Департамент образования города Москвы
Северо–Западное окружное управление образования
ГБОУ СОШ№1985 дошкольное отделение «Солнечный город»
Комплексное открытое занятие для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром
«Москва – город, в котором мы живем»
Подготовила
воспитатель подготовительной
к школе группы «Солнышко»
Григорова Е.В.
Москва 2013
Конспект комплексного открытого занятия для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром
«Москва – город, в котором мы живем».
Цель: вызвать у детей интерес к столице нашей Родины – Москве, желание узнать побольше об этом городе, его истории; подвести детей к выводу, что города – это творение рук человеческих; воспитывать уважение к людям, создававшим город, чувство благодарности за их труд. Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.
Звучит песня «Дорогая моя столица» (слайд №1)
Воспитатель 1: В каждой семье, у каждого человека, кроме государственных общенародных праздников, существуют свои семейные и личные праздники.
- Какой из них самый главный? (День рождения)
Воспитатель 2: День рождения может быть как у человека, так и любого другого живого существа. День рождения также может быть у книги, у игрушки, у дома и даже у целого города. Городам, как и людям, также дают имена, горожане отмечают дни их рождения (слайд №2).
Довгань Софья: Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах…
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Воспитатель 1: Как назвали наши далекие предки город, в котором мы живем? (Москва).
- Как называют людей, которые проживают в этом городе? (Москвичи).
Каждую первую субботу сентября Москва отмечает День города. Москва – столица России. В этом году Москве исполняется 866 лет.
Первое упоминание о Москве в летописи связано с именем князя Юрия Долгорукого (слайд №3).
Воспитатель 2: Ребята, Москва – город очень древний, старый. Но всё равно было время, когда на этом месте, где сейчас Москва, стоял дремучий лес. Садитесь поудобнее, сейчас мы вам расскажем, как возник этот город (слайд №4).
Воспитатель 1: Слава нашей стороне.
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Звучит музыка «Сказочная»(2).
Было это много-много лет назад. В городе Киеве жил-был князь Юрий по прозвищу Долгорукий. (Слайд №5) Однажды позвал он к себе мудрого старца и говорит: «Старею я, перед смертью хочу навестить родные места».
Собрал князь дружину и отправился в путь.(Слайд №6) Долго ехал князь со своею дружиною. И вот заехал в такие места, где густые леса чередовались с полянами, а по берегам реки раскинулись луга. В лесах много зверья и птицы, в реке много рыбы. (Слайд №7) Места холмистые, овраги глубокие.… Залюбовался Юрий этой дивной красотой и подумал, что если построить здесь город, то врагам будет трудно преодолеть холмы, овраги и реки, а для жителей здесь есть всё необходимое.
Воспитатель 2: Только подумал так Юрий и вдруг… видит между деревьями, над лесной поляной, облако стало превращаться в какого-то неведомого зверя. (Слайд №8) Во многих походах бывала дружина, много диковин видывала, а такого зверя не видела: три головы, шерсть длинная, разноцветная. Не растерялся князь Юрий, поднял копьё, замахнулся на зверя, и чудо произошло: зверь начал таять и превратился в туман. (Слайд №9).
Когда все пришли в себя, спросил у мудреца князь, что всё это значит. (Слайд №10). Задумался старец и молвил:
- Явление этого чудесного зверя есть знак того. Что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, Значит, и город будет велик. У зверя много голов, значит, и город будет главным. Шерсть у зверя разноцветная, значит, и город будет очень красивым.
- А как же назвать этот город? – спросил Юрий.
- А назови его по имени вот той реки – Москва.
И приказал князь построить на этом месте город и имя ему дать – Москва (слайд №11).
- А сейчас мы немного поиграем. Проводится игра для средней группы: «Собери матрешку»
Сделаем небольшую разминку:
Мы ручками похлопаем - Хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ножками потопаем - Топ-топ-топ
Мы руки все подняли
И дружно опустили.
И сели все в волшебный самолёт, (руки, согнутые в локтях, перед грудью)
Завели мотор - Ж- ж- ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж (крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп)
Самолёт летит, а мотор гудит- У-у-у, у-у-у (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
Полетели!
Воспитатель 1: Москва – древний и прекрасный город! (Слайд №12). Московский Кремль – древнейшая часть столицы. Он расположен на левом берегу Москвы-реки. Изначально Кремль был деревянный. (Слайд №13). В те времена часто случались пожары. После очередного пожара его стали восстанавливать и строили уже из камня. (Слайд №14). Стены и башни из белого камня более 100 лет выдерживали атаки врагов, выстаивали перед пожарами, и лишь 500 лет назад на Боровицком холме был возведён тот Кремль, который мы можем видеть сегодня (Слайд №15). Стены Кремля сложены из красного кирпича, верх стен украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста (Слайд №16).
Воспитатель 2: - А сейчас вы увидите Спасскую башню Кремля (Слайд № 17). В башне расположены главные ворота Кремля — Спасские. В верхней части башни расположены главные часы государства - это Куранты (Слайд № 18). Послушаем бой Курантов.
Звучит бой курантов (3)
Продолжим: - У стен Кремля расположилась Красная (красивая) площадь. (Слайд №19). На ней проходят парады, концерты, всевозможные фестивали.
Там стоит самый необычный храм Москвы – (Слайд №20) это Покровский собор (храм Василия Блаженного). Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, России.
- На территории Кремля можно увидеть Царь-пушку и Царь-колокол (Слайд №21). Они так названы из-за огромных размеров.
Воспитатель 1: А теперь немного передохнем.
Звучит «Вальс победы» (4)
Предлагаю поиграть старшей и подготовительной группе. Игра называется: «Строим и собираем Спасскую башню». Ребята старшей группы собирают разрезные картинки «Спасской башни», а дети подготовительной группы – из строительного материала ее строят. Затем команда подготовительной группы собирает правильно слово: МОСКВА.
- А сейчас мы проверим, знаете ли вы пословицы о Москве.
Говорят в Москве, а слушают по всей стране!
Из Москвы, как с большой горы, всё видно!
Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал!
Москва, что гранит, никто Москву не победит!
Воспитатель 2: Но москвичи и гости столицы могут полюбоваться не только древними строениями. Они могут попасть в гости к животным.
- Как вы думаете, куда мы отправляемся? Правильно, в зоопарк. (Слайд № 22) Московский зоопарк – это целый городок, в котором собрались по соседству звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся из разных мест нашей земли. Здесь разводят редких животных, изучают их поведение.
Выполним динамическую паузу:
- А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками)
И отправились в дорожку, (шаги на месте или по кругу)
- Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, «фонарики»)
И похлопайте немножко
Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотрите (делаем любое движение)
Точно всё вы повторите.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)
Раз-два-три, раз-два-три.
Молодцы!
Воспитатель 1: - Куклы – одна из любимейших детских забав во все времена. Где мы можем посмотреть кукольные представления? (Слайд № 23). Конечно же в Государственном академическом Центральном театре кукол им. С.В. Образцова.
Воспитатель 2: Наверняка вы, ребята, со своими родителями не раз бывали на представлении в цирке. (Слайд №24). В Москве есть два больших цирка: - Большой Московский Государственный цирк на Вернадского, а также Московский цирк Юрия Никулина на Цветном Бульваре (Слайд №25).
- Ну а сейчас мы подведем итог нашего занятия. Я загадаю вам загадки, а вы вспомните и отгадайте:
Здесь твое сердце Русская земля,
У древних стен великого Кремля.
Всем городам российским ты глава,
Столица наша славная (Москва)
В Москве на Красной площади
Крепость возвышается,
С башнями красивыми
-Как она называется? (Кремль)
А на башне со звездой,
Каждый час мы слышим бой.
Часы огромные время отбивают,
Как их люди называют? (Куранты)
- Молодцы ребята, вы отлично справились!
(Слайд №26)
Костычев Елизар: Ну-ка снимем шапки, братцы,
Да поклонимся Кремлю:
Это он помог собраться городам в одну семью!
Карпова Маша: Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
Но преданья старины забывать мы не должны!
(Слайд №27)
Щучкина Маша: Ах, Россия, родная Россия!
В твоём имени нежность берёз,
И народная мудрость, и сила,
В сверкании утренних рос.
Воспитатель 1: Москва - великий город,
Столица всех столиц.
Гудят над ней моторы
Могучих наших птиц.
Огни кремлевских башен,
Как солнце, всем видны.
Москва, ты слава наша,
Ты сердце всей страны!
Воспитатель 2: Москва шумит и строит
С утра и до утра,
Она красивей втрое
Сегодня, чем вчера.
И днем, и на рассвете,
И ночью голубой
Москва над миром светит
Рубиновой звездой.
(Слайд №28)
Исполняется песня «Моя Россия» (5).
Спасибо за внимание.
Ирина Савицкая - "Моя Россия" Музыка: Челноков В.А.
Слова: Ахмадиев М.Х.
Я за Родину-мать, за Россию молюсь.
Я своею великой страною горжусь.
Потому, что мы здесь рождены и живём.
Это-наша земля, это-наш отчий дом.
Не сгибалась ты Русь, поднималась опять.
Несмотря ни на что, продолжаешь стоять.
Те, кто злобой кипит, никогда не поймут,
Что за люди у нас, тут, в России живут.
Припев
Ты живи, моя Россия!
Славься русская земля!
Краше нет под небом синим!
Это-Родина моя!
Мы добьёмся всего, если вмести пойдём.
Мы, уж, песню свою, видит бог, допоём.
Наш высокий порыв никому не сломить.
А иначе, зачем на земле этой жить.
Ты вокруг оглянись, на леса, на поля.
Нам с тобою хранить надо эти края.
Пусть берёзы шумят и ромашки цветут,
Пусть на нашей земле наши дети растут.
|