Главная страница

Роль мотивации в работе с одарёнными детьми


Скачать 43.06 Kb.
Название Роль мотивации в работе с одарёнными детьми
Дата 06.03.2016
Размер 43.06 Kb.
Тип Документы

Роль мотивации в работе с одарёнными детьми.

Денчик А. С.

г. Горно-Алтайск

anna-magnus777@yandex.ru
Современный мир отличается большим потоком информации. И не всегда интересные школьникам факты являются полезными. Зачастую бесполезные занятия кажутся им привлекательнее, чем учёба в школе. Такая тенденция не способствует эффективной работе с одарёнными детьми. Для достижения высоких результатов по предмету важно сформировать у обучающихся устойчивую внутреннюю мотивацию. Перед каждым педагогом стоит задача перевести учащихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному.

Мотивация – это сложный, многоуровневый регулятор поведения и деятельности человека. При работе с одарёнными детьми важно делать акцент именно на внутреннюю мотивацию, поскольку она направлена на содержание учебного процесса и обладает высокой побудительной силой. В каждом возрасте следует опираться на разные мотивы обучающихся. На младшей ступени – это познавательные мотивы (интерес к новым знаниям, фактам, учебным умения и навыкам), на средней ступени – позиционные мотивы (стремление занять свою позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет), на старшей ступени – социальные мотивы (место в обществе, профессия, семья).

Приёмы, способствующие формированию мотивации, разнообразны. Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, в том числе:

- включение в коллективные формы деятельности,

- привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки.

- сотрудничество ученика и учителя,

- поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы,

- занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыт).

Развитию мотивационной и познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителями при обучении. К информационным методам обучения можно отнести демонстрацию, экспертизу, сообщение, видео-показ, инструктаж, анализ различных носителей информации, экскурсии, интервью. Операционные методы – работа с учебниками, опорные схемы, технологические карточки, тренинги, программирование обучения, эксперименты, самостоятельная работа – активизирует учащихся на уроках разных предметов. Применяются различные творческие формы обучения, проектирование и исследование.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО педагоги должны обладать высоко развитой компетентностью в области мотивирования обучающихся. Уровень развития этой компетентности определяется на основе следующих критериев:

  1. демонстрация учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят на практике;

  2. демонстрация знаний приёмов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока;

  3. использование знаний об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы;

  4. планирование использования различных заданий так, чтобы ученики почувствовали свой успех;

  5. предоставление возможности учащимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы.

Таким образом, можно сказать, что в современной школе мотивация является неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми. Учебный процесс не может проходить без искреннего интереса и желания обучающегося. Поэтому педагогам необходимо постоянно совершенствовать методы и находить всё новые приёмы вовлечения школьников в изучение предмета. Большое внимание необходимо уделять психологической атмосфере в классе, использовать авторитет учителя не для подавления, а для заимствования этой силы для решения своих проблем, достижения целей. Оценивая, указывать на положительные моменты. За ошибки не отчитывать одного отдельного ученика, а обобщать наиболее распространённые неверные моменты и разбирать их вместе с классом. Важно создавать для одарённых детей ситуацию успеха, чтобы поддерживать их талант и развивать. Наряду с традиционными формами работы, надо больше использовать необычные уроки в своей педагогической деятельности: уроки-конкурсы, уроки-КВН, уроки-эстафеты знаний, уроки-праздники, уроки-путешествия, уроки-телемосты, уроки-заседания, уроки-концерт.

Использование ИКТ и интернета также положительно повлияет на интерес школьников. Они отличаются своей доступностью и особенно актуальностью. Всё новое привлекает внимание, поэтому можно использовать разную расстановку парт в классе, проводить уроки на свежем воздухе, в актовом или спортивном зале. Можно объединять группы, проводить внеклассные мероприятия на параллели, приглашать старшеклассников в среднее и младшее звено на уроки, чтобы одарённые дети стремились узнать больше и видели перспективу своей деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Аракелян О. А. Роль мотивации в поддержке интереса к изучению иностранных языков на разных ступенях обучения. // Проблемы обучения иностранному языку на старшей ступени полной средней школы: сборник научных статей и методических материалов. - Горно-Алтайск, 2007.

  2. Бондаренко О. В. Повышение учебной мотивации учащихся. // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). №2, - М., 2012.

  3. Давиденко Н. В., Комарова Л. А. Формирование мотивов обучения – главная задача педагога. // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). №2, - М., 2012.

  4. Куприна Я. В. Развитие личности – смысл и цель современного образования. Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). №3, - М., 2012.

  5. Питикина Е. Ю. Мотивация младших школьников к учению. // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). №6, - М., 2012.

  6. Поездник Л. М. Педагогическая работа с детьми, имеющими пониженную мотивацию к обучению, на уроках химии. // Мастер-класс (приложение к журналу «Методист»). №2, - М., 2012.

  7. Решетникова З. Б. Как я поддерживаю интерес школьников к английскому языку. // Иностранные языки в школе. №2, - М., 2003.

  8. Самарова О. Девять рекомендаций для достижения педагогического благополучия. // Иностранные языки. №5, «Просвещение», - М, 2012.