|
П. Ф. Каптерев Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечить условия успешной социализации
МОУ «Мамоновская основная общеобразовательная школа»
Пронского района Рязанской области
Мамоново, 2010
«Общее образование не есть изучение предметов,
а есть развитие личности предметами: на первом
плане стоит личность, субъект, его интересы, а
предметы на втором; предметы только средства,
цель – личность, ее развитие»
П.Ф. Каптерев
Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечить условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников.
Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям.
Современная школа должна стать развивающей и развивающейся, а управление школой – обеспечить это развитие на основе чёткого функционирования всех её звеньев и перевода их на новый, качественно более высокий уровень.
Управление школой не сможет стать успешным без умения выявлять потенциальные ресурсы каждого члена учительского коллектива и объединять их коллективные усилия по достижению совместных целей.
Успешное управление школьным коллективом не может не учитывать необходимость умелого сочетания уважения и требовательности к каждому из его членов с учётом меры личностной восприимчивости того и другого каждым человеком. Успешное управление школой – это то управление, основу которого составляет личностно-ориентированный подход к каждому участнику школьного процесса, к тем делам, в которые включается каждый учитель и ученик с учётом его развивающихся потенциальных возможностей.
Предметом особой заботы является развитие потенциальных ресурсов школьного коллектива путём постановки и поэтапного решения, доступных для всех участников педагогического процесса целей деятельности.
Мотивация на успех в любой инновационной деятельности возможна только через успех достижений в решении предшествующих задач.
А поэтому успешное управление – это управление целенаправленным движением школьного коллектива от решения простых, оперативных и доступных задач к решению более сложных, стратегических целей и задач.
Цель школы – обеспечить разностороннее развитие личности каждого ученика. Цель управления школой – создать условия, способствующие достижению целей школы, т.е. создать условия, обеспечивающие разностороннее развитие личности каждого школьника. Школа, как и вся система образования, развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней всё возрастающие.
В условиях демократизации общества образование становится обязательным средством успеха и самореализации каждого. Таким образом, в динамично меняющейся социальной обстановке управление школой ориентировано на создание условий для адаптации участников образовательного процесса к быстроизменяющимся социальным условиям.
В социальном плане школа находится объективно на передовой обеспечения социальной мобильности, содействующей проектированию будущего различных социальных слоёв: рабочих, работников сельского хозяйства, интеллигенции. Родительский заказ весьма дифференцирован: от полного отсутствия требований до высокого качества образования.
Современный ученик сельской школы сталкивается с множеством личных и социальных проблем, которые мешают его успешной учёбе и дальнейшему включению в полноправную жизнь общества.
Условия обучения в сельской школе требуют от учителя разнообразных форм и методов индивидуальной работы с каждым учащимся, дифференцированного подхода к ребёнку, увеличения объёма самостоятельной работы для способных учащихся, дозированной нагрузки – для менее способных. В этой ситуации возрастает потребность учителей в глубинном знании личностных особенностей и возможностей каждого ученика, в умении определять уровень их подготовленности. Возникает необходимость в систематической работе с родителями, обучении их приёмам контроля за процессом овладения знаниями, в сохранении здоровья ребёнка, следствием чего становятся те или иные ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья.
Выстраивая образ выпускника школы, необходимо исходить из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит – образ выпускника, это не конечный результат, не итог развития личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.
При наличии на сельской территории единственного общеобразовательного учреждения родители имеют небольшую возможность выбора для своих детей образовательных услуг, в тоже время школа не имеет возможности конкурсного отбора детей, поэтому мы обязаны каждому ребёнку вне зависимости от его индивидуальных психологических особенностей, дать качественное образование, а самое главное подготовить способных молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучие, устойчивое развитие общества.
Ожидаемый результат школьного образования во многом связан с развитием субъективности обучающихся. Быть субъектом (созидателем, автором, распорядителем) означает быть хозяином своей жизнедеятельности, жизненной траектории; творцом своей культуры и автором культурных «произведений» в различных областях деятельности; оставаться далеко не в стороне от исторических процессов, событий, происходящих в обществе, в культуре. Отсюда ведущими целями образования призваны стать:
развитие личностной и образовательной компетентности обучающихся, их готовности и способности к непрерывному само совершенствованию и самообразованию;
развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной, творческой деятельности;
-
толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить оптимальные компромиссы.
В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах.
Школа – это удивительный мир, в котором каждый человек учится, развивается и воспитывается. Каждая школа имеет свою, непохожую на другие школьную жизнь – интересную, захватывающую, полную энергией детских улыбок и радости.
Школа – образовательное учреждение, в первую очередь призванное обеспечивать образовательные потребности микросоциума на высокой планке качества. Образовательное учреждение должно обучать всех детей, вне зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.
Школа должна быть ориентирована на образовательную модель, которая использует педагогические технологии, обеспечивающие дифференциацию и индивидуализацию обучения. Это должно обеспечиваться различными видами деятельности во внеклассной работе – кружковой, клубной, спортивной, музыкально-этической, в системе коллективных творческих дел, т.е. должно создавать ситуацию успеха, условия для раскрытия и самореализации во внеурочной деятельности для учащихся, не являющихся успешными в обучении. В школе должна быть атмосфера доброжелательности, доверия, сотрудничества, ответственности на всех уровнях школьного пространства.
Первоочередной задачей образования должно стать сохранение физического, психического и нравственного здоровья учащихся. В организации учебно-воспитательного процесса необходимо максимально снизить перегрузку учащихся, избегать неврозов, обеспечивать медико-психолого-педагогическое сопровождение ученика на всех этапах его школьной жизни.
Возникают три ключевых проблемы:
как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении;
как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребёнка при организации его учебной деятельности;
каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.
Необходимо сконструировать дидактический процесс школы таким образом, чтобы усилить систему развивающего обучения в начальном звене; внедрить интегрированные курсы в начальной школе; дифференцировать подходы к обучению, но осуществлять их на индивидуальном (субъектном) уровне.
Цели проекта:
отражение основных направлений развития образования, достижения психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта;
повышение научно-методического уровня учебно-воспитательной работы школы, внедрение достижений передового педагогического опыта в образовательном учреждении;
стимулирование творческого поиска педагогического коллектива, приобщение учителей школы к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе;
-
обобщение и трансляция в образовательную среду района, области передового педагогического опыта коллектива школы.
Задачи проекта:
Устранить перегруженность учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний, для продолжения образования. Обеспечить разумную разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья обучающихся. Усилить практическую ориентацию общего образования.
Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Сформировать у них практические навыки самообразования.
Обеспечить в старших классах школы возможность выбора образовательных программ (профильность старшей школы). Увеличить время на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность).
Дать всем выпускникам средней школы знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию (экономика, право, социология, основы политической системы, менеджмент и т.п.).
Обеспечить в средней школе необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий. Создать условия для персонального доступа к компьютеру в системе общего образования в объёме не менее 6 часов в неделю в рамках учебного плана и внеурочной деятельности на каждого учащегося.
Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками средней школы. Существенно повысить роль коммуникационных дисциплин в целом, прежде всего информационных технологий, русского и иностранного языков.
Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путём создания и реализации вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты обучающихся – от одарённых детей до детей с ограниченными возможностями.
Усилить социально-гуманитарный, ценностно-ориентированный потенциал содержания общего образования.
Ожидаемые результаты
Миссия (цель) школы – формирование и развитие свободной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой личности, готовой к свободному самоопределению, дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.
Педагогическое кредо школы – природосообразная и разумно инновационная школа, базирующаяся на приоритетах педагогики сотрудничества, предоставляющая своим ученикам равные возможности в образовании.
Принцип природосообразности школы - образование в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, способностями, склонностями, его биоритмами, его психической конституцией.
Педагогика сотрудничества – принципиально диалогическое образование.
Приоритетные ценности школы – нравственность, человеческая жизнь как главная ценность, семья, здоровье, образование, труд как основа жизнедеятельности.
-
Модель выпускника школы – самостоятельная, активная, психически, физически и нравственно здоровая личность, умеющая принимать решения и отвечать за свой выбор, способная выжить в окружающем мире за счёт собственного труда.
Образовательная модель школы должна стать способом дифференциации учащихся, а также помочь ребёнку и его семье в выборе собственного пути в образовании.
Сроки реализации проекта
1 этап: 2010-2011 учебный год - личность ученика, его интересы, потребности и пути формирования коммуникативных и творческих способностей
2 этап: 2011-2012 учебный год – технологии и методики развивающего обучения, выявление проблем в процессе обучения.
3 этап: 2012-2013 учебный год и далее - личность учителя, пути и формы личностного и профессионального самосовершенствования.
Этапы проектной деятельности
1 этап – подготовительный
Разработка вариантов индивидуального учебного плана школы, учебных программ, учитывая программы предпрофильной подготовки и профильного обучения, подбор учебников и методической литературы, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения.
Подготовка учителей, включающая помимо знания своего предмета сформированные умения следить за развитием каждого ученика, гибко выбирать методические приемы и средства, включающие элементы проектного, дифференцированного, развивающего обучения. Повышение квалификации педагогического состава. Проектирование управления личностно – ориентированной моделью школы.
2-ой этап - технологический
Осуществление практической реализации проекта школы как целостной системы, затрагивающей все основные направления ее деятельности:
* учебный план;
* учебные программы;
* профессионально – личностные ориентации учителей – предметников;
* требования к оценке развития личности ученика;
* критерии урока в рамках развивающего обучения;
* принципы организации психологической и социальной поддержки ученика как основного субъекта образовательного процесса;
* взаимодействие школы, семьи и общественности, их функции в становлении личности ученика.
3 этап – завершающий (и далее …)
Диагностика и анализ, обсуждение полученных результатов. Выявление и обсуждение возникших трудностей и проблем. Обобщение. Обмен опытом. Презентация передовых педагогических проектов учителей – предметников. Подготовка материалов к дальнейшей деятельности.
Методы, формы и средства реализации проекта
Теоретические:
Ознакомление всех участников социального проекта с основными целями и задачами работы, с планом реализации проекта на уровне педагогических Советов, встреч с учащимися и их родителями.
Повышение квалификации педагогов школы.
Участие всех участников социального проекта в реализации запланированных мероприятий.
Создание фонда научно – методической литературы по проблеме «Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения».
Практико – ориентировочные:
Информационная работа (витражи, слайды, буклеты, информационные листы, методическая литература и т.п.).
Педагогические советы.
Конференции.
Семинары – практикумы.
Круглые столы.
Мастер-классы.
Классные часы.
Родительские собрания.
Лектории, беседы, консультации на индивидуальном уровне.
Встречи.
Мониторинги.
Руководители проекта
Куксова Ольга Леонидовна – директор МОУ «Мамоновская основная общеобразовательная школа» Пронского района Рязанской области
Кудинова Людмила Геннадьевна – заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе
Трунина Антонина Васильевна – заместитель директора по воспитательной работе
Участники проекта
Педагогический коллектив школы.
Учащиеся школы.
Родительская общественность.
Технология управления
Проектно-исследовательская деятельность на всех уровнях управления школой.
Условия реализации проекта
Для успешной реализации проекта необходимы:
Формирование ресурсного обеспечения.
Обеспечение непрерывной обратной связью.
Стимулирование обеспечения качества проекта.
Контроль.
Диагностика процесса реализации.
Текущий анализ и корректировка проекта.
Основные направления работы с педагогами и учащимися школы:
Направление работы
|
Работа с педагогами
|
Работа с учащимися
|
2010-2011 учебный год
|
Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения.
|
Педагогические советы:
«Новый учебный план школы и методическое обеспечение преподавания школьных предметов в условиях перехода на БУП-2004»;
«Коммуникативные аспекты учебного процесса»;
«Формирование творческого потенциала ученика и учителя на уроке: панорама методических идей»;
Деловая игра “Модель ученика и учителя”. Создание образовательной программы школы;
Мастер-класс «Педагогическое мастерство»;
Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий;
Выступление на районных семинарах с докладами и открытыми уроками.
|
Предметные недели и конференции:
Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе и среднем звене.
Конференция для старшеклассников “Личность в науке и культуре”
|
2011-2012учебный год
|
Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения.
|
Педагогические советы:
«Современные технологии в образовательном процессе: проектная деятельность»;
«Интегрированный урок в системе современного развивающего обучения»;
«Панорама методических идей современного развивающего обучения»;
«Содержание и организация предпрофильной подготовки в школе»;
Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий;
Выступление на районных семинарах с докладами и открытыми уроками.
|
Предметные недели и конференции:
Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе.
“Конкурс знатоков” в среднем звене.
“Эрудит” для старшеклассников.
Конференция старшеклассников: “Вклад России в мировую науку, историю и культуру”.
|
2012-2013учебный год
|
Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения.
|
Педагогические советы:
«Какой учитель нужен сегодня школе?»;
«Современные образовательные технологии учебного процесса»;
Деловая игра: «Программа развития школы»;
Психолого-педагогические семинары: «Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе», «Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать?»,
Обмен опытом педагогов школы на заседаниях методических объединений в форме выступлений, открытых уроков, внеклассных мероприятий;
Выступление на районных семинарах с докладами и открытыми уроками.
|
Недели науки:
Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины в начальной школе и среднем звене.
“Такие разные уроки” - цикл уроков в игровой форме для учащихся начальной и основной школы.
Научная конференция старшеклассников «Мир знаний»
|
Подготовительные аспекты для реализации проекта:
Создана Программа развития школы на период до 2015 г.
Школа стала областной базовой площадкой “Мониторинг мыслительной деятельности учащихся начальной школы”.
Экспериментальная деятельность школы по направлению «Предпрофильная подготовка учащихся».
Ведется систематическая работа над программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса с использованием новых образовательных технологий.
Педагоги школы постоянно повышают уровень своей профессиональной компетенции: из 13 педагогов имеют первую квалификационную категорию – 12 человек, вторую – 1 человек. Курсы повышения квалификации на базе района и РИРО г. Рязани прошли – 100% педагогов школы.
Обобщение инновационного опыта педагогов школы на районном уровне.
Участие и победы учащиеся школы в различных творческих, интеллектуальных конкурсах на районном, областном и всероссийском уровнях.
Краткая справка о школе
Историческая справка
Мамоновская школа основана в 1975 году. Школа была восьмилетней до 1991 года. В 1991 году школа была реорганизована в среднюю общеобразовательную школу. В 1992-1993 учебном году со школой простился первый выпуск учащихся, получивших среднее (полное) общее образование. С 4 ноября 1999 года школа становится муниципальным общеобразовательным учреждением. В 2003 году МОУ «Мамоновская средняя общеобразовательная школа» Пронского района Рязанской области лицензирована. В 2009 году получено приложение к лицензии № 2 о дополнительном образовании учащихся. В 2010 году школа получила статус основной общеобразовательной школы.
Школа сегодня
В школе: 10 учебных кабинетов, компьютерный класс, мастерская, столовая, кабинет психолога и социального педагога, методический кабинет, библиотека, комната детской организации «Союз», актовый зал, кабинет технологии, школьный музей.
В школе обучаются 72 учащихся:
школа 1 ступени – 38 учащихся
школа 2 ступени – 34 учащихся
За последние 5 лет из стен школы вышли 95 выпускников. Среди них шесть окончили школу с отличием, два – награждены серебряной медалью.
В школе работают 13 педагогов, средний возраст которых 45 лет. Из них:
12 учителей имеют 1 квалификационную категорию;
1 учитель имеют 2 квалификационную категорию;
4 учителей награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ»;
4 учителя награждены Почетной грамотой Министерства образования РФ.
Основные направления деятельности МОУ «Мамоновская основная общеобразовательная школа»:
повышение уровня образования учащихся, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, к научной работе, проектной деятельности, изобретательству, искусству, технике;
реализация концепции развивающего обучения;
обеспечение дифференциации процесса обучения и содержания образования в соответствии с возможностями, способностями учащихся и обеспечение их социализации в будущей профессиональной судьбе;
развитие и закрепление фундаментальных основ в воспитании школьника: патриотизма, здоровья и здорового образа жизни, трудолюбия, повышения правовой культуры и политической грамотности.
Школа работает в режиме реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:
-
обеспечение доступности образования;
повышение качества образования;
повышение эффективности образования;
развитие школы;
поддержка талантливых учащихся;
повышение квалификационного уровня педагогов;
здоровье учащихся.
Методическая тема школы «Формирование творческого потенциала личности ученика и учителя в контексте развивающего обучения».
В школе разработаны и реализуются:
Программа развития школы до 2015 г.;
Программа «Здоровые дети – сильная Россия!»;
Модель ученического самоуправления в школе;
система методической службы школы;
проект «Предпрофильная подготовка учащихся»;
социальный проект «Я и моя малая Родина»;
модель «Школы полного дня»;
проект «Организация досуговой деятельности в целях профилактики безнадзорности и правонарушений подростков» и др.
В школе работают:
совет школы;
профсоюзный комитет;
педагогический совет;
методический совет;
социально-психологическая служба;
совет профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;
работает родительский комитет;
«Школа будущего первоклассника»;
детская общественная организация «Союз»;
школьный орган самоуправления – школьная Дума.
Проблемное поле
перегрузка учащихся в школе и дома;
физическое здоровье учащихся;
финансовое обеспечение.
|
|
|