познакомить детей с географической картой, показать нахождение на ней Республики Татарстан и ее столицы - Казани
|
Беседа с использованием презентации
|
24.
|
«Знакомство с флагом, гербом, гимном и президентом Татарстана»
|
Дать понять о том, что такое герб и флаг, объяснить символику герба и флага Татарстана. Воспитывать уважительное отношение к символикам города Казани
|
Беседа с использованием слайдов, дидактические игры «Найди флаг и герб Татарстана», прослушивание гимна, оформление стенда
|
25.
|
«Мы идем в музей»
|
Уточнить представление о гербе, флаге нашей республики, уточнить знания о татарских сказках, национальной одежде вызвать желание больше узнать о своей республике
|
Занятие
|
26.
|
«Выложи узор на кокошнике и калфаке»
|
Учить передавать характерные детали головных уборов. Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям
|
Аппликация
|
27.
|
«Законы, по которым мы живем» 6 ноября – День Конституции Татарстана
|
Формировать знания о том, что Конституция РТ основной закон государства, который надо соблюдать. Дать разъяснение понятие «Конституция». Познакомить с содержанием законов, и рассказать о том, что конституция защищает права взрослых и детей. Воспитывать стремление знать и соблюдать законы Республики Татарстан
|
Беседа о Конституции. Чтение отрывков из сказок Ю.Олеши «Три толстяка», Д.Родари «Приключения Чиполлино» (беседа о справедливости сказочного государства)
|
28.
|
«Какие народы живут в нашей республике?»
|
Продолжать знакомить детей с народом РТ и его традициями. Прививать детям уважение к разным национальностям, живущих в республике и их культуре
|
Экскурсия в библиотеку
|
29.
|
“Туган шәһәрнең истәлекле урыннары”
|
Балаларда туган җирне ярату хисе тәрбияләү. Туган шәһәрнең истәлекле урыннары белән таныштыру. Сөйләм телен камилләштерү. Юлда һәм җәмәгать урыннарында үз – үзеңне дөрес тоту кагыйдәләрен ныгыту
|
Шөгыль, слайдлар кулланып
|
30.
|
«Республика моя – Татарстан»
|
Обобщить знания детей о Татарстане, его жителях, быте, культуре, о празднике День суверенитета Татарстана. Развивать интерес к настоящему и прошлому нашей Родины и народа. Воспитывать у ребенка чувства любви и гордости за свою Родину – Республику Татарстан
|
Развлечение
|
31.
|
«Какие растения и животные встречаются там, где ты живешь?»
|
Закрепить знания о животных, птицах и растениях, обитающих в наших лесах, их разнообразием. Воспитание бережного отношения к живой природе
|
Изобразительная деятельность
|
32.
|
«Народное творчество»
|
Обобщить знания о произведениях устного народного творчества. Прививать любовь к родной земле, родному искусству. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение
|
Чтение и заучивание стихов о Родине, пословиц, поговорок
|
33.
|
«Из нашего города - по родной республике»
|
Посредством игры формировать, систематизировать у дошкольников представление о Родине, ее истории, национально-культурных традициях, о городах и столице, о символах Республики. Закреплять умение отвечать на вопросы
|
Игра-путешествие
|
34.
|
«Казань в песнях и плясках»
|
Продолжить знакомство с музыкальным творчеством, посвященным городу Казани и их исполнителями
|
Слушание песен о Казани и просмотр видео с участием разных народных ансамблей
|
35.
|
«Секреты татарской кухни»
|
Помочь ребенку раскрыть мир национальных культур. Воспитывать аккуратность, восхищение к блюдам, гостеприимство как характерную черту татарского народа
|
Лепка, сюжетно-ролевая игра «Приглашаю на день рождения»
|
36.
|
«Базар юных умельцев»
|
Познакомить детей с национальными украшениями. Учить детей делать из фольги украшения. Формировать интерес, эмоционально - положительное отношение к трудовой деятельности
|
Изготовление из фольги национальных украшений: браслеты, кольца
|
37.
|
«Литературное наследие»
|
Расширить знания детей о жизни и творчестве М.Джалиля, Г.Тукая, Р.Миннулина, А.Алиша, А.Пушкина, К.Чуковского, С.Маршака. Воспитание любви к поэзии
|
Выставка портретов и произведений писателей. Чтение их творчества
|
38.
|
«Военные профессии»
|
Расширить знания о Российской армии. Уточнить представления о родах войск. Развивать навыки контекстной речи. Учить навыкам словообразования. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать уважение к людям военных специальностей
|
Занятие, загадки
|
39.
|
«Кораблик «Алые паруса»»
|
Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками. Воспитывать заботливое отношение к близким людям
|
Изготовление подарка для пап из поролона
|
40.
|
«Москва – столица России»
|
Познакомить детей с географической картой, показать нахождение на ней России и ее столицы - Москвы. Представить образ сердца России – Москвы как великой духовной ценности. Познакомить с главными московскими достопримечательностями – Кремлем и Красной площадью
|
Ознакомительная беседа о столице России – Москве; чтение стихотворения У. Глинки «Москва»
|
41.
|
«Символика Москвы»
|
Знакомство с гербом, гимном, флагом и президентом России
|
Беседа, прослушивание гимна, оформление стенда
|
42.
|
«Умники и умницы»
|
Продолжать формировать представление о городе Менделеевске. Выработать в детях желание узнавать новое о родном городе. Закреплять умение отвечать на вопросы. Совершенствовать быстроту реакции на словесные раздражители, в игровой форме найти применение некоторым наработанным логико-математическим понятием. Развивать самостоятельность, внимание, общение. Воспитывать уважение к своему городу, народу.
|
Познавательно – игровое занятие
|
43.
|
«Этот День Победы»
|
Создание символа праздника, выражение уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта
|
Выставка работ детей, посвященных Дню Победы
|
44.
|
«Звезда победы»
|
Познакомить детей с событиями ВОВ. Формировать элементарные знания о героях нашего города на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания. Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ
|
Праздник, встреча с ветеранами
|
45.
|
«Наши защитники»
|
Продолжить знакомство детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам-героям
|
Экскурсия на Аллею Героев, к вечному огню, возложение цветов к мемориалу воинской славы
|
46.
|
«Что ты знаешь о своем родном крае?»
|
Выявление усвоенных знаний детьми
|
Мониторинг
|
Взаимодействие педагога с семьями
№
|
Тема
|
Цели
|
Форма проведения
|
1.
|
«Патриотическое воспитание»
|
Взаимопомощь родителей и воспитателей в дальнейшем воспитании патриотизма у дошкольников
|
Анкетирование для родителей
|
2.
|
«Знаете ли вы своего ребенка?»
|
Определение уровня знаний ребенка о своем городе глазами родителей
|
Анкетирование для родителей
|
3.
|
«Мой дом»
|
Учить детей передавать свое видение родного дома на рисунок
|
Совместная изобразительная деятельность с родителями
|
4.
|
«Зарничка»
|
Обогащение представлений детей о защитниках нашей Родины, родах войск РФ, современной военной технике.
Воспитание у детей эмоционально-положительного, действенного отношения к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожим на них
|
Развлечение на участке
|
5.
|
«Сделаем наш город чище»
|
Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество
|
Выставка поделок (совместно с родителями)
|
6.
|
«Можно ли это считать нарушением прав ребенка?»
|
Выявить уровень представления о правах ребенка
|
Мини-анкета для родителей
|
7.
|
Развлечение КВН «Родной свой край, люби и знай»
|
Закреплять и расширять знания о городе и республике, их символике, о городах республики, природе, традициях и обычаях татарского народа. Воспитывать чувство дружбы и уважения к людям других национальностей
|
КВН совместно с родителями
|
8.
|
«Богатырские состязания»
|
Организовать совместную деятельность педагогов, дошкольников и их родителей. Воспитывать любовь и уважение к Российской Армии, развивать артистизм, творческую активность, ловкость и сноровку, создать атмосферу эмоционального комфорта, радости
|
Спортивное развлечение вместе с родителями
|
9.
|
«Мы за мир!»
|
Повышение интереса детей к истории Великой Отечественной войны, сохранение памяти её героических событий, формирование уважительного отношения к ветеранам, а также в связи с празднованием Дня Победы
|
Конкурс семейных рисунков
|
10.
|
«Как воспитать маленького патриота»
|
Формирование чувство ответственности за духовно – нравственное становление своих детей
|
Рекомендация
|
Достигнутые результаты
Анализ результатов усвоения знаний показал: среднее развитие у 44% детей, выше среднего у 40% детей.
Высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками конкурсов, спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города, где занимают призовые места,
Повышение активности родителей в делах группы.
Выводы
Таким образом, реализованный мной проект «Родной город, родной край» был в целом направлен на расширение круга представлений о родном доме, улице, городе и родном крае. Проект преследовал цели способствования развитию патриотических чувств детей. Для этого использовались задачи развития таких патриотических чувств детей, как гордость за свой родной город, за толерантное отношение к представителям других национальностей, за бережное отношение к родной природе.
В результате реализации проекта, поставленные цели и задачи были выполнены.
При осуществлении проекта использовались различные средства патриотического воспитания, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: художественная литература, иллюстрации, картины, музыка, игры, природа и окружающая среда. Центральное место в проекте было отведено познавательным беседам, занятиям и практической деятельности детей. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой, растительным и животным миром, с красотой родной природы.
Активное участие в осуществлении проекта, принимали родители воспитанников. Они охотно и с большим энтузиазмом поддержали предложенную тему проекта и принимали в нем участие. Благодаря нашей совместной деятельности мы организовывали увлекательнейшие экскурсии по достопримечательностям нашего города.
Мониторинг показал, что уровень патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста после осуществления проекта изменился. Он стал значительно выше. Многие дети легко оперируют знаниями о родном городе и республике, знают их название, герб и флаг; называют столицу своей страны, и могут рассказать о некоторых исторических событиях своего города; знают особенности его природы и культуры.
Успех в патриотическом воспитании детей будет, достигнут, только тогда, когда будет осуществлена полноценная, совместная работа детей, родителей и воспитателей. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. Я считаю, что проведенный мной проект дал положительные результаты.
Список литературы
1. Гараева Ф.Х. Без бит Бондюг яклары / Ф.Х. Гараева. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. - 56с.
2. Гогоберидзе А.Г. Маленькие граждане большой страны.// Ребенок в детском саду. - 2009. - №3. - С. 4-8.
3. Деркач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников.// Дошкольная педагогика. - 2009. – №2. – С. 51-53.
4. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. - 2006. - № 8. - С. 80.
5. Кузнецова Г.И. Менделеевцам о менделеевцах / Г.И.Кузнецова. - Издательский дом «Елабуга», 2003. – 196с.
6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации / М.Д. Маханева.// Управление дошкольным образованием. - 2005. - № 1. - С. 57- 60.
7. Сергеева Н.Г. Уроки национального изобразительного искусства / Н.Г. Сергеева. - Казань: Татарское книжное издательство, 1999. – 55с.
8. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана / И.Р. Тагиров. - Казань: Татарское книжное издательство, 2007. – 78с.
9. Шарафутдинов Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа / Д.Р. Шарафутдинов. - Казань: Гасыр, 2004. – 640 с.
10. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. - 2004. — № 4. - С. 99-101.
11.Электронные ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Менделеевск
http://tatarstan.ru/about/symbols.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Государственные_символы_России
http://gendocs.ru/
http://nsportal.ru/
|
|
|